инновационная составляющая особых экономических зон
М.Ю. Неучева,
доцент кафедры экономической теории и экономической политики Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан (г Уфа),
кандидат экономических наук [email protected]
О.В. Сидорова,
доцент кафедры экономической теории и экономической политики Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан (г. Уфа),
кандидат экономических наук [email protected]
В статье анализируются вопросы создания и функционирования особых экономических зон как фактора инновационного развития экономики, рассматривается развитие сетевых форм экономических отношений в особых зонах техниковнедренческого типа в Российской Федерации. Исследуется влияние сетевой экономики на географию и эффективность размещения и функционирования технопарковых зон.
Ключевые слова: особые экономические зоны, налоговые преференции, инновационное развитие, сетевая экономика, инвестиции.
ББК 65.428+65.5 УДК 339.5 + 339.9
В настоящее время во многих странах практикуется установление государством на отдельных территориях особых организационно-правовых режимов. Все зоны с подобными режимами хозяйствования (беспошлинные таможенные территории, промышленно-торговые, технико-внедренческие зоны и т.п.) объединяет беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенная обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории принимающей страны, активное взаимодействие с иностранным капиталом, а также тесная связь с мировым рынком. Подобный системный механизм применяется также для решения таких региональных и макроэкономических проблем, которые или не вписываются в общий порядок, или по своей сути требуют установления специфического организационно-правового пространства, например, формирование территориальных «точек роста» в виде технопарков, промышленно-производственных, технико-внедренческих зон.
Как показывает мировой опыт, подобные зоны обладают значительным потенциалом для успешного решения многих социальных и экономических проблем, стоящих перед любой страной. На современном этапе развития зоны с особыми экономическим режимами приобретают глобальный характер и становятся составной частью национальных экономик не только развитых, но и развивающихся стран. Деятельность в подобных зонах, как правило, носит многофункциональный характер. В них формируется не только обмен, но и производство товаров с постоянным расширением ассортимента продукции.
Обеспечение стабильного развития той или иной территории непосредственно связано с разработкой и реализацией концепции регионального зонирования, как одного из важных звеньев системы стратегического управления национальной экономикой. Основными задачами регионального зонирования той или иной страны являются:
— формирование эффективной структуры, опирающейся на естественные преимущества (прежде всего имеющиеся природные богатства — минеральные ресурсы, почвенно-климатические условия, благоприятные транспортные возможности) и нацеленной на обеспечение ускоренного социально-экономического развития;
— создание условий для равномерного распределения населения в каждой экономической зоне; установление и поддержание в них баланса между промышленным потенциалом, расселением населения, природными ресурсами, развитием транспортной и энергетической инфраструктуры.
К лету 2005 г. в Российской Федерации действовали 24 специальные экономические зоны, функционировавшие на основании постоянно меняющихся подзаконных актов [1]. В настоящее время с уверенностью утверждать, что с 2005 г. начался принципиально новый этап проекта по развитию особых экономических
зон на территории России, старт которого связан, прежде всего, с принятием двух базовых законодательных актов — Федерального закона от 22.07.05 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и Федерального закона от 22.07.05 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Этими законами заложена единая правовая основа создания и функционирования ОЭЗ на территории России, сформулированы новые принципы отношений власти и бизнеса на территории таких зон [2]. Все ранее созданные ОЭЗ прекратили свое существование с момента введения в действие Федерального закона № 116-ФЗ, за исключением двух — в Калининградской и Магаданской областях [3].
Особая экономическая зона (ОЭЗ) является частью национальной экономики, то есть она непосредственно вовлечена в процесс инновационного развития страны, региона. Особые экономические зоны позволяют серьезно ускорить создание региональных инновационных систем, в частности на этапе согласования решений, связанных с разграничением функций между региональными и национальными участниками. В данном случае ОЭЗ может рассматриваться как инструмент предоставления льгот для развития перспективных высокотехнологичных направлений бизнеса.
На создание высокотехнологичной продукции в РФ нацелены особые экономические зоны технико-внедренческого типа. В настоящее время формирование и развитие ОЭЗ данного типа идет в Москве, Зеленограде, Дубне, Томске и Санкт-Петербурге. Цели их создания и основные направления деятельности представлены в таблице 1.
Одним из препятствий дальнейшего развития технико-внедренческих ОЭЗ является отсутствие у бизнеса экономического интереса к работе в данных зонах. Те налоговые и таможенные льготы, которые на сегодняшний день предоставляются резидентам ОЭЗ, не являются в должной мере привлекательными для предпринимательства.
Отечественные специалисты в области информационных технологий, предпочитают организовывать свой бизнес за рубежом, например, в Калифорнии. Этот факт вызван тем, что в ряде стран — США, Канаде, Финляндии, Индии и даже на Украине — существует практика предоставления инвестиционного налогового кредита на ограниченный срок (налогоплательщик освобождается от уплаты налога на прибыль, до тех пор, пока не вернет свои инвестиции). Во Франции такой кредит размером в 5 миллионов евро дается на 2 года в обмен на инвестиции. В то время, когда в России при инвестициях в 10 миллионов евро налоги составляют примерно 6 миллионов евро. Российским ОЭЗ необходимо таким образом скорректировать свою программу, чтобы она стала выгодна для бизнеса. Российские особые эко-
Таблица 1
Цели создания и основные направления деятельности технико-внедренческих ОЭЗ
Особая экономическая зона Цели создания Направления деятельности
г. Дубна (создана в соответствии с Постановлением № 781 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г.) увеличение доли РФ на мировых рынках высоких технологий и в первую очередь в сфере 1Т; создание современной модели научно-технологического парка; создание в г. Дубне центра развития и распространения культуры разработки и реализации программных продуктов заказное программное обеспечение программные комплексы разведки и мониторинга месторождений газа и нефти; цифровые системы защиты информации сетевые вычислительные системы силовая электроника нанотехнологии и новые материалы
г. Москва (ОЭЗ «Зеленоград») создана в соответствии с Постановлением № 779 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. развитие инновационной инфраструктуры; создание прорывных технологий и конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках продуктов; микро- и наноэлектроника оптоэлектроника информационные и коммуникационные технологии биосенсорные и биоинформационные технологии нанотехнологии и наноматериалы
г. Санкт-Петербург создана в соответствии с Постановлением № 780 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. развитие высокотехнологичных отраслей промышленности; производство инновационного продукта; коммерциализация достижений в наукоемких областях; программное обеспечение; средства связи коммуникационное оборудование системы автоматизации производства медицинская техника точное и аналитическое приборостроение
г. Томск создана в соответствии с Постановлением Правительства от 21.12.2005 №783 формирование уникальной среды для развития инновационного бизнеса, производства научно-технической продукции и вывода ее на внутренний и внешний рынок; освоение качественно нового технологического уровня производства в приоритетных секторах экономики области информационно-коммуникационные и электронные технологии; новые материалы и нанотехнологии; био- и медицинские технологии
номические зоны значительно проигрывают зонам других стран по объему налоговых и таможенных льгот.
Концепция российской инновационной системы представлена в настоящее время как совокупность субъектов (государство, бизнес-посредники, мелкие и крупные компании, высшие учебные заведения, лаборатории) и институтов (инновационно-технологические центры, технопарки, инкубаторы, инновационнопромышленные комплексы, технологические кластеры, особые экономические зоны, фонды, финансирующие инновации) [5].
На сегодняшний день Россия, возводя мощную и дорогостоящую инфраструктуру особых экономических зон, идет тем путем, который прошли на Западе в 50-70-е гг. прошлого века. Однако сегодня тенденции развития таких зон за рубежом изменились. Строительство новой инфраструктуры в условиях развития информационных технологий и снижения себестоимости инновационной продукции обходится дорого. Поэтому особые экономические зоны нового поколения формируются как сетевые технопарки, объединяя интеллектуальные, кадровые, технологические и финансовые возможности нескольких городов региона. Например, британский сетевой технопарк ТесЬтшт соединяет в инновационной деятельности возможности 11 городов.
Ростки информационно-сетевой экономики в России стали заметны в начале 90-х гг. ХХ века, когда в деловую и повседневную жизнь многих жителей крупных городов стали активно внедряться информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Однако ее дальнейшее формирование можно охарактеризовать как несистемное и очаговое. С одной стороны, национальное хозяйство в значительной мере подключено к мировым финансам, спекулятивным вложениям, информационному рынку, развитым бизнес-услугам, средствам информатизации, к глобальной торговле энергоресурсами. С другой стороны, Россия во многом исключена из высокотехнологичной производственной сети. Это развитие, протекающее иначе, нежели в развитых странах, сопровождается сложным симбиозом проблем, связанных как с особенностями трансформационных процессов, развивающихся в российском обществе, так и с отличиями нашей социальнокультурной среды, геоэкономических факторов и значительным влиянием наследия советской экономической системы.
Сегодня можно отметить неуклонный рост информационного бизнеса (консультирование, информационное посредничество, маркетинговые услуги, аналитика, создание програм-
мных продуктов, предоставление аппаратного обеспечения) в российской экономике. В российском обществе сформировалось достаточно полное представление об открывающихся посредством использования новых ИКТ возможностях в решении различных задач во всех областях. К тому же созданы определенные заделы в формировании телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе на уровне ряда регионов, достигнут некоторый минимальный уровень оснащенности российских экономических структур и социальных институтов компьютерным и сетевым оборудованием. Но этот рост все равно не позволяет достигнуть показателей развитых стран [6].
При существующей тенденции преодоления изолированности научно-технического развития, широкого распространения информационной инфраструктуры, Российская Федерация пока значительно отстает от мировых лидеров. Сформировавшаяся в России информационная экономика имеет «очаговый» характер (таблица 1). Успехи в информатизации достигнуты за счет использования зарубежного оборудования или оборудования, собранного в стране с помощью «отверточного» производства. Большая часть программного обеспечения используется нелегально, причем в секторе как частного предпринимательства, так и в государственном. Ситуация всеобщей нелегальности программного обеспечения в России стала медленно изменяться лишь в последнее время.
Говоря о развитии сетевых экономических структур целесообразно отметить, что к концу прошлого столетия достаточно ясно определились некоторые характеристики, которые, по всей видимости, станут доминирующими признаками экономики ХХ1 века. В настоящее время новые возможности информационных взаимодействий стали базой для реальных социальных инноваций. Появление новейших технологий, формирование глобальной информационных сетей и систем открывают не только технические, но и новые экономические возможности. Современные достижения в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий привели к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности, что, в свою очередь, открыло новые возможности для организационного и институционального дизайна в бизнесе и других сферах социально-экономической деятельности человека.
Одно из самых распространенных названий этой новой среды — «сетевая экономика» (networked economy). В докладе «Конвергенция телекоммуникационных, вещательных и ин-
формационных технологий: европейский подход», сделанном Европейской Комиссией в 1997 году, дается одно из первых определений глобальной сетевой экономики как «среды, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут с помощью Интернет-технологий контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия». С понятием сетевой экономики также связывают создание и модернизацию программного обеспечения, компьютерных чипов, мобильной связи и т.д., в общем, тех видов деятельности человека, которые относятся к техническому прогрессу в области Интернет и информационных технологий [4].
Современная Интернет-революция значительно изменила условия для информационных взаимодействий между людьми, что влечет за собой изменения в институциональной структуре общества (включая экономику).
Термин «виртуальность» осваивается разного рода аналитиками современного общества — от философов и экономистов до политиков и журналистов. Сетевая экономика постепенно расширяет и укрепляет свои позиции в современном обществе в первую очередь за счет переноса людьми своей социальноэкономической деятельности в виртуальное пространство сети Интернет.
Сегодня уже нет необходимости специально доказывать, что развитие сети Интернет может иметь очень серьезные социально-экономические последствия как для отдельных стран, так и в глобальном масштабе. В общем смысле позитивные последствия Интернета, как это бывает с большинством удачных технологических новшеств, могут соседствовать с негативными последствиями, пока до конца неясными.
Сами по себе Интернет-технологии позволяют экономическим отношениям, а также процессу создания нематериальных благ принять электронную форму существования. Особенность последней состоит в сетевом характере ее структуры, низкой себестоимости, а также в том, что события в ней происходят мгновенно. Эти обстоятельства открывают новые экономические перспективы. Становится возможным «бизнес со скоростью мысли», а также производство, предельно рассредоточенное по внешним соисполнителям и потому гораздо более дешевое и гибкое, чем то, что есть сейчас. Интернет-технологии дают почти полную свободу перемещать по личному усмотрению нематериальные активы и даже выпускать собственные деньги. Пример качественной новизны ситуации может служить появление Интернет-доступа к валютному рынку FOREX, давшее физическим лицам еще немыслимую вчера возможность торговать мировыми валютами наравне с финансовыми структурами. Человек по силе воздействия уравнивается с организационной структурой.
В данной статье, в основном, используется термин «сетевая экономика», так как он является наиболее распространенным в научной литературе и наиболее полно характеризует анализируемые социально-экономические явления. Следует отметить, что этот термин не совсем точен, поскольку в строгом понимании терминов любая экономика по сути является сетевой, т.к. основывается на сетях связей между ее участниками. Возможно,
со временем будет найден новый более удачное определение, которое заменит словосочетание «сетевая экономика».
Многие важные компоненты сетевой экономики, а, следовательно, и она сама как реально наблюдаемое явление, пока еще существуют практически в «зародыше». Социально-экономические последствия внедрения Интернет-технологий выглядят многообещающе, но их природа и движущие силы пока мало изучены. Улучшение возможностей для информационных взаимодействий уже дает и как ожидается должно дать еще больший позитивный результат в социально-экономической сфере. Однако эти же процессы могут иметь негативные и дестабилизирующие последствия для устойчивого развития общества. Позитивным моментом является возможность более динамичного прогресса (повышение скорости «прогрессивной эволюции»), негативным — ослабление традиционных механизмов поддержания стабильности в обществе, что порождает опасения по поводу социально-экономической напряженности. Известны, например, случаи использования Интернета террористическими организациями.
Решающим фактором формирования сетевой экономики является виртуализация организационно-экономических взаимодействий:
1) массовый перенос людьми их информационной активности и взаимодействий в он-лайн и, как следствие, — формирование онлайновых сообществ;
2) возникновение или перенос различных организационных образований внутрь онлайновых сообществ и распространение, таким образом, практики создания сетевых организаций для управления совместной деятельностью групп людей;
3) создание в виртуальном пространстве сети Интернет необходимых условий для взаимодействия сетевых организаций и членов онлайновых сообществ, включая адекватные новым условиям институциональные структуры («правила игры»), соответствующую сетевую инфраструктуру и сетевой механизм координации.
Именно эти три процесса не только наполняют сетевую экономику реальным содержанием, но и определяют главную «ось» современного развития Информационного Общества в целом. Анализ этих процессов позволяет лучше понять смысл и место возникающих новых социально-экономических явлений, включая отличия сетевой экономики от «новой» экономики.
Опыт создания сетевых технопарков без масштабного строительства новых зданий особенно интересен в условиях северного климата, где инфраструктура стоит гораздо дороже, чем на юге. Выстраивая особую экономическую деятельность в холодном климате, особенно важно брать в расчет уже имеющиеся возможности территории, чтобы снизить и без того высокую по сравнению с югом себестоимость производимого здесь продукта.
В связи с этим возникает вопрос о целесообразности идеи создания Центра программирования на территории, где накоплен значительный научно-технический потенциал в области ядерных исследований и внедрения их в промышленность. Возможно, имеет смысл еще раз проанализировать направление развития ОЭЗ «Дубна» и перепрофилировать его в пользу более широкого внедрения хорошо развитых в регионе и России ядерно-физических технологий.
Литература
1. Мау В.А. Борьба с коррупцией: локальный опыт // Ведомости. — 2008. — № 125 (9 июля).
2. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами [Электронный ресурс]. — М., 2007-2009. — Режим доступа: http://www.rosoez.ru
3. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: [Федер. закон № 116-ФЗ от 22 июля 2005г.] // Российская газета.
— 2005. — 27 июля. — С. 4-5.
4. Паринов С.И. К теории сетевой экономики. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. — 168 с.
5. Коновалова О.Н. Национальная инновационная система: подходы к формированию сетевой модели // Межвузовский сборник трудов молодых ученых, аспирантов и студентов. — Омск: СибАДИ, 2006. — Вып. 3. Ч. 2. — С. 238-242.
6. Коновалова О.Н. Проблемы развития информационно-сетевой организации экономики и переход к инновационному типу развития // Омский научный вестник. — 2006. — № 8 (42).