Научная статья на тему 'Роль самостоятельной работы в подготовке специалистов'

Роль самостоятельной работы в подготовке специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1194
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / МОДУЛЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / МОТИВАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синиченко Зинаида Ивановна

Новая концепция подготовки специалистов ориентирует развитие познавательных и созидательных способностей личности, что способствует активизации самостоятельной деятельности студента. Организация самостоятельной работы является одним из важнейших компонентов учебного процесса, она призвана научить студентов учиться самостоятельно. Для реализации такого подхода рассматриваются различные виды и формы обучения, методы организации самостоятельной работы, определяется роль самостоятельной работы в подготовке выпускников к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синиченко Зинаида Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль самостоятельной работы в подготовке специалистов»

З.И. СИНИЧЕНКО

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Новая концепция подготовки специалистов ориентирует развитие познавательных и созидательных способностей личности, что способст-вует активизации самостоятельной деятельности студента. Организация самостоятельной работы является одним из важнейших компонентов учебного процесса, она призвана научить студен-

тов учиться самостоятельно. Для реализации такого подхода рассматриваются различные виды и формы обучения, методы организации самостоятельной работы, определяется роль самостоятельной работы в подготовке выпускников к профессиональной деятельности.

Организация самостоятельной работы, модуль учебного процесса, мотивация, компетенции, творческие задания, элементы, методы обучения.

Новая концепция подготовки специалистов XXI века предполагает непрерывность образования на протяжении всей жизни, ориентацию на развитие познавательных и созидательных способностей личности, что способствует приоритету самостоятельной учебной деятельности студента.

В настоящее время происходят существенные из -менения в процессе обучения студентов, центр тяжести постепенно переносится на обучаемого, который активно строит свой учебный процесс. На первый план выходят новые методы обучения, новые подходы к организации и проведению семинарских и лекционных занятий, самостоятельной работы. Организация самостоятельной работы является одним из важнейших компонентов целостного учебного процесса в высшем учебном заведении. Она призвана научить студентов учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации, развивать способности к постоянному, непрерывному самообразованию, стремлению к пополнению и обновлению знаний, творческому использованию их на практике, в сферах будущей профессиональной деятельности.

Для реализации такого подхода к обучению самостоятельная работа студента должна пронизывать все виды и формы занятий, она становится неотъемлемой частью всего процесса обучения.

Многообразие имеющихся форм занятий можно классифицировать следующим образом:

- лекционные и активные формы занятий;

- групповые и индивидуальные занятия;

- контрольные формы занятий;

- аудиторные и самостоятельные занятия.

Эффективность проводимых занятий обеспечивается разумным сочетанием различных методов обучения, а также соответствующих им средств и форм обучения.

Авторитарное обучение - модель обучения, в которой главной, ведущей является деятельность преподавателя, а ведомой, пассивной - собственная учебная деятельность обучаемого. Эта модель обучения предназначена для предварительной ориентации студентов в целях и содержании предстоящего обучения, для пробуждения интереса к последующей активности в их собственной, самостоятельной учебной работе.

Комму ника тивные методы обучения обеспечивают активное взаимодействие преподавателя и студента на основе усвоения знаний через осознанный опыт и понимание. Научиться чему-либо, усвоить накопленные человеческие знания, освоить ту или иную практическую деятельность студент сможет только через собственную самостоятельную учебнопознавательную и учебно-практическую деятельность - учение.

Современные образовательные технологии предполагают широкое использование интерактивных методов обучения.

Интерактивное обучение - модель обучения, в которой осуществляется постоянное взаимодействие преподавателя и студента в течение всего процесса обучения. В интерактивном обучении по сравнению с традиционными технологиями меняется роль преподавателя. Его активность уступает место активности самих обучаемых, преподаватель осуществляет управление процессом обучения, организацию взаимодействия обучающихся, создание условий для их инициативы и творческого поиска эффективных решений конкретных ситуаций.

Такое обучение позволяет незамедлительно и своевременно дать студентам оценку их деятельное -ти, её результатов и последствий, а также получить информацию о необходимости внесения дополнений и изменений в методическое обеспечение учебного процесса. Обратная связь реализуется на основе фиксации положительного опыта или рекомендаций изменений с помощью промежуточной оценки результатов обучения.

Одним из примеров активного внедрения форм и методов организации учебного процесса является модульно-рейтинговая система, которая включает три основных понятия образовательного процесса: модульность учебного процесса, модульность учебной дисциплины и рейтинговую оценку учебной деятельности студентов.

Модуль учебного процесса - это структурный элемент с установленной длительностью, в течение которой полностью или частично завершается усвоение учебного материала, структурированного по модулям учебной дисциплины.

Модуль учебной дисциплины - это структурный элемент содержания учебной программы данной

дисциплины с установленной трудоемкостью, формирующий конкретные знания, профессиональные навыки и умения коммуникативной и профессиональной компетенции. Учебный модуль дисциплины обеспечивает гибкость по методам обучения, уровню самостоятельности учебно-познавательной деятельности студентов. Содержание каждого учебного модуля структурировано по целям и задачам, методам и формам обучения, критериям оценки.

Основу данной системы оценки учебной деятельности студентов составляют:

- развитие креативного мышления;

- реализация межпредметных связей и интеграция содержания различных учебных дисциплин;

- индивидуализация обучения за счет выбора творческих заданий различного уровня сложности;

- динамика изменения рейтинга, открывающая новые возможности состязательности и побуждающая студентов к систематической творческой работе.

Все это приводит к развитию более высокого уровня мотивации учения и творческой активности студентов, что в конечном итоге обусловливает повышение качества усвоения знаний, формирование коммуникативных и профессиональных компетенций. Данная образовательная технология предоставляет студенту широкие возможности для выработки индивидуального стиля учебной деятельности.

При разработке заданий необходимо соблюдать основные дидактические принципы: от простого к сложному, от конкретного к общему. Разрабатываются задания, позволяющие закрепить знания по отдельным теоретическим вопросам дисциплин и сложные задания, требующие комплексного подхода в рамках одной или нескольких дисциплин и охватывающие различные аспекты программного материала, формирующие навыки эффективной работы с различными источниками информации.

Особенностью модульно-рейтинговой системы обучения является свобода, предоставляемая студенту для самостоятельного изучения материала. Этот основополагающий принцип реализуется в том, что обучение ведется на уровне возможностей каждого конкретного студента, без его интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Можно выделить ряд основных черт, характеризующих модульно-рейтинговую систему:

- усиление индивидуализации обучения за счет воз -можности выбора студентами заданий для самостоятельной работы, форм контроля, методов обучения;

- перенос центра тяжести в учебном процессе на самостоятельную работу студентов;

- изменение роли и места преподавателя в учебном процессе, превращение его в преподавателя-консультанта, направляющего самостоятельную работу студентов.

Определяющим фактором самостоятельной работы можно считать организацию взаимоотношений преподавателя со студентами, которые выходят на уровень полноправного партнерства в условиях сотрудничества.

Индивидуальные задания при организации само -стоятельной работы студентов могут выполнять обучающие и контролирующие функции. Причем при оперативном контроле упор делается больше на их обучающие функции, так как хорошо продуманные задания позволяют стимулировать познавательную активность студентов, способствуют саморазвитию личности, что свидетельствует об обучающем потенциале таких заданий.

Эффективная организация самостоятельной работы студентов в модульно-рейтинговой системе обучения предусматривает ряд последовательных этапов:

- планирование самостоятельной работы;

- отбор содержания самостоятельной работы;

- методическое обеспечение самостоятельной работы;

- мониторинг самостоятельной работы. Планирование самостоятельной работы студентов

тесно связано с системой целе по латания. Цели (оперативные, тактические, стратегические) определяют перспективы работы преподавателя и студентов и позволяют наиболее оптимально организовать совместную деятельность. При этом, планируя разнообразные виды такой деятельности, учитывается спектр интересов и потребностей как преподавателя, так и студентов. Являясь начальным этапом любой учебной деятельности, планирование определяет тенденции и ход развития самостоятельной работы студентов, так как на основании четкого плана гораздо эффективнее организуется этот вид учебной деятельности, показывается движение от поставленных целей до прогнозируемого результата.

Планирование самостоятельной работы студентов предполагает организацию ее на основе нормативов времени для выполнения всех видов заданий по учебной дисциплине. На основании планируемого содержания, объема самостоятельной работы и определения их соответствия общему бюджету времени (отводимому на данный вид учебной деятельности) каждый студент разрабатывает индивидуальный план своей самостоятельной работы по различным модулям учебного курса.

Содержание учебных элементов, выделенных для самостоятельного изучения, определяется так, чтобы студент видел логическую структуру всего материала, частью которого являются эти элементы, и осознанно его усваивал. Содержание в этом случае направляет развитие и саморазвитие личности студента, и от умения преподавателя правильно отобрать содержание самостоятельной работы зависит эффек-тивностъ работы, заинтересованность в ее выполнении со стороны обучающихся. Успешное освоение отобранного для самостоятельной работы учебного материала требует обязательного методического обеспечения. В систему методического обеспечения самостоятельной работы студентов включаются:

- рабочая программа учебной дисциплины (на ос -новании которой возможна разработка индивидуальных программ обучения студентов);

- методические указания к изучаемому учебному курсу с подробными пояснениями по каждому из предложенных видов самостоятельной работы;

- способы контроля, основная и дополнительная литература по всем аспектам самостоятельной учебной деятельности;

- различные виды заданий и методические указания к их выполнению.

Важнейшую роль в управлении самостоятельной работой студентов играют индивидуальные собеседования преподавателя и студента. Регулярные консультации обеспечивают устойчивую обратную связь с обучаемыми и позволяют при необходимости быстро проводить коррекцию организации учебного процесса по отношению к отдельному студенту или к конкретной группе.

В различных дидактических источниках определяется ряд требований к мониторингу знаний и умений студентов при самостоятельной работе: соотнесение содержания с целями обучения, объективность, индивидуальный подход, учет качественной характеристики знаний студентов (полнота, глубина, способность переноса их в новые ситуации).

Одним из главных требований мониторинга знаний и умений при самостоятельной работе студентов является объективность. Требование объективности предполагает наличие однозначной возможности трактовки содержания учебного задания, способности отличить правильный ответ от неверного, что может быть обеспечено четко и правильно сформулированным вопросом, исключающим неоднозначность его толкования.

Требование индивидуального подхода при экс -пертизе качества знаний каждого отдельно взятого студента позволяет исключить заимствование готового ответа у других студентов, а также неконтролируемое коллективное выполнение заданий для самостоятельной работы. Это обеспечивается многообразием и личностной ориентацией заданий, которые в зависимости от возможностей студентов должны варьироваться по сложности. При этом оценка преподавателя, затрагивающая негативные личностные качества студента, не должна даваться публично.

Необходимость освоения методов самостоятельной работы для студентов обусловлена следующими факторами:

- во-первых, студент вуза должен в обучении осуществить переход от школьных методик, основанных на «выучивании и запоминании» готовых знаний, к умению самостоятельно добывать знания, формировать собственное мнение по изучаемым вопросам, развивать аналитические навыки, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее;

- во-вторых, вуз не может сформировать запас знаний у студента, достаточный в течение всей трудовой жизни, поэтому, получая знания по избранной специальности, студент посредством самостоятельной работы вырабатывает у себя потребность к постоянному самообразованию, поиску знаний, информации;

- в-третьих, самостоятельная работа позволяет разнообразить процесс усвоения учебного материала на основе индивидуально-заинтересованного использования различных средств активиза-

ции познавательной деятельности: одному студенту лучше даются письменные работы, другой с удовольствием использует технические средства, третий лучше усваивает материал в ролевых играх, включенных в какой-либо процесс, и т.д.;

- в-четвертых, самостоятельная работа - это важный элемент развивающего обучения, позволяющего сформировать «качества ума как качества личности», что применительно к специалисту-профессионалу, бухгалтеру-экономисту любого уровня и означает формирование в процессе обучения широкого понимания проблем на макро- и микроуровнях и личное участие в этом процессе, приобретение высоких нравственных идеалов, профессионального мышления, профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа способствует достижению целей развития творческих способностей студента, выработке у него навыков профессионального мышления, аналитических способностей. Самостоятельная работа, организованная в рамках кафедры, позволяет, с одной стороны, индивидуализировать процесс обучения (каждому студенту - задание по интересу либо с целью расширения знаний по наиболее слабо усвоенной теме), а с другой - активнее применять групповые методы усвоения материала (типа деловых, ролевых игр), позволяющие развивать творческие способности и профессиональные качества, такие как инициативность, профессионализм, ответственность. Самостоятельная работа развивает у студентов умение работать в библиотеке с литературными источниками и нормативными актами, инициативно накапливать знания собственными усилиями.

Существует ряд форм реализации самостоятельной работы:

- изучение литературных источников (учебник, монография, статья в журнале, газете) и нормативных актов по конкретной теме, составление конспектов;

- тренинг по решению задач (вводные ситуации в игре, проверка по тестам и т.п.) в устной или письменной форме;

- обобщение практики для последующего сообщения на занятиях;

- подготовка к тематической дискуссии, рейтингу, обсуждению статьи, темы, проблемы и т.д. в учебных целях;

- подготовка к зачету, экзамену или иной форме контроля знаний;

- взаимный обмен информацией с другими студентами;

- подготовка к проведению лабораторных работ, отчетных документов по итогам выполнения задач, подготовка к ролевым и деловым играм. Некоторые виды самостоятельной работы (написание реферата, курсовой, дипломной работы, доклад на студенческой конференции) включают в себя еще и элемент научного творчества (НИРС).

Цель самостоятельной работы - организация сис-тематического изучения дисциплин в течение семестра, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовка к предстоящим занятиям,

а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

Систематическая самостоятельная работа каждого студента на протяжении всего учебного процесса создает серьезные предпосылки для повышения качества подготовки специалистов. Ориентация на повышенное внимание к самостоятельной работе студента предполагает значительное изменение организации учебного процесса в целом и касается всех форм обучения. Активное участие студентов в самостоятельной работе будет стимулировать их к практическому применению теоретических знаний, полученных при изучении учебных дисциплин, формировать творческий исследовательский стиль деятельности, открывающий широкие горизонты для индивидуальной работы, максимально ориентировать на будущую профессиональную деятельность, облегчая процесс адаптации выпускников к профес -сиональной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. РубаникА., Большакова Г., Тельных Н. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. 2005. №6.

2. Рубакова И. О новом качестве самостоятельной работы студентов // Вестник Московского ун-та. Сер. 6. Экономика. 2004. №3.

3. Беловолов В., Беловолова С. Организация и содержание самостоятельной работы студентов. Новосибирск, 2002.

4. Ловцова Н. Блочная система // Высшее образование в России. 1996. №4.

5. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений. Письмо Минобразования России от 27.11.2002. №14-55-9-96 ин/15.

6. Волков Ю., Махов А., Меденцев В. Традиционные и новые технологии обучения: принцип дополнительности // Высшее образование в России. 2003. №6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.