Научная статья на тему 'Приобщение дошкольников к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству'

Приобщение дошкольников к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО / РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкасова Надежда Борисовна

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача, особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, создаваемой веками громадным количеством поколений и закрепленной в произведениях народного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черкасова Надежда Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ Черкасова Н.Б.

Черкасова Надежда Борисовна - воспитатель;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 24 « Светлячок», г. Мичуринск, Тамбовская область

Аннотация: воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача, особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, создаваемой веками громадным количеством поколений и закрепленной в произведениях народного искусства.

Ключевые слова: народное декоративное искусство, русская национальная культура.

Дошкольное детство является важным этапом в становлении личности человека, его моральных устоев, нравственных и эстетических чувств, этических представлений. Также детство - это период, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народного искусства, которое по своему содержанию, способам, привлекательности близко и понятно детям.

Еще Ушинский К.Д., выдвигая принцип народности говорил о том, что «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он считал фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирование патриотических чувств [1, с. 5].

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками - это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувство патриотизма,

44

самосознание, осознание своей национальной принадлежности.

В этой связи, огромное знание имеет ознакомление дошкольников с народным декоративным искусством нашей страны, как частью национальной культуры [2, с. 57].

Но, собственно художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства, следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развития основ личности ребенка, а именно, присвоение детям через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством следует учитывать принцип интеграции, который реализуется в синтезе видов народного искусства: устного народного фольклора, музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства. А также во взаимосвязи с игровой и театрализованной деятельностью детей на народном содержании.

Декоративное искусство не должно быть чем-то изолированным, особым в педагогическом процессе детского сада, но должно органично сочетаться со свободной деятельностью детей, с художественной деятельностью, трудом и праздниками [1, с. 15]. Поэтому народное искусство целесообразно использовать в следующих направлениях:

• для оформления интерьера детского учреждения, праздников, досугов, что создает эстетическую среду;

• с целью ознакомления детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, рассматривание изделий народных мастеров);

• для развития детского творчества в качестве образцов-эталонов.

Именно комплексный подход к использованию развивающей среды, общевоспитательной работы и специального обучения детей на материале народного искусства может обеспечить освоение и обогащение их

знаний о народной культуре, ее духовном богатстве, наших исторических корнях.

Начиная с младшего возраста, при знакомстве со сказками следует обращать внимание не только на сюжет, но и на детали предметов русского быта (горшок, прялка, скалочка, наличники и др.), подробно рассматривать иллюстрации к сказкам, замечать цветовую гамму в изображенных предметах, игрушках, домашней утвари [3, с.124].

Самая доступная и понятная для детей народная игрушка -это, конечно же, матрешка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. В совместной деятельности со взрослым дети сами выбирают цвет наряда для силуэта матрешки и раскрашивают их, закрепляя название цвета. Матрешка развивает воображение у детей, способствует активизации их творческих способностей [1, с. 79].

Поскольку игрушка - это самый любимый и доступный детям предмет, то дымковская игрушка как нельзя лучше подходит для знакомства с ней уже в младшей группе. Она проста по форме, нарядна, колоритна, своеобразна, украшена простым, но впечатляющим орнаментом, она будит воображение детей и всегда желанна им.

Сначала дымковская игрушка вносится как персонаж потешки, затем вносится игрушка на занятия зарядкой (под шуточную потешку изображаем как гарцуют кони, хлопают крыльями петушки). Также ненавязчиво предлагаются детям дидактические игры: «Укрась юбочку барышне», «Наряди козлика». Не следует ставить задачи запомнить названия дымковской игрушки, главное - вызвать интерес и любовь детей к ней, запомнить и закрепить цвета и формы. Дети всегда эмоционально отзывчивы к цвету. Они неравнодушны к сочетаниям ярких, звучных, радующих глаз красок дымковской игрушки [2, с. 207].

В средней группе продолжается работа с народной игрушкой. Процесс ознакомления с игрушкой в этом

возрасте связан с узнаванием и непременно обыгрыванием. При рассматривании дымковских игрушек задаются вопросы, обусловленные образностью игрушки; вопросы, связанные с эстетическим достоинством игрушки: дети учатся использовать в речи образные сравнения, знакомятся с элементами орнамента.

Чтобы занятия декоративным рисованием не были скучными и однотипными необходимо разнообразить материал для творчества. Например, рисовать не только на бумаге, но и на ткани. Этот способ требует более кропотливого и аккуратного труда, но тоже очень нравится детям [3, с. 234].

В старшей группе дети наряду с дымкой знакомятся с новым видом народного творчества - это городецкая роспись. Вместе с детьми приходим к выводу, что городецкие умельцы украшали своими узорами в основном предметы быта, чтобы украсить скромную деревенскую обстановку. Постепенно вводятся названия основных элементов городецкой росписи: розан, купавка. Очень хорошо помогают в самостоятельном составлении городецкой росписи дидактические игры «Составь узор на тарелке, досочке». Чтобы работа была интереснее, следует обыгрывать продукты детского творчества [1, с. 168]. Например, не просто рисуем узор на полосе или круге, а расписываем посуду для кукол и украшаем ею коллективное панно, или украшаем шарфики для козлят. Это очень стимулирует и побуждает детей к творчеству.

В подготовительной группе дети узнают новые виды декоративного искусства: Хохлома, Гжель. Целесообразно вести занятия в Кружке по декоративному рисованию. Там дети знакомятся с историй возникновения промыслов, с легендами, поверьями, связанные с промыслами. Все эти знания очень способствуют развитию воображения у детей, воспитанию художественного вкуса.

Результаты работы педагогов-исследователей, психологов (Князева О.Л., Махнева М.Д., Дыбина О.В., Ветлугина Н.П., Дбяченко О.В. и др.), идеи выдающихся русских философов

о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (Ильин И.А., Лихачев Д.С. и др.), доказывают необходимость приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям.

Список литературы

1. Александрова Н.С., Брыкина Е.К., Губанова Н.Ф., Зацепина Н.Ф., Комарова И.И., Комарова Т.С., Куланина И.Н., Новикова Г.П., Соломенникова О.А. Народное искусство -детям. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 232 с.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 1999. 344 с.

3. Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций: Материалы всесоюз. с междунар. участием науч.-творч. конф. [1990 г.] / Под ред. М.А. Некрасовой, К.А. Макарова. М.: НИИ теории и истории изобразит. искусств, 1991. 378 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.