Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной компетентности педагога физической культуры на основе рефлексивного обучения'

Развитие коммуникативной компетентности педагога физической культуры на основе рефлексивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
811
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найн Александр Альбертович, Тихонова Татьяна Юрьевна

Новые информационные технологии позволяют применять скрытые возможности для реализации модели учебного процесса при использовании рефлексивных учебно-познавательных педагогических приемов. Показана деятельность педагога физической культуры, которая зависит от уровня развития профессиональных компетентностей. Приведены различные виды тренингов: деловой, ролевой, сенситивный и перцептивный, способствующие развитию коммуникативной компетентности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Найн Александр Альбертович, Тихонова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной компетентности педагога физической культуры на основе рефлексивного обучения»

УДК 378.14

Найн Александр Альбертович

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью Уральского государственного университета физической культуры, anain@yandex.ru, Челябинск

Тихонова Татьяна Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Уральского государственного университета физической культуры, tanyshau@mail. т, Челябинск

развитие коммуникативной компетентности педагога ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИя

Новые информационные технологии позволяют применять скрытые возможности для реализации модели учебного процесса при использовании рефлексивных учебно-познавательных педагогических приемов. Показана деятельность педагога физической культуры, которая зависит от уровня развития профессиональных компетентностей. Приведены различные виды тренингов: деловой, ролевой, сенситивный и перцептивный, способствующие развитию коммуникативной компетентности педагогов.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность; рефлексия; образовательный процесс; социально-психологический тренинг.

Nam Alexander Albertovich

Doctor ofpedagogical sciences, the professor managing chair of advertizing and public relations of the Ural state university of physical training, anain@yandex.ru, Chelyabinsk

Tikhonovа Tatyana Jurevna

Candidate ofpedagogical sciences, the senior lecturer of chair of advertizing and public relations of the Ural state university of physical training, tanyshau@mail.ru, Chelyabinsk

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE TEACHER PHYSICAL TRAINING ON THE BASIS REFLECTIVE TRAINING

New information technology allows to apply the latent possibilities to realization of model of educational process at use of reflective uchebno-informative pedagogical receptions. Activity of the teacher of physical training which depends on a level of development professional competence is shown. Various kinds of trainings are resulted: business, role, sensitive and perception, promoting development of communicative competence of teachers.

Keywords: communicative competence; a reflection; educational process; socially-psychological training.

Изменение социально-политических и граждан, эффективность экономики, усиле-

экономических ориентиров современного ние позиций государства на мировой арене.

общества привели к выдвижению новых Ведущие направления развития российского

требований, предъявляемых обществом к образования определены Концепцией долго-

выпускнику образовательного учреждения, срочного социально-экономического разви-

к уровню его подготовленности. Стратегия тия РФ на период до 2020 г., Федеральной

современной профессиональной подготовки целевой программой развития образования

должна быть направлена на становление ду- на 2011-2015 годы, положениями приори-

ховно развитой культурной личности, обла- тетного национального проекта «Образодающей целостным, гуманистическим ми- вание» и Национальной образовательной

роотношением. Образование в современных инициативы «Наша новая школа». Данные

условиях призвано обеспечить успешность направления стимулируют системные из-

менения в сфере образования, которые способствуют становлению гражданского общества и социально-экономического развития страны. Все это обусловливает инновационную деятельность образовательных учреждений и педагогов, которая требует не только эффективного представления результатов образовательной практики, но и педагогического обоснования целесообразности используемых моделей управления, обучения и воспитания. При этом, именно рефлексивное обучение, как отмечает М. В. Ивашина, способствует взаимопониманию между людьми, их сплочению в малых и больших группах, осознанию национально-этнического, профессионального и любого другого своеобразия каждого человека [11, с. 92]. В современном мире всё это приобретает особую общественную ценность. Рефлексия является одним из условий гармонизации социального творчества в сферах экономики, политики, культуры, педагогики и других, жизненно значимых сферах бытия современного человека. Вот почему так важно в целях развития коммуникативной компетентности обучать основам формирования рефлексивных умений уже на студенческой скамье [1; 3; 8].

Рефлексивные процессы буквально пронизывают всю профессиональную деятельность педагога. Они, по мнению О. А. Тимо-хина, проявляются в процессе [4, с. 21]:

а) проектирования деятельности студентов;

б) практического взаимодействия педагога с обучающимися;

в) самоанализа и самооценки преподавателем вуза собственной деятельности.

В условиях совместной познавательной деятельности преподавателя и студентов и возникает познавательная рефлексия. Она необходима для того, чтобы согласовать и оптимизировать процесс совместной учёбы, научно-исследовательской работы, решения изобретательской задачи. Навыки познавательной рефлексии дают возможность рассматривать учебную задачу со стороны других членов группы, оценить свою позицию с иной точки зрения. Это в равной мере относится к педагогам и студентам, так как их слаженная учебная работа предполагает умение рефлексировать, осознавать и обсуждать деятельность других как свою собственную и наоборот.

Большая советская энциклопедия трактует компетентность как некое подтвержденное право принадлежности к определенной профессиональной группе работников, признаваемое со стороны социальной системы в целом и представителями не только конкретной профессиональной группы, но и других социальных и профессиональных групп. На сегодняшний день в пси-холого-педагогической науке нет единого мнения в трактовке понятия «коммуникативная компетентность». Разные исследователи подходят с разных позиций к определению данного понятия. Большинство авторов (В. А. Беликов, А. А. Бодалев, М. В. Козин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, Н. Я. Сайгушев, Л. В. Са-мохина и др.) рассматривают коммуникативная компетентность как сложное комплексное явление.

Так, например, Т. В. Митина понятие коммуникативная компетентности связывает с определенной областью деятельности педагога. Она считает коммуникативно-педагогическую компетентность специальной способностью превращать свой предмет в средство формирования личности, способностью структурировать научные и практические знания. При этом выделяет следующие элементы этой компетентности: специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины; методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у обучающихся; социально-психологическая компетентность в области процессов общения [10, с. 23].

М. Т. Шевчук рассматривает понятие «компетентность» в тесной взаимосвязи с понятием «квалификация» [12, с. 21]. Он определяет компетентность как интегральную профессионально-личностную характеристику, которая определяется готовностью и способностью выполнять коммуникативно-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами. В связи с этим коммуникативная компетентность может служить показателем уровня квалификации педагога.

В. В. Соколова подходит к определению коммуникативной компетентности работающих в системе «человек-человек», в част-

ности учителей, как многофакторному анализируемому явлению. Автор подчеркивает, что коммуникативная компетентность определяется не только профессиональными базовыми (научными знаниями и умениями), но и ценностными ориентациями специалиста, интегративными показателями его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе, к своей деятельности, к смежным областям знания), способностью к развитию своего творческого потенциала [8, с. 73].

Г. П. Максимова в своей кандидатской диссертации, обобщив результаты теоретических и практических исследований различных ученых, приводит следующее определение коммуникативной компетентности - это интегративное качество личности учителя, определяющее развитие потребностно-мотивационной, операционально-технической сторон личности педагога и его самосознания, обеспечивающее сознательное решение профессиональных задач в интересах ребенка, общества и государства [6, с. 73-74].

Появление в образовании новых информационных технологий, использующих компьютерную и видеотехнику, средства коммуникаций, позволяет использовать новые возможности для реализации модели учебного процесса при использовании рефлексивных познавательных возможностей. Оперативная организация проблемно ориентированных баз знаний на основе реализации структурно-функциональных предметных и межпредметных связей, возможности моделирования процессов становится в этом случае надежным источником для повышения уровня познавательной деятельности студентов физкультурного вуза.

Управление учебно-исследовательской деятельностью основанное на использовании рефлексивных возможностей студентов, относится к категории управления сложными системами: сообщение студенту необходимых и достаточных сведений о приемах и средствах овладения техникой рефлексии и межличностного общения;

практическое овладение навыками и приемами рефлексивной деятельности;

учебно-исследовательскую работу студентов по освоению приемов и навыков рефлексивной деятельности и межличностного общения.

Традиционный подход к управлению сложными системами основывается на представлении, согласно которому результат внешнего управляющего воздействия есть однозначное и линейное, предсказуемое следствие приложенный усилий, что соответствует схеме: управляющее воздействие - желаемый результат. Чем больше вкладывается энергии, тем больше, будто бы и отдача [3, с. 29]. Однако на практике многие усилия оказываются тщетными, если им противопоставляется отсутствие потребности и мотиваций студентов к эффективному сотрудничеству с педагогом (соучастие в творческом процессе).

Анализ предметного содержания творческой деятельности показывает, что ее основу составляют потребности, порождающие мотивации. Целостная творческая деятельность соотносится с понятиями потребностей - мотивов; действие - с понятием цели, операция - с понятием условий; с понятием задачи соотносится связь данного действия с реализующими его конкретными операциями. Процессы возникновения самих потребностей и их превращение в мотивы (процесс «опредмечивание потребностей») - особенно ответственный момент деятельности, т. к. с появлением мотивов его деятельность получает четкую направленность. Далее, необходимо выделить и изучить механизмы самого целеполагания, процессы определения субъектом системы целей и постановки ряда задач. Процессы их решения состоят в выборе и построении действий и операций, адекватных целям и условиям.

Анализ деятельности состоит в том, чтобы установить комплекс психических функций (способностей), участвующих в реализации предметного содержания деятельности. Так, в процессе превращения потребностей в мотивы решающую роль играют практические действия со всеми обеспечивающими их сенсомоторными, перцептивными, интеллектуальными (наглядно-образными) и эмоциональными функциями. При реализации деятельности единицы её предметного содержания меняют свои функции: цель может стать мотивом, действие - операцией. Поэтому важно различать исходную и превращенные формы данного вида деятельности. Понимание общей структуры деятельности и процессов её реализации важно для

решения конкретных вопросов овладения техникой рефлексии ибо осознание мотивов к деятельности - это только первый, чрезвычайно важный этап приобщения к освоению техники, но не определяющий конечных результатов рефлексивного совершенствования выпускника вуза физической культуры.

Творческий характер педагогических приемов стимулирования рефлексивных функций обучающихся, как педагогическое условие рефлексивного управления учебноисследовательской деятельностью студентов физкультурного вуза предполагает формирование у студентов высокой культуры мышления - мышления понятиями, абстракциями, управление мыслительными конструкциями, сложившимися в процессе рефлексивного познания действительности. Учебный процесс в высшей школе охватывает мышление во всей его широте и глубине, рассматривает его как активный процесс отражения объективной реальности в обобщениях. Это целенаправленная деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации. Мышление - обобщенное и опосредованное отражение действительности, в процессе которого мысль человека углубляется в её суть, открывая закономерности. Именно направленное мышление и сформированная коммуникативная компетентность являются теми составляющими, которые определяют процесс исследования и научного обобщения в высшей школе.

Профессиональная деятельность педагога физической культуры зависит как от индивидуальных особенностей личности, так и от уровня развития профессиональных компетентностей, которые мы рассматриваем как своеобразную готовность преподавателя и его способность грамотно решать профессиональные задачи. Выявленные зависимости позволили выделить особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры, которые обусловлены целевыми установками предмета «Физическая культура» и ее содержанием.

Исходя из этих направлений профессиональной деятельности, в рамках компетент-ностного подхода раскрывается своеобразие содержания специально-профессиональных компетентностей учителя физической культуры: когнитивной, здоровьеформирующей,

коммуникативной, предметно-инструментальной, и креативной.

Когнитивная компетентность характеризуется знанием основ физического развития ребенка, физических качеств, двигательных навыков и умений, специфичности антропометрических характеристик, сенситивных периодов, влияния физических упражнений на организм, методики формирования физической культуры личности, здорового образа жизни, закаливания организма, гармоничного развития личности школьника.

Предметно-инструментальная компетентность, с одной стороны, отличается знанием психологии ребенка, принципов гуманной педагогики, природосообразности, сознательности и активности, развития личности в деятельности. С другой, проявляется в выборе научно обоснованных методов и технологий физического развития на основе знаний физкультурно-спортивной, оздоровительно-реактивной, управленческой, воспитательной деятельности, умения выделить цель, обозначить содержание, обосновать формы и методы овладения педагогической рефлексией.

Здоровьеформирующая компетентность проявляется в конструктивных умениях учителя физической культуры создать комфортную образовательную среду: методически грамотная система предупреждения отклонений от здорового образа жизни, коррекционная педагогика личностного развития, индивидуальный подход с учетом физического, умственного и психического развития ученика.

Коммуникативная компетентность учителя физической культуры отличается не только грамотностью (литературной, педагогической и т. д.) общения, но в большей мере быстрой реактивностью, владением невербальными способами взаимодействия, когда личный пример становится основным методом убеждения.

Креативная компетентность учителя физической культуры выражается в творческом мышлении и моторно-творческом самовыражении, которое характеризует способность находить и принимать множество вариантов при решении проблемы; способность без особых усилий переходить от одной проблемы к другой, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения; принятие нестандартных, непривычных, неординарных решений.

Именно уровень сформированности коммуникативных компетентностей, опосредованных стилевой направленностью будущего учителя определяет продуктивность его педагогической деятельности. При этом стиль профессиональной деятельности учителя физической культуры обусловлен индивидуальными особенностями личности, уровнем развития компетентностей и спецификой урока физической культуры. В этом аспекте коммуникативная компетентность является основополагающей в формировании стиля профессиональной деятельности.

Коммуникативная компетентность педагога физической культуры не возможна без постоянного осмысления, анализа своей педагогической деятельности, поступков, поведения. Осознание, критический анализ и определение путей конструктивного совершенствования своей деятельности осуществляется на основе педагогической рефлексии.

Важнейшими компонентами социально-психологического блока коммуникативной компетентности педагога физической культуры являются умения использовать психологические средств: вербальные, невербальные, проксемические, механизмы коммуникативного воздействия.

Как показало наше исследование, большинство молодых выпускников физкультурных вузов, пришедших в школу, на тренерскую деятельность, испытывают проблемы в общении с детьми, трудности с родителями и др. Одна из причин этого в том, что молодой специалист не овладел умениями и навыками эффективного общения. Существенную помощь в формировании коммуникативных умений и навыков может оказать социальнопсихологический тренинг [3; 9].

Под социально-психологическим тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей коррекции. Социально-психологический тренинг - это активная форма социально-психологической подготовки к общению. По мнению ряда исследователей, социально-психологический тренинг педагога призван решать следующие задачи: формирование активной позиции студентов в коммуникации, представлений о себе как субъекте коммуникативной деятельности; обогащение запаса социально-психологи-

ческих и психических знаний о культуре коммуникации, знаний об этикете; развитие у студентов диалогического мышления; совершенствование социальных навыков коммуникации; развитие и совершенствование культуры использования рефлексии и эмпатии будущим педагогам; развитие способностей совершенствования собственной коммуникативной культуры [5, с. 67-70].

Основной целью социально-психологического тренинга является совершенствование коммуникативных качеств. К таким качествам относятся: способность к эмпати-ческому сопереживанию, умение слушать, убеждать, осознавать свои социальные роли и формировать желаемые модели поведения.

Опыт собственной педагогической деятельности позволяет сделать вывод о том, что развитию коммуникативной компетентности будущих учителей физической культуры способствуют различные виды тренингов: тренинг деловой, ролевой, сенситивный, перцептивный.

Организация социально-психологического тренинга коммуникативной компетентности будущего специалиста физического воспитания должна подчиняться основным принципам тренинга общения: коммуникация по принципу «здесь и теперь»; субъектная позиция; персонификация высказываний; акцентирование языка чувств; активность, доверительность в общении; конфиденциальность, добровольное участие; диалогизм взаимодействия; самодиагностика. Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы.

Каждый участник выполняет упражнение самостоятельно, сам изучает себя и других участников тренинга, корректирует свои знания, умения, поведение, качества, характерные для коммуникативной культуры.

Развитию коммуникативной компетентности студентов способствуют следующие социально-психологические тренинги, адаптированные в нашей опытно-экспериментальной работе:

• эмпатия как важный компонент коммуникативной компетентности специалиста физического воспитания;

• этикетные навыки коммуникации, их развитие;

• невербальные средства коммуникации, совершенствование навыков их использования;

• вербальные средства коммуникации. Их совершенствование.

Каждое занятие начинается с определенного ритуала. Далее идет основная часть -4-5 упражнений, одно из которых направлено на психологическую разминку, а другие на осознание сильных и слабых сторон собственной коммуникативной культуры; на гармонизацию сильных и слабых сторон собственной коммуникативной культуры или одного из ее элементов; упражнения на овладение коммуникативной культурой или отдельных ее элементов. В конце занятия осуществляется анализ, (рефлексия) того, что происходило во время упражнений в форме обсуждения чувств и переживаний участников группы. Завершается тренинг проведением заключительного анкетирования и сообщением домашнего задания.

Практика показывает, что невозможность усвоения и накопления неограниченного количества знаний должна быть компенсирована высоким уровнем интеллектуального развития. Поэтому интенсификация рефлексивной учебно-познавательной деятельности обеспечивает непрерывное развитие интеллекта обучаемого.

Для создания реальных предпосылок перехода от предметного, репродуктивного познания к рефлексивному необходимо:

возбуждать, актуализировать, вновь формировать у обучающихся интерес к учебному предмету вообще и к данной конкретной задаче;

обеспечивать наличие у каждого обучающегося достаточной общей и специальной подготовки, чтобы он мог самостоятельной «перепрыгнуть барьер неизвестности», самостоятельно найти скрытые резервы рефлексии;

создавать и поддерживать благоприятный общий психологический климат.

Коммуникативная компетентность педагога физической культуры не возможна без постоянного осмысления, анализа своей педагогической деятельности, поступков, поведения. Осознание, критический анализ и определение путей конструктивного совершенствования своей деятельности осуществляется с помощью педагогической рефлексии. Познавательная рефлексия - это необходимое условие того, что субъектом учебно-познавательной деятельности были студент и преподаватель одновременно. Пе-

дагог, способный встать на позиции обучающихся, и студент, способный посмотреть на себя глазами преподавателя. Участники рефлексивного обучения приобретают новый опыт обучения, анализа получаемой информации. У них развиваются такие личностные качества, как практичность, критичность и аналитичность ума, способность к самооценке и самоанализу своей собственной деятельности.

Библиографический список

1. Варким С. Г. Педагогическая рефлексия: какой ей быть? // Учительская газета. - 1994. - 16 окт.

2. Ковришкина Н. С. Развитие у будущих педагогов умения решать проблемные ситуации. -Пермь: Перемена, 1992. - 56 с.

3. Найм А. А. Рефлексия профессиональной деятельности педагога физической культуры: учебное пособие. - Челябинск: ЧелГНОЦ УрО РАО, 2000. - 88 с.

4. Тимохим О. А. Оптимизация познавательной деятельности обучающихся // Специалист. -

1996. - № 3. - С. 14-17.

5. Горячкина Е. В. Тренинг как одна из форм обучения учителя общению // Начальная школа. -

1997. - № 3. - С. 67-70.

6. Максимова Г. П. Коммуникативная культура преподавателя и ее развитие в профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. -Ростов-н/Д., 2000. - 179 с.

7. Рыданова И. И. Основы педагогики общения. - Минск: Беларусская наука, 1998. - 319 с.

8. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. - М.: Просвещение, 1995. - 191 с.

9. Юзеева Т. Ю. Формирование коммуникативной культуры будущего специалиста физического воспитания в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 179 с.

10 Митимима Т. В. Развитие коммуникативной компетентности руководителей муниципальных методических служб // Инновации в образовании. - 2009. - № 3. - С. 21-24.

11. Ивашина М. В. Рефлексия как основа развития профкомпетентности специалистов профессионально-педагогического колледжа // Образование и наука. - 2005. - № 4. - С. 91-93.

12. Шевчук М. Т. Формирование компетентности у студентов гуманитарного цикла (на основе иностранного языка) // Образование, культура, наука. - 2006. - № 1. - С. 20-24.

13. Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Модель формирования научно-познавательной компетентности обучающихся // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 9. - С. 51-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.