Научная статья на тему 'Взаимодействие органов внутренних дел и общественных объединений в сфере противодействия коррупции'

Взаимодействие органов внутренних дел и общественных объединений в сфере противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1648
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саетгараев В.Ф.

В статье проводится анализ противодействия коррупции на современном этапе, рассматривается актуальность объединения усилий органов власти и общества в решении актуальных проблем, обоснованность взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений в сфере противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Саетгараев В.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов внутренних дел и общественных объединений в сфере противодействия коррупции»

УДК 342.951

В.Ф. Саетгараев

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

В статье проводится анализ противодействия коррупции на современном этапе, рассматривается актуальность объединения усилий органов власти и общества в решении актуальных проблем, обоснованность взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений в сфере противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, взаимодействие, органы внутренних дел, общественные объединения.

Стремительные изменения политической ситуации на международной арене, наблюдаемые на современном этапе, негативно отражаются на внутренней социально-экономической обстановке Российской Федерации и требуют своевременной и адекватной реакции государства и общества по нейтрализации дестабилизирующих угроз нормальной жизнедеятельности людей. На фоне множества актуальных проблем, с которыми должна справиться наша страна, коррупция выступает проблемой, подлежащей немедленному решению. Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию от 03.12.2015г. четко указал, что коррупция является препятствием для развития России.

В связи с этим противодействие коррупции выступает стратегическим фактором развития страны, прежде всего, экономическим, имеющим влияние на разные сферы жизнедеятельности: социальные, культурные, духовные, политические и др. На сегодняшний день коррупция представляет собой уже не опасность, а реальную угрозу, влияющую на функционирование государственного управления, проявляясь в вертикальных и горизонтальных общественных связях, препятствуя развитию государственных и общественных отношений, она действительно волнует общество[1], затрагивая повседневную жизнь обычных граждан, препятствуя нормальной жизнедеятельности.

Коррупционность в системе публичных общественных отношений - активно обсуждаемая в обществе проблема. В современном российском обществе масштабы коррупции в системе государ-

ственного управления достигли размеров, угрожающих национальной безопасности. Коррупция самым непосредственным образом содействует криминализации общества, усиливает организованную преступность, которая не только расширяет возможности «отмывания денег», но и получает доступ к политической власти. Наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку, повышает социальную напряженность, способствует падению престижа страны в мировом сообществе. В связи с этим совершенно очевидно, что если коррупции сегодня не поставить действенные меры по противодействию, то она будет стремительно разрастаться, поражая все новые и новые сферы деятельности государства [2, с.3].

В Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», среди главных стратегических угроз национальной безопасности в области экономики указывается сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений. На уровень стратегических задач по обеспечению экономической безопасности страны выведена необходимость осуществления активных мер по борьбе с коррупцией. Следует отметить, что достижение этой цели при реализации государственной социально-экономической политики видится во взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления с институтами гражданского общества.

В современном понимании государство является частью социума, контролируемой посредством разнообразных механизмов общественного кон-

Саетгараев Вильсур Фирдависович, слушатель 2 факультета Академии управления МВД России e-mail: vilson78@list.ru © Саетгараев В.Ф., 2016 Статья получена: 08.04.2016

Год СК РФ ОВД ТК ФСИН ФСБ ФССП МЧС ФСКН

2013 2 054 130 000 553 190 2 056 464 0 424

2014 1 336 96 583 808 172 2 021 330 1 514

2015 1 901 97 929 1 094 183 2 926 239 0 489

Таблица 1. Количество преступлений экономической направленности, выявленных субъектами учета [4]

троля и участия. То есть государственные институты представляют собой прямое продолжение воли гражданского общества, а социальные технологии становятся инструментом согласования, координации, гармонизации интересов отдельных его социальных групп и общностей [3, с.108]. Нарушение диалога государства и общества проявляется в повседневной жизни людей при медицинском обслуживании, получении образования, социальном обеспечении, жилищно-коммунальном обслуживании, обеспечении безопасности, правосудии и др. Системообразующей основой негативных проявлений выступает коррупция, которая проявляется в виде нарушения нормального функционирования органов государственной власти, а также в виде искажения менталитета населения в отношениях государства и общества.

Основу коррупции составляют экономические преступления, наносящие огромный ущерб государству, организациям и гражданам. Выявление преступлений экономической направленности входит в полномочия многих правоохранительных органов, основную нагрузку среди которых несут на себе органы внутренних дел. Согласно статистическим данным ФКУ «ГИАЦ МВД России»: за 2013, 2014 и 2015 года органами внутренних дел было выявлено значительное количество преступлений экономической направленности, к которым относятся и коррупционные преступления (см. таблицу 1).

Несмотря на значительную работу в борьбе с коррупционной преступностью, мы сталкиваемся с проблемой недоверия граждан к органам внутренних дел, которые ассоциируются с аппаратом чиновничьей власти и стражей ее интересов, а не населения. Как следствие, органы внутренних дел воспринимаются не как главные борцы с коррупцией, а как часть коррупционного механизма. Объективно необходимо преодолеть это негативное общественное мнение, наладив диалог с обществом.

В обществе давно назрела потребность в действенном контроле противодействия данной проблеме со стороны общественности. Необходимость противодействия коррупции с использованием сил общественности постоянно упоминается Президентом Российской Федерации (на встречах, форумах, в выступлениях, посланиях), при этом им подчеркивается, что общественные объединения

не должны превращаться в еще какую-то новую контрольную инстанцию: они необходимы в качестве инструмента народного управления[5].

Среди общественных объединений Российской Федерации немало организаций, позиционирующих себя не просто правозащитными, а прописанными в уставах как антикоррупционные (Например: горячая линия «Стоп коррупция» Общественной палаты РФ; Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет»; Общественная организация «Национальный антикоррупционный комитет»; Межрегиональная общественная организация «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти»; «Торгово-промышленная палата Российской Федерации»; «Ассоциация адвокатов России за права человека»; Общероссийская общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией»; «Московское бюро по правам человека»; Российское антикоррупционное партнерство; Межрегиональное общественное движение «Против коррупции»; Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интер-нешнл-Р», Фонд борьбы с коррупцией и др.). При таком значительном количестве неравнодушных решение проблемы коррупции остается достаточно сложной. Мониторинг интернет-ресурсов показал, что антикоррупционная деятельность указанных общественных объединений в основном сводится к ведению новостных сайтов. О формах проявления борьбы с коррупцией общественность часто узнает из публикаций и репортажей в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, их анализ показывает, что они носят спонтанный характер. В действиях общественных объединений по противодействию коррупции отсутствует системность, определенный механизм взаимодействия сил, осуществляющих самостоятельную борьбу. Наш анализ показывает, что участие общественности в механизме объедине-нияусилийсорганамивнутреннихдел,следователь-но,взаимодействие с общественными объединениями, либо налажено слабо, либо вообще отсутствует.

В качестве положительного опыта противодействию коррупции общественными движениями можно привести деятельность Общероссийского общественного движения «Общероссийский на-

родный фронт». Президент Российской Федерации В.В. Путин 25 января 2016 года, приняв участие в пленарном заседании межрегионального форума в г. Ставрополе, отметил, что общественники, проанализировав закупки ста заказчиков из 40 регионов страны, представили индекс расточительности органов государственной власти и компаний за 2015 год, в связи с чем соответствующие органы, в том числе и отвечающие за борьбу с коррупцией, должны самым внимательным образом посмотреть, прислушаться к этой информации, особое внимание уделив вопросам расточительства и коррупции. «Визитной карточкой» региона (Юг России) являются коррупция и взяточничество, сопровождаемые чёрствым отношением чиновников к людям при решении их проблем, уровень взаимодействия власти и общества очень низкий, отмечается присутствие административных барьеров, отсутствие открытости и прозрачности власти. Коррупция порождает совершенно новые и новые схемы хищения из бюджета, неэффективное расходование государственных средств.

Существует проблема информационной открытости власти, отсутствуют открытые данные на сайтах региональных и муниципальных средств массовой информации, органов власти. Инструмент оценки деятельности органа власти не работает, и главная причина - неинформированность населения: жители в большинстве своём даже не знают о существовании портала государственных услуг. Широко распространена бытовая коррупция, низкий уровень профессионализма чиновников, и плюс к этому практически отсутствует обратная связь.

Проблема коррупции актуальна для всей страны, однако в Северо-Кавказском регионе России коррупция проявляет себя наиболее остро, создает наибольшие проблемы. Однако в данный регион коррупция не импортирована, существуют внутренние причины, среди которых обозначаются клановость и кумовство. Среди важных направлений предстоящей работы выделяется развитие гражданского общества. Президент РФ обозначил деятельность избавления экономики от коррупции как расчистку авгиевых конюшен совместными усилиями [6].

На сегодняшний день мы имеем эффективную практику взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями в охране общественного порядка с такими организациями, как народные дружины, волонтерские движения, казачьи и ветеранские объединения. Представляется возможным достижение успехов при объединении усилий и в противодействии коррупции со специализированными общественными объединениями (общественными советами, правозащитными организациями, средствами массовой информации).

На государственном уровне осуществляется проведение значительного количества антикоррупционных мероприятий и создание антикоррупционных структур в органах государственной и муниципальной власти по всей стране: формирование общественных советов, организация антикоррупционного просвещения, сбор деклараций о доходах и расходах, публичные обсуждения и т.д. Однако низкую эффективность государственной политики в противодействии коррупции показывает сравнительный анализ объема проведенных антикоррупционных мероприятий (увеличение заработной платы государственным служащим, социальная защищенность, повышение престижа службы и т.д.) и среднего размера взяток, выявленных по расследованным коррупционным уголовным делам. По данным ГУ МВД России по г. Москве, в 2015 году на 37,5% выявлено больше фактов получения взяток сотрудниками и руководителями органов власти различного уровня по сравнению с предыдущим годом, также почти вдвое (на 99,7%) увеличился средний размер взятки, с 327,5 тыс. рублей до 654 тыс. рублей [7]. К сожалению, мы располагаем только лишь картиной «низовой коррупции» (средний уровень чиновников, врачей, преподавателей, сотрудников ГИБДД, МЧС и т.д.), которая не поддается сравнению с так называемой «верховой (чиновничьей) коррупцией». Вместе с тем стоит отметить и положительные достижения антикоррупционной политики: запрет на открытие банковских счетов за границей государственным служащим всех уровней, по нашему мнению, целесообразно было бы запретить им владеть и недвижимостью за границей, активно обсуждается инициатива о запрете участия в бизнесе родственникам чиновников.

Одной из обозначенных проблем, порождающих возникновение коррупционных проявлений и препятствующих диалогу с общественными объединениями, является наличие административных барьеров. Процесс преодоления административных барьеров должен представлять собой хорошо организованную деятельность, основанную на нормативных правовых актах. Так как отсутствие правовой регламентации негативно сказывается на любом на-правлении деятельности государственных органов, в том числе и на преодолении административных барьеров в процессе осуществления правоохранительной деятельности [8, с.29]. В целях преодоления административных барьеров 30 января 2014 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 93-р была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, предусматривающая развитие механизмов взаимодействия государства

и гражданского общества. Преодоление административных барьеров видится в исключении решения многих государственных вопросов, зависящих от усмотрения чиновников, их решения должны быть строго увязаны законом. Организационные меры и правовая регламентация тесно взаимосвязаны между собой. Организационная деятельность органов внутренних дел определяется нормативно-правовым обеспечением, которая является одной из причин возникновения административных барьеров, что, в свою очередь, отражается на организации деятельности. Соответственно, при надлежащем правовом обеспечении деятельности, без совершенной организации добиться эффективного достижения поставленных целей сложно.

С позиции системного подхода мы предлагаем сформировать новую модель объединения усилий органов внутренних дел с общественными объединениями в сфере противодействия коррупции, которая предполагает универсальный организационно-правовой механизм взаимодействия, действующий объективно, автономно (без субъективного вмешательства чиновника) и эффективно в любой сфере отношений (в том числе противодействия коррупции). Данный механизм представляется как социальное партнерство в правоохранительной сфере, которое определяется как вид общественных отношений и специфический по формам реализации способ совместной деятельности правоохранительных и иных социальных субъектов в лице структур гражданского общества, бизнес-сообщества и муниципальных образований в целях выявления и разрешения проблем противодействия преступности и обеспечения желаемого уровня безопасности общества от криминальных угроз [9, с.29]. Ярким примером эффективного противодействия корруп-

ции общественными объединениями на сегодняшний день является деятельность «Общероссийского народного фронта», «Общественной палаты РФ» и ряда других, предающих гласности факты, требующие вмешательства правоохранительных органов, а в особых случаях, организуя обращение напрямую к Президенту РФ. Однако указанным ресурсом обладают далеко не все общественные объединения. Деятельность отдельных общественных объединений, имеющих успехи в противодействии коррупции, нельзя назвать сложившимся эффективным механизмом взаимодействия. Сегодня возможности общественных объединений недооценены, огромным потенциалом обладают общественные советы федеральных органов исполнительной власти, в том числе органов внутренних дел. Имея в своем арсенале инструменты использования общественных связей, общественные советы обладают возможностями построения коммуникаций с разнообразными общественными организациями в целях организации взаимодействия по противодействию коррупции. Выступив, таким образом, в роли медиатора между органами внутренних дел и общественными объединениями, при наличии психологических или иных барьеров в построении коммуникации, выстраивается гибкая организационная структура как основа формирующегося механизма взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений. На современном этапе формирования отношений государства и общества в сфере противодействия коррупции необходимо активнее направлять усилия на организацию взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений в форме партнёрства и кооперации как стратегического фактора обеспечения национальной безопасности в области экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мир беспокоит коррупция, а Россию - бедность и вооруженные конфликты. 03.04.2014 [Электронный ресурс] // Официальный сайт исследовательского центра Ромир. URL: http://romir.ru/ studies/554_1396468800/ (дата обращения 31.03.2016).

2. Ланцевич Ю.М. Правовые основы деятельности правоохранительных органов по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов: дис. ... на соиск. уч. степ. к.ю.н. М.: Академия управления МВД России, 2012.

3. Коробов В.Б. Социальные технологии в современном государственном управлении (вопросы теории, методологии, практики): дис. ... на соиск. уч. степ. д.с.н. М.: Академия управления МВД России, 2002.

4. Раздел «Сведения о преступлениях, выявленных субъектами учета». Статистические сборники ФКУ «ГИАЦ» МВД России «О состоянии преступности России» за январь-декабрь 2013, 2014, 2015 гг. [Электронный ресурс] // Сайт ЦСИ ФКУ «ГИАЦ» МВД России. URL: http://10.5.0.16/(дата обращения 08 апреля 201б).

5. Встреча Владимира Путина с активом ОНФ 27.11.2015. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Общероссийского народного фронта. URL: http://onf.ru/2015/11/27/stenogramma-vstrechi-vladimira-putina-s-aktivom-obshcherossiyskogo-narodnogo-fronta/ (дата обращения 30 ноября 2015).

6. Заседание межрегионального форума ОНФ. 25.01.2016 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL:http://www.kremlin.ru/events/president/news/51206 (дата обращения 28.01.2016).

7. Расширенное заседание коллегии ГУ МВД России по г. Москве 28 января 2016 года, посвященное подведению итогов оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел столицы в 2015 году и определению приоритетных направлений в работе московской полиции на 2016 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГУ МВД России по г. Москве. URL: http://petrovka38.ru/ news/item/7139762 (дата обращения 18 февраля 2016).

8. Тырышкин В.В. Преодоление административных барьеров в правоохранительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: дис. ... на соиск. уч. степ. к.ю.н. М., 2014.

9. Коробов В.Б, Андреев Н.А., Филимонов О.В. Социальное партнерство в правоохранительной сфере: монография. М.: Академия управления МВД России, 2016.

Поздравляем начальника кафедры государственно-правовых дисциплин

кандидата философских наук, доцента Фаткуллина Феликса Фидаиевича!

\ Уральский федеральный университет

имени первого Президента

III Уральский межрегиональный конкурс «Университетская книга»

СЕРТИФИКАТ УЧАСТНИКА Sertificate of the Participant

Настоящий сертификат подтверждает, что

Казанский юридический институт МВД России

является

участником III Уральского межрегионального конкурса «Университетская книга» на лучшее вузовское издание

В Уральском федеральном университете им. первого Президента России прошел III Уральский межрегиональный конкурс изданий для высших учебных заведений «Университетская книга», в котором приняли участие 64 издательства (54 вузовских, 10 коммерческих), прислано 706 изданий из 30 городов страны.

В номинации «Лучшее научно-методическое издание по юридическим наукам» диплома конкурса удостоено издание Казанского юридического института МВД России - учебно-методическое пособие Фаткуллина Ф.Ф. «Теория государства и права».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.