Научная статья на тему 'Роль Российской Федерации в процессе экологизации международных отношений'

Роль Российской Федерации в процессе экологизации международных отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1021
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВЗАИМОУЯЗВИМОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ECOLOGIZATION / GLOBALIZATION / MUTUAL VULNERABILITY / ENVIRONMENTAL POLICY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лагутина Мария Львовна

Статья посвящена анализу роли России в процессе экологизации международных отношений как одной из ведущих тенденций мирового развития в начале XXI в. В первой части статьи рассматривается роль и место экологической проблематики в современных мирополитических процессах. Автор дает определение понятия «экологизация», раскрывает содержание и суть этого процесса и дает общую характеристику его основных этапов в истории международных отношений. Во второй части статьи анализируется роль и особенности участия Российской Федерации в процессе международной экологизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the Russian Federation in the Process of Ecologization of International Relations

The article is devoted to the analysis of the role of Russia in the process of international relations ecologization as one of the leading tendencies of world development at the beginning of the 21st century. The role and place of ecological problem in modern world political processes are considered in the first part of the article. The author defines the concept "ecologization", reveals the meaning and the nature of this process and gives a general characteristic of the basic stages of ecologization process in the history of international relations. The role of the Russian Federation in international ecologization process and the features of Russia's participation in ecologization are analyzed in the second part of the article.

Текст научной работы на тему «Роль Российской Федерации в процессе экологизации международных отношений»

М. Л. Лагутина

РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

На рубеже ХХ-ХХІ вв. человечество вступило в эпоху глобализации, которая охватила все стороны жизни современного общества и качественно изменила мировое сообщество1. Наряду со все более растущей «взаимозависимостью» современного мира, не менее активно проявляет себя и его «взаимоуязвимость». Данное явление стало следствием проявления отрицательных последствий процесса глобализации — глобальных проблем современности, в число которых традиционно включают угрозу глобальной экологической катастрофы. Необходимость нахождения способов гармонизации межгосударственных связей, необходимость определения общего политико-экологического курса, исходя из постулата о взаимосвязи и взаимозависимости всех стран и регионов современного мира, является ключевой проблемой ХХІ в.

Экологическая проблематика стала одной из самых обсуждаемых сегодня. Неудержимый рост производства, последствия научно-технического прогресса и неразумного природопользования сегодня ставят мир перед самой что ни на есть реальной угрозой глобальной экологической катастрофы. В качестве свидетельства этого можно привести следующие факты: глобальное потепление на планете привело к тому, что только в Северном полушарии за последние годы число аномальных и катастрофических природных ситуаций (бури, наводнения, засухи) возросло в 2,5 раза. К настоящему времени площадь вечных льдов в зоне Северного Ледовитого океана уже сократилась почти вдвое по сравнению с 2005 г. (предыдущий рекорд такого рода был установлен в конце лета 2007 г.)2. За последние 30 лет человечество уничтожило 30 % окружающей его природы, и масштабы уничтожения только нарастают с каждым годом3. Общество потребления, сформировавшееся сегодня, бездумно и безостановочно растрачивая ресурсы, ставит человечество на грань мировой экологической катастрофы. Попытки найти решение этой глобальной проблемы стали важной частью современных мирополитических процессов: «...многие процессы, развернувшиеся в мире в последнюю четверть века... побуждают посмотреть на мировую политику через качественно новую призму — призму экологополитических и социально-экологических измерений»4. В поиски ответа на экологическую угрозу вовлечены, наряду с неформальным движением «зеленых», правительства национальных государств, международные организации, многонациональные корпорации и другие международные негосударственные структуры. В этой связи можно говорить

о такой важной тенденции мирового развития, как экологизация современных международных отношений и мировой политики5.

Понятие «экологизация» новое в современной науке, с этим связано отсутствие точной формулировки данного термина. На наш взгляд, под экологизацией следует понимать тенденцию повышения роли и значимости экологического фактора в современных миро-политических процессах, переход от общества всеобщего потребления к обществу устойчивого развития во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Как известно, сущность © М. Л. Лагутина, 2008

перехода к устойчивому развитию заключается в выживании человечества и одновременном сохранении биосферы, иными словами, в сохранении биосферы и общечеловеческой цивилизации. Для того чтобы выжить, сохраниться как уникальный биологический вид, человеку необходимо кардинальным образом трансформировать абсолютно все сферы своей деятельности. Это очень сложная задача, и ее выполнение во многом противоречит всему тому, что характерно для модели неустойчивого, или экономоцентрического, развития. Экологическую несостоятельность этой модели особенно ярко продемонстрировал XX век. XXI век может оказаться переломным в истории цивилизации, т. к. в этом веке должен разрешиться главный вопрос — быть или не быть человечеству6. Вопрос о сохранении человека как биологического вида впервые встал на повестку дня за всю мировую историю именно на рубеже двух тысячелетий. Предполагается, что именно переход к устойчивому развитию и позволит его разрешить, т. к. создаст возможность выживания и дальнейшего непрерывного развития цивилизации.

Экологизация привела к превращению качеств природы в значимый ресурс влияния. «Глобальное потепление» стало символом современных глобальных процессов. Экологизация породила новый тип общественных движений, выступающих за чистую природу. Экологизация привела к пониманию отсутствия политических границ при решении глобальных экологических проблем. Экологическое движение активно участвует в формировании мирового гражданского общества, которое выносит политическое за сферу национальногосударственных границ7. Сегодня «экологическая проблема глобальна по своим масштабам, проявлению и опасности. Она действительно затрагивает интересы всех государств, всего мирового сообщества и каждого человека в отдельности»8, «экологизацию международных отношений можно назвать основой процесса глобальной экологизации мира»9.

Кратко историю появления экологической составляющей в международных отношениях можно представить в виде следующих этапов:

1. 40-50-е гг. ХХ в. — появление экологического аспекта в международных отношениях как независимой тематики. Необходимой опорой, которая обеспечила становление и развитие процесса глобальной экологизации, стала Организация Объединенных Наций. Сегодня ООН — по сути, всемирный форум по организации международной деятельности в области охраны окружающей среды, универсальный механизм выработки согласованных решений и важнейший источник международного природоохранного права10.

2. 60-70-е гг. ХХ в. — на данном этапе в ООН наметилась тенденция перехода от разрозненных, бессистемных мероприятий, связанных с отдельными аспектами природопользования, к более комплексной деятельности, поставленной на постоянную основу. В 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция ООН по проблемам природной среды, в ходе которой была разработана программа ООН по защите природной среды11. Это событие ознаменовало включение международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем. С этого времени стали развиваться экологическая политика и дипломатия, экологическое право, в отдельных государствах начали создаваться специальные министерства и ведомства по окружающей среде.

3. 80-е гг. ХХ в. — на начало этого этапа пришлось широкое развитие экологизации всего комплекса международных отношений. В 1982 г. сессия ООН утвердила «Всемирную хартию природы», возлагающую на все государства ответственность за сохранение планеты и ее природных богатств. В следующем году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), в задачу которой входила срочная разработка глобальной эколого-экономической программы и путей ее реализации в мире в ближайшие

десятилетия. В марте 1987 г. работа была закончена и издана под названием «Наше общее будущее». В ней впервые были сформулированы основные положения концепции устойчивого развития. Этот доклад был разослан всем правительствам и руководящим органам системы ООН для составления национальных программ и выполнения их на практике.

4. 9Q^ гг. ХХ в. — это период формирования идеи устойчивого развития и первых попыток реализации концепции устойчивого развития. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Красной нитью через весь текст итоговой Декларации проходит идея устойчивого развития (Sustainable Development)12. Концепция устойчивого развития стала новой социально-культурной парадигмой, образом мышления конца ХХ в., предусматривающим всеобщую рационализацию жизни людей и скоординированные действия во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической, правовой и т. д.13

Важным событием на данном этапе стало также проведение Международной конференции по глобальному изменению климата в Киото (Япония) в 1997 г.14 «Киотский протокол — первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем. Это так называемая торговля квотами — разрешениями на выбросы»15.

5. Последний на сегодняшний день этап экологизации международных отношений — начало XXI в. На этом этапе важным событием стал прошедший в 2QQ2 г. в Йоханнесбурге Всемирный саммит по устойчивому развитию. Важным итогом саммита стало определение конкретных временных интервалов (сроков) движения мирового сообщества по пути устойчивого развития.

Кроме упомянутых глобальных встреч и конференций за всю историю ООН проведены и продолжают проводиться сотни региональных конференций, семинаров, симпозиумов и других мероприятий по охране природы и экологическому воспитанию жителей планеты в масштабе отдельных географических регионов. В настоящий момент экологическая проблематика, кроме ООН, включена в сферу интересов таких авторитетных региональных организаций, как Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейский союз, Организация Американских Государств, а также большинства ведущих государств мира.

На протяжении всей второй половины ХХ столетия сначала Советский Союз, а затем и Российская Федерация уже в начале XXI в. как правопреемница СССР играли важную роль в процессе развития международной экологизации.

Вплоть до середины ХХ в. общественное движение в СССР в экологической области было незначительным. Следствием этого является «скудность литературы по начальному этапу движения за охрану природы в Советском Союзе»1*5. В условиях тотального контроля государством всех сфер деятельности информация об экологической ситуации в стране была закрыта для отечественной и мировой общественности. К концу 197Q^ гг. на волне общемировых тенденций (1972 г. — конференция ООН в Стокгольме) в СССР возникает массовая озабоченность экологической ситуацией в стране и мире, тем более что острота ситуации становится все более очевидной и скрыть ее становится крайне трудно.

Одним из важных препятствий на пути активного включения СССР в процесс международной экологизации стало его участие в гонке вооружений. Экологические последствия милитаризации СССР были многообразными: ресурсы отвлекались от общественных нужд и шли на нужды обороны; интенсивными были испытания ядерного, химического и бактериологического оружия и т. д.17

Следующий этап в развитии экологизации в СССР — «перестройка» 1980-х. В этот период политическая элита СССР предприняла некоторые шаги проэкологического характера. В этот период происходило пробуждение экологического сознания и становление государственных природоохранных органов. Например, в 1988 г. в СССР был создан первый специализированный государственный природоохранный орган. В то же время, 80-е годы оказались крайне неудачными с точки зрения экологической ситуации в стране: 26 апреля 1986 г. произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС). Радиоактивные выпадения в результате данной аварии были также отмечены на территории практически всей Европы18. В течение первых четырех лет после чернобыльской аварии советские власти пытались бороться с последствиями взрыва в основном на национальном уровне, не допуская никакого вмешательства извне. Без поддержки советского руководства ООН нашла пути оказания безотлагательной помощи, которая включала оценку ядерной безопасности и экологических условий в зараженном районе, а также диагностику различных заболеваний, вызванных аварией. Именно с этого и началась история участия ООН в устранении последствий чернобыльской аварии. К сожалению, до сих пор остается еще множество нерешенных вопросов. Сегодня по-прежнему никто не в состоянии предсказать генетические и другие долгосрочные медицинские последствия аварии. Таким образом, с одной стороны, «перестройка» шла на фоне нараставших в то время требований экологизации как внешней, так и внутренней политики государства. Тем не менее особых успехов в данном направлении достигнуто не было.

Можно констатировать, что большая часть существующих негативных тенденций, оказывающих наиболее неблагоприятное воздействие на состояние окружающей среды в современной России, имеют долговременный характер и являются «наследством» СССР В их число, в частности, входят следующие:

• Антиэкологическая политика, которая берет начало в конце 20-х гг., — экономическая политика, основанная на идеологии покорения природы, привела и до сих пор приводит к масштабным нарушениям окружающей среды.

• Экстенсивное развитие экономики, сопровождающееся одноцелевым использованием природных ресурсов, огромными объемами добычи и продажи сырья, отсутствием системы переработки бытовых и производственных отходов, освоением новых и списанием нарушенных сельхозугодий.

• Деформированная структура народного хозяйства с превалированием природоэксплуатирующих производств, создающих постоянную чрезмерную нагрузку на экосистемы; гипертрофированное развитие ресурсоемких, «грязных» производств — энергетики, металлургии, горнодобывающей промышленности.

• Устаревшее и неэффективное природоохранное оборудование.

• Слабая правовая и экономическая защита природы. Существовавшее экологическое законодательство слабо защищало природу от хищнической ее эксплуатации.

• Отсутствие в стране стройной системы экологического образования и воспитания, формирования экологического мировоззрения. Нехватка квалифицированных специалистов в области охраны окружающей среды19.

В начале 1990-х гг. уже в Российской Федерации ситуация в области охраны окружающей среды кардинальным образом меняется. Так, в указанный период в России организуется около 150 экологических организаций и групп с представительствами

в 260 городах20. Например, Социально-экологический союз, Российская национальная организация Зеленого Креста, Центр экологической политики России и др. Однако в дальнейшем многие из них прекратили свое существование. На этом этапе, как и во многих других странах мира, важным событием стала Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенная в Рио-де-Жанейро в 1992 г. В результате в России получают активное распространение идеи устойчивого развития. Более того, к середине 90-х гг. ХХ в. начался период переосмысления места экологических ориентиров в российской политике21. Несмотря на остроту социально-экономической и политической ситуации в стране в этот период, осознание руководством России значимости проблемы устойчивого развития и необходимости осуществления национальных действий по выполнению решений Конференции в Рио-де-Жанейро, принятых с ее участием, привело к принятию первого государственного документа по устойчивому развитию. Этим документом стали «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», одобренные Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г.22 Этот документ, имевший в первую очередь политическое значение, к сожалению, не сыграл существенной роли в активизации процесса перехода России к устойчивому развитию.

Ключевую роль в этом сыграл другой документ, а именно — Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. В Концепции, в частности, отмечено, что «следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей»23.

Многие годы Россия входит в Совет управляющих Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Совет управляющих Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат). Российская Федерация является одним из наиболее активных членов Комиссии ООН по устойчивому развитию (КУР) — основного органа системы ООН по реализации решений Повестки дня XXI века и Плана осуществления, принятого на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ВСУР) в 2002 г.24 В конце 2004 г. Россия ратифицировала Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, что обеспечило его вступление в силу 16 февраля 2005 г. Россия готова выполнять свои обязательства по Киотскому протоколу, но пока не выполняет. На регулярной основе проходят парламентские слушания в Комитете по экологии Государственной Думы Российской Федерации и Комитете Совета Федерации по промышленной политике, а также «круглые столы», конференции и семинары многочисленных неправительственных организаций по вопросам законодательного обеспечения и мерах по реализации положений Киотского протокола. Однако до сих пор реализация положений Киотского протокола так и не начата. Главным препятствием на пути реализации киотских механизмов в России, в частности для организации торговли квотами, по мнению директора Центра экономики окружающей среды ВШЭ Георгия Сафонова, является отсутствие политической воли на уровне президента и правительства. «На последнем саммите Евросоюз принял обязательства к 2020 году сократить выбросы парниковых газов на 20 % и добиться того, чтобы 20 %

энергии производились из возобновляемых источников, — напомнил он. — А у нас нет ни политической воли, ни подобного стратегического документа»25.

Экологическая проблематика является одной из приоритетных на саммитах «Большой восьмерки». Как полноправный член «Группы восьми» Россия, например, непосредственно участвовала в подготовке и принятии одного из ключевых документов Саммита в Глениглсе (2005) «Изменение климата, чистая энергия и устойчивое развитие», который направлен на объединение усилий «восьмерки» и всех заинтересованных стран из числа крупных энергопотребителей в целях существенного сокращения выбросов парниковых газов, стимулирования развития низко-углеродных технологий и противодействия незаконным лесным вырубкам26. На последующих саммитах «Большой восьмерки» экологической составляющей также было уделено значительное внимание. Однако и тут никаких практических шагов пока не предпринято.

Таким образом, роль Российской Федерации в процессе международной экологизации на сегодняшний день достаточно противоречива. С одной стороны, Россия занимает особое место в процессе глобальной экологизации и является активным участником международной экологизации, ее проводником, важной стабилизирующей силой в охране и восстановлении окружающей природной среды на Земле: «поддержание и устойчивое развитие экосистемных функций России будет одним из гарантов экологического благополучия планеты, долговременной международной экологической деятельности»27. С другой стороны, Россия — одна из самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете. Действия РФ в данной области, как мы выяснили, зачастую носят декларативный характер. Российское правительство активно подписывает различные международные документы, разрабатывает различные национальные проекты, предусматривающие переход РФ к обществу устойчивого развития, но, к сожалению, за большинством из них не стоит никаких реальных действий. Например, распространенным нарушением прав граждан РФ в сфере экологии (унаследованным от СССР) является ограничение доступа населения к экологической информации — публикуемые данные не носят системного характера, практически отсутствует экологическая реклама, агитация, недостаточно развито экологическое просвещение. До сих пор информация о большей части экологических нарушений умышленно умалчивается правительством. Все это, без сомнения, указывает на необходимость срочного пересмотра экологической политики Российской Федерации.

Тем не менее, несмотря на указанные в данной статье существующие проблемы, России предстоит играть особую роль в процессе глобальной экологизации28. Больше половины российских территорий еще не тронуты хозяйственной деятельностью (Арктика, Восточная Сибирь, север Дальнего Востока и высокогорья страны) и поэтому представляют чрезвычайную ценность не только для России, но и для всего мирового сообщества. Две трети территории России занимают территории, природные ландшафты, животный и растительный миры которых являются одним из особо значимых оставшихся на Земле природных ресурсов, поддерживающих существование развитых стран Европы, Азии и Америки. Россия — несомненно, важный политический игрок на современной мировой арене, великая держава, и от ее активности во многом зависит дальнейшее развитие процесса экологизации международных отношений.

1 Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2005. С. 73.

2 Толщина льдов Арктики этим летом станет минимальной с момента наблюдения // http://vz.ru/ пе%^/2008/5/12/16705Шш1.

3 Основные проблемы современного мира // http://glob.h10.ru/part2.html.

4 Алимов А. А. Экологические измерения мировой политики: новые тенденции в мировых политических процессах // Актуальные вопросы мировой политики в XXI веке: Сб. научных трудов / Сост. В. С. Ягья. СПб., 2006. С. 44.

5 Писарев В. Д. Экологизация международных отношений // США. Экономика. Политика. Идеология. 1996. № 10. С. 23.

6 Моисеев Н. Быть или не быть человечеству? // http://www.youth.yabloko.ru/future/moiseev2.html.

7 Сморгунов Л. В. Политическое управление в глобализирующемся мире // Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. В. В. Парцвания СПб., 2003. С. 149.

8 Алимов А. А. Экологические измерения мировой политики: новые тенденции в мировых политических процессах // Актуальные вопросы мировой политики в XXI веке: Сб. научных трудов / Сост. В. С. Ягья. СПб., 2006. С. 46.

9 Процесс глобальной экологизации в мире // http://azenviron.aznet.org/glob_ecol/1a.htm.

10 Деятельность России на природоохранном направлении в 2005 году // http://www.mid.ru/ns-dmo.nsf/ a1c87897b58a9d2743256a550029f995/432569f10031eb93c32570430031542c?0penDocument.

11 Стокгольмская декларация ООН об окружающей среде, 16 июня 1972 года // www.ecolife.org.ua/ laws/inter/1972/04.php.

12 Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 года // www.un.org/russian/ documen/declarat/riodecl.htm.

13 Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 года // www.un.org/russian/ documen/declarat/riodecl.htm.

14 Киотский протокол к рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата // http://www.wwf.ru/about/what_we_do/climate/kyoto/.

15 В чем же суть Киотского протокола? // http://www.wwf.ru/about/what_we_do/climate/kyoto/doc28/ page1/.

16 Вайнер П. Д. Экология в Советской России. Архипелаг Свободы: Заповедники и охрана природы. М., 1991. С. 7.

17 Костин А. И. Экополитология и глобалистика. М., 2005. С. 356.

18 Организация Объединенных Наций и Чернобыль // http://chernobyl.undp.org/russian/.

19 Экологические проблемы России // http://ust-razvitie.narod.ru/Russian.htm.

20 Костин А. И. Экополитология и глобалистика. М., 2005. С. 360.

21 Костин А. И. Экополитология и глобалистика. М., 2005. С. 365.

22 Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития // http://www.ecolife.ru/info/docum/cel-prog4.shtml.

23 Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/17045.

24 Подходы России в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития // http://www.mid.ru/ ns-dmo.nsf/a1c87897b58a9d2743256a550029f995/c08bf42f7c4c804bc325719b002e6b71?0penDocument.

25 Главная проблема реализации Киотского протокола в России — отсутствие политической воли // http://www.regnum.ru/news/800206.html7forprint.

26 Изменение климата, экологически чистая энергетика и устойчивое развитие (Глениглс, 2005) // http:// www.civilg8.ru/5831.php.

27 ШуленинаН. В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам // http:// www.humanities.edu.ru/db/msg/50956.

28 Грачев В. А. Глобальная экологическая роль России и развитие общественного экологического сознания // http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2003/trud/tom2/111/Doc34.HTML.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.