Научная статья на тему 'Роль народного творчества в развитии ДПИ у воспитанников ДОУ'

Роль народного творчества в развитии ДПИ у воспитанников ДОУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1275
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СТАНОВЛЕНИЕ ДУХОВНОГО МИРА РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА / АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ / ЧУТКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Плотникова И. Е. Роль Народного Творчества В Развитии Дпи У Воспитанников Доу Плотникова Ирина Евгеньевна

Способность народного творчества влиять на становление духовного мира растущего человека. Проектирование новых форм эстетического воспитания, создание системы дополнительного образования. Возрождение интереса к истории народа, его культурным традициям, к тем сторонам жизни русского человека, которые, казалось, канули в прошлое. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Плотникова И. Е. Роль Народного Творчества В Развитии Дпи У Воспитанников Доу Плотникова Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль народного творчества в развитии ДПИ у воспитанников ДОУ»

Роль народного творчества в развитии ДПИ у воспитанников ДОУ

Плотникова И. Е.

Плотникова Ирина Евгеньевна /Plotnikova Irina Evgen'evna - воспитатель,

МБДОУ ДСКВ № 86 «Былинушка», г. Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО

Аннотация: способность народного творчества влиять на становление духовного мира растущего человека. Проектирование новых форм эстетического воспитания, создание системы дополнительного образования. Возрождение интереса к истории народа, его культурным традициям, к тем сторонам жизни русского человека, которые, казалось, канули в прошлое. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности.

Ключевые слова: гармоничное развитие личности, становление духовного мира растущего человека, авторские программы и методики, чуткое восприятие, декоративно-прикладное искусство.

Нет искусства без упражнения и упражнения без искусства.

Протагор

Способность народного творчества влиять на становление духовного мира растущего человека через его фантазию, воображение, творческое мышление стала аксиомой педагогики.

Появление авторских программ и методик, стремление многих детских садов работать в режиме инновационных идей, где не последнее место занимают идеи развивающего обучения; проектирование новых форм эстетического воспитания, создание системы дополнительного образования - всё это свидетельствует об осознании той роли искусства в формировании человека, о которой говорили выдающиеся деятели образования и культуры, стоявшие у истоков становления отечественной системы воспитания.

Сейчас в России началось истинное возрождение интереса к истории народа, его культурным традициям, к тем сторонам жизни русского человека, которые, казалось, канули в прошлое.

Начиная работу по дополнительному образованию в нашем дошкольном учреждении, я ставила задачей формирование у детей чуткого восприятия народного искусства. Знакомство детей с народными промыслами, разрисовывание и создание различных композиции из картона, бумаги, бросового материала формирует у детей художественный вкус, что особенно важно в наши дни. Важно формировать у детей любовь к народному искусству стойкий интерес к нему.

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Воспитать любовь к прекрасному, это значит знакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. При ознакомлении с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развить у них художественный вкус.

Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Важную роль в приобщении дошкольников к народному искусству играет кружковая работа. Именно в условиях работы кружка возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности. Ценность кружковой работы состоит в том, что каждый ребёнок может в течение длительного времени испытывать свои задатки, способности, выражать их в конкретном деле, находить любимую работу. Известно, что дошкольники любят всё делать своими руками, этим они могут заниматься, посещая кружки.

В нашем детском саду работают кружки «Волшебный пластилин», «Очумелые ручки» и т.д. Кружковая работа строиться так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Посещая кружки, дети превращаются в мастеров-художников. Решаются познавательные, обучающие и творческие задачи. Дети знакомятся с различными техниками рисования, народными костюмами нашего многонационального

государства, головными уборами, элементами орнамента, бытом и культурой, народными промыслами России, Белоруссии, Украины, Молдавии и многих других государств. Дети учатся рассматривать виды росписи, передавая всё это на листе бумаги в виде аппликаций, поделок, занимаются изготовлением различных фигур и т.д. В кружке «Умелые руки» решаются ознакомительные, обучающие и воспитательные задачи. Посещая кружок «Умелые ручки», дети знакомятся со свойствами бумаги, с приёмами её преобразования, приобретают умение работать в коллективе.

В течение года проводятся выставки детских работ, наши дети неоднократно были победителями различных конкурсов.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, развиваются мышление, воображение. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка, относящаяся к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности - как художественные, так и интеллектуальные.

В своей работе я использую потешки, песни, стихи разных народов. Через устное народное творчество у детей воспитывается любовь к природе родного края и тех областей, представителями которых являются воспитанники нашего ДОУ.

Создавая из бумаги героев сказок, дети знакомятся с героями сказок, с их образами, повадками. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Создавая работы своими руками, дети приобщаются к родной культуре, входят в мир прекрасного, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, размышлять.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге, в продумывании элементов узора, в создании предметов декоративного характера, в перенесении задуманного на изделие.

Всё это благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идёт от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы приобщаем рябят к родной культуре, помогаем им войти в мир прекрасного, учим видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаем потребность любить и радоваться жизни.

Литература

1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика - Синтез, 2001.

2. Алексахин Н. Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.

3. Алексахин Н. Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.

4. Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.

5. Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.

6. Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.

7. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.

8. Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.

9. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. ДетствоПресс, 1998.

10. Рондели Л. П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.