Научная статья на тему 'Социально экономические аспекты оценки человеческого потенциала региона'

Социально экономические аспекты оценки человеческого потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / МЕТОДИКА / ПОКАЗАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чучулина Е. В.

Статья посвящена проблеме воспроизводства человеческого потенциала на региональном уровне. Предложена методика оценки экономических условий воспроизводства человеческого потенциала региона. На основе анализа показателей методики разработаны меры и методы социально экономической политики по управлению человеческим потенциалом на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально экономические аспекты оценки человеческого потенциала региона»

__________ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА______________

2012 ЭКОНОМИКА Спец. выпуск

УДК 332.1:338.22

СОЗДАНИЕ «СЕТИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕГИОНА» КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ЭКОНОМИКИ

М.Н. Руденко, к. экон. наук, доц., и.о. зав. кафедрой национальной экономики и экономической безопасности

Электронный адрес: rudenko@econ.psu.ru

Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Развитие малого и среднего бизнеса, особенно в инновационной сфере, является важной государственной задачей, так как в условиях глобализации устойчивость и развитие национальной экономики основаны на оптимальном соотношении крупного и малого бизнеса. В настоящей работе представлено авторское понимание процесса взаимодействия малого и среднего бизнеса; определены и раскрыты факторы, влияющие на развитие предпринимательства; рассмотрены механизмы взаимодействия.

Ключевые слова: предпринимательство; спрос; потребление; инновации; рыночный механизм; регулирование.

Сегодня не вызывает сомнения, что устойчивость и развитие любой национальной экономики базируется на оптимальном соотношении крупного и малого бизнеса. Практика большинства экономик развитых стран показывает, что малый бизнес производит более половины ВВП (50-52%). В России его доля составляет не более 12%, а большинство малых предприятий РФ сосредоточены в сфере торговли, тогда как в развитых странах малые предприятия ориентированы на инновационный бизнес.

В связи с этим на сегодня важная государственная задача - развивать малый бизнес, и особенно в инновационной сфере. По мнению автора, взаимодействие крупного и малого бизнеса позволяет достигать необходимой стабильности для региональной и, как следствие, национальной экономики, поскольку обеспечивает сбалансированное развитие спроса и предложения и способствует удовлетворению потребностей населения. Авторское понимание процесса взаимодействия крупного и малого бизнеса, нацеленного на достижение баланса спроса и предложения, отражено на схеме. Из нее видно, что на развитие малого предпринимательства влияют факторы внешней среды, которые нельзя не учитывать.

Фактор 1. [4, 10]. Динамика стандартных/массовых и нестандартных потребностей населения. Практика мирового бизнеса и история развития рыночных отношений в нашей

стране показывают, что первоначально насыщается стандартный массовый спрос на товары широкого потребления. На таких рынках быстрыми темпами растут крупные предприятия-производители, которые затем превращаются в корпорации, выпускающие товары массового спроса, удовлетворяющие стандартные потребности.

По мере насыщения рынков и роста доходов населения, потребители начинают предъявлять все более строгие требования к качеству продуктов и услуг [1]. В развитых странах этот факт предопределил переход от стратегий массового производства к стратегиям кастомизации (производству товаров по индивидуальным заказам).

В таких условиях деятельность мелких компаний более успешна, поскольку они обладают более адаптивными ресурсами и более гибко реагируют на спрос. Следовательно, изменение поведения потребителей и доминирование нестандартных потребностей над стандартными (массовыми) приводят к развитию малого предпринимательства. Для нашей страны такой этап наступит при сохранении сегодняшних темпов роста доходов населения через 3-5 лет.

© Руденко М.Н., 2012

Факторы внешней среды, влияющие на развитие малого предпринимательства

- динамика стандартных/массовых и нестандартный потребностей населения

- динамика уровня накладных расходов крупного бизнеса (падение его доходности)

- динамика развития НТП и требования к скорости внедрения инноваций

- состояние рынка высококвалифицированный менеджеров

- состояние институциональной среды для развития малого предпринимательства

МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ

Рыночный механизм

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСУРСОВ

- нацелены на удовлетворение текущих стандартных потребностей и формирование будущих массовых потребностей

- большие размеры

- более универсальны и менее адаптивны

- относительно высокие издержки использования

- более высокая компетенция в ключевой сфере

юг

Через государственные организации

Через негосударственные некоммерческие организации, в том числе ТПП

Достижение баланса спроса и предложения

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСУРСОВ

- нацелены на удовлетворение нестандартных текущих потребностей за счет адаптации к ним

- малые размеры

- менее универсальны и более адаптивны

- относительно низкие издержки использования

- более низкие компетенции в ключевой сфере

ВЫГОДЫ и РИСКИ

Взаимодействия с малым бизнесом

- сокращение издержек на создание ценности внутри корпорации;

- сокращение расходов на управление за счет разукрупнения;

- сокращение сроков внедрения новых продуктов

- более низкое качество

- оппортунизм

- высокие издержки контроля стандартов исполнения

- издержки, связанные с нестабильной средой

А

V

ВЫГОДЫ и РИСКИ

Взаимодействия с малым бизнесом

- доступ к ресурсам и приток средств

- развитие технологий и совершенствование качества

- рост компетенции фирмы

- рост доходов

- повышение стабильности бизнеса

- поглощение и потеря самостоятельности

- рост трансакционных издержек (на согласование и взаимодействие)

Демонстрация концепции взаимодействия крупного и малого бизнеса как фактора устойчивости национальной экономики

Фактор 2. Динамика уровня накладных расходов крупного бизнеса (падение его доходности). Рост крупного бизнеса приводит к слишком высокой концентрации производства, и на определенном этапе снижается доходность бизнеса из-за слишком быстрого роста накладных расходов по сравнению с доходами. Поэтому на новом витке экономического цикла крупные корпорации вынуждены разукрупняться для сохранения своей доходности, что приводит к развитию малого бизнеса [6, 8].

Можно предположить, что на каком-то этапе доходы крупного бизнеса начинают расти быстрее доходов населения, что приводит к тому, что цены, по которым крупный бизнес предлагает свои товары, не устраивают население. В этом случае рыночный механизм срабатывает мгновенно - появляются альтернативные фирмы, как правило, малые, которые могут предложить аналогичные товары по более низким ценам [2]. И они становятся востребованными со стороны потребителей.

Фактор 3. Динамика развития НТП и требования к скорости внедрения инноваций [3]. Чередование циклов доминирования крупного и малого бизнеса тесно связано с развитием НТП. Любой новый виток НТП меняет соотношение малого и крупного бизнеса. В период индустриализации, когда появилось дорогое и высокопроизводительное оборудование, развивались крупные корпорации, поскольку только они могли использовать инновационные технологии. В информационный век важнейшей технологией является информационная, которая может быть внедрена любой компанией, но малые фирмы имеют приоритет, поскольку могут быстрее внедрять новшества. Поэтому в условиях формирования экономики знаний, требующей более быстрого внедрения новых технологий, на первый план в рыночной адаптивности выходят малые фирмы, которые обходят по этому показателю крупный бизнес.

Фактор 4. Состояние рынка высококвалифицированных менеджеров [11].

Как правило, недостаточное развитие малого бизнеса связывается с отсутствием квалифицированных менеджеров, способных развивать собственный бизнес. Действительно, когда на рынке основными игроками являются крупные компании, то именно они могут предложить высокие заработные платы [9]. В такой период рыночного развития в малом бизнесе нет высоких заработков. Но как только малый бизнес становится востребованным со стороны населения/потребителей, его доходы начинают расти. Следовательно, в малый бизнес начинают приходить высококвалифицированные менеджеры, способные его развивать.

Фактор 5. Состояние институциональной среды для развития малого предпринима-

тельства. Очевидно, что развитие институциональной среды также влияет на рост малого предпринимательства. Следовательно, для развития малого бизнеса необходимо решить ряд важнейших задач:

- развивать законодательно-правовую базу малого предпринимательства;

- развивать систему кредитования и финансирования малого бизнеса;

- создавать комплексную инфраструктуру, обеспечивающую развитие малого предпринимательства (системы образования и повышения квалификации, информационной и консалтинговой систем и т.п.).

Таким образом, мы доказали, что основным толчком к развитию малого предпринимательства являются человеческие потребности, а также доходы потребителей. Следовательно, доминирование крупного или малого бизнеса обусловлено чередованием экономических циклов. Еще раз повторим, что современная Россия находится на стадии, когда доминирует крупный бизнес, что связано с необходимостью насыщения рынков стандартных/массовых товаров и услуг и повышения недостаточно высоких доходов населения. Рост доходов населения и переукрупнение бизнеса приведут к обратному витку - разукрупнению бизнеса и росту малого предпринимательства.

Из рисунка также видно, что крупный и малый бизнес обладают принципиально разнокачественными ресурсами. При этом каждый этап развития экономики требует своего соотношения в этих ресурсах, которое должно складываться скорее благодаря рыночному механизму. Так, крупный бизнес обладает ресурсами больших размеров, которые нацелены на удовлетворение массовых потребностей и менее адаптивны к нестандартным потребностям.

Малый бизнес, наоборот, обладает ресурсами небольших размеров, но более гибкими и нацеленными на удовлетворение индивидуальных потребностей [4].

При этом и крупный и малый бизнес нуждаются во взаимодействии, поскольку ни один из видов бизнеса в одиночку не в состоянии удовлетворить все имеющиеся на рынке потребности и обеспечить баланс интересов спроса и предложения.

Можно выделить несколько базовых механизмов, обеспечивающих взаимодействие крупного и малого бизнеса. Так, рыночный механизм обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов малого и крупного бизнеса, специализируя предпринимателей в областях, где они могут максимально полно реализовать свой потенциал. Благодаря рынку крупные предприятия могут передать заказы на производство невыгодных для себя товаров

малому бизнесу, заключив, например, договор на субподряд (аутсорсинг) [8].

Однако одного рыночного механизма недостаточно для обеспечения эффективного использования ресурсов крупного и малого бизнеса. Очевидно, что должны быть и другие механизмы, позволяющие налаживать взаимодействие между предпринимательскими структурами разного масштаба. Эти механизмы могут создаваться напрямую государством, а могут инициироваться самими предпринимателями для решения возникающих проблем.

Среди государственных институтов, обеспечивающих развитие крупного и малого предпринимательства, можно назвать центры занятости, которые обеспечивают персоналом оба вида бизнеса [7]. Помимо этого федеральные и региональные правительства и комитеты также активно занимаются развитием взаимодействия между разноформатными бизнесами. При этом, очевидно, что государственное регулирование в данной сфере ограничено и не всегда приветствуется, поскольку может противостоять рыночным тенденциям и быть невыгодным для обеих сторон.

Поэтому особую роль на современном этапе развития рыночных отношений играют негосударственные некоммерческие организации (институты), поскольку при их посредстве обеспечиваются возможности взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса для обеспечения устойчивости экономики. Так, в последнее время во властных структурах все чаще обсуждаются вопросы создания саморегулирующихся компаний или отраслевых ассоциаций, в рамках которых предприниматели смогут решать многообразный спектр вопросов, связанных с развитием своей отрасли и взаимодействием между предприятиями отрасли, государством и предприятиями других отраслей, включая иностранные ассоциации.

Отметим, что старейшим надотрасле-вым институтом, обеспечивающим взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса, государственными органами и иностранными партнерами, является сеть торговопромышленных палат.

В соответствии с законом "О ТПП" торгово-промышленной палатой признается негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей. Торговопромышленным палатам предоставляются все права и обязанности, установленные российским законодательством для некоммерческих организаций: осуществлять все права юридического лица, нести ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, заниматься предпринимательской деятельностью (в пределах, необходимых для

выполнения ее уставных задач). Полученная прибыль между членами торговопромышленной палаты не распределяется.

В настоящее время Торговопромышленная палата Российской Федерации (далее - ТПП РФ) является уникальной организацией, статус которой позволяет обеспечивать эффективный диалог российских экономических субъектов как с государственными органами, так и с международными организациями. Это делает ТПП РФ мощным инструментом российского бизнеса для защиты своих интересов и создания четкой системы взаимодействия с государством, позволяет оперативно транслировать свои интересы в государственные органы и обеспечивать их защиту при принятии решений государственными органами. Немалую роль система торгово-промышленных палат России призвана играть и в информационном, организационном и инфраструктурном обеспечении функционирования российского предпринимательства. В соответствии с действующим российским законодательством торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи [5]:

• оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;

• содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов Российской Федерации, отраслей народного хозяйства и предприятий;

• организуют взаимодействие субъектов предпринимательской деятельности, взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами;

• содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;

• оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;

• содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;

• принимают меры, в рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению

недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;

• содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;

• обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций;

• выполняют другие задачи с учетом положений международных договоров Российской Федерации.

Однако, на наш взгляд, важнейшей функцией ТПП должна стать функция обеспечения эффективного взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса в регионах и по всей стране. Дело в том, что ТПП работают с предприятиями любого размера. В отличие от институтов, ограничивающих свою деятельность помощью только, например, малому или среднему бизнесу, ТПП могут обеспечить взаимосвязь между бизнесами любого размера и любой формы собственности.

Важнейшим преимуществом ТПП является также возможность обеспечения взаимодействия не только бизнеса и государства, но и бизнеса и бизнеса, что, возможно, более важно на современном этапе развития рыночных реформ, поскольку является более демократичным рыночным инструментом формирования устойчивой национальной и региональных экономик.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что эффективное взаимодействие малого и крупного бизнеса является фактором устойчивости экономики и народного хозяйства. Если малый бизнес рассматривается как элемент рыночной системы, обеспечивающей ей гибкость (возможность быстрой реакции на изменение спроса, а также некий менее рискованный инструмент для апробации новшеств и новых потребностей), то крупный бизнес является источником капитала для системных НИОКР. Помимо этого, крупный бизнес может гарантировать малому бизнесу определенную безопасность, которую пока не может гарантировать государство (для России эта проблема пока актуальна).

Организационным механизмом обеспечения эффективного взаимодействия крупного и малого бизнеса должны стать торговые палаты, которые, являясь центром сосредоточения информации, связей и контактов, должны помогать разноформатным бизнесам находить партнеров (в том числе инвесторов) и организовывать совместные проекты.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бердичевский И.В. Оценка предпринимательского потенциала фирмы как элемента инвестиционной привлекательности: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2003. 281 с.

2. Браун М.Г. Сбалансированная сис-

тема показателей: на маршруте внедрения / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 226 с.

3. Галпин Т.Д., Хэндон М. Полное руководство по слияниям и поглощениям компаний / пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. 240 с.

4. Горид А.Л., Катенев В.И., Руденко М.Н. Современные формы взаимодействия и интеграции предпринимательства. Пермь: Изд-во ПГНИТУ, 2011. 160 с.

5. Виллисов М.В. Роль и место Торговопромышленной палаты Российской Федерации в системе взаимодействия бизнеса и государства. URL: http://www.oil-gas.ru/articles/view/ (дата обращения: 10.08.2012).

6. Иванов А.Г., Юлдашева О.У. Маркетинг взаимоотношений и управление потенциалом покупателя на рынках В2В. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. 139 с.

7. Ленсколд Дж. Рентабельность инвестиций в маркетинг. Методы повышения прибыльности маркетинговый кампаний / пер. с англ. СПб.: Питер, 2005. 272 с.

8. Смыков В.В. Конкурентные преимущества стратегических альянсов // Проблемы современной экономики. 2004. №1(9). С. 105.

9. Шешукова Т.Г., Пащенко Т.В. Мето-

дологические основы неправомерного выявления банкротства: контрольно-аналитический

аспект // Бухгалтер и закон. 2007. № 4. С. 7-13.

10. Юлдашева О.У. Классификация ресурсов предприятия: маркетинговые ресурсы и резервы // Соврем. проблемы менеджмента: межвуз.сб. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. Вып. 6. С. 46-53.

11. Юлдашева О.У., Чубатюк А.А. Продакт-менеджмент: управление ассортиментом с учетом потенциала бизнес-партнеров. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. 151с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.