Научная статья на тему 'Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка'

Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2110
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ВИДЫ ПРОЕКТОВ / ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА / ВОЗНИКАЮЩИЕ ТРУДНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барменкова Ольга Ивановна

Статья посвящена особенностям использования метода проектов на уроках английского языка. Автор показывает эффективность использования проектов для достижения обучающимися личностных и мета-предметных результатов в процессе овладения иностранным языком на разных этапах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барменкова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка»

Немного об эксперименте в школе

О.И. Барменкова

J ^

роль МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ

личностных И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

средствами иностранного языка

В чем преимущества использования метода проектов на уроках иностранного языка?

л________________________._______________________Г

Аннотация. Статья посвящена особенностям использования метода проектов на уроках английского языка. Автор показывает эффективность использования проектов для достижения обучающимися личностных и метапредметных результатов в процессе овладения иностранным языком на разных этапах обучения.

Ключевые слова: проект, проектирование, виды проектов, этапы работы над проектом, презентация проекта, возникающие трудности, эффективность метода.

В условиях высокой динамики общественных процессов и развития информационного пространства всё более актуальной становится задача формирования личности, способной участвовать в межкультурной коммуникации. Очевидно, достижение этой цели становится возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретёнными знаниями и сформированными речевыми навыками и умениями.

Доступность информационных ресурсов сама по себе не формирует творческую личность и не приводит к системности знаний. Необходимо создать такие условия и использовать такие методы, которые способствовали бы решению следующих задач:

• Формирование информационной, общенаучной, коммуникативной и социальной компетенций.

• Формирование самостоятельной, активной и инициативной позиции учащихся в освоении иностранного языка.

• Развитие исследовательских и рефлексивных умений.

• Развитие познавательных интересов обучающихся.

Инновационный поиск новых средств обучения приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, проблемные формы и методы. Среди разнообразных современных педагогических технологий наиболее адекватным поставленным задачам, с нашей точки зрения,

является проектное обучение, в основе которого, по определению Е. С. Полат, «лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитее критического мышления» [5].

Мы отдаём предпочтение этому методу по ряду причин:

• Его можно использовать в работе на разных этапах обучения по разным УМК, сохраняя при этом методическую концепцию авторов программ и учебников.

• Этот метод гуманистический. Он обеспечивает не только успешное усвоение материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу.

• Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, умение работать в команде.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Возникнув в 20-е годы прошлого столетия в США, он привлёк внимание и русских педагогов. Идеи американских педагогов Дж. Дьюи и Х, Килпатрика получили дальнейшее развитие. Метод проектов активно развивался в США. Великобритании, Израиле, Бельгии, Германии, Италии и многих других странах. В настоящее время этот метод вновь привлёк внимание педагогов и является весьма распространённым в преподавании иностранных языков в России [4, 5].

50

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

Немного об эксперименте в школе

Исследователи по-разному объясняют значение словосочетания «метод проектов». Так, Дж. Дьюи трактует метод проектов «как способ обучения через делание». Е. Карпов определяет метод проектов как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимся новых знаний в связи с реальной жизненной практикой. Сиденко А. С. рассматривает метод проектов как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий проектов [7, 8].

В методике преподавания иностранных языков проектирование рассматривается как творческая учебная деятельность, проблемная по форме предъявления материала, практическая по способу его применения, интеллектуально нагруженная по его содержанию, самостоятельная по характеру добывания знаний, протекающая в условиях постоянного конкурса мнений, предложений.

В своей работе мы используем разные виды проектов: игровые, информационные и исследовательские, проекты конкретного социологического обследования, издательские, творческие. По своему предметному содержанию проекты, как правило, носят междисциплинарный характер [1,2].

По количеству участников проект может быть индивидуальным и групповым. В многочисленных группах огромное внимание уделяется групповым проектам. Состав участников творческой группы определяется такими критериями, как уровень обученности английскому языку, коммуникабельность, инициативность, работоспособность, интересы учащихся и др. [3, 4, 5].

Работа над проектом обычно проводится на заключительном этапе работы над темой раздела учебника. Приведём примеры тем проектов по классам.

7 класс Идеальный друг (Раздел «Я и окружающий

меня мир»).

Удивительные открытия в мире книг (Раздел «Радость чтения»).

Спорт любить - значит сильными быть (Раздел «Спорт»).

8 класс Самые популярные профессии среди

моих сверстников (Раздел «Выбор будущей профессии»). Рекламный ролик для нового торгового центра (Раздел « Магазины и покупки»).

9 класс Миротворческая деятельность между-

народных организаций (Раздел «Человек и общество».

10 класс Школа моей мечты (Раздел «Новая школа - новые ожидания»).

История моей семьи (Раздел «Связь поколений»).

Я в цивилизации прошлого (Раздел «Цивилизации»).

Работа над проектом проходит в несколько этапов. В зависимости от планируемого результата (плакат, чертёж, фотовыставка, мультимедийная презентация) она может занимать одно или несколько занятий. Кроме того, учащиеся получают домашние задания поискового характера. Такие задания предполагают самостоятельную работу с дополнительной литературой, интервьюирование одноклассников, учителей, родителей.

Проектная работа по иностранному языку имеет некоторую общую структуру, независимо от вида проекта и этапа обучения. Её можно представить следующим образом [2, 6, 9].

Этапы работы:

1. Работа над темой раздела (овладение лексикой, грамматическими образцами, аудирование и чтение текстов по теме, работа с видеоматериалом, др.).

2. Планирование (анализ темы и проблемы, определение источников информации, выбор критериев оценки результатов).

3. Формирование творческих групп (распределение ролей, заданий между членами группы).

4. Исследование (сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив).

5. Оформление проекта (рисунки, плакаты, диаграммы, презентации).

6. Презентация проекта (демонстрация результатов работы. Особое внимание уделяется умению рассказать о совместной работе и её результатах на английском языке)

7. Рефлексия (анализ выполнения проекта, успехов и неудач, причин этого).

При подведении итогов работы мы стараемся дать всем учащимся возможность выразить своё мнение, обменяться впечатлениями. Самые яркие, оригинальные, содержательные проекты награждаются аплодисментами и символическими медалями. Каждый проект заслуживает одобрение и похвалу: в него вложен труд и творчество. Не следует заострять внимание на ошибках, их можно незаметно зафиксировать и отработать на последующих уроках.

Следует отметить, что работа над проектом проводится не только в рамках урока. Она является частью внеклассной и научно- исследовательской работы. Как правило, эти проекты имеют долгосрочный характер, в работе над ними используется большое количество

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

51

Немного об эксперименте в школе

дополнительного материала. Их презентация и защита проходит на научно-практических конференциях и фестивалях проектов.

Практический опыт использования проектов показывает, что данный метод имеет положительные результаты:

• Развивается внутренняя познавательная мотивация, что подтверждается возросшим познавательным интересом обучающихся к работе над проектом.

• Работа над проектом повышает активность разных по уровню развития и способностям учащихся (не только одарённые дети стали интересоваться работой над проектом, но и те, кто учится с трудом. Участие в проекте, пусть даже на вторых ролях, повышает их самооценку).

• Развивается творческий потенциал учащихся различных уровней развития.

• Расширяется общий кругозор школьников и развивается их коммуникативная культура.

Однако нельзя не отметить определённые трудности этой работы. Работа над проектом - объёмная, кропотливая, особенно, если это поиск информации или социологический опрос. Серьёзную трудность представляет подготовка выступления на английском языке, когда дополнительную информацию учащиеся находят в русских источниках. Не все школьники хорошо владеют компьютерной грамотностью и используют возможности компьютерных технологий. Поэтому учителю приходится решать задачи по предупреждению и снятию этих трудностей: дополнительно знакомить с необходимой лексикой, учить приёмам компрессии текста, обработки информации, правилам оформления презентации.

Правила оформления мультимедийной презентации

• Рекомендуется выдерживать презентацию в едином стиле.

• Заголовки, размер шрифтов и элементы оформления на всех слайдах должны быть идентичными.

• Не помещайте на слайд слишком много объектов.

• Не рекомендуется использовать на одном слайде более трёх различных шрифтов.

• Используйте минимально возможное количество цветов, чтобы текст лучше читался.

• При создании фонов старайтесь избегать стандартных текстур и «растягивание» картинок на весь слайд.

• Осторожно работайте со звуковыми объектами. Их применение должно быть обосновано.

• Пользуйтесь готовыми шаблонами для деловых презентаций и макетом «Пустой слайд» для презентаций творческого характера.

• При работе с презентацией не повторяйте то, что написано на слайде, комментируйте и расшифровывайте информацию.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что опыт организации проектной деятельности на уроках английского языка, в которой ученик выступает субъектом, творцом, учится проектировать и достигать поставленных целей, несомненно, имеет больше достоинств, чем недостатков и способствует формированию личностных и метапредметных результатов в процессе изучения иностранного языка.

Литература

1. Барменкова О. И. О работе над проектом по учебнику «Happy English 2» // Иностранные языки в школе. 1997. № 3. С. 25-27.

2. Барменкова О. И. Эффективные приёмы обучения английскому языку: пособие для учителя. - Пенза, 1997.

3. Копылова В. В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М.: Дрофа, 2003.

4. Коряковцева Н. Ф. Проектная технология в области ИЯ как средство развития креативности учащегося // Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. М.: Изд. АРКТИ, 2002.

5. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 1. С. 4-11.

6. Ратина Н. Ф. Проектная деятельность во внеклассной работе // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 5560.

7. Сиденко А. С. Проекты и исследования в развивающейся школе / пособие. М.: АПК и ППРО, 2007. 80 с.

8. Сиденко А. С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - № 1.

9. Шатько О. А. Метод проектов на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 2010. № 1. С. 32-35.

52

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.