Научная статья на тему 'Роль семьи в формировании личности ребенка'

Роль семьи в формировании личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1980
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ / НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЁЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буршит И.Е., Скиба Е.С.

В статье рассматривается проблема эффективного построения взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Авторы предлагают краткий анализ деятельности МБДОУ № 92 «Ласточка» г. Таганрога по данному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в формировании личности ребенка»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Отсутствует такая академическая единица, как зачет, все проходит в форме экзаменов. Также работает система рейтинга, многие студенты, которым не удается набрать нужное количество баллов, могут учиться на одном курсе несколько лет.

Весь учебный процесс компьютеризирован. Через интернет проходят консультации с преподавателями, запись на экзамен, получение рассылок, отправляются индивидуальные домашние задания и т.д.

Нельзя не отметить различие в тратах на проживание в российских и австрийских университетах. В то время как ВУЗы РФ предоставляют своим студентам общежития по минимальной символической цене, в Австрии плата за общежитие колеблется от 250-500 евро в месяц. Плата за обучение в РФ составляет примерно 80-200 тыс. руб в год, в Австрии - 800-1500 евро в год.

В России, как правило, основным субъектом обучения в ВУЗе является группа, а в Европе -индивидуальность. Развитый индивидуализм обусловлен традициями европейской культуры и более старшим возрастом студентов. Средний возраст российских студентов 1 курса - 17-20 лет, австрийских - 19-24 лет.

Если говорить о магистратуре, то здесь тоже можно отметить существенные различия. Магистратура в Европе дает профессиональную специализацию, именно в магистратуре дается практическое образование в конкретной профессиональной деятельности. А в России студент получает специализированное профессиональное образование уже в бакалавриате. Получается, что магистратура теряет свое истинное назначение и является лишь промежуточным этапом между бакалавриатом и аспирантурой. Список использованной литературы:

1. Бонюшко Н.А., Семченко А.А. Современные модели систем качества в обеспечении качества образовательных услуг // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2013. № 2. С.108.

2. Шереги Ф.Е., Арефьев А.Л., Ключарев Г.А., Тюрина И.О. Численность обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского персонала, число образовательных организаций Российской Федерации // Институт социологии РАН, Центр прогнозирования и маркетнга. 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dinsoc.isras.ru/files/File/publ/Prognoz_2015_august_001_288_ispr.pdf

3. Internationale Studierende in Osterreich // Osterreichische Integrations Fond. 2015. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.integrationsfonds.at/.../Fact_Sheet_08_Int.pdf

4. Bundesministerium fur Wissenschaft, Forschung und Wirtschaft [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://oravm13.noc-science.at/apex/f?p=103:6:0::N0::P6_0PEN:N

© А.И. Борисоглебская, 2016

УДК 371

И.Е.Буршит,

канд. пед. наук, доцент кафедры общей педагогики ТИ имени А.П.Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ) г. Таганрог, Российская Федерация

Е.С.Скиба, студентка 4 курса факультета дошкольного, начального и дополнительного образования ТИ имени А.П.Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ), г. Таганрог, Российская Федерация

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Аннотация

В статье рассматривается проблема эффективного построения взаимодействия дошкольного

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

образовательного учреждения и семьи. Авторы предлагают краткий анализ деятельности МБДОУ № 92 «Ласточка» г. Таганрога по данному направлению.

Ключевые слова

Семья, взаимодействие ДОУ и семьи, направления и формы взаимодействия ДОУ с семьёй.

Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества.

Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является семья, где и происходит закладывание основ личности. Личность ребёнка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности молодого человека [4].

Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейного воспитания.

Однако сегодня «велико число детей, имеющих эмоциональное, личностное и социальное развитие на уровне сниженной нормы, с такими детьми мало общаются родители, их успехи никого не интересуют» [2, с. 4].

Одним из важнейших условий реализации Образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьёй: дети, воспитатели и родители - главные участники педагогического процесса.

Сотрудники ДОУ признают семью как жизненно необходимую среду дошкольника, определяющую путь развития его личности.

Поэтому задача коллектива - установить партнёрские отношения, объединить усилия для развития, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Анализ деятельности трех ДОУ г.Таганрога и детского сада «Сказка» Неклиновского района показывает, что наиболее распространёнными являются такие традиционные формы взаимодействия с семьёй как: проведение общих родительских собраний, педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые), дни открытых дверей, показ занятий для родителей, консультации специалистов. Однако в настоящее время получили распространение и такие формы, как совместные детско-родительские занятия, детские и детско-родительские проекты, конкурсы, круглые столы, дискуссионные клубы, др.

В частности, актуальной проблемой для коллектива МДОУ комбинированного вида второй категории № 92 «Ласточка» г. Таганрога является взаимодействие педагогов с родителями. Данное взаимодействие предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и направлено на повышение педагогической культуры родителей. Содержание работы с родителями можно реализовать через различные формы работы.

Наиболее эффективно в МБДОУ используются такие формы, как информационно-аналитические, досуговые, познавательные, информационно-просветительские.

Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду поможет им:

• преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

• относиться к ребёнку как к равному;

• понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми: если он что-то сделал сегодня лучше, чем вчера, нужно радоваться его личному росту;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

• знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их;

• проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и печалей [1].

Работа в данном направлении охватывает несколько направлений:

• составление социально-эмоциональных портретов семей воспитанников;

• организация диагностической работы по изучению внутрисемейных отношений;

• поиск оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьёй;

• организация психолого-педагогического просвещения родителей;

• создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации досуговой деятельности родителей и детей;

• выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

• внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;

• оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи;

• создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса.

При этом, среди различных функций семьи - таких как, воспитательная, экономическая, терапевтическая, репродуктивная - особо важны социализирующая функция и эмоционально-нравственная, так как семья понимается как ячейка первичной социализации ребенка» [3, с. 345]. В течение учебного года воспитатель еженедельно планирует работу с семьёй, включая следующее: наблюдения за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями; планирование бесед с родителями по обсуждению индивидуального развития ребёнка; просмотр родителями разных видов деятельности; вовлечение родителей в детскую деятельность как равных по общению партнёров детей; проведение опросов, анкетирование родителей с целью изучения ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей и др.

Коллектив детского сада №92 всегда готов сотрудничать с родителями воспитанников, строить с ними деловые партнерские взаимоотношения на равных условиях, тем самым создавая атмосферу эмоционального благополучия и комфорта.

Социально-педагогическое изучение семей и их запросов позволяет наметить тенденции работы МДОУ №92 с семьями разного типа и использование модели сотрудничества «педагог-ребёнок-родитель».

В современной России семья и ее функции претерпели серьезные изменения. В связи с огромной воспитательной ролью семьи встает вопрос о том, как сделать так, чтобы в условиях ДОУ максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на развитие ребенка.

Список используемой литературы

1. Белоногова Г. Педагогические знания - родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание,

2003. - №1. - с.82-92.

2. Буршит И.Е. Проблемы воспитания и развития ребенка в современной семье /И.Е.Буршит, О.И.Шушкова // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (1 ноября 2014 г., г.Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014. - 50 с.

3. Буршит И.Е. Современное состояние проблемы готовности к обучению в школе дошкольников, не посещающих дошкольные образовательные учреждения // Современные образовательные технологии: педагогика и психология/ кол. монография. - Книга 15. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - С.327-357.

4. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт.-сост. И. А. Дядюнова. - М.: АПК и ПРО,

2004. - 32 с.

© И.Е.Буршит, Е.С.Скиба, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.