Научная статья на тему 'Роль конформизма в структуре манипуляции массовым сознанием'

Роль конформизма в структуре манипуляции массовым сознанием Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1204
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФОРМИЗМ / МАНИПУЛЯЦИЯ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРОПАГАНДА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Безбородова Ксения Сергеевна

В данной статье рассматривается тесная взаимосвязь между фактом манипулирования общественным сознанием и конформизмом в его поведении. Дается краткое определение понятий «конформизм», «массовое сознание», «масса», «пропаганда». Прослеживается взаимозависимость между феноменом конформизма, являющимся одним из важнейших механизмов социальной адаптации индивидов в обществе и массовым сознанием, как одной из граней сознания общественного. Делается предположение о склонности массы подчиняться бессознательному началу, формируемому с помощью методов пропаганды. В доказательство в работе проводится краткое теоретическое исследование, касающееся применения пропагандистских методов в обществе склонном к проявлениям конформизма, иллюстрирующееся на примере одной из стран СНГ. По итогам исследования делается вывод о роли конформистского поведения общества в структуре политической манипуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Безбородова Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CONFORMISM IN THE STRUCTURE OF MANIPULATION OF MASS CONSCIOUSNESS

This article examines the close relationship between the fact of manipulating public consciousness and conformity of his behavior. A brief definition of the terms "conformism", "mass consciousness", "weight", "propaganda". Traces the interdependence between the phenomenon of conformism, which is one of the most important mechanisms for the social adaptation of individuals in society and the mass consciousness as one facet of the public consciousness. The assumption about the propensity of the masses to obey the unconscious of early formed using methods of propaganda. As proof, the paper provides a brief theoretical study concerning the use of propagandistic techniques in society prone to conformism, illustriousness for example, one of the countries of the CIS. The study concludes the role of the conformal behavior of the companies in the structure of political manipulation.

Текст научной работы на тему «Роль конформизма в структуре манипуляции массовым сознанием»

6.2. РОЛЬ КОНФОРМИЗМА В СТРУКТУРЕ МАНИПУЛЯЦИИ

МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ

Безбородова Ксения Сергеевна, аспирантка кафедры Всеобщей истории, политологии и регионоведения Место учебы: Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск

xen.bezborodova2011@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается тесная взаимосвязь между фактом манипулирования общественным сознанием и конформизмом в его поведении. Дается краткое определение понятий «конформизм», «массовое сознание», «масса», «пропаганда». Прослеживается взаимозависимость между феноменом конформизма, являющимся одним из важнейших механизмов социальной адаптации индивидов в обществе и массовым сознанием, как одной из граней сознания общественного. Делается предположение о склонности массы подчиняться бессознательному началу, формируемому с помощью методов пропаганды. В доказательство в работе проводится краткое теоретическое исследование, касающееся применения пропагандистских методов в обществе склонном к проявлениям конформизма, иллюстрирующееся на примере одной из стран СНГ. По итогам исследования делается вывод о роли конформистского поведения общества в структуре политической манипуляции.

Ключевые слова: конформизм, манипуляция, массовое сознание, пропаганда.

THE ROLE OF CONFORMISM IN THE STRUCTURE OF MANIPULATION

OF MASS CONSCIOUSNESS

Bezborodova Kseniya S., postgraduate student, Department of General history, political science and regional studies Study place: Mordovian state University. N. P. Ogarev, Saransk

xen.bezborodova2011@yandex.ru

Abstract: this article examines the close relationship between the fact of manipulating public consciousness and conformity of his behavior. A brief definition of the terms "conformism", "mass consciousness", "weight", "propaganda". Traces the interdependence between the phenomenon of conformism, which is one of the most important mechanisms for the social adaptation of individuals in society and the mass consciousness as one facet of the public consciousness. The assumption about the propensity of the masses to obey the unconscious of early formed using methods of propaganda. As proof, the paper provides a brief theoretical study concerning the use of propagandistic techniques in society prone to conformism, illustri-ousness for example, one of the countries of the CIS. The study concludes the role of the conformal behavior of the companies in the structure of political manipulation.

Keywords: conformity, manipulation, mass consciousness, propaganda.

Для любого человеческого сообщества характерна такая черта как конформизм. Для человеческого сообщества XXI века она не просто характерна, а является одной из основополагающих. Добровольное или вынужденное стремление к подражанию, как можно толковать конформизм, лежит в основе любого скопления людей: от малой группы в 10-20 индивидов до многомиллионных человеческих объединений, грубо говоря - государств. Конформистское поведение основной части индивидов формирует единые для всей группы, вне зависимости от количества ее членов, поведение, ценности и стереотипы, все то, что в своей совокупности можно назвать массовым сознанием общества. Оно является одной из граней общественного сознания, наряду с политическим, религиозным и прочими, и характеризуется как крайне противоречивое и внушаемое образование. Данный факт тесно связан с самим понятием массы, как человеческой совокупности, нивелирующий отдельные достижения составляющих ее индивидов. Об этом писал еще древнегреческий мыслитель Солон, заметивший, что каждый отдельно взятый афинянин — хитрая лиса, но когда они вместе собираются на собрание, то становятся подобны стаду баранов [7, с. 6]. Сходное мнение наблюдается и у автора «Психологии народов и масс» французского ученого и психолога Густава Лебона. Он считает, что «Толпе знакомы только простые и крайние чувства; всякое мнение, идею или верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает цели-

ком и относится к ним или как к абсолютным истинам, или же как к столь же абсолютным заблуждениям» [2, с. 115]. Он же отмечает, что человеческая масса (толпа) доверчива и легко поддается любому целенаправленному влиянию, поскольку в основном мыслит определенными ассоциативными образами, не прошедшими рациональную проверку разума на соотношение с реально существующей действительностью. Соответственно можно сказать, что такой массой управляет бессознательное, а значит, она характеризуется импульсивностью, непостоянностью и высоким уровнем возбудимости. Управляющие массой императивы, в зависимости от обстоятельств, могут носить любой характер, будь то благородные порывы, неприкрытая жестокость или трусливое бегство, постоянным остается только одно - внезапность их возникновения, моментальное распространение и полное поглощение массового сознания вплоть до отключения инстинкта самосохранения у составляющих ее индивидов.

«Толпа, - писал Лебон, - никогда не стремилась к правде; она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой» [2, с. 245].

Именно на последнем утверждении основывается вся суть любой манипулятивной техники, влияющей на массовое сознание. Разберем это утверждение на примере

Безбородова К. С.

РОЛЬ КОНФОРМИЗМА В СТРУКТУРЕ МАНИПУЛЯЦИИ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ

политической пропаганды, как манипулятивной техники, направленной на широкие слои общества.

Сам термин «пропаганда» происходит от латинского слова «propaganda» («распространять») и означает распространение и углубление каких-либо идей, учений, взглядов и знаний. Согласно более современной точке зрения, пропаганда представляет собой идейное воздействие на широкие массы. Как разновидность манипуляции пропаганда обычно используется именно во втором значении и использует следующие приемы:

1) информационная блокада и «вброс» стереотипов в массовое сознание;

2) эмоциональный резонанс;

3)«расчеловечивание»

4) использование простых и понятных лозунгов

5) демонстрация идеологических или национальных символов с целью вызвать у людей бессознательную реакцию [4].

В качестве иллюстрации подобного использования пропагандистских методик рассмотрим внутреннюю пропаганду на Украине после падения правительства Януковича. В тот момент в стране был сформирован мощный пропагандистский центр, представленный крупнейшими украинскими телеканалами, а также ин-теренет-болгами и социальными сетями, оказывающими серьезное влияние на массовое сознание. Так, запрет вещания российских СМИ на территории Украины, т.е. информационная блокада, предоставил возможность украинским медиа в своем роде «жонглировать» информацией, искусно соединяя в новостных выпусках как реально существующие, так и настоятельно «рекомендованные» данные. К примеру, для эскалации негативного отношения к гражданам России и Новороссии, по-прежнему используется информация о наличии российских вооруженных сил на территории Украины. Не смотря на то, что подобные сообщения так и не нашли подтверждения, подобные заявления делают не только медиа, но и представители государственных органов, причем не только для населения страны, но и для всего мирового сообщества. Так, 29 апреля 2016 года заместитель министра иностранных дел Украины Вадим Пристайко, ссылаясь на данные разведки, сообщил, что на территории Донбасса размещены 34 тысячи российских войск [3]. В качестве логического продолжения техники «вброса», в массовое сознание транслируется информация, иллюстрирующая высокое качество работы Службы Безопасности Украины, чьи сотрудники задержали не одного «шпиона ГРУ» на территории страны. На лицо формирование образа внешнего врага при условии информационной блокады - классика манипуляции, наиболее характерная для государств с тоталитарным политическим режимом.

Далее метод эмоционального резонанса. Общеизвестно, что он предполагает формирование у человеческой аудитории определенного эмоционального настроя, облегчающего процедуру внедрения в массовое сознание необходимой информации путем социального заражения. На практике подобный метод чаще всего реализуется во время так называемых митингов-концертов, шоу и прочих общественных мероприятий. Именно так проходили митинги в поддержку кандидатов в Президенты на Украине во время предвыборной кампании 2014 года. Встречи кандидатов с избирателями обязательно организовывались под патриотическую музыку и обилие национальных символов. В

принципе, это неотъемлемая черта любой кампании направленной на привлечение внимания, будь то политический митинг или просто рекламная акция. Громкая музыка, а в некоторых случаях и живое выступление популярных артистов и певцов позволяет привлечь их поклонников на сторону манипуляторов и создать необходимую эмоциональную атмосферу. При соблюдении этого условия массовое сознание легко принимает практически любые утверждения, насколько бы абсурдно они не звучали. Так, на праздновании Дня Независимости Украины в 2015 году, Президент Петр Порошенко сделал достаточно громкое и неоднозначное заявление: «Украина была, есть и будет. А Новороссия — это толкиновский миф под названием Мордор» [5]. Некорректное само по себе, это высказывание было незамедлительно принято и встроено в массовое сознание, вызвав, кроме того, бурный эмоциональный отклик аудитории. Этот факт еще раз подтверждает теорию Лебона о возбудимости и легковерности толпы, слепо поклоняющейся прельстившей ее идее. Не говоря уже о том, что проводя параллель с Мордором, Президент Украины сравнил жителей Новороссии, с орками - мифическими персонажами, олицетворяющими в себе совокупность практически всех человеческих пороков, но в первую очередь злость, жестокость и коварство, то есть «расчеловечил» их, что также является одним из действенных приемов пропаганды и фактически служит одновременно и призывом и оправданием для массовых убийств подвергшихся «расчеловечиванию» людей.

Четвертый прием - простые лозунги. Эмоционально заряженная масса людей не способна на длительное обдумывание и анализ ситуации, тем более она не способна принять длинные и непонятные лозунги, предлагаемые ей. Соответственно все политики используют короткие и понятные фразы для того, чтобы удержать и направить внимание массового сознания в нужную сторону. Например, «Время объединяться», «Горжусь, что я украинец», «Сильная команда для сложных времен», использованные во время предвыборной агитации к досрочным выборам в Верховную Раду блоком Порошенко и «Народным фронтом» Яце-нюка привели их к победе на выборах [6].

И последний прием - демонстрация идеологических и национальных символов, которые в последнее время набрали огромную популярность на Украине. В цвет государственного флага окрашивают мосты и здания, двуцветные ленточки носят на сумках и в волосах, а Президент Украины даже отправился на саммит «Восточное партнерство» в Ригу в традиционной вышиванке [1]. Все эти факты способствуют поднятию уровня патриотизма у конформистского населения страны, на деле, однако, являющегося всего лишь продуктом грамотной пропагадистской обработки массового сознания общества.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что массовое сознание в условиях информационной блокады оказывается практически беззащитным перед пропагандой, а свойственный ему конформизм лишь усугубляет ситуацию, выступая в качестве естественного регулятора поведения. Являясь одним из важнейших механизмов социальной адаптации, он вынуждает индивидов, составляющих человеческую массу, следовать общим тенденциям лишь для того, чтобы «быть как все», формируя, таким образом, подходящую «почву» для дальнейших манипуляций.

Список литературы:

1. Как Украина маршировала в вышиванках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2015/05/24/vishivanka/. - Загл. с экрана (дата обращения 15.05.2016).

2. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон ; перевод с фр. А. Фридмана, Э. Пименовой. - М. : Академический Проект, 2011. - 240 с.

3. На Донбассе находится 34 тыс. российских военных -МИД Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://podrobnosti.ua/2l05021-na-donbasse-nahoditsja-34-tys-rossijskih-voennyh-mid-ukrainy.html. - Загл. с экрана (дата обращения 15.05.2016).

4. ПАМЯТКА (РЕКОМЕНДАЦИИ) по организации профилактической работы в сети Интернет [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://05.mvd.ru/document/6401540. - Загл. с экрана (дата обращения 16.05.2016).

5. Порошенко назвал Новороссию Мордором [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2015/08/24/mordor/. - Загл. с экрана (дата обращения 15.05.2016).

6. Предвыборная истерия: абсурдные лозунги рвущихся к власти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blog.i.ua/user/6764780/1538417/. - Загл. с экрана (дата обращения 16.05.2016).

7. Хевеши, М. А. Толпа, массы, политика / А. А. Хевеши. -М. : ИФ РАН, 2001. - 224 с.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Безбородовой К.С. на тему «Роль конформизма в

структуре манипуляции массовым сознанием» Рецензируемая статья написана на актуальную тему. В условиях усиливающейся глобализации и ускорения темпов общественного развития, во многом вызванных постоянным технологическим прогрессом, конформизим как механизм адаптации индивида в обществе получает особое значение. Внедрение в повседневную жизнь индивидов современных технологических устройств с доступом к сети Интернет формирует в их подсознании массовые шаблоны поведения, а также установку на социальную пластичность - конформизм, необходимый для комфортного существования в постоянно изменяющемся мире.

В данной статье на конкретных примерах рассматривается воздействие методов манипуляции на подверженное конформизму общество, наглядно иллюстрируются его возможности и последствия.

В целом, исходя из содержания статьи и выводов, сделанных автором, работа заслуживает положительной оценки. Статья является самостоятельным исследованием, содержит элементы научной новизны, соответствует требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и может быть рекомендована к публикации.

Научный руководитель, доктор политических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, политологии и регионоведения

И. В. Бахлов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.