Научная статья на тему 'Использование проектного метода при обучении английскому языку в неязыковом вузе'

Использование проектного метода при обучении английскому языку в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1299
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ОБУЧЕННОСТЬ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ / ОБУЧАЕМЫЙ / MOTIVATION / PRESENTATION / EFFECTIVENESS / SOCIAL SKILLS / METHOD OF THE PROJECTS / TRAINEE PROFICIENCY / SPEECH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленко Вероника Геннадиевна

Статья посвящена анализу метода проектов, который является одним из самых эффективных методов обучения на уроках английского языка. В статье рассматриваются основные теоретические и практические основы использования проектной методики в учебном процессе. Более того, эта статья показывает результаты эксперимента, проведенного на историко-филологическом факультете Ставропольского государственного педагогического института. В статье выдвигается гипотеза, что использование проектного метода результативно влияет на уровень мотивации студентов к изучению иностранного языка. Целью исследования было доказать эффективность метода проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павленко Вероника Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование проектного метода при обучении английскому языку в неязыковом вузе»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Павленко В. Г. Использование проектного метода при обучении английскому языку в неязыковом вузе // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). -ART 15379. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15379.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15379

УДК 378.147.227

Павленко Вероника Геннадиевна,

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры ино странных языков ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педа гогический институт», г. Ставрополь veronv79@mail.ru

Использование проектного метода при обучении английскому языку

в неязыковом вузе

Аннотация. Статья посвящена анализу метода проектов, который является одним из самых эффективных методов обучения на уроках английского языка. В статье рассматриваются основные теоретические и практические основы использования проектной методики в учебном процессе. Более того, эта статья показывает результаты эксперимента, проведенного на историко-филологическом факультете Ставропольского государственного педагогического института. В статье выдвигается гипотеза, что использование проектного метода результативно влияет на уровень мотивации студентов к изучению иностранного языка. Целью исследования было доказать эффективность метода проектов.

Ключевые слова: метод проектов, презентация, эффективность, мотивация, навыки общения, обучаемый, обученность, речевая деятельность.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В современной методике преподавания иностранного языка важными являются вопросы повышения качества образования. Внедрение новых педагогических технологий в практику обучения представляет собой важное условие интеллектуального, творческого и нравственного развития личности. Современное обучение ориентировано на интересы и потребности обучаемых. Одной из главных задач по-прежнему остается поиск эффективной методики обучения [1].

В большинстве методических пособий указывается, что одним из эффективных методов в обучении является метод проектов [2-6]. Данный метод нашел широкое применение во многих странах мира, так как он способствует возрастанию коммуникативной компетенции обучаемых, развитию их языковой личности, высокой мотивированности [7, 8]. Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, что приводит к повышению интереса к учебному предмету.

Известно, что главным объектом изучения ИЯ является иноязычная речевая деятельность, так как она представляет собой средство межкультурного взаимодействия в целом. Согласно И. Л. Бим, межкультурное взаимодействие возможно только в том случае, если у учащихся будут сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК): речевая, языковая, учебная, компенсаторная и социокультурная [9].

Проектная методика способствует успешному формированию всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции [10]. Метод проектов позволяет учащимся перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Для того чтобы доказать эффективность данной технологии, нами была исследована и обоснована технология использования проектной методики при обучении ИЯ на основе собственного педагогического опыта по данной проблеме.

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Павленко В. Г. Использование проектного метода при обучении английскому языку в неязыковом вузе // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). -ART 15379. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15379.htm. - ISSN 2304-120X.

В своей работе мы учитывали специфику преподавания иностранного языка в неязыковом вузе.

В процессе исследовательской деятельности нами был проведен эксперимент в Ставропольском государственном педагогическом институте, цель которого - установить эффективность использования метода проектов при обучении иноязычному общению. Эксперимент проводился в 10 группах историко-филологического факультета, для которых предмет «Иностранный язык» непрофильный. Экспериментальная группа состояла из 135 человек первого и второго курсов. Эксперимент состоял из четырех этапов:

1. Анкетирование.

2. Констатирующий этап.

3. Формирующий этап.

4. Контрольный этап.

Первый этап исследования - это проведение анкетирования, для того чтобы оценить уровень мотивации студентов к изучению английского языка.

В целях выявления уровня мотивации к изучению мы предложили учащимся ответить на следующие вопросы анкеты:

- Для чего я изучаю английский язык?

- Изучение английского языка для вас игра или труд?

- Ваши цели и разочарования в изучении английского языка?

- Будет ли моя будущая профессия связана с использованием английского языка?

Результаты анкетирования по определению уровня мотивации студентов

к изучению английского языка

Курс Вид специальности Уровень мотивации, %

Высокий Средний Низкий

I История 42 50 8

II История 36 54 10

II Филология 54 32 14

II Филология 59 35 6

I Менеджмент 21 57 22

II Менеджмент 31 45 24

I Информатика 51 30 19

II Информатика 44 46 10

В ходе анкетирования выяснилось, что показатели уровня мотивации студентов разных специальностей отличаются. Результаты анкетирования видны в таблице. Большинство студентов, а именно более 50%, имеют средний уровень мотивации по учебной дисциплине. Высокий уровень мотивации преобладает у студентов I и II курсов специальности «Филология» и «Информатика». У студентов I и II курсов специальности «Менеджмент» и «История» этот показатель ниже. Следует отметить, что у студентов II курса показатели уровня мотивации выше, чем у I курса. Возможно, такое различие объясняется тем, что студенты II курса ответственнее относятся к учебе и признают необходимость изучения иностранного языка.

Целью констатирующего эксперимента было определение уровня обученности иноязычному общению студентов в данной группе. Студентам были даны задания по лексическо-грамматическому материалу.

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Павленко В. Г. Использование проектного метода при обучении английскому языку в неязыковом вузе // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). -ART 15379. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15379.htm. - ISSN 2304-120X.

С целью оценки уровня способности студентов к иноязычному общению на данном этапе нами был предложен для выполнения лексико-грамматический тест. Первое задание заключалось в том, что учащиеся должны были раскрыть скобки, поставив глагол в нужную форму. Во втором задании студентам нужно было прочитать текст и выбрать правильный ответ на вопросы. Смысл третьего задания - в скобках были указаны типы вопросов, в которые нужно было преобразовать предложения в утвердительной форме. В четвертом задании студенты должны были соотнести фразеологизмы и их значения. Пятое задание заключалось в нахождении и исправлении ошибок в предложениях.

□ Средний

□ Низкий

□ Высокий

Рис. 1. Результаты уровня владения лексическо-грамматическими навыками студентами историко-филологического факультета

Результаты констатирующего эксперимента показали, что 60% студентов имеют средний уровень владения английским языком. Видимо, это объясняется тем фактом, что английский язык является непрофильным в этих группах.

Целью формирующего эксперимента было определение степени эффективности проекта по отношению к развитию навыка общения студентов. Студенты должны были подготовить презентацию творческого проекта. Подготовка к проведению и презентации проекта проводилась в несколько этапов. На первом этапе студенты изучали новую лексику, выясняли их значение. На втором этапе студенты выполняли упражнения на закрепление новых слов. На третьем этапе оперировали лексикой, использовали уже знакомые им выражения и структуры. Задачей четвертого этапа было научить студентов видеть связь предложений между собой, поэтому они работали с текстами соответствующей тематики. И последним этапом было проведение ролевых игр. Известно, что ролевые игры незаменимы при закреплении и тренировке изученного материала и помогают на практике использовать полученные знания и навыки. Их преимуществом является участие в работе каждого студента. Примером служит игра «Путешествие: за и против», в которой студенты активно включались в совместную работу. Студенты были поделены на две группы: первая группа студентов играла роль туристов, которые любят путешествовать, а вторая группа не любит путешествовать. Первой группе нужно было уговорить вторую группу студентов отправиться вместе с ними в путешествие.

После изучения темы мы использовали метод проектов, который позволил нам создать на уроке иностранного языка исследовательскую, творческую атмосферу. Студенты выполнили проект по пройденной теме - «Путешествие». Перед студентами стояла цель создать рекламный продукт, используя уже имеющиеся и накопленные знания. Они представили свой проект в виде презентации туристических компаний, рекламирующих разные виды отдыха. Группа студентов представляла независимых экспертов, решающих в ходе обсуждения, какой рекламный проект представлен

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Павленко В. Г. Использование проектного метода при обучении английскому языку в неязыковом вузе // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). -ART 15379. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15379.htm. - ISSN 2304-120X.

наиболее ярко, выигрышно и правильно. Длительность проведения проекта и презентации составила четыре недели. Студентами была проведена подготовительная работа, собрано достаточное количество информации. Работа в группах была распределена между всеми участниками проекта: кто-то отвечал за поиск материалов, кто-то - за оформление плакатов и так далее. Каждый студент принимал самое активное участие в обсуждении. Проект был направлен на развитие навыка общения на английском языке. Выполняя проект, студенты научились ответственно относиться к выполнению задания, оценивать результаты своего труда и труда своих одногруппников. Студенты легко включились в работу и без особых трудностей выполнили проектные задания. Данный вид работы способствовал большей концентрации внимания студентов, активизации их речевой, мыслительной деятельности.

Анализ результатов по выявлению уровня мотивации студентов к иноязычному общению сводится к следующему: применение метода проектов помогло повысить мотивацию студентов к изучению иностранного языка, разнообразить процесс обучения и повысить уровень сформированности навыка общения на иностранном языке.

Целью контрольного эксперимента было сравнение результатов двух предыдущих экспериментов и выявление результативности проведенной работы по обучению иноязычному общению при использовании метода проектов. Представим диаграмму, показывающую положительную динамику изменения результатов.

после эксперимента

до эксперимента

Рис. 2. Результаты уровня обученности студентов

Как видно на рис. 2, показатель уровня лексическо-грамматических навыков изменился. Если на этапе констатирующего эксперимента показатель с низким уровнем обученности студентов был 18%, с высоким - 22%, со средним - 60%, то на этапе формирующего эксперимента эти уровни изменились. После эксперимента показатель с низким уровнем обученности студентов уменьшился на 8% и составил уже 10%, с высоким уровнем увеличился на 3% и составил 25%, со средним уровнем увеличился на 5% и составил 65%. Согласно данным эксперимента можно сказать, что использование метода проектов в процессе обучения английскому языку способствует обучению иноязычному общению студентов.

По результатам двух экспериментов можно увидеть, что метод проектов дал положительные результаты: уменьшилось число неуспевающих, поскольку их количество снизилось до 8%. Такие результаты объясняются тем, что студенты были заинтересованы в выполнении проектной работы, и это благоприятным образом сказалось на успешности проведенного эксперимента.

4

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Павленко В. Г. Использование проектного метода при обучении английскому языку в неязыковом вузе // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). -ART 15379. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15379.htm. - ISSN 2304-120X.

В результате проведенного исследования приходим к выводу, что использование метода проектов повышает мотивацию, интерес к английскому языку, стимулирует изучение грамматики и лексики, помогает вовлечь студентов в иноязычную речевую деятельность.

Так как проектная методика является новой педагогической технологией обучения, то она представляет собой альтернативу традиционной классической системе. Традиционный подход в образовании направлен на усвоение и воспроизведение учебного материала и развитие необходимых умений.

Что касается проектной методики, то она делает преподавание проблемно-ориентированным и стимулирует у студентов умение формулировать собственные суждения. Следует пересмотреть традиционную роль преподавателя и студента на занятии. Значит, новые тенденции полноценного развития личности студента и его подготовки к реальной деятельности в образовательной системе диктуют необходимость применения проектной методики в современном образовании.

Ссылки на источники

1. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. -№ 2. - С. 3-10.

2. Туркина Н. В. Работа над проектом при обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 3. - С. 46-48.

3. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 4. - С. 5-8.

4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. - 2000. - № 9. - С. 177-180.

5. Витлин Ж. Л. Эволюция методов обучения иностранному языку в XX веке // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 2. - С. 23-29.

6. Теслина О. В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 3. - С. 41-46.

7. Зимняя И. А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. - М.: Просвещение, 1991. - С. 9.

8. Нехорошева А. В. Из опыта работы по проектной методике // Иностранные языки в школе. - 2002. -№ 1. - С. 18-21.

9. Бим И. Л. Указ. соч.

10. Полат Е. С. Указ. соч.

Veronika Pavlenko,

Candidate of Philologic Sciences, senior lecturer at the chair of Foreign Languages, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol verony79@mail.ru

The use of the method of projects in teaching the English language in non-linguistic university Abstract. The paper analyses the method of projects, which is one of the most efficient in teaching the English language. The paper examines the main theoretical and practical basis for the use of project methodology in educational process. Moreover, the paper illustrates the results of the experiment of the Department of History and Philology of the Stavropol State Pedagogical Institute. The use of the method of projects is thought to improve the motivation to language learning. The purpose of the research is to prove the effectiveness of the method of projects.

Key words: method of projects, presentation, effectiveness, motivation, social skills, trainee proficiency, speech activity.

References

1. Polat, E. S. (2000). “Metod proektov na urokah inostrannogo jazyka”, Inostrannye jazyki v shkole, № 2, pp. 3-10 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Turkina, N. V. (2002). “Rabota nad proektom pri obuchenii anglijskomu jazyku”, Inostrannye jazyki v shkole, № 3, pp. 46-48 (in Russian).

3. Bim, I. L. (2001). “Nekotorye aktual'nye problemy sovremennogo obuchenija inostrannym jazykam ”, Inostrannye jazyki v shkole, № 4, pp. 5-8 (in Russian).

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Павленко В. Г. Использование проектного метода при обучении английскому языку в неязыковом вузе // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). -ART 15379. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15379.htm. - ISSN 2304-120X.

4. Vasil'ev, V. (2000). “Proektno-issledovatel'skaja tehnologija: razvitie motivacii”, Narodnoe obrazovanie, № 9, pp. 177-180 (in Russian).

5. Vitlin, Zh. L. (2001). “Jevoljucija metodov obuchenija inostrannomu jazyku v XX veke”, Inostrannye jazyki v shkole, № 2, pp. 23-29 (in Russian).

6. Teslina, O. V. (2002). “Proektnye formy raboty na uroke inostrannogo jazyka”, Inostrannye jazyki v shkole, № 3, pp. 41-46 (in Russian).

7. Zimnjaja, I. A. & Saharova, T. E. (1991). “Proektnaja metodika obuchenija anglijskomu jazyku”, Inostrannye jazyki v shkole, Prosveshhenie, Moscow, p. 9 (in Russian).

8. Nehorosheva, A. V. (2002). “Iz opyta raboty po proektnoj metodike”, Inostrannye jazyki v shkole, № 1, pp. 18-21 (in Russian).

9. Bim I. L. Op. cit.

10. Polat E. S. Op. cit.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 18.09.15 Получена положительная рецензия 20.09.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 20.09.15 Опубликована 22.11.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Павленко В. Г., 2015

www.e-koncept.ru

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.