УДК 37.013.43 Василенко Павел Геннадиевич
старший преподаватель кафедры академического рисунка и живописи Краснодарского государственного университета культуры и искусств [email protected]
АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Vasilenko Pavel Gennadyevich
Senior Lecturer of the Academic Drawing and Painting Department, Krasnodar State University of Culture and Arts [email protected]
ORIGINAL METHODOLOGY OF AUTHORSHIP FOR DEVELOPING STUDENTS’ ARTISTIC CREATIVE ABILITIES IN ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTIONS
Аннотация:
В статье рассматривается авторская методика развития художественно-творческих способностей учащихся системы дополнительного образования, раскрываются основные критерии оценивания работы изобразительного искусства юных художников.
Ключевые слова:
методика, методы, принципы, педагогические условия, развитие, творческие способности, учащиеся.
Summary:
The author presents an original methodology for developing students’ artistic creative abilities in additional education institutions. The article covers principle criteria for estimation of the young artists’ pictorial art works.
Keywords:
methodology, methods, principles, educational conditions, development, creative abilities, students.
Предлагаемая нами методика процесса развития художественно-творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности основана на «нетрадиционности» новейших научных исследований в области двойственной природы мозга и его функциональной асимметрии, с применением биоадекватных методов обучения, воспитания и развития юных художников [1].
Авторская методика процесса развития художественно-творческих способностей учащихся предусматривает следующие основные моменты:
1. Объяснение теоретического материала в соответствии с дидактическими принципами обучения: научности, наглядности, последовательности и системности, связи с жизнью, гуманистической направленности, доступности, посильности, учета индивидуальных особенностей, прочности усвоения знаний, уважения личности и т.д.
2. Определение и формулирование методической цели, учебно-творческих задач, условий и требований к конечному результату на каждом этапе выполнения работы, то есть к поисковым вариантам, эскизам, картону, готовому рисунку, а также объяснение критериев оценивания конечного результата.
3. Чередование отдыха и активности учащихся в процессе художественно-творческой деятельности, которое проявляется в соблюдении гармонии биоритмов человеческого тела и мозга, что просто необходимо для успешного развития художественно-творческих способностей юных художников к изобразительной деятельности.
4. Доступное объяснение специфики технологии ментальных переключений мозга, необходимых для быстрого и качественного выполнения теоретических и практических заданий по изобразительному искусству, способствующих динамике развития художественно-творческих способностей учащихся в процессе художественно-творческой деятельности.
5. Оптимальное сочетание методов индивидуальной и фронтальной работы в процессе продумывания и прорабатывания содержания (вариантов тем) методической системы развития творческих способностей учащихся системы дополнительного образования.
6. Применение оптимального сочетания принципов, методов, форм, средств и педагогических условий развития художественно-творческих способностей юных художников к изобразительной деятельности.
7. Творческий поиск как педагогическое условие развития творческих способностей учащихся при поливариантности решения художественно-творческих задач проблемных заданий и проблемных ситуаций, где содержание каждого задания является своеобразным «провокатором» развития этих способностей.
8. Решение художественно-творческих задач проблемных ситуаций, разработанных в представленной нами методической системе, предполагает целенаправленное развитие творческого потенциала личности юных художников в процессе изобразительной деятельности.
9. Предварительные просмотры творческих работ учащихся, выполненных на каждом этапе художественно-творческого процесса, коллективное их обсуждение и обоснованное оценивание как со стороны педагога, так и самих учащихся.
10. Окончательная доработка произведения, выполненного юным художником. Оформление работы при соблюдении требования высокой профессиональной культуры изобразительного искусства.
11. Основной просмотр законченных учебных, художественно-творческих работ, коллективное обсуждение и обоснование оценок согласно их критериям.
В вышеперечисленных этапах методики проведения учебной работы в процессе художественно-творческой деятельности учащихся исключительно большое значение для нашего исследования имеют два основных пункта. Это чередование отдыха и активности учащихся, соблюдение гармонии биоритмов человеческого тела и мозга, согласно их возрастным особенностям. И необходимость объяснения специфики и освоения юными художниками технологий ментальных переключений мозга в процессе их художественно-творческой деятельности [2].
Необходимо отметить, что эти пункты выступают ключевыми моментами в процессе обучения детей изобразительному искусству в системе дополнительного образования и развития их творческих способностей, так как являются основой при переходе от логического анализа к образно-ассоциативному мышлению учащихся.
Учебно-методическая эффективность переключений мозга учащихся во время их художественно-творческой деятельности позволяет обеспечить сквозной характер последовательного внедрения метода в практику работы над произведением изобразительного искусства на любом этапе обучения и развития их художественно-творческих способностей. Экспериментальные исследования показали, что применение метода переключений работы мозга способствует повышению качества подготовки юных художников, так как это позволяет учащимся осознанно, с полной ответственностью подходить к процессу художественного творчества и с первых учебно-практических шагов приобщаться к методам, принципам, формам и условиям художественно-творческой деятельности на занятиях изобразительным искусством.
Следует особо отметить, что преподавателю необходимо постоянно стимулировать развитие у учащихся специальных навыков изобразительной деятельности и соответственно, развитие их художественно-творческих способностей:
- умело управлять активными средствами достижения особой выразительности художественного образа в своей творческой работе;
- применять биоадекватные методы обучения при соблюдении гармонии биоритмов юного человеческого тела и мозга, включающие в себя чередование активной творческой деятельности и отдыха, что очень важно для успешного развития художественно-творческих способностей учащихся к изобразительному искусству;
- выполнять необходимые требования преподавателя в процессе художественнотворческой деятельности учащихся;
- творчески относиться к выполнению учебных заданий.
При оценивании творческой работы юных художников преподавателю необходимо ориентироваться на следующие параметры:
1. Степень выразительности работы является основным показателем развития художественно-творческих способностей учащихся системы дополнительного образования.
2. Создание художественного образа как результат гармоничного взаимодействия образно-ассоциативного мышления, образно-ассоциативного воображения и эмоциональноассоциативного восприятия юного художника.
3. Целостность и гармоничность произведения изобразительного искусства, оригинальность его композиционного решения.
4. Степень завершенности работы изобразительного искусства, его высокая художественно-творческая культура плоскостного или объемно-пластического исполнения.
5. Соблюдение определенной методической последовательности ведения работы изобразительного искусства согласно технологическим особенностям художественного материала.
6. Коэффициент роста умений и навыков, то есть «мастерства» юного художника в сфере изобразительного искусства как показатель степени и динамики развития его художественно-творческих способностей.
Здесь следует обратить внимание на то, что степень выразительности работы юного художника в свою очередь зависит от следующих факторов:
- степени передачи эмоционально-эстетической культуры юного художника;
- степени гармоничности изображения;
- степени интерпретации и стилизации формы;
- степени соблюдения законов доминанты, цельности и др. в композиции изобразительной работы.
В рамках данной статьи нам не представляется возможным в полном объеме показать необходимые позиции оценивания работы учащихся системы дополнительного образования, которые состоят более чем из 20 пунктов. Отметим, что деление параметров происходит условно, согласно основным требованиям к выразительности художественного образа в творческой работе учащихся системы дополнительного образования. Разработанная нами авторская методика развития художественно-творческих способностей учащихся системы дополнительного образования в ходе эксперимента, проводимого по выше обозначенным критериям, показала высокие результаты, которые отражены в научном исследовании проблемы организации педагогических условий их развития.
Ссылки:
1. Маслова Н.В. Ноосферное образование: монография. М., 2002.
2. Алексеева И.В. Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности: дисс. ... док-ра пед. наук. М., 2005.
References (transliterated):
1. Maslova N.V. Noosfernoe obrazovanie: monografiya. M., 2002.
2. Alekseeva I.V. Razvitie khudozhestvenno-tvorcheskikh sposobnostey studentov k dekorativno-prikladnoy deyatel'nosti: diss. ... dok-ra ped. nauk. M., 2005.