Научная статья на тему 'Использование проектной методики при обучении иностранному языку'

Использование проектной методики при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9253
1317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lingua mobilis
Область наук
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / METHOD OF PROJECTS / ПРОЕКТ / PROJECT / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАН НОМУ ЯЗЫКУ / TRAINING TO A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Розова Елена Олеговна

Статья посвящена описанию метода проектов при изучении иностранного языка, который заключается в переносе акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Под методом проектов мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Данный метод обеспечивает личностно-ориентированное воспитание, дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of a design technique at training to a foreign language

Article is devoted the description of a method of projects at learning of foreign language which consists in carrying over of accent from a various kind of exercises on the active cogitative activity of pupils demanding for the registration possession by certain language means. We understand a complex training method which gives the chance to pupils to show in dependence in planning, the organization and control of the activity as a method of projects. The given method provides the lichnostno-focused education, gives the chance to study practice of life by foreign language means in real information field.

Текст научной работы на тему «Использование проектной методики при обучении иностранному языку»

Lingua mobilis № 1 (34), 2012

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Е. О. Розова

Статья посвящена описанию метода проектов при изучении иностранного языка, который заключается в переносе акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Под методом проектов мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Данный метод обеспечивает личностно-ориентированное воспитание, дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.

Ключевые слова: метод проектов, проект, обучение иностранному языку.

Расширение международного сотрудничества, новые политические и социально-экономические изменения в России за последние десятилетия требуют сегодня глубокого и свободного владения иностранным языком, что влечет за собой необходимость поиска новых подходов к его преподаванию и, как следствие, новых педагогических технологий.

Эффективному решению проблемы обучения иностранному языку как средству межкультурной коммуникации может способствовать метод проектов, который позволяет реализовать наиболее сложную и существенную для методики задачу - создание языковой среды, а на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике.

Метод проектов был разработан американским педагогом Х. В. Килпатриком в 20-е годы XX века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи [4. С. 133]. Основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей.

162

Методика преподавания языка

Проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Метод проектов включает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для учащегося.

Проектная методика обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и обучение, так как она практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, такие, как обучение в сотрудничестве [8. С. 5]. Развивается активное самостоятельное мышление, фантазия, креативность, умение не просто запоминать и воспроизводить, а применять знания на практике, умение самостоятельно планировать действия, прогнозировать возможные варианты решения задач, выбирать способы и средства их реализации. Кроме того, у учащихся появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.

Работа над собственными проектами отражает современную тенденцию в образовании - ориентацию на исследовательскую, поисковую модель обучения [7. С. 17-19]. Работая над проектом, учащиеся получают возможность работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей [4. С. 6]. Опыт разрешения, пусть локальной, но целостной проблемы формирует привычку доводить дело до конца, не останавливаться на полпути [7. С. 21-23]. В них нашли свое яркое отражение и коммуникативный, и личностноориентированный подходы, которые являются ведущими в современной методике преподавания иностранного языка.

Нельзя утверждать, что проектная методика поможет в решении всех проблем в обучении иностранному языку, но это, по мнению ученых, эффективное средство от однообразия, скуки, она способствует расширению языковых знаний, развитию учащегося, осознанию себя как члена группы.

Рассмотрим подробно каждый этап работы над проектом.

Первый этап — поисковый: предложение темы исследования, выбор проблемы проекта. Разрабатывая тему проекта, преподаватель продумывает конкретные ситуации учебной деятельности для каждого студента, в зависимости от его личного потенциала, интересов, темпа усвоения материала. Тематика проектов может касаться какого-либо теоретического вопроса, с целью углубить знания учеников

163

Lingua mobilis № 1 (34), 2012

по нему. Чаще же темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для жизни студента в социуме, требующему привлечения его собственного жизненного опыта и включения в различные среды [1. С. 25-27].

Введение темы проекта, её обсуждение, комментирование также способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся: они поставлены перед необходимостью самостоятельного выбора аргументов для своего высказывания, использования соответствующих языковых и речевых средств.

Второй этап - аналитический: согласование общей линии разработки проекта, формирование групп, составление подробного плана работы над проектом, обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы, а также обсуждение первых результатов в группе. При формировании групп преподавателю необходимо учитывать не только внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся в аудитории, но и возможность создания наиболее благоприятной атмосферы для формирования источников личностного опыта учеников с различным интеллектуальным и творческим потенциалом, оптимальных способов обращения к их личностной сфере при работе над проектом в группе или паре [3. С. 9-15].

Третий этап - практический: оформление работы над проектом. На этом этапе происходит сбор всего материала, подготовка к заключительному занятию; учитель, не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с членами группы, знакомясь с анкетами и дневниками каждого или группы в целом.

Четвёртый этап - презентационный. Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Она завершает, подытоживает работу над проектом и важна как для учащихся, так и для учителя, которые должны планировать ход и форму проведения презентации уже с самого начала работы над проектом. Выбранный способ презентации может опираться на уже сформированные умения проводить публичные выступления и демонстрации, или же в процессе работы над проектом эти умения могут только формироваться и развиваться. Результат может быть предъявлен в виде концерта, спектакля, видеосюжета (фильма), слайд-шоу, web-сайта и прочего. Вид и форма продукта определяются при постановке цели и задач проекта.

Результат необходимо публично продемонстрировать, презентовать, т.е. рассказать и показать, опубликовать, представить на общее

164

Методика преподавания языка

обозрение. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного самопредъявления, рефлексии. Формы проведения презентации подбираются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их личным выбором и предпочтениями [3. С. 9-15].

Пятый этап - контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта и общего хода над ним, а так же планирование тематики будущих проектов. Учитель на данном этапе слушает отчеты участников проекта, задаёт вопросы, а так же записывает наиболее типичные ошибки участников дискуссии для их дальнейшего обсуждения.

Также не менее важна на данном этапе оценка усилий каждого ученика и группы в целом: креативность, качество использования источников, потенциал и возможности каждого, качество отчёта или подготовленной презентации. Учащиеся также могут принимать участие в беседе, планируя индивидуально или с учителем дальнейшие шаги, как в изучении языка, так и в участии в дальнейших проектах, стремясь тем самым к самосовершенствованию и самовоспитанию [2. С. 36] .

На основе вышеизложенного, мы приходим к выводу, что умение пользоваться методом проектов - это показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.

Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработка общего мнения о том, что и как надо делать [5. С. 19-21].

Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проектная методика характеризуется коммуникативной направленностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, их личной ответственностью за продвижение в обучении [6. С. 71]. Важно, что учащиеся с удоволь-

165

Lingua mobilis № 1 (34), 2012

ствием постигают знания, поскольку это происходит в результате творческой работы. Метод проектов помогает создать творческую атмосферу, непринужденную обстановку и условия для развития личности. Кроме того, работа над проектом на уроках иностранного языка сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых и помогает развить умение работать с большими объемами информации, с последующим приобретением навыков исследовательской работы [6. С. 312].

Список литературы

1. Барменкова, О. И. О работе над проектом [Текст] / О. И. Барменкова // Иностранные языки в школе. - 1997. - №3. - С. 25-27.

2. Гульчевская, В. Г. Современные педагогические технологии [Текст] / В. Г. Гульчевская, Н. Е. Гульчевская. - Ростов-на-Дону, 1999.

3. Зимняя, И. А. Проектная методика обучения английскому языку [Текст] / И. А. Зимняя, Т. Е. Сахаров // Иностранные языки в школе. - 1999. - №3. - С. 9-15.

4. Копылова, В. В. Методика проектной работы на уроках английского языка [Текст] / В. В. Копылова. - Москва, 2003.

5. Мартынова, Т. М. Использование проектных заданий на уроках английского языка [Текст] / Т. М. Мартынова //Иностранные языки в школе. - 1999. - №4. - С. 19-21.

6. Побокова, О. А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа [Текст] / О. А. Побо-кова, А. А. Немченко. - Иркутск, 2003.

List of literature

1. Barmenkova, O. I. O rabote nad proektom [Tekst] / O. I. Barmenkova // Inostrannye jazyki v shkole. - 1997. - №3. - S. 25-27.

2. Gul'chevskaja, V. G. Sovremen-nye pedagogicheskie tehnologii [Tekst] / V. G. Gul'chevskaja, N. E. Gul'chevskaja. - Rostov-na-Donu, 1999.

3. Zimnjaja, I. A. Proektnaja meto-dika obuchenija anglijskomu ja-zyku [Tekst] / I. A. Zimnjaja, T. E. Saharov // Inostrannye jazyki v shkole. - 1999. - №3. - S. 9-15.

4. Kopylova, V. V. Metodika pro-ektnoj raboty na urokah anglijsk-ogo jazyka [Tekst] / V. V. Kopylova. - Moskva, 2003.

5. Martynova, T. M. Ispol'zovanie proektnyh zadanij na urokah an-glijskogo jazyka [Tekst] / T. M. Martynova //Inostrannye jazyki v shkole. - 1999. - №4. - S. 19-21.

6. Pobokova, O. A. Novye tehnologii v obuchenii jazyku: proektnaja rabota [Tekst] / O. A. Pobokova, A. A. Nemchenko. -Irkutsk, 2003.

166

Методика преподавания языка

7. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках английского языка [Текст] / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. -№2,3. - С.17-19, 23-24.

8. Полат, Е. С. Обучение в сотрудничестве [Текст] / Е. С. По-лат // Иностранные языки в школе. - 2000. - №1. - С. 4-11.

9. Friend-Booth, D. Project Work [Текст] / D. Friend-Both. - Oxford: Oxford University Press, 2006.

10. Haines, S. Project: Material for Teachers [Текст] / S. Haines. -Harlow: Longman, 2009.

7. Polat, E. S. Metod proektov na urokah anglijskogo jazyka [Tekst] / E. S. Polat // Inostrannye jazyki v shkole. - 2000. - №2,3. - S.17-19, 23-24.

8. Polat, E. S. Obuchenie v sotrud-nichestve [Tekst] / E. S. Polat // Inostrannye jazyki v shkole. - 2000. - №1. - S. 4-11.

9. Friend-Booth, D. Project Work [Tekst] / D. Friend-Both. - Oxford: Oxford University Press, 2006.

10. Haines, S. Project: Material for Teachers [Tekst] / S. Haines. -Harlow: Longman, 2009.

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.