УДК 37.026 Непрокина Ирина Васильевна
доктор педагогических наук, профессор Г уманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета [email protected]
Михайлова Елена Аркадиевна
Neprokina Irina Vasilyevna
D.Phil. in Education Science, Professor, Institute for the Humanities and Education Science, Togliatti State University [email protected]
Mikhaylova Elena Arkadievna
учитель изобразительного искусства высшей категории,
педагог дополнительного образования, магистрант Тольяттинского государственного университета [email protected]
РОЛЬ МОНИТОРИНГА В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Fine Arts Teacher of the highest qualification, Teacher of Additional Education, Applicant for a Master's Degree, Togliatti State University [email protected]
ROLE OF MONITORING IN DEVELOPMENT OF THE ARTISTIC AND CREATIVE SKILLS OF STUDENTS IN THE ADDITIONAL EDUCATION
SYSTEM
Аннотация:
Данная статья посвящена актуальным вопросам, связанным с использованием методов диагностики в развитии художественно-творческих способностей детей в системе дополнительного образования, а также роли мониторинга, как пролонгированной системы диагностики качества обучения.
Ключевые слова:
мониторинг, диагностика, художественнотворческие способности, дополнительное образование.
Summary:
The article deals with the topical issues concerning implementation of the diagnostic methods during development of the children’s artistic and creative skills in the additional education system. The authors also consider role of monitoring as a prolonged system of the education quality’s diagnostics.
Keywords:
monitoring, diagnostics, artistic and creative skills, additional education.
В последнее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга.
В работах последних лет находит отражение мировой опыт разработки инструментария оценивания результатов обучения.
В то же время система оценки качества образования в России только начала создаваться. Еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание его проблем и подходов к его измерению. Достаточно часто используется неапробированный и нестандарти-зированный инструментарий. Деятельность различных организаций, занимающихся проблемами качества образования, недостаточно координируется [1].
Методический инструментарий для оценки качества подготовки учащихся учреждений образования в большинстве субъектов Российской Федерации разрабатывают, как правило, сами образовательные учреждения на основе соответствующих государственных образовательных стандартов. Используемые оценочные материалы несовершенны.
За последнее время накоплен некоторый опыт оценки эффективности учебновоспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. К числу эффективных технологий управления качеством образования относится мониторинг, который благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности идет дальше традиционной диагностики [2; 3].
Использование мониторинга помогает разрешить проблемы в обеспечении достоверной, своевременной, достаточно полной и дифференцированной информации и позволяет решить такие задачи как:
- организация наблюдений и измерений, получение достоверной и объективной информации об условиях, создании, содержании и результатах образовательного процесса;
- проведение проверки эффективности организации учебного процесса, направленного на развитие художественно-творческих способностей ребенка (определение успешности в освоении правил и приемов изображения; определение глубины понимания сущности выразительного языка искусства, раскрытие индивидуальных творческих черт ребенка);
- проведение экспериментальной проверки технологий развивающего обучения, применения методик диагностических развивающих материалов, психотренинга по развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
- своевременное выявление изменений и вызвавших их факторов [4].
Мониторинг качества образовательной деятельности, направленный на развитие художественно-творческих способностей становится сегодня особенно актуальным. Он является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования и используемых методик, служит основой устранения недостатков образовательного процесса. Это механизм отслеживания эффективности всей деятельности, специально организованное, целевое наблюдение, постоянный «следящий» контроль и диагностика состояния на базе систематизации существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений. Если образовательная деятельность - это реализация процесса обучения, воспитания и развития личности ребенка через создание благоприятных условий, то мониторинг этой деятельности направлен на изучение личности ребенка и создаваемые в образовательном учреждении условия ее развития, в частности, развитие ее художественнотворческих способностей.
Для диагностики и последующего мониторинга значимых познавательных процессов -восприятия, внимания и его свойств, различных видов памяти - используются специальные психометрические методики. Многие из методик имеют модификации, разработанные для ряда конкретных областей творческой деятельности ребенка. Они, как правило, довольно просты в применении и не требуют сложного оборудования.
Методики диагностики познавательных способностей часто включаются в батареи профессиональных тестов. Кроме того, диагностика познавательных процессов может быть полезной и для других целей [5].
Мониторинг качества образовательной деятельности выполняет различные функции. Среди важных функций педагогического мониторинга в объединении художественноэстетического направления можно выделить следующие:
- диагностическая, отражающая содержательную и эмоциональную рефлексию обучающихся;
- содействующая осознанию им процесса этой работы и пониманию собственных знаний;
- мотивационно-стимулирующая, воздействующая на аффектно-волевую сферу посредством переживания успеха и неуспеха, формирование притязаний и намерений, поступков и отношений;
- образовательно-развивающая, выражающаяся в том, что обучающиеся не только получают пользу, выслушивая оценку педагога и товарищей, но и сами активно участвуют в обсуждении, задавая вопросы, отвечая на них;
- воспитывающая, способствующая приучению детей к систематической работе, дисциплинированности, ответственности за выполняемую работу, развитию нравственных качеств;
- коррекционная, создающая возможность понять, отрефлексировать свои ошибки и осуществить их коррекцию;
- прогностическая, позволяющая прогнозировать результаты образовательной деятельности.
Для учреждения дополнительного образования, осуществляющего художественное обучение, важна оценка качества художественно-творческих достижений обучающихся и оценка качества образовательных и развивающих процессов. Под качеством художественного образования понимается интегральная характеристика системы, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Оценка качества художественного образования дает нам полное представление о динамике развития и о степени эффективности образовательных процессов.
Очевидно, что диагностика художественного развития обучающихся интересна и многогранна и требует от педагога специальной подготовки. Методы диагностики художественного развития детей отличаются от методов оценки знаний, умений и навыков, которыми пользуется обычно учитель в школе. При соответствующей подготовке диагностику выявления наличия различных параметров художественно-творческих навыков учащихся могут проводить непосредственно педагог, осуществляющий образовательную деятельность; психолог, родители и сами учащиеся (принцип участия разных специалистов), любой взрослый человек, который
знает ребенка длительное время (не менее 1 г.) (принцип длительного обследования). Проводится она два раза в течение учебного года (в начале и конце учебного года).
Диагностику и последующий мониторинг необходимо строить на следующих принципах: целенаправленности и адресности; обязательного учета результатов диагностики в дальнейшей деятельности; соответствия диагностических процедур возрастным особенностям учащихся и современным достижениям педагогической науки и практики; системности и непрерывности изучения процесса развития художественно-творческих способностей.
Прежде чем приступить к диагностической работе, необходимо найти четкие ответы на следующие вопросы:
- Зачем это нужно делать?
- Что является объектом диагностирования?
- Почему именно это? Что требуется сделать для эффективной диагностики?
- Какие диагностические процедуры и в какой последовательности необходимо провести?
- Какие существуют рекомендации по проведению диагностики той или иной формы, метода, приема?
Ответы на эти вопросы мы постарались дать через обобщение опыта деятельности студии архитектуры и дизайна «ПАРК» системы дополнительного образования при МОУ СОШ № 89 г. о. Тольятти в контексте диагностики и мониторинга развития художественно-творческих способностей ее воспитанников.
Необходимым условием для организации мониторинга является оценка деятельности детей на всех ступенях дополнительного образования в его основных сферах: общении, деятельности и самопознания.
Проводимая в рамках обучения художественно-эстетическим дисциплинам психологопедагогическая диагностика имеет две взаимосвязанные линии:
1. оценка художественно-творческих успехов (по результатам детского творчества);
2. оценка уровня эмоциональной отзывчивости (личность самого ребенка).
Уже при первом знакомстве с ребенком педагогу важно как можно больше узнать о его скрытых задатках, уровне развития специальных способностей, по возможности распознать родничок одаренности. Поэтому анализ детских рисунков весьма поучителен - они - показатель общего феномена, психологии детства, выражение поиска порядка в сложном мире, духовное становление ребенка через творчество. Они отражают его эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы и удерживают ребенка на поверхности реки человеческих взаимоотношений. По ним можно судить о его индивидуальности, которая позволяет ребенку самостоятельно выбирать направление движения к творческому росту.
В этом могут помочь разработанные критериальные показатели по изучению уровня творческой активности и художественных навыков в области композиции, живописи и графики; анкеты для детей и родителей на выявление интересов и мотивов посещения студии, а также методики, направленные на выявление художественных способностей, в частности, диагностическая методика Н.А. Лепской [6].
При обработке результатов задания рисунки одного ученика рассматриваются серией по дифференциальным показателям, и в каждом из них отмечаются следующие показатели:
- самостоятельность - проявляется в выборе сюжета, содержание рисунка базируется на наблюдениях и впечатлениях автора;
- динамика - рисунок передает динамические состояния персонажей или объектов изображения;
- эмоциональность - в рисунке переданы эмоциональные жесты и мимика персонажей, эмоциональные состояния природы;
- выразительность - интересная композиция, «единственность» облика персонажей или объектов изображения;
- графичность - сознательное применение выразительных средств карандашного рисунка: тонировка, штрих, напряженность и характер линии.
Первые два показателя (самостоятельность и динамика) направлены на выяснение личностных качеств учащихся: склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память. Умение передавать движение характеризует уровень развития фантазии и воображения учащегося.
Показатель «эмоциональность» фиксирует эмоциональную отзывчивость обучающегося на те жизненные явления, которые послужили основой замысла его рисунка, а также отношение автора к изображаемому событию или персонажу.
Показатели «выразительность» и «графичность» характеризуют достоинства продуктивной деятельности учащегося и относятся непосредственно к самому рисунку (к тому, что получилось, а не к тому, что задумывалось).
Полученные результаты заносятся в индивидуально-диагностическую карту учащегося. При создании тестовых заданий, позволяющих диагностировать уровень развития художественно-творческих способностей детей, мы использовали систему тестовой оценки, разработанную Е.М. Торшиловой [7], а также варианты тестов, созданных творческим коллективом студии. Система тестовых заданий «Кошки», «Натюрморт», «Кто есть кто?», «Композиция» (фигуры), «Бабочка» (абстрактность-предметность) и другие дают возможность оценить степень редкости выбора детьми одной из картинок в паре. К более сложным и требующим большей эстетической развитости мы относим не только необычные по изобразительной манере, но и эмоционально непривычные младшим детям «грустные» картинки. Основание такой позиции -гипотеза о направленности эмоционального развития в онтогенезе от простых к сложным эмоциям, от гармонической нерасчлененной целостности эмоциональной реакции к восприятию отношений: гармония-дисгармония, абстрактный-предметный.
В учебно-воспитательном процессе студии «ПАРК» диагностика и мониторинг по своей сути важные составляющие, имеющие своей целью:
- определение успешности в освоении правил и приемов изображения;
- определение глубины понимания сущности выразительного языка искусства;
- раскрытие индивидуальных творческих черт ребенка, его задатков и способностей.
Ссылки:
1. Анисимова Т.С., Маслак А.А. Измерение личностных качеств студентов // Опыт международных гуманитарных исследований в российском и европейском образовательном пространстве: сб. науч. ст. Славянск-на-Кубани, 2010. С. 186-192.
2. Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг.
3. Концепция общероссийской системы оценки качества образования, версия 02.02.08 / 2-я ред. М., 2007.
4. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Ч. 1. Теоретические аспекты: учеб. пособие. Владивосток, 2004. 150 с.
5. Анисимова Т.С. Измерение латентных переменных в образовании: моногр. М., 2004.
6. Лепская Н.А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков». М., 1995. 54 с.
7. Торшилова Е.М., Большаков В.Ю. Интеллектуальная и эстетическая одаренность: теория и диагностика. М., 2000. 164 с.