Научная статья на тему 'Роль педагога-воспитателя в профессиональном становлении артиста балета'

Роль педагога-воспитателя в профессиональном становлении артиста балета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ВОСПИТАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ / АРТИСТ БАЛЕТА / ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / TEACHER-TUTOR / PROFESSIONAL COMPETENCE / ABILITY / BALLET-DANCER / PEDAGOGICAL / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барышникова Ольга Геннадьевна

Качество подготовки специалистов является важнейшим условием конкурентоспособности профессионального учебного заведения. Профессиональная компетентность педагога-воспитателя в становлении артиста балета основывается на системе знаний, умений и способностей, составляющих основу его профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the teacher's upbringing in professional formation of ballet artist

The most important factor contributing to the competitiveness of a professional educational institution is the level of training of its experts. The professional competence of the teacher-tutor in training a ballet dancer is based on a system of knowledge, abilities and capacities, which form the basis of their professional work.

Текст научной работы на тему «Роль педагога-воспитателя в профессиональном становлении артиста балета»

О.Г. Барышникова

РОЛЬ ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ АРТИСТА БАЛЕТА

Качество подготовки специалистов является важнейшим условием конкурентоспособности профессионального учебного заведения. Профессиональная компетентность педагога-воспитателя в становлении артиста балета ос-новышается на системе знаний, умений и способностей, составляющих основу его профессиональной деятельности.

Ключевые слова: педагог-воспитатель, профессиональная компетентность, способность, артист балета, педагогика, воспитание.

В области хореографического искусства гордостью отечественной системы образования является Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург), осуществляющая подготовку кадров по всему спектру специальностей в области хореографического искусства, имеющая трехвековую традицию в подготовке кадров. Уникальность петербургской школы определяется особым вниманием к классическому танцу и классическим шедеврам, многие из которых сохраняются только в ее стенах. И задача Академии - не растерять эти сокровища, донести их до будущих танцовщиков.

В 2005 г. Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой получила статус «нетипового учебного заведения для подростков и лиц, имеющих выдающиеся способности»,1 поскольку в нем обучаются особо одарённые дети с 10-11 летнего возраста, имеющие необходимые творческие способности, физические и внешние данные. Ежегодно в Академию поступает 60 детей по программе среднего профессионального образования, и кадры готовятся непосредственно для сценической деятельности. Каждый курс обучающихся - это своеобразная мастерская под руководством известного артиста балета, педагога классического, дуэтно-классического, характерного, современного танца и актерского мастерства.

В государственных документах: Федеральном Законе «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»» и Федеральном Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Национальной доктрине образования Российской Федерации», «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.» - заложено как приоритетное направление то, что воспитание должно быть ориентировано на личность человека, способного мыслить и действовать, выражать себя как деятельного, творческого человека, способного на ценностно-смысловой основе строить свои отношения с людьми, профессионально развиваться и нравственно самореализовываться.

Формирование личности артиста балета - это сложный и многогранный процесс. Воспитание творческой личности, ее полное раскрытие и самоутверждение - это проблемы, которые всегда остро волнуют теоретиков и практиков балетного искусства. Современное развитие хореографического искусства выдвигает все более сложные задачи в воспитании и подготовке молодых артистов балета. Немаловажное значение приобретает готовность и устойчивость личности, способной к непрерывному получению образования.

Образовательный процесс в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой ориентирован на развитие личностных особенностей обучающихся, позволяющих ему реализоваться во всех аспектах. Становление артиста балета требует постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы воспитания, сохраняя при этом сложившиеся традиции и классическое наследие Русского балета.

В профессиональной подготовке артистов балета имеются свои особенности:

- начало профессиональной подготовки в 10 лет, начало профессиональной деятельности в 18-19 лет, окончание профессиональной деятельности в 38-40 лет;

- нагрузки ученика сопоставимы с нагрузкой взрослого артиста;

- общее (основное) образование и профессиональное (среднее, высшее) образование совмещаются в едином учебном процессе, зачастую между ними нельзя провести четкого разграничения;

- возможность для учеников участвовать в профессиональных спектаклях с первых лет обучения.

Перечисленные выше принципы формировались в ходе трехвекового развития Петербургской балетной школы.

Таким образом, становление артиста балета возможно при его ранней профессионализации, индивидуальных различиях, сохранении традиций, что необходимо учитывать в воспитательном процессе.

Воспитание и обучение происходит не только в учебных и репетиционных классах, но под руководством педагога-воспитателя продолжается и в интернате, где проживают дети разного возраста, а соответственно, и разного уровня подготовки. Следует учитывать то, что в Академию поступают дети со всей России и из других государств, имеющие отличия в культурах, особенностях жизнеобеспечения и т. д., приезжают обучаться люди других национальностей, вероисповеданий. Без определенной работы по формированию объективного понимания иных мировоззрений решение некоторых ситуаций не представляется возможным. С большой долей вероятности можно сегодня утверждать, что в настоящее время педагогу-воспитателю приходится работать в условиях активно воздействующих СМИ, новейших информационных технологий, массовой культуры, шоу бизнеса на сознание обучающегося.

Обеспечить жизнедеятельность детей в интернате, с учетом их ранней профессионализации, может только педагог-профессионал, способный организовать и поддержать детей. Роль педагога-воспитателя сегодня во многом зависит от развития у него педагогического образования и педагогических способностей. Работа педагога-воспитателя представляется чрезвычайно сложной и значимой.

В трудах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова был заложен фундамент в изучении педагогических способностей в отечественной науке. В дальнейшем их идеи были развиты другими отечественными исследователями. Так, Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое

воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности и др.2

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким: дидактическая, перцептивная, академическая, речевая, организаторская, авторитарная.3 Профессиональная педагогическая позиция личности педагога-воспитателя, проявляющаяся в его деятельности, является залогом и важнейшим условием развития творческой личности обучающего. Если на месте педагога-воспитателя недостаточно профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают обучающиеся. Причем потери, которые здесь возникают, зачастую невосполнимы.

Е.А. Климов отмечает: «Профессиональная компетентность педагога - прежде всего, система знаний, умений и способностей с высоким уровнем самореализации индивидуальных особенностей, с индивидуальным почерком, индивидуальным стилем деятельности».4

Это требует от Академии создания таких условий, чтобы среди педагогов-воспитателей работали люди с педагогическим образованием, наиболее интеллектуально и морально подготовленные к работе с творческими детьми.

Воспитатель - это, прежде всего, педагог. Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности.

Сложный процесс изменения воспитательной составляющей хореографического высшего образования проходит на фоне модернизации всей системы Российского образования. Одним из основных факторов, влияющих на качество образовательного и воспитательного процесса, считается уровень профессиональной компетентности специалиста, в данной ситуации - педагога-воспитателя.

«Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества и, при необходимости, профессиональные инструменты для успешной деятельности в определенной области».5

Различают следующие виды базовых компетентностей педагога:

- когнитивная (познавательная);

- социально-психологическая;

- социально-организационная (управленческая);

- информационно-компьютерная;

- креативная;

- коммуникативная;

- компетентность в здоровьесбережении и др.

При компетентностном подходе к подготовке специалистов, кроме профессиональных, принято выделять и личностные качества специалиста.

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений педагога-воспитателя и обучающихся, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.

Одним из важных качеств педагога-воспитателя в условиях работы в Академии является умение организовать длительное и эффективное взаимодействие с обучающимися. Владение профессионально-педагогическим общением - важнейшее требование к личности педагога-воспитателя в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений. «Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога-воспитателя и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств».6 Педагог-воспитатель является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения педагога-воспитателя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, возраста и т. д., обрести уверенность в общении. А такое возможно только при доверительных взаимоотношениях. Это значит, что ни единого раза педагог-воспитатель не должен подвести воспитанника, держать слово, давать пример и т. д. Но это не

значит идти на поводу у воспитанника - случаи бывают разные. Это чрезвычайно ответственный аспект деятельности педагога-воспитателя.

Вербальные средства являются основными в педагогическом общении. Слово педагога-воспитателя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности и др. Владение технологией общения помогает педагогу-воспитателю организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между педагогом-воспитателем и воспитанником. Важно правильно использовать способы общения. Система приемов (психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и т. д.), избираемая для организации структуры общения, должна быть адекватна задаче и особенностям педагогической ситуации.

Одним из средств, подкрепляющих воздействие общения, можно назвать инициативность, которая требует определенного поведения и звучания речи. В системе педагогического общения инициативность выступает как важнейшая коммуникативная задача педагога-воспитателя. Естественно, что формы выражения инициативности разнообразны. Инициативность может быть двух видов:

1. Педагог-воспитатель открыто выступает как инициатор общения.

2. Педагог-воспитатель выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у воспитанников должно создаваться впечатление, что инициаторами этой деятельности являются они сами.

Следующей важной задачей является удержание инициативы в общении, придании ей необходимых ситуативных форм и т. п.

Для воспитанников очень важны и невербальные средства общения: эмпатия, жесты, мимика, пантомимика и т. д.

Это относится к содержательной деятельности педагога-воспитателя, которая является многокомпонентной. Кроме того, огромное значение имеет внешний вид, манеры поведения и

т. д., особенно при работе с будущими артистами балета, -носителями прекрасного!

В.А. Караковский предлагает: «Красивая, выразительная осанка педагога-воспитателя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе.

Наиболее выразительны на лице человека глаза. Педагогу-воспитателю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также безжизненной статичности («каменное лицо»). Взгляд должен быть обращен к воспитанникам, создавая визуальный контакт. Нужно стремиться держать в поле зрения всех воспитанников».7

Педагогу-воспитателю необходимо выработать манеру правильно стоять перед воспитанниками. Движения и позы должны отличаться изяществом. Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать за ухо и т. д.

Жесты должны быть ограниченными и сдержанными, без резких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция.

Активное общение предполагает открытую позу: не скрещивать руки, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия, и т. д. Мультикультура европейского человека с хорошими манерами предполагает при разговоре смотреть в лицо собеседнику, при этом не «пялиться», не разглядывать собеседника и т. д.

Мимика - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению.

По мнению В.А. Караковского, обучающиеся «читают» лицо педагога-воспитателя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач. Широкий диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая о доброжелательности и центрированности на ребенка.

С.А. Русинова также настаивает на том, что обучение должно быть не просто личностно-ориентированным, а личностно-центрированным на обучающемся.8

На сегодняшний день исследователями наработаны рекомендации делового общения и др. Положения, выдвинутые В.А. Ка-раковским, допустимо рассматривать как объективные подходы к воспитанию. Кроме того, следует добавить следующее:

1. Демократический, гуманистический характер воспитания: идея взаимодействия предполагает взаимопонимание, взаимоуважение. Педагог-воспитатель должен идти от личности ребенка - уважать права детей, учитывать их интересы и др.

2. Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях: Земля - общий дом всего живого; семья воспитывает свое поколение; отечество - уникальная родина каждого человека (изучение истории отечества, края, быта...); физический / умственный / душевный труд; ценность знаний, ценность культуры (духовной жизни, прекрасного), ценность мира, ценность человека - это и есть культура человека. Культурологический подход рассматривает воспитание как процесс овладения культурой. Но это не только культурные ценности. «Культура - наивысший уровень возможностей личности».9 Показатели культуры: широта кругозора, умение пользоваться знаниями, уровень сформиро-ванности мировоззрения: воспитание осознавания того, что рядом с тобой - тоже люди! Что Земля - одна на всех: ее надо всячески беречь и хранить!

3. Творческая активность человека. Всячески поддерживать у воспитанников стремление создавать что-то новое, полезное и нужное людям!

4. Содержание воспитания связано с содержанием культуры. В школьном возрасте воспитаннику надо овладеть базовыми культурами:

- культура знаний: умение усваивать знания, умение работать с материалом, применять знания, трансформировать их, развивать свой опыт и т. д.;

- культура творческих действий: создавать новое на базе полученных знаний;

- культура чувств и общений: адекватная реакция на кого-то и / или что-то, умение овладеть манерами цивилизованного человека; умение выражать радость, выразить свои чувства, умение сдержать свои эмоции, общаться без конфликтов.

В то же время принципы воспитания - не готовые рецепты, тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми педагоги-воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства педагога-воспитателя. И хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

- общественная направленность воспитания;

- связь воспитания с жизнью, профессиональной деятельностью;

- опора на положительное в воспитании;

- гуманизация воспитания;

- личностный подход;

- единство воспитательных воздействий;

- профессиональное становление личности;

- толерантность;

- патриотизм и др.

Среди основных направлений воспитательной работы в Академии необходимо выделить следующие:

« - сохранение и укрепление традиций и наследия Русской Балетной школы;

- создание системы преемственности эстетической культуры поколений;

- формирование профессиональной ориентации, принципов построения профессиональной карьеры, навыков поведения на рынке труда;

- развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского и патриотического воспитания, изучение государственной символики, формирование культуры личности;

- формирование основ культуры здоровья;

- усиление роли семьи в воспитании».10

Учитывая факт ранней профессионализации артиста балета, принципы, заложенные в Концепции воспитательной работы Академии являются основой для раскрытия в воспитаннике природных данных и способностей.

Выполнение заданных условий требует от педагога-воспитателя, работающего в интернате Академии, деятельности, заключающейся в трех главных направлениях:

- широкого ознакомления и сохранения сложившихся традиций подготовки артистов балета в соответствии с уровнем и задачами развития современного общества;

- привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно-полезной деятельности;

- творческого отношения к каждому воспитаннику, так как это уникальная личность, требующая индивидуального подхода.

Выпускники Академии по праву являются лицом нации и гордостью страны, олицетворяя собой высокое искусство и феномен Русского балета на мировом уровне.

Таким образом, можно констатировать, что деятельность педагога-воспитателя в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой значима и требует в ее выполнении не только высокого профессионализма, но и высокой степени ответственности, глубокого осознания высокого статуса, предъявляемого к

выпускникам Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой со стороны не только общественности Санкт-Петербурга, но и мирового искусства в целом.

ПРИМЕЧАНИЯ

'Концепция развития Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой 2004 - 2015 гг. - СПб., 2004.

2Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.

3Крутецкий В. А. Проблема способностей в психологии - М.: Знание, 1971. - 109 с.

4 Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1993.

5 ФГОС ВПО по направлению подготовки 070300 Хореографическое искусство. Уровни подготовки: Бакалавр; Магистр. - М., 2007.

6Социальная психология: словарь / под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко / под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.

7Караковский В.А. Воспитание для всех - М.: НИИ школьных технологий, 2008.

8Русинова С.А. Теоретические основания педагогической диагностики подготовки артистов балета // Вестник АРБ имени А.Я. Вагановой. - 2010. -№23. - С. 215 - 229.

9Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие для вузов. - Ч. 2. - М., 2003.

10Концепция развития Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой 2004 - 2015 гг. - СПб., 2004.

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The most important factor contributing to the competitiveness of a professional educational institution is the level of training of its experts. The professional competence of the teacher-tutor in training a ballet dancer is based on a system of knowledge, abilities and capacities, which form the basis of their professional work.

Key words: teacher-tutor, professional competence, ability, ballet-dancer, pedagogical, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.