Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» на основе инновационной интерактивной системы балльнорейтингового контроля'

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» на основе инновационной интерактивной системы балльнорейтингового контроля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1137
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа / дидактическая модель / модуль / модульнорейтинговое обучение / контроль / самоконтроль / independent work / didactic model / module / modulerating education / control / selfcontrol

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канакина Галина Ивановна

В статье представлена Дидактическая модель организации самостоятельной работы студентов вузов гуманитарного и негуманитарного профиля по дисциплине «Русский язык и культура речи». Определены условия, средства, принципы, методы и приёмы самостоятельного освоения курса на основе интерактивной системы балльнорейтингового контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канакина Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article didactic model of organization independent work by students of humanitarian and nonhumanitarian profile in a subject Russian language and speech culture are showed. Conditions, means, principles, methods and ways of course selfmastering based on interactive system of pointrating control and selfcontrol of student's knowledge, skills and abilities are determined.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» на основе инновационной интерактивной системы балльнорейтингового контроля»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 16 (20) 2010

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 16 (20) 2010

УДК 373

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ

© г. и. КАНАКИНА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра русского языка и методики преподавания русского языка e-mail: rector@spu-penza.ru

Канакина Г. И. - Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» на основе инновационной интерактивной системы балльно-рейтингового контроля // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 126-131. - В статье представлена Дидактическая модель организации самостоятельной работы студентов вузов гуманитарного и негуманитарного профиля по дисциплине «Русский язык и культура речи». Определены условия, средства, принципы, методы и приёмы самостоятельного освоения курса на основе интерактивной системы балльно-рейтингового контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков обучающихся.

Ключевые слова: самостоятельная работа, дидактическая модель, модуль, модульно-рейтинговое обучение, контроль, самоконтроль.

Kanakina G. I. - Organization of independent work by students in a subject «Russian language and speech culture» based on innovation and interactive system of point-rating control // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belin-skogo. 2010. № 16 (20). Р. 126-131. - In this article didactic model of organization independent work by students of humanitarian and non-humanitarian profile in a subject “Russian language and speech culture” are showed. Conditions, means, principles, methods and ways of course self-mastering based on interactive system of point-rating control and self-control of student’s knowledge, skills and abilities are determined.

Key words: independent work, didactic model, module, module-rating education, control, self-control.

В новых социальных, экономических и информационных условиях, условиях перехода от традиционных форм обучения к инновационным, интерактивным особое значение приобретает самостоятельность студента, его активность, способность к самообразованию, способность совершенствоваться интеллектуально и профессионально. По мнению В. П. Вахтерова, «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто много хочет знать, и привык к самостоятельной работе, к методу приобретать знания» [1. С. 177].

Исследованию проблемы организации самостоятельной работы обучаемых большое внимание уделяли лучшие педагоги и методисты XIX -начала XX веков Н. Ф. Бунаков, Ф. И. Буслаев, В. Я. Стоюнин и др. Современные психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, В. А. Сластёнин, П. И. Пидкасистый и др.) рассматривают самостоятельную работу как основное средство обучения.

Понятие «самостоятельная работа» в современной дидактике трактуется неоднозначно. Она определяется как

1) форма и метод организации учения, в котором задействованы и учитель, и ученик;

2) специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения;

3) деятельность обучающихся без непосредственного участия преподавателя.

В психологии самостоятельная работа с позиции самого субъекта деятельности определяется как «целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность» [2. С. 255].

В нашем понимании самостоятельная работа -это организуемая и контролируемая самими обучающимися деятельность, которая протекает без непосредственного участия преподавателя, но направляется им.

Самостоятельная работа - важнейший компонент процесса обучения как в аудиторных занятиях, так и вне их. Её роль особенно значительна в условиях, когда объём необходимых знаний для специалиста возрастает, а количество аудиторных часов по дисциплинам предметной подготовки сокращается.

Новая парадигма современного образования «студент - компьютер - преподаватель» (традиционная система «преподаватель - учебник - студент») ставит на качественно иной, более высокий уровень процесс образования. Ведущей в этом процессе становится деятельность обучаемого - он становится обучающимся; преподаватель при этом выступает помощником в его самостоятельной деятельности.

Самостоятельная работа

- вырабатывает психологическую установку на систематическое самостоятельное пополнение своих знаний;

- формирует необходимый объём и уровень знаний, умений и навыков;

- вырабатывает умение ориентироваться в потоке информации;

- повышает интерес к изучению дисциплины;

- снимает страх перед сложностью материала;

- даёт возможность объективно оценить знания и умения по предмету, видеть перспективы роста.

Значение самостоятельной работы в процессе обучения особенно подчёркнуто в письме Министра образования России ректорам вузов «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» (№ 14 - 55 - 996 ин/15 от 27.11.2002 г.).

Коллективом преподавателей Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского в рамках выполнения проекта «Развитие и актуализация информационной системы оценки качества подготовки студентов вузов по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработан

программно-методический комплекс (далее Программа), предназначенный для обеспечения самостоятельного изучения данной дисциплины в высших учебных заведениях.

В основу организации самостоятельной работы нами положен компетентностный подход в обучении. В ходе освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» у будущих специалистов и гуманитарных, и негуманитарных специальностей не только закладывается знаниевая база, но и формируются общекультурные, общепрофессиональные компетенции (языковая, коммуникативная, правописная и культуроведческая), необходимые для качественной, продуктивной профессиональной деятельности.

Нами разработана Дидактическая модель организации самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи», которая реализуется в системе модульно-рейтингового обучения. Модуль -логически завершённый, целостный объём учебного материала, благодаря которому обеспечивается овладение определённым уровнем теоретических знаний и практических умений для использования их в профессиональной деятельности. Модульно-рейтинговое обучение обеспечивает гибкость содержания обучения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки. Обучающийся может самостоятельно работать с предложенной учебной программой, контролировать уровень усвоения материала и сформированности умений применять его на практике. каждый вид самостоятльной работы оценивается в баллах и учитывается в рейтинге студентов по дисциплине.

дидактическая модель организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» на основе инновационной интерактивной системы балльно-рейтингового контроля знаний имеет следующую структуру:

Дидактическая модель организации самостоятельной работы студентов

Цель

*

Задачи

*

Принципы

*

Этапы Содержание Условия Средства Методы и приёмы Контроль

*

Результат

Цель самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи - формирование потребности и готовности студентов к саморазвитию, самообразованию в процессе освоения дисциплины, повышение на этой основе качества обученности русскому языку. Цель определяет результат - развитие языковой личности, владеющей общепрофессиональными компетенциями: языковой, коммуникативной, правописной, культуроведческой.

В специальной литературе под языковой личностью понимается «типовой представитель данной языковой общности и более узкого входящего в неё речевого коллектива, совокупный или усреднённый носитель данного языка» [3. С. 804].

В нашей дидактической модели языковая личность - каждый обучающийся носитель языка. Формирование языковой личности, процесс овладения языком для реализации коммуникативных намерений -

процесс длительный, он осуществляется на протяжении всей сознательной жизни человека. Один из важнейших аспектов этого процесса - формирование функционально-речевой грамотности, т. е. овладение языковыми и речевыми нормами. В современном обществе, где уровень владения языком достаточно низок (и продолжает падать), задача повышения речевой грамотности и речевой культуры актуальна не только для профессионалов, но и для каждого, кто стремится научиться максимально эффективно пользоваться языком в целях общения.

Цель организации самостоятельной работы студентов предполагает решение ряда задач:

1. Стимулирование мотивации студентов к самообразованию.

2. Обеспечение условий для самообучения и самоконтроля.

3. Повышение уровня познавательной активности обучающихся.

4. Развитие интеллектуальных способностей студентов.

5. Формирование навыков работы с учебными компьютерными программами.

6. Обучение студентов методам самоконтроля и самокоррекции.

7. Выявление неудач в освоении дисциплины, её разделов, тем и их преодоление.

Реализация дидактической модели организации самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи осуществляется на основе следующих принципов:

1) согласованности содержания дисциплины с требованиями гОС ВПО;

2) значимости усваиваемого материала для будущей профессиональной деятельности;

3) генерализации, при которой отбираются наиболее важные элементы содержания обучения, основные понятия и факты;

4) целесообразности соотношения теории и практики;

5) активизации и мотивации к учению;

6) индивидуализации и дифференциации обуче-ния,контроля и самоконтроля;

7) мобильности и вариативности выбора студентом пути организации самостоятельной работы.

Планирование и организация самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи» включает 4 этапа:

1. Подготовительный. На первом этапе должна быть осуществлена подготовка всех необходимых учебно-методических материалов для проведения самостоятельной работы:

• пересмотрен тематический план с целью разбивки содержания дисциплины «Русский язык и культура речи» на разделы, темы и выбора по ним соответствующих форм контроля, установления логической последовательности обучения русскому языку и культуре речи;

• разработан комплекс электронных дидактических материалов, включающих конспективное изложение теории по темам; задания для самостоятельной

работы (инвариантный блок - задания, предполагающие применение базовых знаний, обязательный для всех студентов, изучающих эту дисциплину; вариативный блок - задания повышенной сложности, студенты выбирают их, желая повысить свой рейтинг) и методические указания к ним, варианты заданий, которые помогают глубже понять изучаемый материал, способствуют закреплению знаний, выработке умений;

• разработан план-график самостоятельной работы студентов, где определяются сроки начала и окончания изучения каждой темы, виды и сроки проведения контрольных мероприятий;

• разработана карта рейтинг-листа для каждого студента, хит-парада (рейтинг студентов группы по убывающей).

Вся эта работа должна быть завершена до начала изучения дисциплины.

2. Мобилизующий. На втором этапе преподаватели должны на первой лекции (практическом занятии) довести до сведения студентов план-график самостоятельной работы, объяснить особенности работы студентов в рейтинговой системе.

3. Продуктивный. На третьем этапе осуществляется систематическая самостоятельная работа по овладению материалом. При этом должны строго соблюдаться графики проведения контрольных мероприятий по каждой теме, разделу, дисциплинарному модулю. Начисление баллов за выполненный плановый объем самостоятельной работы с учетом своевременности и качества ее выполнения и за индивидуальную самоподготовку производится по единым правилам, принципам, которые устанавливаются заранее, доводятся в начале семестра до сведения студентов и не меняются в течение семестра.

Сведения по результатам рейтингового контроля по каждой теме должны заноситься в рейтинг-лист каждого студента и хит-парад, где фиксируется рейтинг группы. Применение рейтинговой системы позволяет формировать единые требования к знаниям студентов, добиться практического полного отсутствия у них задолженностей к концу семестра.

4. Итоговый. На четвертом этапе в конце учебного семестра каждому студенту выдается заключительный по дисциплине рейтинг-лист и обнародуется хит-парад с окончательными результатами рейтинга каждого студента в нём (по убывающей).

При структурировании содержания дисциплины «Русский язык и культура речи» мы определили оптимальный объём учебной информации, выделили «ядерный» материал, отсекли малоинформативное и дублирующее содержание, и разбили содержание обучения дисциплине на 4 автономных дисциплинарных модуля в соответствии с гОС ВПО и программой: «Стилистика», «Риторика», «деловой русский язык», «Культура речи». В каждом дисциплинарном модуле -несколько разделов с приблизительно равным объемом материала для усвоения. В каждом разделе выделено по четыре темы (дидактические единицы), в которых сосредоточена основная учебная информация. Целью изучения каждого модуля является достижение

заранее планируемых результатов, поэтому в рамках каждого раздела внутри модуля выделены ключевые знания и умения, которые должны быть сформированы в ходе самостоятельной работы студентов.

При планировании содержания самостоятельной работы по дисциплине важно, в какой последовательности и в каких формах предъявления информации отразить это содержание. В предлагаемой нами дидактической модели считаем целесообразным следующий порядок следования дисциплинарных модулей: «Культура речи» ^ «Стилистика» ^ «Деловой русский язык» ^ «Риторика». Такой порядок обусловлен логикой овладения искусством эффективного речевого общения. В процессе освоения первого модуля студенты совершенствуют владение нормами русского литературного языка (правописными, произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими). Это первая ступень на пути постижения речевого мастерства: здесь создаётся необходимая база для осмысленного овладения материалами последующих модулей, далее - «Стилистика» (продолжается формирование собственного стиля речи), «Деловой русский язык» (закладываются основы профессиональной речи), «Риторика» (формируется умение результативно общаться, преодолевать коммуникативные неудачи, ориентируясь в конкретной речевой ситуации, выстраивая определённую линию речевого поведения; совершенствуется искусство публичного выступления).

Порядок освоения содержания каждого дисциплинарного модуля может изменяться как преподавателем, так и студентом. Это позволяет студентам сдать зачёт по отдельным модулям (разделам) на любом этапе обучения и в любом порядке.

Освоение содержания дисциплины на необходимом уровне может быть обеспечено при наличии основных условий эффективной организации самостоятельной работы студентов:

- активная образовательная среда, предоставляющая возможность для развития языковой личности, соответствующая целям обучения и содержанию предмета, максимально приближенная к потребностям и возможностям студентов;

- рефлексивная активность студентов, при которой процесс усвоения знаний и выработки умений превращается в самообучение, самообразование; студент не обучаемый, а обучающийся;

- возможность для всех студентов добиваться базового уровня знаний и повышать планку овладения предметом за счёт выполнения заданий повышенной сложности;

- отказ от репрессивной роли оценок, изменение критериев оценивания, возможность для каждого студента выбирать уровень отчётности о результатах своего учебного труда;

- двухсторонняя связь между студентом и преподавателем в различных диалоговых режимах:

1) открытый - студент самостоятельно выстраивает свой ответ с помощью клавиатуры;

2) закрытый - студент выбирает ответ из нескольких предложенных вариантов;

3) ограниченно закрытый - студент конструирует свой ответ из отдельных блоков материала.

Обратная связь (ОС) с обучающимися осуществляется на трёх уровнях:

1. Констатация неправильного выполнения задания (Ошибка! Выполните упражнение ещё раз; Ошибся второй раз - Посмотрите правильный ответ!; Ошибся в третий раз - Вы плохо знаете этот материал! Обратитесь в Информационно-библиографический блок!).

2. Констатация неправильного выполнения задания с выдачей рекомендаций общего характера.

3. Констатация неправильного выполнения задания с анализом ошибок и выдачей конкретных рекомендаций.

Образовательная среда - совокупность условий, обеспечивающих развитие личности, способной к социализации в современном информационном обществе.

Она включает: материально-техническую базу, обеспечивающую возможность пользоваться персональным компьютером; программу организации самостоятельной работы заинтересованных потребителей образования; обучающие и тестирующие программы; грамотное управление процессом самостоятельной работы студентов.

Для достижения целей обучения русскому языку и культуре речи в условиях модернизации образования изменяются средства организации самостоятельной работы студентов: электронные конспекты лекций, электронный практикум (задания для самостоятельной работы); банк тестовых заданий для контроля и самоконтроля.

Успех самостоятельной работы студентов зависит от эффективности выбранных методов и предметов. методы организации самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи мы условно разделили на три группы:

1. Методы предъявления информации: опорный конспект, методические рекомендации, индивидуальное инструктирование.

2. Методы выполнения заданий: самостоятельная работа с учебным текстом, учебный тренинг, исправление ошибок, конструирование, реконструирование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Методы контроля и самоконтроля: тестирование, самотестирование, балльно-рейтинговый метод.

Методы самостоятельной работы, обеспечивающие усвоение содержания образования, реализуются через приёмы мыслительной деятельности:

Воспроизведение предполагает умение узнавать языковые факты, соотносить определение с понятием.

Анализ, в ходе которого устанавливается наличие определённых языковых фактов, выявляются их признаки, последовательность, связи с другими языковыми фактами.

Сравнение (сопоставление) позволяет выявить общее и различное в языковых явлениях, вычленить дифференциальные признаки.

Абстрагирование даёт возможность перейти от конкретных языковых фактов к осмыслению типовых значений.

Систематизация, которая заключается в умении выстроить языковые факты в стройную систему, установив причинно-следственные связи языковых явлений.

Синтез (обобщение) позволяет обобщить типовые черты языковых явлений и продуцировать речевое произведение.

Программа по каждому дисциплинарному модулю для организации самостоятельной работы студентов по русскому языку и культуре речи включает «Информационно-библиографический блок», где представлено изложение теоретического материала в сжатом, систематизированном виде по каждой теме (конспект соответствует «Требованиям к уровню освоения содержания разделов», сформулированным на основании ГОС по дисциплине) и «Задания для самостоятельной работы студентов», где представлены упражнения для закрепления теоретических сведений и выработки умения их применять в речевой практике.

И теоретический материал, и практические упражнения ранжированы по уровням сложности и трём профессиональным профилям:

1) базовый (минимальный) соответствующий ГОС по дисциплине - для негуманитарных специальностей;

2) расширенный - для гуманитарных нефилологических специальностей;

3) углубленный, ориентированный на творческое владение материалом - для гуманитарных филологических специальностей.

Такое ранжирование учебного материала позволяет обучающимся непосредственно отбирать уровень изучаемого материала; выбирать индивидуальный темп освоения теории и формирования умений; анализировать результаты усвоения изученного.

Большую роль в достижении планируемых результатов обучения имеет этап контроля. Успех самостоятельной работы зависит от того, как он будет организован. Важное условие при этом - возможность самоконтроля за учебной деятельностью. На сегодняшний день педагогическая наука не называет точных параметров, показателей, критериев обученности по предмету. При определении уровней обученности дисциплине «Русский язык и культура речи» мы опирались на следующие критерии эффективности обучения:

1) объём усвоенного дидактического материала;

2) осознанность усвоения содержания каждой темы (раздела);

3) глубина усвоения материала;

4) скорость усвоения знаний и формирования умений.

Уровни обученности русскому языку и культуре речи в нашей Дидактической модели соответствуют уровням учебно-познавательной деятельности студентов:

1) низкий (рецептивный) - слабая мотивация к самообразованию; небольшой объём знаний по дисциплине; умение применять знания в стандартных ре-

чевых ситуациях; преобладание воспроизведения знаний, узнавания фактов среди подобных, определения понятий;

2) средний (репродуктивный) - наличие потребности и мотивов к самообразованию; достаточный (базовый) объём знаний; умение применять знания при изменении ситуации общения; владение мыслительными операциями абстрагирования, анализа, сопоставления;

3) высокий (продуктивный) - высокая степень мотивации к самообразованию; глубокие знания по дисциплине; умение творчески применять знания в различных речевых ситуациях, в том числе нестандартных; преобладание сложных мыслительных операций: систематизация, обобщение, синтез.

Выявление уровня обученности предмету актуально уже на первом этапе работы с Программой (этап самоконтроля): студент должен представлять, каков его уровень усвоения материала по русскому языку и культуре речи и намечать себе перспективу роста. Во время изучения раздела он может выполнить экспресс-тест по любой из тем и определить свой уровень овладения материалом. При этом учитываются как количественные, так и качественные показатели:

1. Количественные показатели (учитывается % правильно выполненных тестовых заданий):

- низкий уровень - студент выполнил 50% тестовых заданий;

- средний уровень - студент выполнил не менее 70% тестовых заданий;

- высокий уровень - студент выполнил не менее 80% заданий.

2. Качественные показатели (учитывается характер тестовых заданий и способ мыслительной деятельности при их выполнении):

- низкий уровень (рецептивный) - студент выполняет однотипные задания на воспроизведение материала и выбор правильного варианта из предложенных;

- средний уровень (репродуктивный) - студент выполняет тестовые задания на упорядочение, соответствие, исключение лишнего из ряда языковых явлений;

- высокий уровень (продуктивный) - студент выполняет тестовые задания на конструирование, реконструирование и комплексные задания.

Подобный подход определения уровня обученности реализуется при рубежном и итоговом контроле.

Правильно организованный содержательно-деятельностный контроль позволяет:

- держать студента в постоянной готовности к совершенствованию своих знаний и умений;

- проверять свои знания в процессе освоения

темы;

- своевременно и быстро исправлять свои ошибки, обратившись к нужному теоретическому материалу по теме и выполнив тренировочные упражнения;

- пользоваться справочной информацией;

- осуществлять не только текущий, но и отсроченный контроль и самоконтроль по любой теме, разделу.

Контроль и самоконтроль за усвоением материала по русскому языку и культуре речи производится

с помощью многовариантных разноуровневых тестовых заданий.

В целях осуществления контроля и самоконтроля за самостоятельной работой по усвоению дисциплины «Русский язык и культура речи» нами разработаны и разные виды тестовых заданий: используются закрытые, открытые, комплексные.

Балльно-рейтинговый метод контроля за самостоятельной работой студентов выполняет целый ряд функций:

1) диагностическая - выявление уровня обученности по предмету, конкретных затруднений в освоении материала и оказание необходимой помощи;

2) обучающая - педагогически целесообразная и методически чёткая организация интенсивной самостоятельной работы на базе дифференциации и индивидуализации учебной деятельности; способствующая успешному усвоению курса;

3) организующая - эффективное управление самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся;

4) развивающая - содействие интеллектуальному и речевому развитию студентов, их познавательной активности и самостоятельности;

5) воспитывающая - формирование материальной ответственности за результаты собственной деятельности.

Данный метод оценки знаний позволяет:

- получить объективную оценку знаний по теме, разделу, дисциплинарному модулю, дисциплине;

- поэтапно контролировать уровень знаний и умений, выяснить пробелы и недочёты в усвоении материала;

- установить, случайна ли та или иная ошибка, выполнив другой вариант теста;

- оперативно получить информацию по конкретному вопросу и усовершенствовать умения, проработав упражнения по соответствующей теме.

Блок контроля содержит банк ранжированных тестовых заданий для 3-х групп специальностей: гуманитарных филологических, гуманитарных нефи-

лологических и негуманитарных для разных видов контроля:

1)текущего контроля в ходе изучения темы -экспресс-тесты (5-10 заданий на 10-15 минут);

2) рубежного (промежуточного контроля по завершении изучения раздела (30 тестовых заданий на 1-1,5 часа);

3) итогового (обобщающего контроля по завершении изучения всей дисциплины «Русский язык и культура речи» (50 тестовых заданий на 1,5-2 часа).

Информатизация образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам преподавателей вузов. Их роль в организации процесса обучения становится сложнее. Использование в образовании информационных и коммуникационных технологий требует совершенствования стратегии отбора содержания, методов и форм обучения, соответствующих задачам повышения интеллектуального потенциала и развития личности обучающихся; пересмотра механизмов организации процесса обучения, увеличения в нём доли самостоятельной работы в приобретении знаний; разработки информационно-методических материалов и методики компьютерной диагностики и оценки уровня подготовки обучающихся по предмету.

А это, в свою очередь, требует изменения структуры и содержания подготовки специалистов высшей квалификации.

Благодарности. Исследование проведено в рамках выполнения проекта «Развитие и актуализация информационной системы оценки качества подготовки студентов вузов по дисциплине «Русский язык и культура речи»» по Государственному контракту № П46 от 9 апреля 2008 года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999.

3. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова и др. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.