Научная статья на тему 'Роль торгово-промышленных палат в совершенствовании инновационного климата'

Роль торгово-промышленных палат в совершенствовании инновационного климата Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль торгово-промышленных палат в совершенствовании инновационного климата»

Влияние условий финансирования учреждений ВПО на формирование _______________________________________________________________________________контингента студентов

S. Концепция скользящего прогноза экономики и финансов системы образования на среднесрочную перспективу (2010-2015 гг.). URL: http://mtcenter.myssb.ru/seminars/files/r2.pdf (дата обращении 03.09.2010).

9. Рябов Л.П.. Сравнительный анализ систем высшего образования России и зарубежных стран: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ им. Н.Э Баумана, 2005.

10. Российский статистический ежегодник. 2010: Статистический сборник. М.: Росстат, 2010.

11. Скоблева Э.И. Экономический механизм модернизации системы высшего профессионального образования в современной России: Автореф.дис. ... докт.эконом.наук. Волгоград, 2011. URL:

http://www.famous-scientists.ru/list/10450 (дата обращения 02.02.2012).

12. Об итогах исполнения федерального бюджета Минобрнауки России как субъекта бюджетного планирования за 2010 год и задачах на 2011 год / URL: http://mon.gov.ru/files/materials/8165/10.12.28-spr.vopr2.pdf (дата обращения 10.01.12).

13. Education at a Glance 2010: OECD Indicators Summary in Russian Взгляд на образование 2010: Индикаторы ОЭСР. Краткое изложение на русском языке URL:

http://www.oecd.org/dataoecd/42/44/45943467.pdf/ (дата обращения 02.11.2011).

УДК 334.788.2 ББК 65.05

РОЛЬ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА

М.Г.Александрова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Важнейшей задачей, стоящей перед нашей страной в настоящее время, является переход от сырьевой и индустриальной экономики к новой - инновационной. Такая экономика основывается на качественно новом технологическом уровне всего народного хозяйства, базируется на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях. Основным фактором роста и эффективности производства в инновационной экономике становятся знания. Общество, основанное на знаниях, называют также постиндустриальным или инновационным. Во всем мире экономическое развитие и переход к постиндустриальному обществу характеризуются возрастающей ролью инноваций.

Существуют различные подходы к определению понятия инновации. Наиболее точное определение инноваций, по мнению автора, дано в п.146 рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Статистического бюро европейских сообществ (Евростат) по сбору и анализу данных по инновациям «Руководство Осло». В нем инновация определена как «введе-

ние в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях» [1]. Необходимыми признаками инновации являются требование новизны (или значительного улучшения) продукта, процесса, метода маркетинга или организации именно для практики данного предприятия, а также требование их внедрения, то есть появление продукта на рынке или реальное использование процесса (или метода) в деятельности предприятия. Инновации являются одним из средств конкурентной борьбы

в рыночной экономике. Их внедрение ведет к снижению себестоимости готовой продукции, к выходу организации на новые рынки, к повышению имиджа производителя новой продукции и притоку инвестиций, что в свою очередь приводит к увеличению доходов предприятия и, как следствие, к увеличению налоговой базы и налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. Любые организационные, финансовые, научные, технологиче-

ские и коммерческие действия, приводящие к внедрению инноваций (либо задуманные с такой целью), являются инновационной деятельностью. Успешная инновационная деятельность неизбежно ведет к экономическому росту страны.

Существует множество факторов непосредственно или опосредованно влияющих на инновационную деятельность. Это факторы внешней и внутренней среды организации, совокупность которых составляет ее инновационную среду. К факторам внешней инновационной среды относятся коммуникации, природно-географические условия, транспорт, политико-правовая, информационная, технологическая и научно-техническая, экономическая и финансовая сферы, стратегическая зона хозяйствования, а также рынок трудовых ресурсов. Факторами внутренней среды организации являются внутрифирменные отношения и связи между элементами системы фирмы, оказывающими влияние на ее инновационную деятельность. Задача государства - создать благоприятную внешнюю инновационную среду для бизнеса, то есть благоприятный инновационный климат.

Правительством РФ начиная с 2004 г. разрабатываются программные документы, направленные на развитие инновационной системы. В настоящее время действует Стратегия развития науки и инноваций до 2015 г. (далее - Стратегия до 2015 г.). Однако в декабре 2010 г. на сайте Министерства экономического развития России был опубликован проект стратегии «Инновационная Россия -2020». Это обусловлено тем, что российская экономика в период 2006 - 2010 гг. не достигла запланированных в Стратегии до 2015 г. показателей, планы не были выполнены даже наполовину. Одной из причин такого положения является то, что действующее государственное регулирование предпринимательской деятельности не создает стимулов к развитию бизнеса. Об этом косвенно свидетельствуют такие показатели, как интегральный рейтинг Doing Business (ведение бизнеса), индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономи-

ческого форума (далее - ВЭФ), индекс восприятия коррупции и т.п.

Интегральный рейтинг Doing Business - это рейтинг инвестиционного климата, комфортности ведения бизнеса, «высоты» административных барьеров. В 2010 г. в этом рейтинге Россия находилась на 116 месте, а в 2011 г. уже на 123 месте из 183 [2]. Причем место России по шести из анализируемых 9 показателей снизилось, по остальным трем показателям место России не изменилось: она осталась на 18 месте в рейтинге по обеспечению исполнения контрактов, на 162 месте из 183 в рейтинге международной торговли, на предпоследнем месте - по получению разрешений на строительство.

По индексу глобальной конкурентоспособности ВЭФ за 2009-2010 гг. Россия занимала 63 место из 133, а по данным, опубликованным 7 сентября 2011 г. аналитической группой ВЭФ, Россия в рейтинге 2011-2012 занимает уже 66 место [3]. Россию обгоняет Вьетнам (65 место) и догоняет Перу, переместившаяся с прошлогоднего 73 на 67 место в 2011 г.. В отчете ВЭФ отмечается, что в России за последний год значительно ухудшилось положение в таких сферах, как эффективность рынка труда, качество институтов, начальное образование и здравоохранение, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. Только улучшения в макроэкономической среде и технологическом уровне не позволили России упасть в рейтинге более значительно. К основным барьерам в России представители бизнеса отнесли коррупцию (как и год назад), неэффективность государственного аппарата и преступность, высокими остаются барьеры, связанные с налоговым регулированием и доступом к финансированию. Перечисленные факторы существенно ухудшают инновационный климат в нашей стране.

Восприятие коррумпированности государственного сектора представителями бизнеса и экспертами отражено и в индексе восприятия коррупции, который ежегодно публикуется на сайте движения по противодействию коррупции Транс-

перенси Интернешнл. По десятибалльной шкале, оценивающей отсутствие коррупции в стране на уровне 10 баллов, Россия набрала в 2007 г. 2,3 балла (143 место), в 2008 г. - 2,1 балла (147 место), в 2009 г. -2,2 балла (146 место) и в 2010 г. - 2,1 (154 место из 178) [4]. Эти результаты еще раз доказывают остроту проблемы коррупции в России и являются отражением того, что основным конкурентным преимуществом в нашей стране пока, к сожалению, остается наличие связей и привилегий. Это мешает выполнению одного из необходимых условий перехода к инновационной экономике - наличию конкуренции, позволяющей поддерживать «тонус» экономики страны благодаря мотивации нововведений. Нахождение способов разрешения этой проблемы весьма актуально для России в настоящее время. Из вышеизложенного следует, что попытки решения этой проблемы силами государственных органов пока не принесли ощутимых результатов. Основной целью деятельности коммерческих организаций является в первую очередь получение прибыли, чему так же способствует наличие связей и привилегий. Следовательно, предприниматели не заинтересованы принимать личное участие в борьбе с коррупцией.

Одним из элементов системы рыночных отношений наряду с государством и бизнесом является некоммерческая сфера экономики. Организации, относящиеся к этой сфере, играют важную роль в рыночной экономике, способствуя решению социально-экономических задач в области науки, культуры, образования, здравоохранения, благотворительности, экологии, защиты прав физических и юридических лиц и других областях. В условиях построения социального государства и развития рыночных отношений резко повышается значение некоммерческой сферы. Негосударственные некоммерческие организации называют третьим сектором экономики, где первые два - это государственный и коммерческий сектора. Число организационных форм некоммерческих организаций (далее - НКО) очень велико. Негосударственные НКО в большей сте-

пени, чем государственные и коммерческие организации, отражают потребности общества, а также учитывают интересы малых групп. Они более гибки и более мобильны. Это позволяет им при решении проблем использовать те подходы, которые еще не применялись ни властью, ни бизнесом. НКО гораздо лучше знают проблемы своей целевой аудитории и варианты их решения. Они предлагают новые технологии и модели в работе с обществом. Независимый некоммерческий сектор - это те структуры, посредством которых общественность может воздействовать на процессы, происходящие в стране. Можно утверждать, что это основа гражданского общества. Кроме того, для общества этот сектор экономики может в перспективе приносить и существенные экономические выгоды.

Рост количества организаций третьего сектора в экономически развитых странах связывают с переходом этих стран на инновационный путь развития. В России некоммерческий сектор экономики в последние годы тоже превратился в силу, способную оказывать влияние на экономические и социальные процессы. Именно этот сектор может оказать существенное содействие развитию цивилизованной конкуренции и, как следствие, возникновению потребности в инновациях в нашей стране, а также улучшению инновационного климата в целом.

В российском законодательстве понятие «некоммерческая организация» впервые было введено в 1991 году, затем нормативными документами РФ в более поздний период было детализировано и регламентировано правовое положение НКО. В настоящее время, согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ, некоммерческие организации отличает от коммерческих то, что они не ставят в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, а в случае получения прибыли не могут распределять ее между участниками НКО. Осуществлять предпринимательскую деятельность такие организации, согласно п.3 ст.50 ГК РФ, могут «лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответст-

вующую этим целям» [5].

Примером негосударственной некоммерческой организации, которая могла бы оказать существенное влияние на инновационный климат в регионе своей деятельности, является Торговопромышленная палата (далее - ТПП, Палата). Основные вопросы деятельности ТПП рассмотрены автором в статье «Способы создания торгово-промышленными палатами благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности» [6]. Однако следует отметить, что ТПП могут объединять на добровольной основе предприятия различных форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей. ТПП объединяет единая миссия, заключающаяся в защите интересов предпринимателей, в содействии развитию экономики отдельных регионов и страны в целом посредством воздействия на органы власти и различные слои общества. ТПП формируются на всех уровнях админист-ративно-территориаль-ных образований государства, и, в идеале, каждому уровню органов государственной власти должна соответствовать своя торговопромышленная палата. В настоящее время в России на федеральном уровне осуществляет деятельность Торговопромышленная палата РФ, на уровне субъектов РФ ведут деятельность 81 региональная ТПП (нет ТПП регионального уровня только в Ненецком и Чукотском автономных округах), на уровне муниципальных образований зарегистрированы 94 местные ТПП. Все Палаты входят в систему ТПП РФ и являются членами ТПП РФ, а отношения торговопромышленных палат и их членов с другими ТПП строятся на основе договорных соглашений.

Необходимо отметить, что большие надежды при создании инновационной экономики возлагаются на малый и средний бизнес (далее - МСБ). Для развития МСБ и активизации его инновационной деятельности необходимо наличие благоприятных для этого условий, создание которых является одной из задач торговопромышленных палат. Представители

МСБ - это потенциальные члены в первую очередь местных, а не региональных торгово-промышленных палат. В настоящее время членами региональных ТПП в основном становятся организации, ведущие внешнеэкономическую деятельность и нуждающиеся в таких услугах Палат, как определение страны происхождения товара; проведение сертификации производства; удостоверение и оформление сертификата происхождения; оформление карнета АТА1; идентификация товара для его классификации по ТН ВЭД РФ2 И ОКП3; подтверждение условий выполнения контракта/договора купли-продажи; сюрвейерское обслуживание; оформление отказных писем для торговли и таможнии др. Эти услуги являются одним из видов коммерческой деятельности ТПП, право на ведение которой за Палатами закреплено Законом РФ от 07.07.1993 г. № 5340-1 «О торговопромышленных палатах Российской Федерации» и уставами Палат. Субъекты малого и среднего бизнеса, ведущие свою деятельность на территории России, обычно не нуждаются в подобных услугах, и, соответственно, региональные ТПП не рассматривают их как своих потенциальных членов.

Среди членов местных ТПП намного чаще встречаются представители малого бизнеса. Этому способствует не только то, что величина членских взносов в этих Палатах меньше, чем в региональных ТПП, но и то, что малый бизнес в основном ориентирован на местный рынок. Решать вопросы, связанные с ведением и развитием хозяйственной деятельности субъектов МСБ, внедрением ими инноваций, взаимодействием с органами власти, необходимо на уровне муниципального

1 Карнет АТА - международный таможенный документ, заменяющий таможенные декларации и позволяющий осуществлять беспошлинное, упрощенное и ускоренное оформление временного ввоза товаров в связи с проведением выставок и ярмарок, а также для перемещения через границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров.

2 ТН ВЭД - товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

3 ОКП - Общероссийский классификатор продукции.

образования. Оказание помощи в решении таких вопросов является задачей местных ТПП. В регионах, где существует развитая система местных ТПП, условия для развития МСБ гораздо лучше, чем в регионах, где местных Палат нет.

Как было сказано выше, в настоящее время в России действуют всего 94 местные ТПП. Из 83 субъектов РФ торговопромышленные палаты местного уровня есть только в 25 субъектах РФ, причем в 16 из них есть только по одной местной Палате, в 7 субъектах РФ - от 2 до 4 местных Палат. Только два субъекта РФ имеют целую сеть местных ТПП - это Московская область, в которой действуют 27 местных Палат, и Краснодарский край, на территории которого осуществляют свою деятельность 32 местные Палаты. В связи с вышеизложенным полагаем закономерным то, что именно Московская область и Краснодарский край возглавляют рейтинг российских регионов по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса. Данный рейтинг представлен в отчете «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2010-2011», который является исследовательским проектом, выполненным по заказу Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» Евразийским институтом конкурентоспособности (Eurasia Competitiveness Institute) и консультационной компанией Strategy Partners Group [7].

Учитывая результаты опроса участников очередного VI Съезда ТПП РФ, согласно которому 75% опрошенных считают, что в первую очередь необходимо сосредоточить усилия на ускорении развития малого и среднего бизнеса, целесообразно уделить особое внимание развитию института местных ТПП. Отметим, что среди членов многих местных ТПП представители малого бизнеса пока не составляют большинство. В связи с этим представляется необходимым активизировать работу торгово-промышленных палат по целенаправленному информированию предпринимателей о своей деятельности и привлечению их в свои члены.

Система торгово-промышленных палат не только может, но и должна создавать благоприятные условия для ведения бизнеса, а также способствовать улучшению инновационного и инвестиционного климата. К критериям качества бизнес-климата можно отнести возможность предпринимателя быстро и без дополнительных затрат получить необходимую для ведения своего бизнеса информацию. Для любого предпринимателя информация может стать конкурентным преимуществом, если ею владеет он один. Однако есть сферы деятельности, информация о которых должна быть открыта и общедоступна, иначе происходит торможение развития не только отдельных видов бизнеса, но и экономики страны в целом. К ней относится информация о работе государственных органов, о том, в какой государственный орган необходимо обращаться предпринимателю и какую процедуру он должен пройти для решения того или иного вопроса, о правах, обязанностях и круге решаемых вопросов каждым конкретным чиновником, о порядке принятия ими решений. На сайтах государственных органов пока отсутствует полная и подробная информация об их деятельности, что создает предпосылки для использования бюрократическим аппаратом некоторых элементов коррумпированности. Наличие подобной информации в общем доступе стало бы в какой-то степени общественным контролем за исполнением государственными органами своих обязанностей, упростило бы предпринимателям решение многих проблем, способствовало бы уменьшению уровня коррупции и в целом улучшило бы предпринимательский климат. Кроме того, для активизации инновационной деятельности бизнеса необходима информация о новейших научных разработках и созданных на их основе товарах; о возможности приобретения оборудования, созданного на основе последних достижений науки; о ситуации на местных рынках товаров, работ, услуг; о потенциальных поставщиках и покупателях в регионе; о потенциальных инвесторах и предпринимателях, которым требуются

инвестиции и иная информация.

Полагаем, что создание таких баз данных по муниципальным округам могут взять на себя местные ТПП, созданием аналогичных баз по субъектам РФ и обработкой муниципальных баз должны заниматься региональные ТПП, а базу на федеральном уровне и единую общероссийскую информационную базу должна сформировать ТПП РФ. К сожалению, в настоящее время торгово-промышленные палаты не ведут активную информационную работу. Они собирают и публикуют информацию только о своих членах. С учетом того, что на настоящий момент представителей малого бизнеса в Палатах разных уровней очень мало, можно утверждать, что информационная работа, проводимая системой ТПП РФ, практически не влияет на развитие малого бизнеса и активизацию его инновационной активности в большинстве регионов.

Одним из признаков инновационной экономики является наличие в обществе развитых инфраструктур, которые спо-

собны обеспечить создание информационных ресурсов страны, необходимых для поддержания научно-технического прогресса и инновационного развития. Одним из важнейших условий для осуществления инновационной деятельности является создание в регионах полной и удобной для использования информационной системы. Ее эффективность будет зависеть от проводимого в регионах социально-экономического мониторинга, который должен охватывать наблюдение, оценку, анализ и прогноз экономической, социальной, экологической, научной и инновационной обстановки. Обеспечить такой мониторинг можно, правильно используя институт торгово-промышленных палат. Развитие института местных торгово-промышленных палат и построение единой информационной системы ТПП РФ, начиная с местного уровня, вполне возможно, позволят торговопромышленным палатам улучшить инновационный климат в регионах и в России в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Руководство Осло / Совместная публикация ОЭСР и Евростата / Пер.на рус. язык, 2-е изд. испр. М., 2010 [Электронный ресурс] // Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям [сайт Минобрнауки России]. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/7766/ruk. oslo.doc. (дата обращения 02.11.2011).

2. Рейтинг экономик // Doing business: [сайт]. URL: http://russian.doingbusiness.org/data/ exploreeconomies/russia/ (дата обращения 23.09.2011).

3. Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2011 - 2012 [Электронный ресурс] / gt. market Центр гуманитарных технологий. Гуманитарное развитие в России и за рубежом: [экспертно-аналитический портал]. URL: http://gtmarket.ru/news/state/2011/09/07/3330 (дата обращения 02.11.2011).

4. Индекс восприятия коррупции [Электронный ресурс] // TRANSPARENCY INTERNATIONAL RUSSIA. Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р»: [сайт]. URL: http://www.transparency. org.ru/CENTER/cpi_10.asp. (дата обращения 02.11.2011).

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-Ф3 [Принят Государственной думой 21 октября 1994 г., с изменениями и дополнениями по состоянию на 06 апреля 2011 г.] // Собрание законодательства РФ.1994. N 32 . Ст. 3301.

6. Александрова М.Г. Способы создания торгово -промышленными палатами благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности // Вестник ИНЖЕКОНа. Серия: Экономика. 2011. №5 (48). С.394-396.

7. Предпринимательский климат в России 2010-2011 [Электронный ресурс] // Национальное деловое партнерство Альянс Медиа: [сайт]. URL: http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=900514. (дата обращения 02.11.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.