Научная статья на тему 'Роль отца в формировании отношения к армии у старшеклассников'

Роль отца в формировании отношения к армии у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
404
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К АРМИИ / ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ / ПОЛНАЯ И НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОДРОСТКА С РОДИТЕЛЯМИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнов А. В.

Изучается воздействие роли отца на суть отношения к армии у подростков посредством формирования у них ощущения принадлежности к мужскому полу и овладения способами поведения, свойственными мужчинам. На основании анализа результатов социологического опроса старшеклассников доказано влияние факта наличия отца в семье и характера предлагаемых им образцов поведения в отношении Вооруженных сил на формирование у них отношения к данному социальному институту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль отца в формировании отношения к армии у старшеклассников»

ББК 60.561.51:60.542.22

А. В. Смирнов

РОЛЬ ОТЦА В ФОРМИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЯ К АРМИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Современная российская армия, на протяжении последних двух десятилетий претерпевающая трансформацию под влиянием общественно-политических и социально-экономических факторов, столкнулась с рядом системных проблем, обусловливающих снижение ее боеспособности и приводящих к значительным функциональным сбоям. Прежде всего это проблемы, связанные с призывом на срочную военную службу. Трансформационные процессы, произошедшие в армии постсоветской России, не затронули главный принцип комплектования Вооруженных сил, основанный на всеобщей воинской обязанности, согласно которой каждый гражданин мужского пола по достижении определенного возраста должен пройти военную службу по призыву. Вместе с тем с начала 90-х годов наблюдается снижение положительной мотивации молодежи к службе в армии. В качестве одной из причин этого часто называют исключение ценностей военной службы1, ранее общепринятых (прежде всего в советский период), из системы значимых индивидуальных ценностей допризывной молодежи. Важную роль в этом процессе играет семья как главный агент социализации. При этом при изучении влияния типа семьи на отношение к тому или иному объекту или явлению рассматривается прежде всего состав семьи: полная или неполная.

Существенным здесь является само отсутствие одного из родителей. Отец и мать в воспитании детей дополняют друг друга. «Тот крепкий сплав мужественности, твердости характера, который идет от мужского начала в семье, и мягкость, сердечность, идущие от женского, благотворно сказываются на детях обоего пола. Но особенно он необходим для мальчика» [9, с. 220]. В многочисленных исследованиях, посвященных изучению роли отца, проводимых в последние десятилетия, доказано, что отцовское влияние часто оказывается независимым от материнского или, по крайней мере, таким же важным, как материнское [4, с. 15].

Учитывая, что основной причиной образования неполной семьи является развод супругов2 и тот факт, что в более чем в 90 % случаев дети разведенных родителей остаются с матерью, а не с отцом, можно выделить целый ряд проблем, касающихся социализации подростка. Прежде всего они связаны с самоидентификацией подростка.

При отсутствии одного из родителей самовосприятие ребенка концентрируется на образе того из родителей, который живет вместе с ним и заботится о нем, причем эта тенденция больше выражена у мальчиков, воспитываемых матерью, нежели во всех остальных случаях [2, с. 81; 10, с. 286—287]. Этому может способствовать множество факторов:

• «патологическая форма» отношения к своему ребенку со стороны матери, зачастую выраженная в чрезмерной любви к нему, в необоснованной всеобъемлющей опеке [9, с. 217];

1 Служба в армии способствует становлению мужественности (только в армии можно стать «настоящим мужчиной»), содействует физическому развитию, формирует необходимые для дальнейшей жизни личностные качества, умение жить в коллективе, развивает чувство самоуважения, дает уважение в обществе и т. д.

2 В качестве других причин, обусловливающих образование неполных семей, выступают внебрачная рождаемость, показатели которой в последние годы неуклонно возрастают (в России в последние десятилетия число детей, рожденных вне брака, выросло почти в три раза по сравнению с началом 1970-х годов), и непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин [3, с. 110; 5, с. 131].

• возрастание авторитета матери, связанное с материальной и духовной зависимостью от нее; отец при этом рассматривается как жизненно менее важный объект [3, с. 110];

• обида и агрессия (особенно если развод произошел в раннем детстве) в отношении отца (в некоторых случаях и в отношении матери, позволившей отцу уйти) [3, 6, 10];

• восприятие отца как девианта, в случае если развод произошел по причине его девиантного поведения (например, пьянства), или чрезмерная ориентация ребенка на оценочные суждения матери в отношении отца, зачастую необъективные [10, с. 135—140] и др.

Помимо прочего, дети как из полных семей, так и из неполных выбирают приоритетным советчиком по мировоззренческим вопросам, проблемам перспективного самоопределения мать. Однако для «детей развода» характерно более высокое предпочтение матери, что связано прежде всего с отсутствием в семье отца. В неполных семьях обращаемость детей к отцу за советом в крайней степени незначительна [3, с. 110 —111].

Таким образом, мальчик в неполной семье (где воспитание ведет мать) во многом идентифицирует себя с женским началом, опираясь в своей деятельности и жизненных взглядах на оценки и опыт матери. Эта идентификация тем выше, чем раньше он лишается общения со своим отцом. Взрослея, мальчик постепенно все больше осознает свое «мужское бытие» и ищет отца, отождествление с которым способствует отделению от матери и деидентификации с ней [4, с. 15—16].

Не испытывая влияния со стороны мужчины (в том числе и мужского авторитета), дети из неполных семей, как правило, не могут восполнить этот пробел в школе, где преподавательский коллектив состоит преимущественно из женщин. Тем самым психическое развитие ребенка принимает односторонний характер, ему недостает как раз того, в чем выражается особенность мужской психики. Как результат — псевдозрелость таких детей. Учеными отмечено, что отсутствие эмоционального и интеллектуального контакта с отцом приводит к снижению социальной активности мальчиков, в том числе их интереса к учебе, способствует инфантилизму. Наступает кризис половой идентичности: идеальные представления об истинной мужественности и ее атрибутах и реальные представления подростка («каким я должен стать мужчиной и что я должен для этого делать») находятся как бы в разных плоскостях и практически не пересекаются. Естественно, что регулирующая функция идеальных образов становится незначительной, атрибуты мужественности теряют свою актуальность, получают распространение тенденции феминизации мужского поведения. Последствия, перечисленные нами, несколько сглаживаются при регулярном общении с отцом [1, с. 484; 3, с. 113; 9, с. 220].

С учетом перечисленных выше факторов можно предположить влияние типа семьи, в которой воспитываются потенциальные призывники, на формирование их отношения к армии, служба в которой на протяжении многих десятилетий воспринималась как неотъемлемый этап становления «настоящего мужчины». Наличие такого влияния находит подтверждение в данных, полученных в результате комплексного социологического исследования отношения допризывной молодежи к армии, проведенного нами в январе — феврале 2007 года3: отношение к армии у старшеклассников, воспитывающихся в семьях с обоими родителями, более позитивно, чем у старшеклассников, воспитывающихся в неполных семьях. Конкретизируем этот тезис:

3 Основной метод сбора информации — опрос, вид опроса — аудиторное анкетирование. Опрос проходил в январе — феврале 2007 года. Опрашивались старшеклассники средних образовательных учреждений (п=389), студенты вузов (п=392), учащиеся средних специальных учебных заведений (п=392) г. Иванова и Ивановской области. Тип выборки — ступенчатая комбинированная, Д=5 %, Р=0,95.

• респонденты из неполных семей склонны к более негативному восприятию армии и военной службы, чем респонденты из семей с обоими родителями (рис. 1);

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Негативные ассоциации Позитивные ассоциации Нейтральные ассоциации

□ полная семья □ неполная семья -

37,5

1

78,1

67,7

Рис. 1. Оценка характера ассоциаций, возникающих у старшеклассников при словосочетании «современная российская армия», в зависимости от типа семьи, %, п=389 • наибольшую положительную мотивацию на прохождение военной службы по призыву показывают респонденты, воспитывающиеся в семьях с обоими родителями, и, соответственно, наименьшее желание служить проявляют респонденты из неполных семей (рис. 2);

80 70 60 50 40 30 20 10 0

67,4

22,5 16,3

□ полная семья

□ неполная семья

23 16,3

Хотят служить

Не хотят служить

Затруднились с ответом

Рис. 2. Оценка мотивации старшеклассников на прохождение военной службы по призыву в зависимости от типа семьи, %, п=389

• респонденты из неполных семей показывают наибольшую положительную установку на избежание военной службы по призыву (рис. 3);

60 50 40 30 20 10

50

□ полная семья

□ неполная семья

39,3

22,1 21,4

7,4

3,6

16,4

3,6

21,4

будут избегать службы в скорее будут, чем не скорее не будут, чем не будут избегать службы затруднились с ответом армии будут будут в армии

0

Рис. 3. Оценка установок старшеклассников на избежание военной службы по призыву в зависимости от типа семьи, %, п=389

• респонденты из неполных семей более пассивны в самостоятельной допризывной подготовке и, соответственно, показывают меньшую готовность к службе в армии (рис. 4 и 5);

76,7

□ полная семья □ неполная семья

34,1

18,6

1-1 4"6

1 1—■—1

пытаются готовиться не пытаются

к армии готовиться к армии

затруднились с ответом

П

41,2 41,9

□ полная семья

□ неполная семья

И

ниже среднего

4,6 4—

Г~Г~1

выше среднего

27,3

39

20,9

19,3

9,3

7,6

0

Рис. 4. Оценка активности старшеклассников в самостоятельной подготовке к прохождению военной службы по призыву в зависимости от типа семьи, %, п=389

Рис. 5. Оценка степени готовности старшеклассников к службе в армии в зависимости от типа семьи, %, п=389

сторонников добровольного принципа комплектования армии среди респондентов из неполных семей больше, чем среди респондентов из семей с обоими родителями (рис. 6);

Рис. 6. Оценка отношения старшеклассников к различным принципам комплектования Вооруженных сил в зависимости от типа семьи, %, п=389

популярность альтернативной гражданской службы у респондентов из неполных семей выше, чем у респондентов из семей с обоими родителями, соответственно военная служба по призыву у них менее популярна (рис. 7);

самый низкий рейтинг доверия к армии наблюдается в группе респондентов из неполных семей (-0,48 ед. против -0,28 ед. у респондентов из полных семей)4. Так, доля респондентов из полных семей, доверяющих армии, составляет 25,1 %, в то время как аналогичный показатель среди респондентов из неполных семей ниже и составляет 20,9 %. В то же время доля не доверяющих армии старшеклассников из неполных семей на 6,4 % превышает долю ответивших подобным образом старшеклассников из полных семей.

60 50 40 30 ^0

40 0

56,2

44,4

□ полная семья

□ неполная семья

28,4

служба по

призыву

37,7

28,9

14,9 18,5

| □ полная семья □ неполная семья

АГС затруднились с ответом

10,4 11,6

1,3 ^^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

каждый настоящим мужчина должен пройти службу в армии, даже если это не отвечает его личным интересам

военная служба - личное дело человека, каждый сам должен решать, служить ему или не служить

не согласились ни с одной точкой зрения

затруднились с ответом

16,3

0

Рис. 7. Оценка выбора старшеклассниками различных форм реализации воинской обязанности в зависимости от типа семьи, %, п=389

Итак, отсутствие отца в семье приводит к определенному кризису полоролевой идентичности у подростка, что, в свою очередь, негативно сказывается на его отношении к армии. Однако О. Г. Калинина и А. Б. Холмогорова в своем исследовании доказали, что полоролевая идентичность подростков и, соответственно, их поведенческие интенции зависят не только от наличия отца в семье, но от и характера его образа и предлагаемых им образцов поведения [4, с. 15—26]5. Иными словами, применительно к теме нашего исследования личное отношение отца к армии, его оценки и характер личного опыта

4 При анализе данных нами использовались два показателя: собственно долевое распределение ответов, полученное в ходе опроса, и рассчитываемый на его основе рейтинг доверия (Кд), который исчисляется по формуле Кд=(0+-0~)/(0++0~), где 0+ — это доля положительных суждений (т. е. доверяющих институту), 0- — доля отрицательных суждений (т. е. не доверяющих институту). Если Кд = 0, институт обладает нейтральным рейтингом (общественное мнение поляризовано, число положительных суждений совпадает с числом отрицательных суждений). Если Кд < 0, то институт обладает отрицательным рейтингом доверия (преобладают отрицательные суждения). Если Кд>0, то институт обладает положительным рейтингом доверия (преобладают положительные суждения).

5 В частности, для старших подростков отсутствие в семье отца несущественно отражается на их маскулинности, если при этом образ отца у юноши позитивен.

взаимодействия с данным социальным институтом, сам факт прохождения им военной службы по призыву прямо или косвенно должны оказывать влияние на формирование отношения к армии у его сыновей.

Подтверждением такого влияния служат данные, полученные нами в результате опроса старшеклассников. Так, старшеклассники, отцы которых отрицательно относятся к перспективе прохождения ими военной службы («считает, что я не должен служить»), более негативно настроены в отношении армии и менее готовы к службе, чем старшеклассники, отцы которых положительно относятся к этой перспективе («считает, что я должен служить») (см. таблицу).

Аналогичным образом, как образец реального поведения, влияет и факт прохождения отцом срочной военной службы по призыву. В частности, как показали результаты исследования, старшеклассники, отцы которых ранее служили, более позитивно относятся к армии, чем те старшеклассники, у которых отцы не проходили военную службу по призыву (см. таблицу).

Влияние факта прохождения отцом военной службы по призыву и его мнения о необходимости ее прохождения сыном на формирование отношения старшеклассников к армии, %, п=389

Вариант ответа Отец служил Отец не служил Отец считает, что сын должен служить Отец считает, что сын не должен служить

Характер ассоциаций, возникающих у старшеклассников при словосочетании «современнаяроссийская армия» в зависимости от факта прохождения отцом военной службы

Негативные ассоциации 66,9 79,3 63,9 68,5

Позитивные ассоциации 35,3 17,2 41,3 29,3

Нейтральные ассоциации 16,3 10,3 17,4 19,2

Мотивация старшеклассников на прохождение военной службы в зависимости от факта прохождения отцом военной службы

Хотят служить 23,1 13,8 33,9 14,1

Не хотят служить 52,5 72,4 35,8 76,1

Затруднились с ответом 24,4 13,8 30,3 9,8

Отношение старшеклассников к принципу комплектования Вооруженных сил на добровольной основе в зависимости от факта прохождения отцом военной службы

Каждый настоящий мужчина должен пройти службу в армии, даже если это не отвечает его личным интересам 29,4 10,3 23,4 14,1

Военная служба — личное дело человека, каждый сам должен решать, служить ему или не служить 57,0 75,9 56,0 68,5

Не согласились ни с одной точкой зрения 1,4 10,3 8,4 9,8

Затруднились с ответом 12,2 3,4 12,2 7,6

Активность старшеклассников в самостоятельной подготовке к службе в армии в зависимости от факта прохождения отцом военной службы

Пытаются готовиться к армии 32,1 24,1 41,3 27,2

Не пытаются готовиться 55,7 65,5 43,1 65,2

к армии

Затруднились с ответом 12,2 10,3 15,6 7,6

Степень готовности старшеклассников к службе в армии в зависимости от факта прохождения отцом военной службы

Низкая 6,3 20,7 1,8 14,1

Ниже среднего 26,7 34,5 19,3 35,9

Средняя 42,1 37,9 45,9 33,7

Выше среднего 20,8 6,9 27,5 13,0

Высокая 4,1 0 5,5 3,3

Средний балл по группе 2,89 2,31 3,15 2,55

Рейтинг доверия старшеклассников к армии в зависимости от факта прохождения отцом военной службы

Доверяют 25,8 6,9 37,6 15,2

Не доверяют 44,3 72,4 33,9 57,6

Затруднились с ответом 29,9 20,7 28,4 27,2

Рейтинг доверия - 0,63 - 0,82 0,05 - 0,58

Таким образом, отец, имея важнейшее значение для возникновения у своего ребенка ощущения принадлежности к мужскому полу и овладения способами поведения, свойственными мужчинам, оказывает существенное влияние на формирование у него отношения к армии, служба в которой на протяжении многих десятилетий воспринимается как неотъемлемый этап становления «настоящего мужчины». Исходя из этого, весьма значимыми факторами, обусловливающими суть отношения потенциального призывника к армии, является наличие отца в семье и характер предлагаемых им образцов поведения в отношении данного социального института, что и было подтверждено результатами проведенного нами исследования.

Библиографический список

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 2000.

2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2001.

3. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социол. исслед. 2001. № 11.

4. Калинина О. Г., Холмогорова А. Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопр. психологии. 2007. № 1.

5. Каримова З. Х. Жизненные ценности одиноких матерей // Социол. исслед. 2007. № 6.

6. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

7. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2001.

8. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1999.

9. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М., 1987.

10. ФридгорГ. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.