Научная статья на тему 'Роль и место России в глобальной виртуальной экономике'

Роль и место России в глобальной виртуальной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКА / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / VIRTUAL ECONOMY / INTERNET ECONOMY / ECONOMY VIRTUALIZATION / ELECTRONIC BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ташакова Лола Хайридиновна

В статье раскрывается роль, и определяется место России в глобальной виртуальной экономике. Анализируются трансформационные процессы, протекающие в российской экономике, в связи с ее виртуализацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND PLACE OF RUSSIA IN GLOBAL VIRTUAL ECONOMY

In article the role is revealed and the place of Russia in global virtual economy is defined. The transformation processes proceeding in the Russian economy, in connection with its virtualization are analyzed.

Текст научной работы на тему «Роль и место России в глобальной виртуальной экономике»

РОЛЬ И МЕСТО РОССИИ В ГЛОБАЛЬНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Л. Х. ТАШАКОВА

В статье раскрывается роль, и определяется место России в глобальной виртуальной экономике. Анализируются трансформационные процессы, протекающие в российской экономике, в связи с ее виртуализацией.

Ключевые слова: виртуальная экономика, интернет-экономика, виртуализация экономики, электронный бизнес.

Современный период развития мировой цивилизации характеризуется активным проникновением сети Интернет во все сферы жизнедеятельности общества, что приводит к формированию принципиально новых рынков и форм предпринимательской деятельности. Возникают организации и лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на виртуальном рынке, оказывая различного рода услуги потребителям. Интернет все глубже проникает в деятельность российских и зарубежных компаний, трансформируя стиль осуществления бизнеса и предоставляя новые возможности и уникальные технологии для его развития. Использование сети Интернет для ведения предпринимательской деятельности связано с экспоненциальным ростом количества пользователей сети Интернет, а также с превращением ее в основной канал продаж для многих отраслей бизнеса. Помимо этого, всемирная компьютерная сеть не только является технологической основой для бизнеса, но и выступает как новое средство маркетинговых исследований, коммуникации субъектов экономики, позволяет перевести обслуживание клиентов на новый уровень.

Гипертрофированные темпы развития и распространения информационно--коммуникационных технологий, а также процесс их вовлечения в хозяйственную жизнь различных экономических субъектов приводит к тому, что в настоящее время активно формируется глобальная виртуальная экономика. Исходя из этого, представим основные черты виртуальной экономики, образовывающейся в современном глобализирующемся мире визуально (рис. 1).

Современные достижения в области развития информационных и коммуникационных технологий способствуют формированию совершенно новых экономических, социальных и культурных отношений в жизни людей.

Особую роль в этом процессе занимает формирование электронной среды для экономической деятельности, где фирма или индивид, территориально находящиеся в любой точке планеты, могут с наименьшими затратами осуществлять коммуникационный процесс с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для осуществления торговли или обмена идеями.

Активный прогресс в формировании и расширении масштабов виртуальной экономики обусловлен: во-первых, непрекращающимся развитием и быстрым распространением информационно-коммуникационных технологий, а также постоянным снижением цен на их приобретение и использование, что повышает их доступность; во-вторых, наблюдается значительное перемещение различных видов социально-экономической деятельности в электронную среду, которая уже сегодня представляет множество различных видов бизнеса. Упрощенная процедура коммуникации экономических агентов посредством использования информационно-коммуникационных технологий приводит к вовлечению российских предприятий и потребителей в общемировую виртуальную экономику. Поэтому безусловным является и тот факт, что виртуализация глобальной экономики инициирует трансформационные процессы в экономической системе России.

В этой связи отметим, что трансформационные процессы, происходящие в российской экономической системе и инициируемые виртуализацией глобальной экономики, осуществляются на двух уровнях: экзогенном (происходит интеграция России в глобальную виртуальную экономику, влекущая за собой соответствующие изменения во взаимодействии с другими странами) и эндогенном (трансформируются внутренние элементы хозяйственной системы страны).

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Цель - положительное развитие глобальной экономической системы

ГУ

Задачи: рост качества и скорости информационного взаимодействия экономических субъектов; снижение трансакционных издержек; стимуляция конкуренции; улучшение качества жизни

О

Принципы функционирования и развития виртуальной экономики: осуществление межсубъектных экономических отношений с помощью информационно-коммуникационных технологий;

автоматизация значительной части транзакционного процесса, наличие динамичных границ

осуществления сделок;

приобретение субъектами экономической системы виртуализированных активов для удовлетворения своих потребностей

л

Элементы системы виртуальной экономики:

Производители и поставщики

Провайдеры

I

I

Поисковые системы

Компании по предоставлению хостинга

Институт электронных денег

Потребители товаров и услуг

Рис. 1. Основные элементы виртуальной экономики

В наиболее общем виде трансформационные процессы, протекающие в российской экономиче-

Существенные изменения вследствие становления виртуальной экономики происходят в следующих экономических институтах: торговле, финансах, трудовых отношениях, а также они касаются основных макроэкономических агентов (домохозяйство, фирма, государство).

На сегодняшний момент все меньшее количество предпринимательских структур осуществляет свою деятельность без использования сети Интернет. Коммерческие организации создают свои сайты, которые используются как в качестве ин-

ской системе в связи с виртуализацией глобальной экономики, представлены в таблице 1.

струмента продаж, так и как средство коммуникации с потребителями, поставщиками и другими экономическими агентами. При этом многие коммерческие сайты не подкреплены бизнесом в реальном секторе экономики и зачастую зарегистрированы только в виртуальном пространстве.

В деятельности российских фирм Интернет играет все более важную роль: сначала компания использует сеть только в качестве еще одного маркетингового канала, затем начинается использование Интернета для связывания воедино хо-

Таблица 1

Трансформационные процессы, протекающие в российской экономической системе в связи с виртуализацией

глобальной экономики

ПРОЦЕСС ОПИСАНИЕ

Экзогенный уровень

Виртуализация межстрано-вых финансовых потоков Международные банки активно используют информационно-коммуникационные технологии для осуществления денежных переводов. В настоящее время банковская сфера России активно вовлечена в данный процесс. При этом возникает необходимость постоянного поиска, разработки и внедрения инноваций для обеспечения наиболее оптимального и защищенного механизма денежных переводов на глобальном уровне

Корреляция виртуализации экономики и интеграции страны в глобальное хозяйство Виртуализация экономики страны и ее интеграция в глобальную экономическую систему носит корреляционную связь. Активная виртуализация экономики, постоянное внедрение инновационных информационно-коммуникационных технологий способствует интеграции России в мировую глобальную экономику. В свою очередь, интеграция России в глобальное экономическое сообщество способствует активной виртуализации экономики страны

Формирование единого виртуального рынка труда Формирующийся в настоящее время глобальный виртуальный рынок труда дает возможности применению российской рабочей силы. Данный процесс находит отражение в двух основных тенденциях: во-первых, упрощается процедура поиска работы в другой стране, во-вторых, развивается фриланс

Эндогенный уровень

Уменьшение трансакционых издержек поиска информации Развитие сети Интернет и основанных на ней средств коммуникации снижает недоступность информации и время на ее поиск, а также время на осуществление сделки (многие переговоры проводятся с помощью сети Интернет, т. е. нивелируется необходимость непосредственного присутствия в удаленном месте). Снижение трансакционных издержек делает бизнес более доступным, что способствует росту экономики страны

Изменение характера труда и структуры занятости населения Основной характеристикой труда в условиях виртуальной экономики является его созидательная составляющая. При этом низкие барьеры для осуществления предпринимательской деятельности в сети Интернет позволяют достаточно большой части населения получать дополнительный доход (самозанятость, работа по удаленному найму). Однако автоматизация множества бизнес-процессов уменьшает необходимость найма постоянного персонала

Корректирование образовательной системы Расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий в различных сферах жизни общества диктует необходимость качественной реорганизации системы образования, увеличение учебных часов для изучения информатики, переориентация педагогического процесса на активное вовлечение последних инноваций в сфере информационно-коммуникационных технологий

Повышение конкуренции Доступность информации о ценах, качестве товаров и услуг, дополнительном сервисе, а также возможность осуществления приобретения желаемого блага через сеть Интернет делает потребителя более антилояльным, что детерминирует предпринимательским структурам необходимость перманентного совершенствования своей конкурентоспособности

Формирование новых форм коммуникации экономических агентов Появление новых интернет-сервисов, упрощающих коммуникационный процесс (сайты, социальные сети, информационные помощники, мобильные приложения и т. д.), облегчают процесс взаимодействия экономических субъектов

Появление новых видов товаров Активное развитие виртуальной экономики существенным образом меняет экономические уклады современного общества, что проявляется в создании и распространении новых видов товаров (виртуальные ценности) и услуг (SEO оптимизация, веб-разработка и т. д.), а также новых способов продажи реальных товаров

зяйствующих субъектов, затем происходит трансформация компании, когда многие бизнес-процессы полностью автоматизируются. Неосновные функции компании могут передаваться при этом на аутсорсинг, под которым понимается частичная или полная передача отдельных функций или процессов фирмами другим фирмам, лицам или организациям, которые специализируются непосредственно в этой области. Аутсорсинг получил широкое распространение в деловой практике в связи с рядом причин: стремление компаний распространить, свою деятельность в разных странах требует отказа от сильной степени привязанности к одной территории, жестокая конкуренция вынуждает усиливать спецификацию различных видов деятельности для достижения максимального результата, современные компании не обязательно держат большой штат сотрудников в головной компании, а предпочитают контролировать несколько различных компаний, выполняющих для головной компании отдельные задания. На аутсорсинг могут быть переданы такие функции, как маркетинг, закупки для производства, логистика. Постепенно происходит переход к модели виртуальной компании, занимающейся только стратегическими вопросами (разработка продукта, обслуживание клиентов), а прочие функции потребляются при этом в качестве услуг при помощи сети [2].

Конкурировать начинают отдельные бренды, а не конкретные организационные структуры. Налицо новая модель компании, при которой состав продукта формирует не производитель, а заказчик. Чем более гибкой будет такая система, тем в большей степени она будет отражать сиюминутные интересы потребителя.

Появился термин «информационная прибыльность» компании, который означает способность компаний и других организаций оптимально и систематически использовать информацию для достижения стратегических целей, - это способ объединения информационных навыков компании с теми преимуществами, которые дают электронные формы обмена. Чтобы быть прибыльной с информационной точки зрения, компания должна иметь продуманную информационную политику, четко выявленные информационные приоритеты, корпоративную культуру, учитывающую информационные моменты, и, наконец, - штат высококвалифицированных сотрудников, которые в состоянии осуществлять поставленные перед ними задачи информационного характера.

Бурный рост различных электронных форм обмена вызывает серьезные изменения тех фи-

нансовых инструментов и механизмов, которые обслуживают онлайновые сделки. Происходит пересмотр государством отношения к кредитно-денежной системе в целом и банковскому сектору в частности.

Для многих клиентов финансовых институтов в последнее десятилетие XX в. деньги давно превратились в виртуальный материал. В системе расчетов происходят существенные изменения в связи с теми возможностями, которые предоставляет Интернет. Распространяются онлайновые платежи, их можно условно разделить на два вида: электронные платежные системы, основанные на пластиковых карточках и электронные платежные системы, основанные на электронных деньгах.

На настоящий момент среди онлайновых расчетов более широко распространены расчеты с использованием пластиковых карт, что объясняется их удобством и общеупотребимостью, поскольку покупатель может расплачиваться ими не только через Интернет, но и в повседневной жизни на реальном рынке.

Электронные деньги появляются позже пластиковых карт, это относительно новое понятие, под которым имеются ввиду средства на компьютерных счетах в виртуальных банках, используемые в глобальных сетевых платежах. Основные функции денег не изменяются, а несколько модифицируются в условиях существования электронных денег. Функцию обмена электронные деньги выполняют наилучшим образом, так как значительно ускоряют и упрощают современную систему расчетов. Иногда говорят о том, что электронные деньги не смогут выполнять функцию денег как средства накопления, по крайней мере, делать это полноценно, так как экономические агенты предпочитают иметь обычные, осязаемые деньги, более того, - деньги устойчивые и надежные в экономическом отношении.

Особую роль в институте виртуальных денег играет система PayPal - крупнейшая дебетовая электронная платежная система, позволяет клиентам оплачивать счета и покупки, отправлять и принимать денежные переводы, с октября 2002 г. является подразделением компании eBay. По состоянию на 2012 г. PayPal работает в 190 странах (хотя не во всех предоставляется полный набор услуг), имеет более 164 млн зарегистрированных пользователей, работает с 24 национальными валютами. Однако для российских пользователей PayPal возможность приема платежей на счет появилась лишь в октябре 2011 г., однако до сих пор вывод средств со счета для российских пользователей возможен только в американские банки [3].

Распространение телекоммуникационного оборудования и в первую очередь Интернета оказывает заметное влияние и на принципы организации труда. Новые информационные технологии позволяют расширять гибкие формы занятости населения, не требующие стационарных рабочих мест. Прежняя привязанность к рабочему месту во многих случаях становится необязательной, так же как и жесткий режим трудового дня. На смену приходят работа на дому, гибкие графики организации рабочего времени.

Новые режимы труда создают немало преимуществ для работников: возможность гибко планировать рабочее и личное время, уделять больше внимание образованию, а также семье и воспитанию детей, избегать часов пик на транспорте. Подобная перспектива занятости, связанная с возможностью самостоятельно определять рабочий режим, весьма привлекательна для многих работников, особенно женщин. Работа на дому характеризуется низким уровнем рисков в связи с меньшими капитальными вложениями, позволяет иметь приемлемый заработок для надомных работников при одновременном снижении издержек на рабочую силу для работодателей. Работа на дому особенно удобна для студентов, людей с ограниченными физическими возможностями и для людей, желающих уделять больше времени своей семье, экономя значительную часть своего времени и средств, затрачиваемых на ежедневные поездки к месту работы и обратно. Все возрастающий интерес к выполнению работы на дому со стороны наемных работников и работодателей обосновывается многими привлекательными особенностями такой деятельности.

Вместе с тем организационная и временная гибкость открывает путь к усилению эксплуатации работников, пренебрежению их законными интересами, поскольку позволяет, пользуясь их изолированностью и отрывом от коллег, увеличивать сверхурочное время, ограничивать в информации, в том числе и о возможностях служебного роста и повышения заработной платы. Новые возможности в области занятости меняют само представление о возникающих рисках. Высокая готовность откликнуться на предложение работы, изоляция в трудовом процессе, трудности в обмене опытом с коллегами, отсутствие (или ограничение) контакта с коллективными защитниками профессиональных интересов, а зачастую и не соответствующие требованиям эргономики рабочие места показывают, что развитие новых форм труда нуждается в регулировании со стороны государства [1].

Для развития новых форм организации трудовой деятельности и снижения связанных с ними

рисками необходима разработка адекватного современным экономическим реалиям законодательства в сфере социально-трудовых отношений. Требуется определение понятия наемного надомного работника. Новые формы занятости нуждаются в разработке общественно-договорных норм, определяющих индивидуальные права наемных работников.

Заметим, что в России численность фрилан-серов не превышает 0,3 % от работающего населения [3].

Таким образом, несмотря на высокие темпы развития информационно-коммуникационных технологий в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения, неоднородность развития регионов и т. д.).

Сложившаяся в настоящее время ситуация на российском рынке информационно-коммуникационных технологий привела к чрезмерной зависимости развития данной инфраструктуры страны от зарубежных поставщиков и внешнеполитической конъюнктуры. Анализ рынка показал, что доля иностранных фирм на рынке ИКТ России составляет порядка 80 %. Следствием этого является прогрессирующее отставание российских предприятий в разработке и производстве перспективного оборудования, программных средств, дальнейшее сокращение числа рабочих мест в такой высокотехнологичной области, какой является производство средств ИКТ.

Вместе с тем недостаточное развитие виртуальной экономики в России усугубляется рядом таких факторов, как:

- несовершенная нормативная правовая база, разработанная без учета возможностей современных ИКТ;

- нехватка правового обеспечения деятельности участников сетевой экономики;

- недостаточное развитие ИКТ в области государственного управления, неготовность органов государственной власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами;

отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли (электронного бизнеса);

- недостаточный уровень подготовки кадров в сетевой экономике, в частности, области создания и использования ИКТ;

- барьеры, возникающие из-за недостатков в регулировании экономической деятельности при выходе российских предприятий и других организаций сферы ИКТ на российский и мировой рынки;

- высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике и др.

Исходя из этого, очевидным видится необходимость совершенствования государственной политики в сфере интеграции России в глобальную виртуальную экономику.

Литература

1. Козлов А. В., Макарова М.Н . Трансформация условий занятости в информационно-сетевой экономике // Экономика региона. 2011. № 1.

2. Стрелец И. А. Сетевая экономика. М., 2006.

3. URL: http://ru.wikipedia.org

4. URL: http://ld.journalist-virt.ru

* * *

ROLE AND PLACE OF RUSSIA IN GLOBAL VIRTUAL ECONOMY

L. Kh. Tashakova

In article the role is revealed and the place of Russia in global virtual economy is defined. The transformation processes proceeding in the Russian economy, in connection with its virtua-lization are analyzed.

Key words: virtual economy, Internet economy, economy virtualization, electronic business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.