Научная статья на тему 'Отдельные профессиональные составляющие педагогики балета'

Отдельные профессиональные составляющие педагогики балета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА / БАЛЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Валентина Георгиевна

Педагогическое мастерство это не только высокая степень овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и соответствие определённой совокупности требований, выдвигаемых перед учителем конкретной системой образования. Получение дополнительных знаний и профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний приводит к повышению квалификации педагога и является условием совершенствования его профессионального мастерства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные профессиональные составляющие педагогики балета»

В.Г. Макарова

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИКИ БАЛЕТА

Педагогическое мастерство - это не только высокая степень овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и соответствие определенной совокупности требований, выдвигаемых перед учителем конкретной системой образования. Получение дополнительных знаний и профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний приводит к повышению квалификации педагога и является условием совершенствования его профессионального мастерства.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, квалификации педагога, балет, профессиональное мастерство, хореографическое искусство.

Педагогика балета существует столько же времени, сколько существует и сам балет. Эта наука росла и развивалась параллельно с ростом и развитием хореографического искусства. В этой области знания были свои мастера, свои «легенды» - люди, достигшие высокого уровня мастерства и знания: Ж.-Ж. Новерр, К. Блазис, Ф. Тальони, Э. Чеккетти, А.Я. Ваганова, Н.И. Тарасов, А.И. Пушкин и др. Однако не все из них оставили после себя письменные свидетельства своих открытий. Часто знания передавались «из ног в ноги» и нигде не были зафиксированы, что приводило и приводит к неизбежным потерям хореографической информации. Из-за этого методика преподавания неоднократно возвращалась к исходной точке и все приходилось начинать с нуля. Интересно отметить, что то немногое, что сохранилось и дошло до нас или было обнаружено в наше время, говорит о том, что общие принципы обучения классическому танцу всегда были едины, невзирая на время и страны. С другой стороны, дидактические приемы, авторские техники обучения как таковые не описаны или описания крайне скудны. Причины, во-первых, в конкуренции среди учителей танцев, а во-вторых, в низком уровне научно-методического образования в балетной среде - проблема, которая существует с древности до наших дней.

Процессы демократизации, гуманизации, вариативности образования, направленности его на формирование новой, бо-

лее гармонично развитой личности, способной к быстрой адаптации в новых условиях, не должны обойти стороной хореографические учебные заведения, пусть они и являются достаточно «закрытыми» по форме. Здесь, наверное, более, чем где-либо в другом месте, важна психологическая готовность личности к непрерывному образованию, к смене в будущем сферы деятельности: переходу из одной профессии в другую - и желание овладеть этой профессией на высоком профессиональном уровне, а не ради получения дополнительной «корочки». Балетный век короток, многие, не задумываясь, закончив исполнительскую карьеру, «автоматом» становятся учителями, считая достаточным стаж работы артистом балета. Безусловно, исполнительский стаж, личный опыт очень ценны и имеют большое значение, но эти знания нужно суметь донести до ученика, суметь трансформировать их в доступную для понимания учеником форму - задача не всегда посильная для бывшего артиста балета.

Важно также отметить, что за последние годы значительно расширился спектр хореографических учебных заведений, готовящих специалистов в области хореографии. М.Н. Юрьева пишет в своем исследовании: «Подготовка педагога-хореографа в вузе представляет собой многоуровневую и многоцелевую систему, где эстетическое и художественное образование неразрывно связано с педагогическим. Система обучения танцевальному мастерству едина, но, в зависимости от целей и задач конкретного учебного заведения, предметно-содержательные аспекты педагогического процесса имеют свою определенную специфику и структуру. Сам материал хореографического искусства предполагает особое отношение к нему со стороны субъектов, своеобразные формы, методы обучения, воспитания и развития, ритм и язык общения, психологическую атмосферу взаимоотношений. <.. .> Поэтому требуется создание образовательной среды для развития личности, субъектно-творческой позиции, качественно нового видения смысла собственной профессиональной деятельности».1

В связи с этим, на первый план выходит вопрос профессиональной компетентности педагога. Что входит в это понятие? Ответ на этот вопрос применительно к балетной педагогике позволит улучшить качество подготовки как будущих преподавателей, так и будущих артистов балета. Эта тема лишь недавно стала рассматриваться применительно к балетной педагогике и становится все более актуальной. Вот, что пишут об этом различные исследователи, чьи мнения мы разделяем.

А.В. Кириллова считает, что «...понятие "профессиональная компетентность"» подвижно и изменчиво. Уровень профессиональной педагогической компетентности является содержательной характеристикой учителя. Его содержание меняется в соответствии с изменяющимися условиями. Важными качествами профессиональной компетентности являются универсальность, обобщенность» .2

У Л.А. Телегиной мы находим: «Профессиональная компетентность включает в себя социально-психологическую, методическую, социально-педагогическую, дифференциально-психологическую и аутопсихологическую компетентность».3

Различные исследователи в своих трудах находят все новые аспекты рассматриваемой проблемы.

По объективным утверждениям И.М. Карпетовой, «профессиональная компетентность - совокупность индивидуальных свойств личности, состоящих в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося. Формирование профессиональной компетентности осуществляется в трех направлениях:

а) изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения (выработка соответствующих навыков, развитие специфических способов выполнения деятельности);

б) изменение личности субъекта (моторика, речь, формы общения, эмоциональность, внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера);

в) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности (интерес

к объекту, осознание его значимости, познание своих реальных возможностей влияния на объект)».4

Важно отметить, что вопрос профессиональной компетентности рассматривается в контексте личностно-деятельностного подхода к образованию, ориентированного на личность обучаемого, что особенно актуально для обучения в хореографических учебных заведениях, где так важно максимально раскрыть все заложенные в воспитаннике способности, задействовать весь личностный потенциал, чтобы вырастить гармоничную, развитую личность. Вырастая, бывшие ученики становятся людьми публичными и сами начинают формировать культурную элиту общества, влиять на вкусы и умы публики.

В свете вышесказанного на педагога ложится огромная ответственность. Ясно, что решать такие задачи могут только высококвалифицированные специалисты, обладающие достаточной компетентностью, любящие детей. Важно не просто наличие высшего (даже педагогического) образования или большого стажа работы и исполнительского опыта, важно умение и желание педагога научить, передать все свои знания ученику. Важно творческое отношение, ведь каждый ученик - это уникальная личность, требующая индивидуального подхода для налаживания тесного контакта и плодотворной работы. «Педагогическая компетентность педагога не исчерпывается узкопрофессиональными рамками. На первое место выступают такие содержательные компоненты компетентности педагога, как критичность мышления, способность к анализу, потребность в самосовершенствовании и т.п. Профессиональная компетентность представляет собой интеграцию опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых для педагога личностных качеств».5

В балете от учеников требуется добротная подготовка, способность осмысленно применять комплекс полученных знаний, умений, разбираться в определенном междисциплинарном круге вопросов. Управлять процессом обучения, развития и воспитания должен учитель, а для этого «нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производ-

ства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование. Знания, компетентность, образованность нельзя заменить никакими другими, даже лучшими человеческими качествами».6

Нынешние условия образования предъявляют к современному учителю непреложное требование - знание фундаментальных наук. На этом объективно настаивают Л.В. Занина и Н.П. Меньшикова, особо подчеркивая, что «решающее значение имеет не только объем знаний, но и их точность, систематичность, подвижность. Не максимум знаний, а их мобильность и управляемость, гибкое приспособление к школьным условиям делают специалиста пригодным к педагогической деятельности».7

И.Е. Костылева отмечает, что педагогический профессионализм «связан, прежде всего, с высоким уровнем самореализации индивидуальных особенностей, с индивидуальным почерком, индивидуальным стилем деятельности. Следовательно, если речь идет о становлении профессиональной компетентности педагога, необходимо рассматривать индивидуальный стиль его деятельности, который представляет собой систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешность деятельности».8

С.С. Савельева, исследуя профессиональную компетентность учителя, пишет, что это «интегративное, многоуровневое личностное образование, основанное на положительных мотивах выбора профессии, совокупности системных знаний, умений и навыков, практического опыта, рефлексивной деятельности, диалогической культуры, выражающихся в теоретической и практической готовности и способности педагога к эффективному решению образовательно-воспитательных задач».9

Нами уже отмечалось,10 что эмпатию следует считать основой педагогической компетенции. Эмпатия является базисным компонентом профессиональных качеств для специалистов всех социометрических профессий. Эффективность профессиональной деятельности специалистов творческих профессий обретает другое качество при значительно развитой эмпатии.

И.В. Кашуба в своих исследованиях отмечает, что «развитие эмпатического потенциала - это объективный процесс повышения уровня эмпатического потенциала, который развивается в процессе общения, влияя на его эффективность. Повышение уровня развития эмпатического потенциала, прежде всего, связано с изменениями мотивации студентов, будущим ролевым проявлением и личностными ориентациями».11

Современные исследователи все чаще говорят о формировании эмпатии как профессионального качества, особенно по отношению к социометрическим профессиям. Понять и почувствовать своего ученика, его чаяния, надежды, мотивации, устранить опасения и комплексы, настроить на достижение поставленной цели, а также, вовремя поняв бесперспективность дальнейших усилий, суметь, не травмируя психику ребенка, убедить в этом ученика, подсказать ему возможные варианты самореализации вне балета - не в этом ли заключается высшее педагогическое мастерство?

М.Е. Бурно: «Именно потому, что у аутистического психотерапевта нет природно-реалистической способности непосредственно душевно-живо сопереживать своему пациенту, он нередко и учится этому теплому сопереживанию (эмпатии) тео-ретически-технически».12

А.А. Головина: «Информационное содержание профессиональной эмпатичности интегрируется в психологический образ, вызывающий конкретное отношение посредством определенных способов взаимодействия. Данный образ отражает направленность эмоциональных переживаний психолога, что сказывается на активности и результативности его профессиональной дея-тельности».13

Е.Р. Овчаренко: «Ориентация в эмоциональном настроении людей является необходимым условием совместной деятельности. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способность управлять своими чувствами, переживаниями».14

И.С. Сергеев отметил: «Еще один важнейший принцип педагогического общения - уважение чужого мнения. То есть мнения

ученика. Но практика показывает парадоксальную вещь: в большинстве случаев учительские ожидания и предсказания в отношении детей не совпадают с действительностью. Это объясняется тем, что у значительной части педагогов не развито важнейшее профессионально значимое личностное качество, совершенно необходимое в процессе педагогического общения. Это эмпатия2-способность понимать и чувствовать другого человека. Работа над развитием в себе эмпатии требует высокой внимательности и серьезной работы души и ума; и главное, что здесь необходимо, -научиться слушать и слышать ребенка. В этом залог того, что вы будете его понимать. Достаточно вспомнить фильм «Доживем до понедельника»: «Счастье - это когда тебя понимают».

Следовательно, специалистам творческих профессий, а также профессий, в основе которых лежит сотрудничество с другими людьми, формирование эмпатии, адекватных эмпатичес-ких реакций, - обязательное условие их профессиональной подготовки».15

И.М. Юсупов высказался однозначно: «Психологическая подготовка представителей коммуникативных профессий (психологов, педагогов, актеров, врачей-терапевтов), ориентированная лишь на академические знания в области психологии, дает заведомо ущербный результат. Без приближения подготовки к сущности психики человека, включающей сознательные и подсознательные явления, без практического овладения такой психической реальностью, как эмпатия, невозможно достижение полноценного взаимопонимания сторон коммуникативного взаимодействия».16

И.О. Елеференко настаивает: «Эмпатия как системообразующий фактор лежит в основе педагогической направленности личности и несет ведущую функцию в успехе межличностного взаимодействия, причем в социометрических профессиях ее можно рассматривать как базис, как обязательное наличие способностей специалиста».17

Стандартизация компетенций, предъявляемых к выпускникам исполнительского факультета Академии русского балета имени А.Я. Вагановой (степень «магистр»), разработана авторс-

ким коллективом профессорско-преподавательского состава АРБ имени А.Я. Вагановой и полно представлена в «Проекте актуального набора компетенций магистров для ФГОС ВПО третьего поколения направления подготовки 070300 «Хореографическое искусство».18

Подытоживая все вышесказанное, мы считаем, что необходимо создать максимально благоприятные условия для формирования педагогической компетентности, уделяя внимание развитию диалогической культуры, рефлексивной деятельности, формированию этических, моральных и нравственных норм и, на их основе, эмпатийности. Требуется учитывать позитивный настрой при выборе профессии, осознанность этого шага, всячески содействовать обретению будущим педагогом практического опыта работы с детьми.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Юрьева М.Н. Профессионально-педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа в вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Липецк, 2001.

2 Кириллова А.В. Формирование профессиональной компетентности учителя в процессе повышения квалификации в условиях реализации национально-регионального компонента содержания образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Мурманск, 2007.

3 Телегина Л.А. Психологическая подготовка педагога-хореографа к будущей профессиональной деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -Казань, 2004.

4 Цит. по: Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. - Ростов н/Д, 2003. - С. 105.

5 Там же.

6 Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие. - М.: «Академия», 2003. - С. 192.

7 Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. -Ростов н/Д, 2003. - С. 108.

8 Цит. по: Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. - Ростов н/Д, 2003. - С. 115.

9 Савельева С.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Рязань, 2007.

10 Макарова В.Г. Эмпатия как основа педагогической компетенции и условия ее существования // Материалы I Международной научно-практической конференции «Хореографическое образование: Россия и Европа. Современное состояние и перспективы». - СПб., 2008.

11 Кашуба И.В. Развитие эмпатического потенциала студентов университета в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2004.

12 Бурно М.Е. О характерах людей. Психопатии (психотерапевтическая книга). - М., 2005.

13 Головина А.А. Развитие эмпатического общения психолога с клиентом: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - Тамбов, 2004.

14 Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Волгоград, 2003.

15 Цит. по: Елеференко И.О. Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (на примере подготовки теле-, радиожурналистов, режиссеров кино и телевидения, мульти- медиапрограмм): Монография. -СПб., 2006.

16 Юсупов И.М. Вчувствование, проникновение, понимание. - Казань, 1993.

17 Елеференко И.О. Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (на примере подготовки теле-, радиожурналистов, режиссеров кино и телевидения, мультимедиа-программ): Монография. - СПб.: Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата, 2006.

18 Фомкин А.В. Проекты учебных планов бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки Хореографическое искусство // Вестник Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб., 2008. - №2 (20). - С. 9-19.

Abstract

Some aspects of pedagogies of ballet the Summary Pedagogical skill - it's not only a high degree of mastering by a professional knowledge, skills, but also conformity of the certain set of the requirements which are put forward before the teacher by a concrete education system. Reception of additional knowledge and professional skills on the basis of judgments of own activity in a view of the received knowledge, leads to improvement of professional skill of the teacher, and is a condition of perfection of its professional skill.

Key-words: aspects of pedagogies, high degree of mastering, the ballet, perfection of professional skill, choreographic art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.