Научная статья на тему 'Роль политических партий России в гражданском обществе'

Роль политических партий России в гражданском обществе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
8530
665
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ВЗАИМОСВЯЗЬ / ГОСУДАРСТВО / POLITICAL PARTIES / CIVIL SOCIETY / THE RELATIONSHIP OF THE STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Барамидзе Светлана Михайловна

Рассматривается взаимосвязь политических партий России с гражданским обществом. Охарактеризованы признаки гражданского общества. Определены проблемы взаимодействия государства, гражданского общества и политических партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Russian political parties in civil society

The work covers the relations between Russian political parties and civil society. Signs of civil society are characterized. The problems of interaction between the government, the civil society and the political parties are defined.

Текст научной работы на тему «Роль политических партий России в гражданском обществе»

116

2013. Вып. 3

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Правоведение

УДК 342.54 С.М. Барамидзе

РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Рассматривается взаимосвязь политических партий России с гражданским обществом. Охарактеризованы признаки гражданского общества. Определены проблемы взаимодействия государства, гражданского общества и политических партий.

Ключевые слова: политические партии, гражданское общество, взаимосвязь, государство.

В Конституции Российской Федерации отсутствует понятие «гражданское общество», хотя некоторые его элементы в ней все же закреплены (частная собственность, многоукладная экономика, предпринимательство, права человека, равенство всех перед законом, независимое правосудие, идеологическое и политическое многообразие и др.).

Политическая структура современного гражданского общества чрезвычайно сложна, она включает в себя множество взаимодействующих с государством общественных объединений. Политические партии - лишь один из их видов. Следовательно, основополагающее значение для их правового регулирования имеет формулировка самого понятия «политическая партия», что позволило бы отграничить партии как специфический субъект права от всех иных видов общественных объединений. Только в зависимости от наличия или отсутствия у какого-либо объединения, признанного законом в качестве политической партии, могут быть определены его правовой статус, права и обязанности, место и роль в политической системе. Однако, как справедливо отмечает Т. Бекназар-Юзбашев, для законодателя «с давних пор затруднительно было юридически оформить институт политических партий», ибо «по своему происхождению, сфере своей деятельности, функциональному предназначению и т.д. партии в большей мере представляют собой общественно-политическую, чем государственно-правовую категорию»[1. С. 9].

В различных определениях, содержащихся как в конституциях, так и - чаще всего - в специальных законах о политических партиях отдельных стран, можно выделить ряд общих признаков, которые в совокупности придают общественному объединению качество политической партии. При этом следует подчеркнуть, что соответствующие нормативные положения исходят из определений политических партий, сформулированных социологами и политологами, изучающими партии как элемент социальной и политической систем общества.

Роль политических партий для гражданского общества является уникальной. Ее уникальность обусловлена несколькими обстоятельствами. Прежде всего, политические партии являются продуктом не государства, а общества и, следовательно, добровольно создаются по инициативе какой-либо его части. Партии являются общественными объединениями и действуют на основе самоуправления, отражая исторические особенности формирования (развития) политической системы общества. Необходимой основой деятельности партий является разработка проектов общественного устройства и развития, выдвигаемых для оценки их обществом. Средством для реализации этих проектов является власть, приобретаемая партией в процессе выборов. Именно с позиций власти деятельность политических партий и представляет собой одну из наиболее значимых гарантий реального народовластия как критерий демократичности государства. Являясь объединениями граждан, они представляют собой наиболее значимый институт гражданского общества, посредством которого обеспечивается не только его взаимосвязь с государством, но и учет мнений различных социальных групп, смягчение конфликтов социальных интересов [2. С. 122].

В.В. Лапаева правомерно обращает внимание на тот факт, что в отличие от других объединений граждан на базе тех или иных групповых интересов, партии, по природе своей, предназначены не просто для выражения этих интересов (в таком случае они ничем не отличались бы от объединений корпоративного характера), а для выявления в различных групповых, корпоративных интересах общезначимого начала, для учета политического смысла частных интересов [3. С. 17].

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2013. Вып. 3

Несмотря на то что основополагающим признаком гражданского общества является его относительная автономность от любого рода государственных структур, нельзя отрицать несомненную связь его с государством, существующую в различных проявлениях. Это не позволяет полностью согласиться с утверждением, что «гражданское общество деполитизировано и не зависит от политической системы» [4]. Несомненная взаимосвязь гражданского общества с политической системой государства органично вытекает из двойственности социально-правового статуса каждого из составляющих общество индивидов. Индивид выступает, с одной стороны, как член гражданского общества, удовлетворяя свои многообразные потребности и интересы в социальной, экономической, духовной сферах своей жизнедеятельности. С другой стороны, тот же индивид, объединяясь с другими членами гражданского общества в ассоциации и союзы, вступая в политико-правовые отношения по поводу осуществления власти, становится субъектом политической системы государства. А особенностью любого демократического государства является тот факт, что одна из форм политической активности индивидов и их групп - это деятельность политических партий.

Положения Федерального закона от 11.07.2001 г. (в ред.01.12.2012 г.) №95-ФЗ «О политических партиях» [5; 6], установившего конституционно-правовые основы организации и деятельности политических партий, подтверждают выдвинутый тезис о политической партии как элементе гражданского общества. Данный закон определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В данном определении отражается статус политической партии как негосударственной, общественной организации, объединяющей граждан в целях выражения их политической воли и интересов.

В еще большей степени общественная природа политической партии получает подтверждение при анализе закрепленных в законе (ч. 4 ст. 3) целей и задач политической партии: •формирование общественного мнения; •политическое образование и воспитание граждан;

•выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

•выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Некоторые из них являются целями гражданского общества, а именно: формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти.

Следовательно, политические партии «не будучи непосредственными носителями государственной власти, являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, опосредуют интересы граждан в сфере государственной жизни» [7]. Государственное регулирование отношений, связанных с установлением конституционно-правовых основ организации и деятельности политических партий, не следует рассматривать как попытку государства жестко зарегламентировать те или иные элементы гражданского общества, вторгаясь тем самым в «суверенную» сферу гражданского общества. Многопартийность и политический плюрализм в соответствии со ст. 13 Конституции РФ является основой конституционного строя, что порождает необходимость более детального определения правовых основ деятельности политических партий. Законы о политических партиях существуют и в зарубежных странах с развитой демократией и стабильным гражданским обществом (например, в ФРГ).

Однако, затрагивая вопрос о взаимодействии государства и гражданского общества в рассматриваемой сфере, невозможно не отметить, что государство сегодня предоставляет достаточно простой порядок формирования политических партий. Данные положения о формировании политиче-

118

2013. Вып. 3

С.М. Барамидзе

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ских партий закрепляет Федеральный закон № 95-ФЗ 2001 г. (в ред. 01.12.2012 г.) №96-ФЗ «О политических партиях» [5; 6]. Основными требованиями являются:

а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях.

Обозначенные положения закона существенно не ограничивают социально-политическую активность членов гражданского общества, дают возможность создать политическую партию по различным интересам, не запрещенным законом. К сожалению, в данном законе так ничего и не сказано о создании межрегиональных^ региональных и местных политических партий. Хотя в проекте Федерального закона «О политических партиях», принятом Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и отклоненном Советом Федерации 7 февраля 1996 г.[3.С.259] в ст. 4 «Виды политических партий», кроме общероссийских, предусматривалась возможность создавать межрегиональные и региональные политические партии. По нашему мнению, данная правовая норма являлась более продуманной и необходимой с точки зрения стандартов правового государства и гражданского общества. Логика федерального законодателя, введшего запрет на региональные и межрегиональные политические партии, вполне понятна и объяснима. Законодатель стремился таким образом нивелировать тенденции регионального сепаратизма и местничества в любых их проявлениях, упрочить основы государства, положить конец любым конфедеративным устремлениям региональных политических элит. С точки зрения подобной политической целесообразности положения закона достигли своей цели, препятствуя превращению отдельных политических партий в филиалы региональных правящих сообществ (настроенных зачастую не слишком лояльно к федеральному центру).

7 июня 2012 г. в Институте по изучению гражданского общества проходил круглый стол на тему «Ведущая роль политических партий в формировании гражданского общества». В его работе принимали участие члены политических партий, представители зарубежных стран, средств массовой информации.

Необходимо согласиться с выступлением В.Н. Смирнова (Демократическая партия России), который сказал, что «... у нас гражданское общество еще до сих пор не сформировалось, потому что партии по большому счету классы и социальные группы и их интересы в Государственной Думе не представляют. Потому что партии были созданы искусственно и сверху, начиная с партии "Единая Россия", может быть, за редким исключением, например, ЛДПР. Коммунисты тоже не совсем коммунисты у нас в России. Общество у нас сословное, со своими группами интересов». Его выступление было поддержано А.А. Бессмертновым (ЛДПР), который отметил, « что роль политических партий в формировании гражданского общества огромна. Следовательно, необходимо определить ведущую роль политических партий в формировании гражданского общества. Ведущих ролей политических партий не было и нет. И, скорее всего, в ближайшую пятилетку не будет. Будем честны, "Единая Россия" - политическая сила, которая и решает, и определяет, и имеет ведущую роль в формировании гражданского общества». В.Ю. Волчков (Общественный комитет содействия безопасности России) по данному вопросу высказал следующее мнение: «.в обществе, которое структурируется общественными организациями, движениями и т.д., политические партии призваны сыграть ведущую роль. Не хозяйственные вопросы, а политические вопросы должны быть во главе, определять основной вектор в развитии гражданского общества. Вопросы, связанные с хозяйственными делами, важны, но на своем уровне».

Кроме этого, отмечалось, что динамично растут роль и активность действующих политических партий в жизни страны. Политические партии, каждая из которых защищает интересы определенных слоев общества, вместе с пропагандой своих программ и идей, расширением деятельности эффективно используют возможности для увеличения числа членов и сторонников партии и таким образом для усиления своего воздействия на жизнь общества в целом.

Но тем не менее хочется отметить, что у нас гражданское общество еще до сих пор не сформировалось, потому что партии не представляют социальные группы и их интересы в Государственной думе.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2013. Вып. 3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бекназар-Юзбашев Т.Б. Партии в буржуазных политико-правовых учениях. М., 1998.

2. Лебедев В.А., Киреев В.В. Суверенная демократия: проблемы партийного строительства в России XXI в. Челябинск, 2009.

3. Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. М.:Норма, 1999. 4. Политология. Энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю.А. Аверьянов. М., 1993. С. 75.

4. СЗ РФ. 2001. №29. Ст. 2950 // СПС «КонсультантПлюс».

5. СЗ РФ. 2012. №49. Ст.6856 // СПС «КонсультантПлюс».

6. Конституционное право: учебник / отв. ред. А.Е.Козлов. М., 1996. С. 111.

7. СЗ РФ. 2001. №29. Ст. 2950 // СПС «КонсультантПлюс».

8. СЗ РФ. 2012. № 49. Ст. 6756 // СПС «КонсультантПлюс».

Поступила в редакцию 12.02.13

S.M. Baramidze

Role of Russian political parties in civil society

The work covers the relations between Russian political parties and civil society. Signs of civil society are characterized. The problems of interaction between the government, the civil society and the political parties are defined.

Keywords: political parties, civil society, the relationship of the state.

Барамидзе Светлана Михайловна, Baramidze S.M.,

кандидат юридических наук, доцент candidate of law, associate professor

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.