Научная статья на тему 'Роль среднего медицинского персонала в оказании медицинской помощи инфекционным больным'

Роль среднего медицинского персонала в оказании медицинской помощи инфекционным больным Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
874
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернобровый В. Ф., Орлова С. Н., Шибачева Н. Н., Осипова М. М., Машин С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль среднего медицинского персонала в оказании медицинской помощи инфекционным больным»

222 Первый Всероссийский съезд работников муниципального здравоохранения

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Французова Т.М., Смирнова В.А.

Департамент здравоохранения Ивановской области

Численность детского населения уменьшается, состояние здоровья школьников ухудшается по ряду причин, растет число детей с хронической патологией — к 18 годам на диспансерном учете состоят 35% школьников, процент годности к военной службе не превышает 67,7%, проблемы с репродуктивным здоровьем отмечаются у 39% мальчиков и 41% девушек, увеличивается число бесплодных браков. Решить эти вопросы без школьной медицины практически невозможно. В то же время нельзя не видеть, что школьная медицина в настоящее время «больна». С одной стороны, потребность в медицинской помощи в школах растет — увеличивается число обращений по остро возникшим проблемам в здоровье (до 50 обращений в день к школьному врачу по поводу вегетососудистых дистоний, обмороков, травм, обострений хронических заболеваний и других симптомов, мешающих учебному процессу); 90% прививок проводится детям школьного возраста; значительное количество детей осматривается в рамках ежегодной диспансеризации. С другой стороны — возможности реализации медицинской деятельности в школе крайне ограничены (отсутствие медицинских кабинетов, их состояние, оснащение, компьютеризация, кадровые проблемы). При таком дисбалансе между потребностью и возможностями эффективность службы низкая.

Укомплектованность врачебным персоналом в образовательных учреждениях Ивановской области составляет в городской местности 97,1%, в сельской местности 50%, средним медицинским персоналом 95,5% и 77,4% соответственно. При достаточно высокой укомплектованности врачами в городских школах серьезного влияния на здоровье школьника нет.

Современные условия определяют необходимость изменения статуса врача образовательного учреждения. Те функции, которые возложены на него в существующей модели, недостаточны для воздействия на здоровье ребенка. Эффективность

воздействия может быть достигнута только в результате согласованной работы так называемой «школьной команды» — врача, педагога, психолога. На территории нашей области создан и функционирует «Центр здоровья школьника», который формирует единый банк данных о здоровье учащихся образовательных учреждений; проводит подготовку «школьных команд» по специально разработанной программе, оказывает помощь в диагностике заболеваний, используя элементы телемедицины, восполняет объем медицинских услуг в школах, где отсутствуют врачебные кадры (прежде всего малокомплектные школы и школы, отдаленные от областного центра).

Изменение статуса врача школы обуславливает необходимость расширения его функций. Мы имеем опыт работы двух школ областного центра по системе «единого педиатра», когда врач школы обслуживал ребенка как в период острого заболевания, так и в дальнейшем. Профессиональный уровень врача был значительно выше, ребенку было гораздо лучше, т.к. наблюдение за ним не прерывалось и не нужно было лишний раз посещать территориальные поликлиники. Но не был решен вопрос об оплате, и хорошее дело осталось в памяти. Наряду с этим в ряде школ областного центра были созданы реабилитационные микроцентры, использовались выездные диагностические и реабилитационные бригады.

В настоящее время в ряде школ реализуется проект «Здоровая школа». С учетом того, что в структуре хронической заболеваемости первое место у подростков занимают болезни органов пищеварения, начата работа именно по этому разделу. Модернизация действующей модели медицинского обслуживания школьников жизненно необходима. Не могут быть одинаковыми подходы к образовательным школам и школам-интернатам и детским домам. Целесообразно модернизацию школьной медицины сделать частью приоритетного национального проекта.

РОЛЬ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЬНЫМ

Чернобровый В.Ф., Орлова С.Н., Шибачева Н.Н., Осипова М.М.,

Машин С.А., Федоровых Л.П., Федосеева Е.С., Довгалюк Т.И., Лебедев С.Е., Лаврух И.Ф., Абрамова Е.А.

ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава» МУЗ «Городская клиническая больница №1», г. Иваново

Проблема внутрибольничных инфекций (ВБИ) в последние годы приобрела исключительно большое значение. Инфекционные болезни имеют свои особенности эпидемиологии, которые выражаются

в своеобразии механизмов и факторов передачи. При несоблюдении установленных норм в возникновении, поддержании и распространении ВБИ особую роль играет медицинский персонал.

Т. 12, № 3-4, 2007

Вестник Ивановской медицинской академии

223

Большое значение в организации работы среднего и младшего персонала по профилактике ВБИ принадлежит главной и старшим сестрам больницы, которые и осуществляют внутренний контроль.

Работа проводится по нескольким направлениям:

1. Обучение персонала (профессиональная учеба, конференции, практические занятия, индивидуальные зачеты по санитарноэпидемическому режиму, тестирование).

2. Рабочее место медицинской сестры и санитарки — обеспечены памятками, инструкциями, методическими рекомендациями.

3. Контроль осуществляется за: правильностью обработки медицинского инструментария и предметов ухода; занятиями по охране труда; качеством проведения текущей и генеральных уборок; качеством бактерицидного облучения; бактериологическим мониторингом санитарнопоказательной флоры; сбором и утилизацией отходов; санитарным состоянием отделений.

4. Противоэпидемические мероприятия включают: своевременное введение карантинных мероприятий; чередование дезинфектантов; строгое соблюдение мер личной профилактики персонала.

5. Охрана здоровья медицинского персонала: правильная организация труда, наличие укладок по оказанию индивидуальной помощи.

Медицинским сестрам отводится основная роль организатора, исполнителя и контролера в работе по профилактике ВБИ в лечебнопрофилактических учреждениях.

Одной из проблем XXI в. является рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией. Как известно, ВИЧ-инфекция является социально значимым заболеванием. Работать с ВИЧ-инфицированными пациентами очень сложно и в психологическом плане (пациенты испытывают постоянные психосоциальные трудности), и в эпидемиологическом (медсестра должна хорошо знать возможные пути передачи болезни).

Установление диагноза «ВИЧ-инфекция» — экстремальная ситуация для пациента и большой удар по его психике. Хочется отметить, что пациенты, страдающие наркоманией, не придают особого значения выявлению у них этого диагноза. Они создают семьи, рожают детей, зная о том, что заражены, и несут уголовную ответственность за возможное заражение окружающих, но не ставят в известность своих близких «друзей».

Психологические проблемы, с которыми сталкивается больной, связаны с чувством неуверенности в сохранности семьи, работы, друзей; единственным нейтральным человеком, знающим причину проблемы, является медработник. Установлено, что медицинская сестра проводит значительно больше времени в общении с больными, по сравнению с лечащим врачом, поэтому у нее выше шансы войти в доверительные отношения с больными. Ува-

жительное поведение медработника дает больному ощущение безопасности и усиливает сознание собственного достоинства. Очень опасно нетерпение медсестры, ее небрежность в выражениях, безразличное отношение к собеседнику. Недостаточное владение медработниками навыками общения и невнимание к особенностям психического состояния пациентов приводит к провоцированию конфликтных ситуаций, а также к проявлению агрессии со стороны больного человека.

Еще сложнее складывается общение с пациентами, находящимися в терминальной стадии СПИДа, когда у больных нарастают личностные расстройства. Понимание неизбежности смерти вызывает у человека страх. Медсестра должна как можно дольше общаться с умирающим больным, внимательно выслушивать его жалобы и, по возможности, выполнять его просьбы. Помощь в уходе, психологическую поддержку могут оказать близкие больного — его родители, супруга/супруг, друзья. Следует учитывать, что умирающие пациенты часто предпочитают больше говорить, чем слушать окружающих. Важно предоставить им такую возможность.

Следует соблюдать универсальные меры предосторожности при возможном контакте с биологическими жидкостями и расценивать их как потенциально опасные.

Медсестра должна проявлять не только тактичность и сочувствие к больному, но и разъяснять важность приверженности к лечению. Необходимо вселить в страдающего человека надежду о том, что у него не все еще потеряно, так как ученые во всем мире активно занимаются поисками эффективных средств лечения и профилактики данной инфекции.

На многолетнем опыте работы МУЗ «Городская клиническая больница № 1» с ВИЧ-инфици-рованными (более 10 лет) мы пришли к выводу:

1. Оказание стационарной помощи ВИЧ-инфи-цированным должно осуществляться изолированным постом персонала.

2. Размещаться ВИЧ-инфицированные больные должны в отдельном отделении (корпусе).

3. Средний медицинский персонал, работающий с ВИЧ-инфицированными больными, должен пройти соответствующую психологическую подготовку и сам владеть приемами оказания психологической помощи.

4. Разрешать (по согласованию с лечащим врачом и старшей медсестрой) свободный доступ близких к больному.

5. Нормативная нагрузка на обслуживающий персонал должна быть сокращена как минимум в два раза.

6. Денежная компенсация персоналу за работу с ВИЧ-инфицированными больными, установленная на конец 2007 г., катастрофически мала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.