Научная статья на тему 'Роль преподавателя иностранного языка в привлечении студентов первых курсов к программам академической мобильности'

Роль преподавателя иностранного языка в привлечении студентов первых курсов к программам академической мобильности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / FOREIGN LANGUAGE TEACHER / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубив Надежда Викторовна

В статье автор описывает опыт преподавателя иностранных языков в привлечении студентов первых курсов к программам академической мобильности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Foreign Language Teachers in Involving First Year Students into Academic Mobility Programmes

In the following article the author describes the practice of foreign language teachers in involving first year students into academic mobility programmes.

Текст научной работы на тему «Роль преподавателя иностранного языка в привлечении студентов первых курсов к программам академической мобильности»

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРИВЛЕЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ К ПРОГРАММАМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Н. В. Дубив

Аннотация. В статье автор описывает опыт преподавателя иностранных языков в привлечении студентов первых курсов к программам академической мобильности.

Ключевые слова: высшее образование, преподаватель иностранных языков, академическая мобильность.

Summary. In the following article the author describes the practice of foreign language teachers in involving first year students into academic mobility programmes.

Keywords: higher education, foreign language teacher, academic mobility.

Интеграция России в мировое сообщество является сильным мотивом взаимодействия отечественной и зарубежной образовательных систем в области подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров с использованием опыта всех взаимодействующих субъектов. Следуя основных направлений государственной политики РФ в сфере образования в настоящее время, Тюменский государственный университет активно включился в реформы модернизации образовательного процесса по вхождению в общеевропейское образовательное пространство.

Выделяются следующие позиции:

- совершенствование обучения, использование новых технологий, разные формы организации учебного процесса, обновление содержание образования;

- экспорт образовательных услуг -обучение иностранных студентов на

коммерческой основе, открытие филиалов и др.;

- международные студенческие обмены преподавателей;

- участие студентов и преподавателей в фондах и организациях;

- подготовка желающих навыкам межкультурного и международного общения через лингвистический центр.

Эти формы организации академической мобильности развиваются и дополняют друг друга. В настоящее время Тюменский государственный университет имеет 50 договоров с зарубежными университетами и организациями США, Франции, Германии, Великобритании, КНР, Сербии, Швеции, Канады, Кубы и странами СНГ. В рамках договора ведется совместная деятельность по развитию академических и научных обменов, участию в семинарах, конференциях и культурных мероприятиях, обмен опытом по разработке проектов и

73

ВЕК

74

привлечению финансовых средств различных фондов поддержки образования и науки. За последние пять лет университетом реализовано более 21 международных проектов с зарубежными вузами и предприятиями. За 2009-2010 уч. год университет посетили с различной целью 106 иностранцев из стран дальнего зарубежья, 113 сотрудников, преподавателей и научных работников ТюмГУ были направлены в зарубежные командировки с целью участия в международных конференциях, курсах повышения квалификации, преподавания в зарубежных университетах, налаживания академических контактов, в рамках договоров о сотрудничестве, а также при поддержке различных зарубежных грантов и программ студенческой мобильности 101 студент ТюмГУ прошел обучение и стажировки в зарубежных вузах и организациях (Франция, Норвегия, США, Германия, Сербия).

Академическая мобильность - это возможность студентам, аспирантам, преподавателям и молодым ученым ТюмГУ продолжить образование или приобрести научный опыт за рубежом путем участия в краткосрочной образовательной или научно-исследовательской программе. Ключевыми фигурами в привлечении студентов к программам академической мобильности являются преподаватели, так как на начальном этапе все зависит от индивидуальной инициативы преподавателя.

Именно преподаватели иностранного языка помогают студентам сформировать индивидуальную образовательную траекторию, дать информацию об актуальных зарубежных стипендиальных программах, собрать и правильно оформить документы на языке для участия в программах, активизируют участие в научных конференциях.

Студенты, а затем и молодые ученые, претендующие на проведение самостоятельных исследований, сталкиваются с заявками на гранты и пытаются выдержать конкурс на их получение, а потому осваивать эту систему надо с первых курсов.

Такая ранняя работа правомерна, т.к. обусловлена многими психологическими факторами. Современные психологические и педагогические исследования доказывают, что возраст студентов первых курсов - это возраст личностно-значимых приобретений (удовлетворение «потребности приобретения» [1], переход от школьного обучения к новой форме жизнедеятельности. Факторами становления личности являются присвоение разнообразных знаний, умений, опыта, освоение многоплановых видов деятельности. Основные психологические новообразования личности на данной стадии становления - самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, адаптивность, коммуникативные умения, оперативность, пунктуальность, социально-профессиональная компетентность. Вследствие перечисленных выше признаков формируется индивидуальный стиль деятельности.

В данной ситуации особенно важными становятся педагогические воздействия, направленные на достижение общей для любой образовательной системы цели, которая заключается в обучении, воспитании и развитии личности, а для педагогов вузов - в первую очередь для профессионального развития.

Таким образом, с первого курса студентов следует мотивировать на разработку индивидуальной образовательной траектории - программу достижений индивидуальных целей сво-

его развития в выбранной им сфере жизнедеятельности, изучив подходящие возможности и выбрав формы, средства, пути достижения их.

Студент, предъявляя образовательному учреждению свои образовательные потребности, выступает в роли заказчика на образовательные услуги в соответствии со своими индивидуальными особенностями, познавательным профилем, жизненными планами. Другой путь прохождения своего маршрута - это самостоятельное образование (прохождение отдельных заделов, тем, программы) через Интернет, результат которого контролируется преподавателем. Формы такого образования довольно разнообразны:

• специальные курсы, занятия, уроки;

• игры, виртуальные путешествия, языковые тренинги;

• участие в мероприятиях на иностранном языке (Рождество, Дни Германии в Тюмени и др.);

• общение с носителями языка (виртуальное и реальное).

Определенные формы занятий, которые выбирает сам студент для отработки стандарта содержания и в работе которых он участвует систематически, определяют его самостоятельный путь - индивидуальный образовательный маршрут и являются личностно -ориентированным образовательным процессом. Для привлечения студентов к программам академической мобильности, преподаватель иностранного языка информирует студентов о:

• Болонском процессе, возможностях, которые он открывает перед российскими студентами (предпочтительно в самом начале обучения);

• языковых требованиях, предъявляемых к тем, кто хочет участвовать в программах академической мобиль-

ности, ориентирует студентов на достижение нужного уровня;

• необходимости соответствия программы языковой подготовки высоким требованиям, предъявляемым зарубежными вузами.

В нашей практике используется технология ЕЯП (Европейский языковой портфель), компоненты которой (языковой паспорт, языковая биография, досье) позволяют определить уровень языковых компетенций, помогает студенту участвовать в планировании, обдумывании условий для достижения результатов и т.д. Другими словами, ЕЯП служит основанием для разработки индивидуального образовательного маршрута (целенаправленно проектируемая диф-феринцированная образовательная программа, обеспечивающая студенту позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Так, например, многие студенты 1 курса, изучающие немецкий язык, после вводной диагностики по всем видам деятельности (говорение, чтение, аудирование) вместе с преподавателем разрабатывает для себя индивидуальную образовательную программу по иностранному языку. На стадии разработки студент выступает как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого педагогом, другими педагогами, целостной образовательной средой. Формами такого образования являются:

• дополнительные занятия по языку;

• элективные курсы;

• курсы по направлениям и видам деятельности (например, «фонетический курс»);

75

• занятия в лингвистическом Ценность образовательной траекто-

76

центре;

• объединения по интересам (клуб, встречи с иностранцами).

Определенные формы занятий, которые выбирает студент для отработки стандарта содержания и в работе которых он участвует систематически, определяют его самостоятельный путь - индивидуальную образовательную траекторию и являются личностно-ориентированным образовательным процессом. В стадии его разработки ставится вопрос («что должно измениться в личности студента?»), затем выбирается содержательный компонент («чему учить»?») и, наконец, определяются формы, технологии обучения («как учить»?). Прогнозируемая модель выпускника, состоящая из общекультурных и профессиональных компетенций, является первоосновой для разработки вузом основной образовательной программы по данному направлению и уровню подготовки.

Очень важны здесь следующие компоненты: структурирование педагогического процесса, разработка структуры результатов предметного обучения в виде целевых требований: что и чем студент должен на каждом этапе образовательного процесса знать, уметь и владеть при активном участии педагога, и рефлексивный компонент (анализ, оценка деятельности).

Индивидуальная образовательная траектория (рис. 1) подразумевает вариативные учебные планы и образовательные программы (содержательный аспект), специальные технологии (деятельностный аспект), определенную организацию деятельности (организационный аспект).

рии состоит в том, что он позволяет каждому на основе самооценки, стремления к самосовершенствованию, обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, развитие ценностных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности.

Для того чтобы эта информация была действенной и работа в этом направлении была более результативной, преподаватели иностранных языков попробуют сами сдать квалификационный экзамен (например, в режиме онлайн), создают свой собственный Европейский языковой портфель (возможно, электронный), являются участником всевозможных объединений, которые регулярно присылают информацию о конференциях, стажировках и т.п. (например, преподаватели немецкого языка кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации - участники объединения "hallo deutschland!"), регулярно просматривают веб-сайты, которые содержат обзор стипендиальных программ, доступных для обучения в стране изучаемого языка (например, http://www. daad.ru, http://goethe.de), и, конечно, сами участвуют в программах.

Преподаватель, участвующий в академической мобильности, сможет существенно расширить предложение своих знаний на рынке образовательных услуг как в России, так и за ее пределами. Основными формами академической мобильности преподавателей иностранного языка нашего вуза являются:

- стажировки для повышения квалификации в стране преподаваемого языка;

Индивидуально-образовательная траектория студентов направления «Международные отношения», изучающих немецкий язык

содержательный аспект деятель-ностный аспект организационный аспект

базовый курс немецкого языка

дополнительные занятия

элективные курсы

дистанционное обучение

европейский языковой портфель

технология структурирования учебного материала

учебные занятия по дисциплине «Иностранный язык»

олимпиады по немецкому языку, конкурсы («Друзья немецкого языка» и др), гранты (DAAD и Др.)

учебная (языковая) практика

Рис. 1. Индивидуально-образовательная траектория студентов направления «Международные отношения», изучающих немецкий язык

- разработка новых курсов, программ, учебных и дидактических материалов, учебников и пособий;

- сбор материалов для исследования или подготовки новых учебных программ;

- участие в семинарах, конфе-рен циях.

Одна из задач, стоящих перед преподавателями иностранного языка, - научить студентов применять свои знания и опыт на международном уровне, поддерживать студентов в их контактах с зарубежными коллегами, поощрять проведение совместных проектов. И хотя академическая мобильность сегодня доступна для широкого круга преподавателей и студентов, но для успешного включения в этот процесс нужно обладать специальными качествами, такими

как серьезная профессиональная подготовка, хорошая языковая подготовка, навыки межкультурной коммуникации. Преподаватель иностранного языка должен иметь у себя и воспитывать у своих студентов эти качества, что станет залогом успешной жизнедеятельности в XXI в. - веке всеобщей мобильности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. - 336 с.

2. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования. - М.: Университетская книга, 2009. - 460 с.

3. Черноудова М. С. Как получить стипендию для учебы в Германии. - М.: Вершина, 2006. - 139 с. |

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.