Научная статья на тему 'Роль информационно-коммуникационных технологий в изучении иностранных языков'

Роль информационно-коммуникационных технологий в изучении иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИ / ИНТЕРНЕТ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дышлевая Е.В.

В статье рассмотрена роль информационно-коммуникационных технологий в изучении иностранных языков. Использование ИКТ повышает эффективность изучения иностранных языков, помогает овладеть основными навыками чтения, письма, устной речи, а также преодолеть языковой барьер. Применение информационных технологий делает изучение языка доступным в любом месте и в любое время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль информационно-коммуникационных технологий в изучении иностранных языков»

ные процессы в образовании: коллективная монография. - Новосибирск: Изд-во «^6AK», 2013. - С. 103-119.

2. Панюшкина ОА. Некоторые особенности преподавания иностранного языка с использованием информационных технологий // Обучение и воспитание: методики и практика 2013/2014 учебного года. - 2013. - № 7. -С. l9-84.

3. Панюшкина ОА. Основные компетенции преподавателя иностранного языка в вузе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 40. - С. 126-130.

4. Панюшкина ОА. Преимущества и недостатки компьютерного обучения иностранным языкам // Совет ректоров. - М.: Изд-во «Образование 3000», 2012. - № 11. - С. 48-52.

5. Панюшкина ОА. Семь причин использовать смарт - технологии в обучении иностранному языку прямо сейчас // Роль бизнеса в трансформации общества - 2014: сб. материалов IX Междунар. научн. конгресса, Москва, Московский финансово-промышленный университет «Синергия». - М.: «Эдитус», 2014. - С. 351-353.

6. Панюшкина ОА. Социальные сети как инновационно-образовательные технологии в обучении иностранным языкам // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар: изд-во: ООО «Наука и образование», 2014. - № 3. - С. 180-1839.

7. Панюшкина ОА. Новый закон об образовании и потенциал инновационных средств в обучении испанскому языку в вузах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». -М.: МГОУ 2014. - № 1. - С. 80-86.

8. Gístobal Cobo Romani Cultura digital y nuevos perfiles profesionales: desafíos regюnale[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scholar.goog-le.com/citations?view_op=view_citation&hl=en&user=Roc8DUYAAAAJ&cita-tion_for_view=Roc8DUYAAAAJ:UeHWp8X0CEIC (дата обращения: 21.01.14).

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

© Дышлевая Е.В.*

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), г. Москва

В статье рассмотрена роль информационно-коммуникационных технологий в изучении иностранных языков. Использование ИКТ повы-

* Студент.

шает эффективность изучения иностранных языков, помогает овладеть основными навыками чтения, письма, устной речи, а также преодолеть языковой барьер. Применение информационных технологий делает изучение языка доступным в любом месте и в любое время.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологи; Интернет; электронные образовательные ресурсы; изучение иностранного языка.

На современном этапе развития общества информационно-коммуникационные технологии настолько прочно вошли в нашу жизнь, что человечество уже не мыслит без них своего существования. Технические устройства: мобильные телефоны, компьютеры, а также Интернет позволяют нам общаться на расстоянии; получать, обрабатывать и передавать всю необходимую информацию в любой момент и практически в любой точке земного шара. Информационные технологии пронизывают все сферы человеческой жизни, в том числе и образовательный процесс. Сейчас практически в любом учебном заведении оборудован компьютерный класс и есть доступ в интернет. Компьютеризация помогает сделать процесс обучения более интересным и эффективным. Это относится и к изучению иностранных языков.

При изучении иностранного языка нам на помощь приходят многочисленные электронные образовательные ресурсы. Это такие учебные материалы, для использования которых необходимы электронные технические устройства. Сюда можно отнести видеозаписи, аудиозаписи, электронные учебники, программное обеспечение и т.д.

Все эти электронные ресурсы можно разделить на три большие группы:

1. Ресурсы, используемые для изучения грамматики, лексики и фонетики иностранного языка;

2. Ресурсы, используемые для развития навыков чтения, аудирования, говорения, перевода, письменной речи;

3. Ресурсы, позволяющие отработать изученный материал на практике и оценить степень его усвоения.

1. Ресурсы, используемые для изучения грамматики, лексики и фонетики иностранного языка. Сюда относятся в первую очередь электронные пособия и учебники - это издания, представленные на электронных носителях или в компьютерной сети. Он содержат текстовую, графическую, речевую, цифровую и другие виды информации. Сейчас в сети Интернет можно найти множество электронных пособий и учебников иностранного языка. Электронные издания имеют достаточно много преимуществ перед печатными изданиями. Они снабжены различными мультимедийными средствами, такими как динамические изображения, звуковые эффекты для наглядного изучения материала. Гиперссылки позволяют перейти на определения непонятных терминов. Удобны в использовании: на одном устройстве можно хранить сотни электронных изданий. Безусловно, информация в та-

ких изданиях не всегда может быть действительно тщательно подобрана автором и может не принести никакой пользы учащемуся. Но и эта проблема решаема. Существует множество форумов, где пользователи делятся своими отзывами, и таким образом можно отыскать действительно стоящие учебники. Например, электронные ресурсы, как www.cuaderno.ru и www.studyspa-nish.ru содержат электронные пособия и самоучители для изучения испанского языка.

Ресурсы данного типа выполняют следующие основные функции:

- Формируют лексические и грамматически навыки письменной речи, аудирования и чтения;

- Расширяют словарный запас учащегося;

- Оказывают справочную помощь.

2. Ресурсы, используемые для развития навыков чтения, аудирования, говорения, перевода, письменной речи. Сейчас существует огромное количество электронных устройств для воспроизведения видео- и аудиозаписей содержащих материалы для изучения иностранного языка. Слушая иностранную речь, мы тренируем восприятие и понимание иностранной речи на слух. Множество сайтов в сети Интернет предлагают задания для аудирования. После прослушивания аудиозаписи необходимо выполнить упражнения, цель которых заключается в проверке правильности понимания иностранной речи.

Значительно помогают в освоении нового языка и электронные словари. Они позволяют переводить слова как с русского языка на иностранный, так и в обратном порядке. Также они содержат специальные звуковые средства, позволяющие воспроизводить произношение иностранных слов, что значительно облегчает изучение новой лексики. Такие словари могут использоваться в режиме on-line, в таком случае, для того чтобы воспользоваться ими, необходимо подключение к сети Интернет. Также можно установить электронные словари на компьютер, смартфон или планшет и пользоваться ими без Интернета. Широко известны такие переводчики, как ABBYY Lingvo и PROMT [1]. Они имеют как on-line версию, так и программу для установки на компьютер или иное устройство. Электронные словари удобны еще и тем, что они позволяют переводить не только отдельные слова, но и предложения, и целые тексты.

Хорошие результаты дает обучение в игровой форме [5]. Это помогает снизить напряжение и преодолеть языковой барьер. Одним из самых известных ресурсов в данной области является сервис ЛингваЛео. Это бесплатный Интернет-ресурс, который позволяет пользователям самостоятельно формировать для себя программу обучения, выбирать видео, аудио, текстовые материалы различной степени сложности.

Отлично помогают преодолеть языковой барьер программы, имитирующие реальные ситуации. После запуска программы пользователю необ-

ходимо, следуя инструкциям, решить определенные задачи, например, добраться до определенного места. В случае, если пользователь составляет фразы неправильно программа уведомляет его об этом и ситуация начинается заново.

Ресурсы данного типа выполняют следующие функции:

- Развивают восприятие и понимание иностранной речи на слух;

- Совершенствуют технику чтения учащегося;

- Совершенствуют устную речь;

- Развивают грамматические и лексические навыки перевода;

- Помогают в преодолении языкового барьера;

- Расширяют словарный запас;

- Оказывают справочную помощь и т.д.

3. Ресурсы, позволяющие отработать изученный материал на практике и оценить степень его усвоения. Данные электронные ресурсы, как правило, являются частью ресурсов из двух предыдущих групп. Электронные учебники и пособия содержат упражнения и тесты, которые позволяют отработать изученный материал и оценить степень его усвоения. Тесты на проверку понимания услышанного используются и в аудировании. Кроме того существуют отдельные тесты, которые позволяют оценить уровень знания иностранного языка у пользователя, выявить слабые стороны и пробелы в знаниях.

Но как бы ни были эффективны и удобны в использовании электронные ресурсы, они не заменят «живого» общения. Окончательно преодолеть языковой барьер можно лишь в разговоре с другими людьми. Но и в данном случае на помощь приходят информационные технологии. Современные средства коммуникации, такие как Skype, социальные сети позволяют общаться людям, находящимся на любом расстоянии друг от друга. Это дает возможность общаться с «носителями» языка и развивать коммуникативные навыки без необходимости ездить в страну, язык которой изучается. С помощью Skype можно также общаться с преподавателями языка.

Основная цель, которую преследует человек, изучающий иностранный язык - это практическое владение языком. Возможность писать и общаться на нем, понимать иностранную речь. Использование информационных технологий в изучении языка значительно упрощает достижение этой цели. Они помогают овладеть навыками письма, чтения, устной речи, расширять словарный запас. Кроме того информационные технологии значительно сокращают время обучения, что является очень важным фактором в условиях высокого ритма жизни современного общества. Легкие и удобные электронные устройства позволяют вмещать сотни книг и дают возможность изучать язык повсеместно: дома, на работе, в учебном заведении, в общественном транспорте и т.д. На основании вышесказанного, можно с уверенностью заявить, что использование информационно-коммуникационных техноло-

гий позволяет значительно увеличить эффективность изучения иностранных языков.

Список литературы:

1. Панюшкина О.А. Изменение языка под воздействием социальных сетей (на материале испанского языка) // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Изд-во «Грамота», 2014. - № 3 (82). - С. 133-135.

2. Панюшкина О.А. Инновационная среда для обучения иностранному языку в вузе (на примере испанского) / под ред. Т.Н. Ле-ван // Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. - Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2013. - С. 103-119.

3. Панюшкина О.А. Некоторые особенности преподавания иностранного языка с использованием информационных технологий // Обучение и воспитание: методики и практика 2013/2014 учебного года. - 2013. - № 7. -С. 79-84.

4. Панюшкина О.А. Основные компетенции преподавателя иностранного языка в вузе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 40. - С. 126-130.

5. Панюшкина О.А. Практика применения новых технологий для обогащения словарного запаса в процессе изучения иностранных языков // Историческая и социально-образовательная мысль. - Краснодар: Изд-во СевероКубанского гуманитарно-технологического института, 2014. - С. 233-236.

6. Панюшкина О.А. Преимущества и недостатки компьютерного обучения иностранным языкам // Совет ректоров. - М.: Изд-во «Образование 3000», 2012. - № 11. - С. 48-52.

7. Панюшкина О.А. Семь причин использовать смарт - технологии в обучении иностранному языку прямо сейчас // Роль бизнеса в трансформации общества - 2014. Сб. материалов IX Междунар. науч. конгресса, Москва, Московский финансово-промышленный университет «Синергия». - М.: «Эдитус», 2014. - С. 351-353.

8. Панюшкина О.А. Социальные сети как инновационно-образовательные технологии в обучении иностранным языкам // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар: Изд-во: ООО «Наука и образование», 2014. - № 3. - С. 180-183.

9. Панюшкина О.А. Новый закон об образовании и потенциал инновационных средств в обучении испанскому языку в вузах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». -М.: МГОУ 2014. - № 1. - С. 80-86.

10. УчиЯзыки.Ру. Все для изучения иностранных языков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uchiyaziki.ru/ (дата обращения: 17.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.