Научная статья на тему 'Роль органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности в сфере инвестиционной деятельности'

Роль органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности в сфере инвестиционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MAINTENANCE OF ECONOMIC SAFETY / FUNCTION OF LAW-ENFORCEMENT BODIES / INVESTMENT ACTIVITY / INVESTMENTS / ANTICORRUPTION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гапоненко В. Ф., Долинко В. И.

Отражены результаты исследования роли органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности в сфере инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF LAW-ENFORCEMENT BODIES IN MAINTENANCE OF ECONOMIC SAFETY IN SPHERE OF INVESTMENT ACTIVITY

In article results of research of a role of law-enforcement bodies in maintenance of economic safety in sphere of investment activity are reflected.

Текст научной работы на тему «Роль органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности в сфере инвестиционной деятельности»

Усиление роли полиции в охране природы в значительной мере обусловлено тем, что, будучи составной частью органов внутренних дел, она взаимодействует с органами местного самоуправления, роль которых в организации охраны природы за последнее время значительно повысилась. В системе исполнительных органов власти субъектов РФ и муниципалитетов природоохранные органы немногочисленны и практика их деятельности не велика.

Таким образом, природоохранная деятельность трактуется сегодня как производная от основных за-

дач полиции по охране общественного порядка. Нам это представляется не совсем правильным.

1 Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3149

2 Мелехин А.В., Лапина М.А., Еримичев Е.А., Решетников

B.И Экологическая милиция: проблемы и перспективы // Вестник МВД России. 2001. № 2-3. С. 107.

3 Колбасов О.С. Экология: политика — право. М., 1976.

C. 60.

РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.Ф. ГАПОНЕНКО,

профессор кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России,

доктор экономических наук, профессор;

В.И. ДОЛИНКО, соискатель Академии управления МВД России

Dolinko@gmail.com

08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

(экономическая безопасность)

Аннотация. Отражены результаты исследования роли органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности в сфере инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: обеспечение экономической безопасности, функции органов внутренних дел, инвестиционная деятельность, инвестиции, антикоррупционная деятельность.

ROLE OF LAW-ENFORCEMENT BODIES IN MAINTENANCE OF ECONOMIC SAFETY IN SPHERE OF INVESTMENT ACTIVITY

V. F. GAPONENKO,

professor of the chair of the organization of financial and economic and rear maintenance of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of economics, professor;

V. I. DOLINKO,

competitor of the scientific degree of the Academy of management

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In article results of research of a role of law-enforcement bodies in maintenance of economic safety in sphere of investment activity are reflected.

Key words: maintenance of economic safety, function of law-enforcement bodies, investment activity, investments, anticorruption activity.

Развитие России не возможно без успешной инвестиционной деятельности. Необходимое условие структурной перестройки и экономического роста Российской Федерации - наращивание объема и повышение эффективности инвестиций в создание новых и развитие, совершенствование действующих

основных фондов и производств, в материальные и нематериальные активы.

Наиболее целесообразным шагом, способным изменить структуру экономики, является развитие инвестиционной деятельности. В современных условиях, в связи с затяжным финансовым кризисом,

охватившим весь мир, инвестиционная деятельность выступает неотъемлемым компонентом эффективного развития и становления российской экономики.

Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения дохода1. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора): кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены.

Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта2.

Существуют разные классификации инвестиций.

По объекту инвестирования выделяют:

1) реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах) —

Ф в форме материальных активов (основных фондов, земли), оплата строительства или реконструкции;

Ф капитальный ремонт основных фондов;

Ф вложения в нематериальные активы: патенты, лицензии, права пользования, авторские права, товарные знаки, ноу-хау, человеческий капитал (воспитание, образование, наука) и т. д.;

2) финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы) —

Ф ценные бумаги, в том числе через ПИФы;

Ф предоставленные кредиты;

Ф лизинг (для лизингодателя);

3) спекулятивные инвестиции (покупка активов исключительно ради возможного изменения цены) —

Ф валюты;

Ф драгоценные металлы (в виде обезличенных металлических счетов);

Ф ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты институтов совместного инвестирования и т.п.);

По основным целям инвестирования различают:

1) прямые инвестиции;

2) портфельные инвестиции;

3) реальные инвестиции;

4) нефинансовые инвестиции

5) интеллектуальные инвестиции (связаны с обучением специалистов, проведением курсов и многое другое.);

По срокам вложения:

1) краткосрочные (до одного года);

2) среднесрочные (1-3 года);

3) долгосрочные (свыше 3-5 лет).

По форме собственности на инвестиционные ресурсы:

1) частные;

2) государственные;

3) иностранные;

4) смешанные.

Известно что менее всего пострадали от мирового кризиса, предприятия и компании, занимающиеся высокими технологиями. Сегодня эффективная инвестиционная деятельность может стать тем конкурентным преимуществом, которое не только поможет пережить тяжелые времена, но и создать предприятия, уверенно чувствующие себя как на внутреннем рынке, так и далеко за его пределами. Неэффективное государственное регулирование инвестиционной деятельности является основным фактором, создающим угрозу развития экономики Российской Федерации.

Исходя из этого, возникает необходимость усиления роли государства в обеспечении экономической безопасности инвестиционной деятельности в России.

В связи с этим, учитывая неоднозначность, происходящих в стране экономических преобразований, выражающихся как в положительных моментах, так и в угрозах экономической безопасности страны, наиболее актуальной проблемой, в создавшихся условиях, становится обеспечение экономической безопасности инвестиционной деятельности. Уровень экономической безопасности инвестиционной деятельности в России во многом зависит от формирования эффективной государственно-ориентированной политики путем создания инвестиционной инфраструктуры поддержки.

Экономическая безопасность — одна из важнейших составляющих национальной безопасности3. В современных условиях экономическая безопасность России приобретает первостепенное значение, так как она дает ориентиры для принятия важнейших социально-экономических решений. Непростое положение в экономике России, негативное влияние мощных теневых экономических процессов на все стороны общественной жизни страны требует принятия срочных и эффективных мер по изменению сложившейся ситуации в России. Проблема экономической безопасности инвестиционной деятельности является производной от задач экономического роста на каждой ступени развития России, а ее конкретное содержание изменяется в зависимости от складывающихся на данный период условий внешней и внутренней среды. Актуальность данной проблемы возрастает и в связи с процессом повышения степени открытости экономики России, усилением конкуренции на мировом рынке ресурсов и вступлением нашей страны в ВТО. В связи с этим необходимо выработать прогрессивные подходы к обеспечению экономической безопасности инвестиционной деятельности. В выполнении этой нелегкой задачи существенная роль принадлежит и органам внутренних дел (далее — ОВД) Российской Федерации.

Учитывая специфику рассматриваемой проблемы, следует отметить, что разрабатываемые мероприятия должны носить законный, системный и плановый характер. Современные и новые задачи, стоящие перед ОВД, требуют качественного, эффективного правового регулирования их организации и деятельности. МВД России и подчиненные ему ОВД ведут повседневную кропотливую работу, направленную на обеспечение безопасности россиян, защиту и охрану прав и свобод, сохранение целостности государства, укрепление конституционного строя, борьбу с преступностью и коррупцией4.

Граждане России желают быть защищенными и чувствовать себя в безопасности. Не разработанность исходных положений теории безопасности во многом объясняется отсутствием согласованного понятийного аппарата в этой области. Что же такое безопасность? Суть этой проблемы заключается в том, что понятие «безопасность» всегда достаточно широко использовалось или как характеристика защищенности какого-либо объекта от воздействия внешних и внутренних угроз, или, напротив, как защищенность от воздействия какого-либо объекта5. В толковом словаре С.И. Ожегова слово «безопасность» трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности»6, а В.И. Даль определяет безопасность как «отсутствие опасности, сохранность, надежность»7.

Особую значимость в обеспечении экономической безопасности инвестиционной деятельности имеет качественное обновление правовой базы деятельности подразделений ОВД, устранение противоречий, пробелов и коллизий, доведение до соответствия с федеральным законодательством правовых актов субъектов России и органов местного самоуправления.

Правовая база должна строго и неукоснительно обеспечивать:

Ф единое конструктивное взаимодействие всех правоохранительных и других государственных органов России в вопросах обеспечения экономической безопасности;

Ф исключение фактов дублирования и разночтений в ведомственных актах всех государственных органов власти и управления государства;

Ф эффективное регулирование однородных направлений противодействия экономической преступности в России.

Обеспечение экономической безопасности инвестиционной деятельности ОВД России должно включать:

Ф эффективное взаимодействие всех правоохранительных структур с целью координации усилий по борьбе с организованной преступностью;

Ф выявление и устранение причин и условий, мешающих борьбе с организованными преступными группами в экономической сфере;

Ф организацию взаимодействия государственных

органов власти с целью координации усилий по борьбе с коррупцией.

Уровень коррупционной емкости российской экономики таков, что угрожает национальным интересам страны8. Объем рынка коррупции превышает 240 млрд. долл. США. Согласно оценкам фонда «ИНДЕМ», эта величина еще выше: только в деловой сфере России объем коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд. долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). При этом средний размер взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос с 10 до 136 тыс. долл. Более половины взрослого населения страны имеют личный опыт дачи взяток.

Председатель Национального антикоррупционного комитета России считает, что никакой борьбы с коррупцией в России нет: аресты чиновников среднего звена систему взяточничества не нарушают, эффективная политика по противодействию коррупции не выработана.

Проведенное «Трансперенси Интернешнл» в 2010 г. исследование, показало, что мировой финансовый кризис подстегнул коррупцию: за последний год она выросла в мире на 9%. Коррумпированные чиновники и политики в развивающихся странах, в числе которых и Россия, ежегодно получают $20-40 млрд. взяток, подсчитали в «Трансперенси Интернешнл». Коррумпированность в России по состоянию на сентябрь 2009 г., по оценке организации, на уровне Бангладеш, Кении и Сирии: 147-е место из 180. По данным Следственного комитета Российской Федерации, количество зарегистрированных взяток увеличилось с 6700 в 2007 г. до 8000 в 2008 г. По данным МВД РФ, в январе — августе 2009 г. зарегистрирован 10581 случай взяточничества — на 4% больше, чем годом ранее. При этом количество зарегистрированных взяток в крупном размере (свыше 150000 руб.) увеличилось на 13,5% до 219. Россия в 2010 г. заняла 154-е место из 180 с индексом 2,1 балла (индекс 0 означает максимальный уровень коррупции, 10 — отсутствие коррупции). За год в России ничего не поменялось за исключением соседей по рейтингу — Папуа-Новой Гвинеи, Кении, Лаоса и Таджикистана. В Российской Федерации понятие «коррупция» закреплено законодательно в Федеральном законе № 273-ФЗ9.

Серьезной предпосылкой создания антикоррупционного общественного климата в условиях современной развивающейся России выступает «снижение коррупционогенности самих законов и иных правоу-становлений, т.е. купирование в уже принятых и недопущение во вновь принимаемых актах таких норм, реализация которых не исключает или, хуже того, провоцирует коррупцию»10.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

Ф законность;

Ф признание, обеспечение, защита основных прав и свобод человека и гражданина;

Ф неотвратимость ответственности за совершение коррупционных действий;

Ф активное сотрудничество государства с институтами гражданского общества, физическими лицами и международными организациями;

Ф открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

Ф использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых и специальных мер.

В итоге, общую схему участия ОВД в деле обеспечения экономической безопасности инвестиционной деятельности в России можно представить следующим образом:

Ф проведение анализа преступлений в инвестиционной деятельности и их классификация на основе критериев российского законодательства;

Ф выявление и изучение причин и условий, способствующих экономическим и налоговым преступлениям, их квалификация и предотвращение;

Ф выявление преступлений в инвестиционной деятельности и лиц, их совершающих;

Ф организация комплексного планирования деятельности служб и подразделений на основе экономико-правового мониторинга криминальных процессов развития экономики России;

Ф внедрение в повседневную деятельность ОВД передовых форм и методов противодействия преступлениям в экономической сфере;

Ф на основе экономико-правового мониторинга создание системы статистического учета преступности в инвестиционной сфере России;

Ф разработка конкретных мер сдерживания и противодействия угрозам экономической безопасности в инвестиционной деятельности;

Ф взаимодействие подразделений ОВД со специалистами по экономической безопасности, судами, прокуратурой, арбитражными судами, органами юстиции, федеральной службы безопасности по противодействию экономической преступности в области инвестиционной деятельности;

Ф предотвращение прогнозируемых негативных явлений и преступности путем координации действий международных правоохранительных органов и всех заинтересованных субъектов межгосударственных отношений;

Ф оказание практической и методической помощи территориальным органам внутренних дел в раскрытии и расследовании наиболее сложных экономических преступлений, касающихся инвестиционной деятельности в России.

1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2006.

2 Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: Указ Президента Российской федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ. 2009. № 20. ст. 2444.

4 Нургалиев Р.Г. Органы внутренних дел и их роль в обеспечении социально-экономической безопасности страны. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

5 Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / Под редакцией В.К. Сенчагова. — 3-е изд., пере-раб. и доп.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

6 Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1994. С. 444.

7 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т 1. М., 1981. С. 67.

8 ЛистковА.Н. Соблюдение антимонопольного законодательства при проведении конкурсов на право использования бюджетных средств как одно из условий недопущения коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество / Под ред. П.Н. Панченко, А.Ю. Чупровой, А.И. Мизерия. Н. Новгород, 2001. С. 48.

9 «О противодействии коррупции»: Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2008. 30 декабря.

10 Лексин В. Административная реформа: федеральный, региональный и местный уровни // Российский экономический журнал. 2006. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.