Научная статья на тему 'Роль тренинга в формировании познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства'

Роль тренинга в формировании познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комелина В. А., Лаврентьев С. Ю.

Современные условия модернизации системы высшей профессиональной школы предъявляют новые требования к познавательной активности и интеллектуальным потребностям будущих специалистов, качеству образования. В концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования – это «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль тренинга в формировании познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства»

консультации остаются главными функциями учителя, да и подготовительная работа требует больших временных затрат, но это компенсируется тем, что позволяет заинтересовать и увлечь ребят. Ученик на таких уроках не пассивный слушатель, а человек, который постигает и осваивает новое.

На протяжении пяти лет наша школа изучала и апробировала эту методику. Практика показала, что максимальный эффект обучения достигается при разумном чередовании различных технологий: так оптимально использовать 10-15 % модульных уроков от общего числа предусмотренных программой. Диагностика и анкетирование учащихся наглядно показали преимущество такого учебного процесса.

Модульная система значительно экономит учебное время, не допускает перегрузки учащихся, их утомляемости, сохраняет их силы и здоровье.

За этой технологией будущее образования, так как она предоставляет возможность решить задачу уровневой дифференциации, способствует осознанному подходу учащихся к обучению, дает возможность сориентироваться в предложенном материале и выбрать уровень по своим знаниям, а так же формирует стремление к освоению более сложного материала.

Список литературы:

1. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: монография / Под ред. П.И. Третьякова - М.: Новая школа, 2001.

2. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе: теория и практика; новые технологии. - Издательство Скрипторий, 2003, 2004.

3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - СПБ.: Издательство Каро, 2006.

РОЛЬ ТРЕНИНГА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© Комелина В.А.*, Лаврентьев С.Ю.*

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Современные условия модернизации системы высшей профессиональной школы предъявляют новые требования к познавательной активности и интеллектуальным потребностям будущих специалистов, качеству образования.

* Профессор кафедры Теории и методики технологии и профессионального образования, доктор педагогических наук, профессор.

* Старший преподаватель кафедры Теории и методики технологии и профессионального образования.

В концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования - это «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности [2].

Постоянно растущий спрос на самостоятельных, профессионально мобильных, готовых к непрерывному поиску, целеустремлённых специалистов делает особо значимой проблему подготовки студентов к активной познавательной деятельности в области педагогики, технологии, экономики и других наук. Профессиональная подготовка будущих педагогов соответствующего уровня и профиля выдвигает ряд актуальных задач современного образования, направленных на диагностику и формирование познавательных способностей студентов с целью оказания им помощи в профессиональном становлении и интеллектуальном саморазвитии.

Подробное изучение работ П.Б. Зубачека, М.И. Мелиховой, Т.В. Ми-хайленко, Э.Д. Новожилова, В.М. Распопова, Е.В. Романова, И.А. Сасова, В.Д. Симоненко, С.Д. Чуркина и др., а также анализ результатов проведенной опытно экспериментальной работы позволяет нам установить, что существующая система организации работы со студентами вуза не в полной мере соответствует требованиям современного общества к подготовке специалистов в силу используемых методов и форм подготовки, отчуждающих студентов, в том числе будущих учителей технологии и предпринимательства от возможности влияния на содержание, темп, качество своего образования.

Анализ публикаций и опыта работы высших учебных заведений по исследуемой проблеме демонстрирует ряд противоречий: между обобщенными результатами, выраженными в научных знаниях, и вопросами освоения будущими педагогами учебной познавательной деятельности, способов и средств ее осуществления, а также внедрением методов активного обучения, способствующих модернизации высшего профессионального образования и т.д.

Следовательно, высшие учебные заведения при изначально имеющемся потенциале, в полной мере не готовы к осуществлению поставленной обществом задачи обучения и воспитания педагога инновационного типа. Одним из путей решения обозначенной проблемы необходимы инновационные формы организации познавательной активности, самостоятельности и профессиональной мобильности будущих дипломированных специалистов, обеспечивающие реализацию данных форм, что в свою очередь требует их теоретической и практической разработки. По мнению российских и зарубежных ученых (А.П. Панфиловой, Л.А. Петровской, Т.С. Паниной, К. Роджерса, А.П. Ситникова, М. Форверга и др.), одной из таких форм являются тренинги.

Психологический тренинг в педагогическом энциклопедическом словаре трактуется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении» [4].

Ситников А.П. дает такое определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антрапотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделирования различных игровых ситуаций...» [5].

Как показывает опыт ведущих психологов и педагогов, для подавляющего большинства тренинговых групп характерно соблюдение некоторых общих правил [3]:

- активность. Поскольку тренинг относится к интерактивным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем тренинге, является обязательной;

- принцип «Я». Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных чувств и переживаний;

- «здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в конкретный момент, чувства и мысли, проявляющиеся в этот момент;

- искренность и открытость. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует участников, чем более искренним будет изъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом;

- конфиденциальность. Все, о чем говориться в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

Применение тренинга эффективно при соблюдении вышеперечисленных правил и может осуществляться в течение всего периода обучения и направлено на повышение уровня познавательной активности и самостоятельности будущих специалистов.

На первых курсах обучения участие студентов специальности «технология и предпринимательство» на занятиях социально-психологического тренинга способствует успешной реализации задач по практическому применению знаний, умений и навыков профессионально-педагогического взаимодействия ме^ду его участниками; открытие, усвоение и демонстрация реальных профессиональных ситуаций, индивидуального стиля познавательной активности и самостоятельности.

Социально-психологический тренинг способствует процессу адаптации первокурсников в вузе за счет создания позитивной рабочей атмосфе-

ры, готовности к активной познавательной деятельности. Это особенно важно, так как многие методики активного обучения, используемые нами в тренинге, предполагают публичную презентацию, выполнения конкретных профессиональных действий, в том числе и перед аудиторией.

Вовлечение всех участников социально-психологического тренинга в атмосферу деловой игры позволяет создать благоприятную обстановку для детального изучения возможных ситуаций профессионального взаимодействия будущих специалистов в условиях активного поиска, апробации и внедрения в педагогическую практику коллективно и индивидуально принятых решений, действий и поступков. Реализация проводимого социально-психологического тренинга обусловлена созданием особой активной учебно-познавательной среды, обеспечивающей понимание студентами того, какие персональные и групповые профессионально-педагогические события «обыгрываются» в ходе межличностной и внутригрупповой коммуникации, формированием практических умений, необходимых в повседневной профессиональной деятельности будущих педагогов.

На старших курсах обучения для интенсификации процесса формирования креативного уровня познавательной активности у будущих учителей технологии и предпринимательства в ходе изучения спецкурса «Основы организации самостоятельной работы студентов» применяется методика коммуникативного тренинга, который является составной частью социально-психологического тренинга.

Данная методика строится на формировании действий, ориентированных в процессе изучения темы, на создание проблемной ситуации, выделении противоречий, формулировки проблемы, постановки творческих задач, организации деятельности по их решению. В ходе коммуникативного тренинга студенты выполняют различные упражнения, направленные на формирование познавательной активности и самостоятельности, в том числе посредством развития навыков активного слушания, коммуникативных навыков и навыков понимания собеседника.

В отличие от лекционно-практических занятий традиционного типа, в процессе коммуникативного тренинга, основанного на личностно-ориен-тированном подходе к обучению, у студентов экспериментальной группы отмечается формирование продуктивных способов и приемов активного познавательного взаимодействия. Положительная динамика проявления высокого уровня познавательной деятельности студентов экспериментальной группы определяется также тем, что коммуникативный тренинг, будучи построенным на моделировании реальных профессиональных ситуаций, требует от будущих педагогов активной включенности в процесс общения и мобилизации интеллектуального и аналитического потенциала.

Наше исследование доказывает целесообразность введения социально-психологического тренинга последовательно на всех курсах обучения,

специальности «Технология и предпринимательство» в том числе на занятиях по экономическим дисциплинам.

Условно процесс формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства разбит на три этапа.

Первый этап формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства мы увязываем непосредственно с обретением умений и навыков формированием конкретных знаний и представлений об особенностях познавательной деятельности. Данный этап охватывает 1-2-й год обучения будущих учителей технологии и предпринимательства. Вместе с тем, у студентов 1-2-го курсов ведется работа по формированию эмоционально-положительного отношения к познавательной деятельности, занимать активную позицию в овладении способами и приемами познавательной деятельности, устойчивой потребности в знаниях, как мотива к познавательной деятельности.

На втором этапе формирования познавательной активности, учащихся 3-го года обучения занимаются выполнением задач учебно-практического характера. Этот этап характеризуется обучением студентов решать учебно-практические ситуации, возникающие в реальной профессиональной деятельности будущих педагогов. Используя различные методики активизации познавательной деятельности, предусматривается вовлечение будущих стециалистов в практические ситуации, возникающие в реальной профессиональной деятельности, но не решаемые на основании применения, традиционных технологий организации образовательного процесса.

Ориентация на будущую профессиональную деятельность студента специальности «Технология и предпринимательство» и формирование его познавательной активности на заключительном этапе, охватывающий 4-й год обучения, строится на основе уже сформированных на предыдущих этапах обучения умений и личностных качеств будущих педагогов. Особенность заключительного этапа формирования познавательной активности в котором преобладает учебно-профессиональная деятельность, заключается в выполнении учебных задач носящих характер профессиональной деятельности будущих специалистов, формы подготовки были приближены к видам будущей деятельности, носят профессионально выраженную основу.

Таким образом, в ходе тренинговых занятий по формированию познавательной активности, будущие учителя технологии и предпринимательства успешно решают как типичные учебно-профессиональные задачи, так и осуществляют анализ нестандартных ситуаций, которые отличаются моментами новизны и не вписываются в рамки ранее усвоенных знаний, умений, навыков и требуют от будущих педагогов подбора оптимальных путей решения проблем, выработки эффективного сценария профессионального взаимодействия.

Список литературы:

1. Горяинова И. А. Формирование познавательной деятельности студентов с использованием методов активного обучения в высшем учебном заведении: дис... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.А. Горяинова. - М., 2005. - 208 с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 14. - С. 3-31.

3. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова / Под ред. Т.С. Паниной. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

5. Ситников, А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психология. - М., 2002.

ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

© Лебедева И.В.*

Карельская государственная педагогическая академия, г. Петрозаводск

В данном исследовании рассматриваются ключевые преимущества использования технологии дистанционной поддержки повышения квалификации. Определяются основные положительные резуньтаты, которые являются характерными при организации получения образования в пост дипломный период с помощью информационно-коммуникационных средств. Представлен мониторинг резугьтатов, полученных в процессе дистанционной поддержки повышения квалификации учите-лейв 2009-2010 гг. в Республике Карелия.

Развитие информационно-коммуникационных технологий значительным образом оказывает влияние на организацию образовательных процессов на всех ступенях обучения, открывая новые перспективы для получения дополнительных знаний, умений и навыков и расширяя возможности использования альтернативных образовательных методов. В последнее время активно развивается сфера обучения взрослых, в которой особенно актуальными становятся дистанционные технологии, а также способы доставки обучения с помощью компьютерных и сетевых средств.

* Ассистент кафедры Иностранных языков, аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.