Научная статья на тему 'Роль торговли в формировании конъюнктуры рынка овощной продукции Хабаровского края'

Роль торговли в формировании конъюнктуры рынка овощной продукции Хабаровского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
торговля / рынок овощной продукции / импорт / потребление / предпочтения потребителей / consumers' preferences / trade / vegetable produce market / import / consumption

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Марина Юрьевна

Рассмотрена роль торговли как регулятора спроса и предложения на региональном рынке овощей и картофеля. Проанализированы основные тенденции производства овощной продукции в Хабаровском крае и ее импорта, а также особенности потребления овощей населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the trade role as a supply and demand regulator in the regional market of vegetables and potatoes is considered. The basic tendencies of vegetable produce manufacture and import of the Khabarovsk Territory, and also some peculiarities of vegetables consumption by the population are analyzed.

Текст научной работы на тему «Роль торговли в формировании конъюнктуры рынка овощной продукции Хабаровского края»

УДК 380.133:658.6:664(571.62) М.Ю. НИКОЛАЕВА

ББК 65.422.51 старший преподаватель

Хабаровской государственной академии экономики и права

e-mail: oustushanina@mail.ru

РОЛЬ ТОРГОВЛИ В ФОРМИРОВАНИИ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ОВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Рассмотрена роль торговли как регулятора спроса и предложения на региональном рынке овощей и картофеля. Проанализированы основные тенденции производства овощной продукции в Хабаровском крае и ее импорта, а также особенности потребления овощей населением.

Ключевые слова: торговля, рынок овощной продукции, импорт, потребление, предпочтения потребителей.

M.Y. NIKOLAEVA

senior lecturer of Khabarovsk State Academy of Economics and Law

e-mail: oustushanina@mail.ru

TRADE ROLE IN FORMATION OF VEGETABLE PRODUCE MARKET CONDITIONS OF THE KHABAROVSK TERRITORY

In the article the trade role as a supply and demand regulator in the regional market of vegetables and potatoes is considered. The basic tendencies of vegetable produce manufacture and import of the Khabarovsk Territory, and also some peculiarities of vegetables consumption by the population are analyzed.

Keywords: trade, vegetable produce market, import, consumption, consumers' preferences.

В результате осуществления в нашей стране экономических реформ в национальной экономике произошли существенные институциональные изменения, повлекшие значительные преобразования в торговле. Так, форма собственности практически всех торговых организаций стала частной; произошло расширение торговых форматов; торговля заняла лидирующую позицию в сфере малого бизнеса, поскольку уровень доходности торгового бизнеса привлек туда большое число предпринимателей. Эти изменения привели к превращению торговли в доминирующий регулятор конъюнктуры ряда отраслевых рынков, диктующий условия производителям и определяющий уровень цен на товары. Такие преобразования наблюдаются и на региональном рынке овощной продукции и картофеля.

Торговля овощной продукцией и картофелем в Хабаровском крае имеет свою специфику, сформировавшуюся под действием следующих факторов. В период проводившихся в 1990-х гг. экономических реформ реальные денежные доходы населения Хабаровского края оставались на довольно низком уровне.

Поэтому потребители либо покупали дешевую овощную продукцию, либо были вынуждены заниматься огородничеством. Одновременно происходило изменение структуры производителей овощной продукции и картофеля в крае: удельный вес сельхозпредприятий в общем объеме производителей картофеля в период с 1992 по 2000 г. сократился с 9 до 4%, а овощной продукции — с 46 до 7%, что наряду с ростом объемов импорта такой продукции, имеющей более низкую цену, способствовало вытеснению из торговой сети продукции региональных производителей.

Данные тенденции сохранились и в период с 2000 по 2007 г. На современном этапе овощную продукцию и картофель выращивают единицы сельскохозяйственных предприятий края, а наибольший удельный вес в их общем объеме производства принадлежит личным подсобным хозяйствам населения. Так, удельный вес производства картофеля хозяйствами населения в период с 2003 по 2008 г. составлял 93-94%, а овощей увеличился с 90 до 94,4%. Однако из общего объема выращиваемого хозяйствами насе-

© М.Ю. Николаева, 2009

М.Ю. НИКОЛАЕВА

ления картофеля и овощей реализуется лишь около 8%, а основная доля продукции идет на собственное потребление домохозяйств.

Производители овощной продукции и картофеля Хабаровского края при установленных ритейлерами низких покупных ценах и диктуемых ими условиях взаиморасчетов не могут выполнить требования к объемам, периодичности завоза, упаковке и расфасовке своей продукции, предъявляемые организациями розничной торговой сети. Фермеры и личные подсобные хозяйства населения реализуют произведенную продукцию на немногочисленных розничных рынках, в неорганизованном торговом секторе либо предпринимателям-посредникам, частично выполняющим сегодня функции потребительской кооперации путем закупки излишков продукции у населения. Предприниматели, занимающиеся оптовой торговлей, в рамках которой могут осуществляться закупки, хранение, упаковка и формирование заказов, предпочитают закупать китайскую овощную продукцию, круглогодично ввозимую оптимальными партиями и приносящую более высокий доход.

Преобладание в торговой сети импортной овощной продукции обусловлено низким самообеспечением края и, кроме того, приграничным положением территории. Так, являясь приграничным регионом России, Хабаровский край отличается от других регионов объемом и структурой внешнеторгового оборота, значительный удельный вес в котором занимает продукция, завозимая в порядке импорта. Внешняя торговля Хабаровского края овощной продукцией и картофелем имеет существенный отрицательный баланс. Так, например, в 2000 г. стоимость экспорта этих продуктов составила 204 тыс. дол., импорта — 4 799,2 тыс. дол., а в 2008 г. — 125,6 тыс. дол. и 12 989,8 тыс. дол. соответственно.

Изменилась структура стран — импортеров свежей овощной продукции и картофеля. Так, сократилось количество стран, продукция которых ввозится на территорию края, с четырех в 2000-2002 гг. до одной с 2005 г. по настоящее время. При этом если в 2000 г. доля овощей, поставляемых из Казахстана и Узбекистана, составляла 24%, а в 2001 г. — около 14%, то начиная с 2005 г. фактически единственной страной-импортером остается КНР.

Иная ситуация с географией поставок переработанной овощной продукции: в 2000-2001 гг. было две страны-импортера

(Таджикистан, Венгрия), в 2006 г. их число увеличилось до десяти, а к 2008 г. сократилось до шести. При этом наибольший удельный вес в общем объеме импортируемой переработанной овощной продукции (83,7% — в 2006 г., 96,7% — в 2007 г., 76,4% — в 2008 г.) сразу стал принадлежать КНР, только с 2005 г. начавшей ввозить ее в регион. Физический объем ввозимых переработанных овощей за период с 2003 по 2008 г. увеличился более чем в 11 раз, причем скачок пришелся на 2005-2007 гг.

Отмеченные тенденции, безусловно, отражают специфику Хабаровского края как приграничного региона, и развитие международного торгово-экономического сотрудничества способствует интеграции России в мировую экономику. Однако внутренние интересы региона в условиях активного завоевания хабаровского рынка сбыта китайскими товаропроизводителями требуют наращивания производства овощей и картофеля в крае и укрепления активных экономических связей с другими регионами РФ в целях увеличения доли овощной продукции отечественного производства в общем объеме потребления (особенно переработанной продукции) и поддержания продовольственной обеспеченности собственными ресурсами. Необходимость проведения таких мер обусловлена вероятностью расширения внутреннего спроса КНР при росте численности ее населения, в результате чего Хабаровский край, уже сейчас более чем на 30% зависящий от импорта овощной продукции, рискует сделать овощи недоступными для увеличивающейся доли населения, предпочитающей покупать овощную продукцию, а не выращивать ее для своего потребления. Предприятия торговли Хабаровского края в целях удовлетворения потребностей покупателей в качественной местной овощной продукции должны найти рычаги воздействия на региональных производителей. Этому будет содействовать вступление сетей торговых предприятий в Союз независимых сетей России и применение Кодекса добросовестных практик торговых сетей во взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания. Кооперация же сельхозпроизводителей будет способствовать разрешению логистических проблем, насыщению регионального рынка качественными продуктами питания, установлению справедливых отпускных и розничных цен.

Известия ИГЭА. 2009. № 5 (67)

Предприятия торговли также оказывают ощутимое воздействие на формирование спроса на овощную продукцию. Их роль в увеличении потребления овощной продукции населением Хабаровского края заключается в круглогодичном представлении широкого ассортимента овощной продукции как в свежем, так и в переработанном виде. Так, для наиболее обеспеченных покупателей уровень потребления овощей приблизился к западным стандартам, в то же время значительная часть жителей Хабаровского края вынуждена либо ограничивать приобретение овощей вследствие низкой платежеспособности, либо заниматься огородничеством.

В динамике потребления овощей населением Хабаровского края за 2000-2007 гг. отмечены положительные тенденции: наибольшие цепные темпы его роста наблюдаются в период с 2003 по 2005 г. (со 108 до 110%), а темп прироста за семь лет составляет 47,6%. В 2000 г. потребление овощной продукции на душу населения Российской Федерации было ниже рекомендуемой нормы на 38%, а в Хабаровском крае — на 22%, однако к 2007 г. ситуация изменилась к лучшему: в РФ потребление овощей на 21% ниже нормы, а в Хабаровском крае превышает норму на 11,51%. При этом превышение нормы потребления овощной продукции наблюдается только в Хабаровском крае, в остальных субъектах ДВФО потребление ниже нормы — в Приморском крае на 2%, а в Чукотском автономном округе на 85,6%.

Как свидетельствуют итоги анкетирования, проведенного в конце 2006 и 2008 гг., за два года на 42% увеличилось число потребителей, отдающих предпочтение представленной в широком ассортименте предприятиями торговой сети и удобной в использовании консервированной и замороженной овощной продукции, которая уже очищена и / или нарезана. Важно отметить, что в розничной торговой сети преобладает упакованная замороженная продукция польских и подмосковных производителей, а реализуемая из тары-упаковки методом самообслуживания — китайских и польских производителей. При этом последняя все больше завоевывает покупательские предпочтения вследствие ценового преимущества и возможности самостоятельного отбора овощей.

Наблюдаемые тенденции в изменении предпочтений покупателей овощной продукции, а именно выбор снижающих временные

затраты на приготовление пищи частично переработанных и подготовленных к употреблению овощей (отваренных, нарезанных), непременно приводят к увеличению их предложения организациями торговли Хабаровского края.

Еще большее влияние изменения покупательских предпочтений на рынок овощной продукции наглядно демонстрирует положительная динамика реализации готовых салатов из овощей и иных блюд с их использованием, произведенных предпринимателями и цехами торговых предприятий.

Вышеназванные тенденции вызваны ростом числа населения со средним и выше среднего уровнем доходов и изменением отношения к традиционным принципам питания и приготовления пищи. Люди не желают тратить время на приготовление пищи, используя достаточно трудозатратные свежие овощи и картофель, и отдают предпочтение удобным в использовании и представленным в широком ассортименте в течение всего года замороженным и консервированным овощам либо готовым блюдам, реализуемым в розничной торговой сети.

Свежая импортная (произведенная в Израиле, Голландии, Франции) овощная продукция редкого и периодического спроса (батат, зеленные, кочанный салат, такие виды капусты, как брокколи, кольраби, брюссельская и т.п.) и картофель реализуются в единичных магазинах, ориентированных на очень состоятельных потребителей, и имеют настолько высокую цену, что основная масса покупателей не может удовлетворить потребность в данных видах овощей.

Так, несмотря на значительный вклад предприятий торговли в круглогодичное удовлетворение потребностей населения края в овощной продукции, подавляющая часть населения вынуждена приобретать китайские овощи и картофель, зачастую не отвечающие требованиям безопасности, и несет моральные издержки потребления, что снижает деловую репутацию торговых организаций. Однако предприятия торговой сети могли бы через систему заказов воздействовать на объем и ассортимент производимой в регионе овощной продукции и картофеля, выполняя тем самым одну из своих основных функций.

Таким образом, в современных условиях очевидна регулирующая роль торговых услуг в формировании конъюнктуры рынка овощной продукции Хабаровского края.

Известия ИГЭА. 2009. № 5 (67)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.