Научная статья на тему 'Особые экономические зоны как инструмент инновационной политики'

Особые экономические зоны как инструмент инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
366
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗОНИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ И НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SPECIAL ECONOMIC REGIONS / INNOVATION SYSTEM / ECONOMIC ZONATION / INNOVATIONAL AND SCIENTIFIC TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неучева Милана Юрьевна

Рассматривается возможность при переводе отечественной экономики на инновационные рельсы использования механизма особых экономических зон, режим функционирования которых позволяет интегрировать хозяйственную деятельность для развития инновационных технологий в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special economic regions as innovation politics instrument

Nowadays a possibility of national economy conversion for innovation line is put on. Possibility of special economic zones mechanism use, which functioning allows integrating economic and scientific activity for the development of innovational technologies in the country.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны как инструмент инновационной политики»

УДК 339.54

М.Ю. Неучева

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Рассматривается возможность при переводе отечественной экономики на инновационные рельсы использования механизма особых экономических зон, режим функционирования которых позволяет интегрировать хозяйственную деятельность для развития инновационных технологий в стране.

Свободные экономические зоны, инновационная система, экономическое зонирование, инновационные и научные технологии.

M.Yu. Neucheva SPECIAL ECONOMIC REGIONS AS INNOVATION POLITICS INSTRUMENT

Nowadays a possibility of national economy conversion for innovation line is put on. Possibility of special economic zones mechanism use, which functioning allows integrating economic and scientific activity for the development of innovational technologies in the country.

Special economic regions, innovation system, economic zonation, innovational and scientific technologies.

Создание нового, инновационного типа экономики предполагает не просто преодоление технологического отставания и модернизацию производства страны, а способность экономики быстро меняться, генерировать новые идеи, продукты, услуги. В итоге будет формироваться и совершенно иное качество жизни за счет появления новых современных продуктов (от машиностроения до фармацевтики и продуктов в прямом смысле слова), более высокой оплаты труда. В ближайшее десятилетие в лидеры мировой экономики выйдут те страны, которые уже сегодня делают ставку на развитие новых технологий. В России задача ставится гораздо шире - необходимо перевести на инновационные рельсы всю отечественную экономику. А это не только космос, оборонная промышленность или авиастроение. В 2010 году на федеральные целевые программы, поддерживающие такие направления как стимулирование инноваций, из казны планируется выделить 250 миллиардов рублей, или почти четвертую часть всей инвестиционной программы бюджета [1].

Необходимо отметить, что в Российской Федерации до сих пор нет закона об инновационной деятельности, в котором должны быть отражены термины «инновация», «инновационная деятельность», «технопарки» и т.п. - как элементы инфраструктуры инновационной деятельности.

В настоящее время под термином «технологический парк» обычно понимают такие структуры, как технологические инновационные центры (предпринимательские и технологические инкубаторы). Их принципиальное отличие определяется целями их

создания и функционирования, при этом они не исключают, а скорее дополняют друг друга.

Целью деятельности предпринимательских инкубаторов является продвижение на рынке тех товаров и услуг, в основе которых лежат уже известные технические решения, «ноу-хау», изобретения, доведенные до стадии внедрения и коммерческого освоения, оказание помощи в создании предприятий и оценке эффективности различных моделей экономического развития определенных регионов. Их основной задачей является использование научно-технического потенциала, опыта ученых и специалистов для развития технологической, производственной и организационно-внедренческой базы для активного распространения инноваций в экономике страны. Кроме того, инкубаторы этого вида используются для создания опытных и серийных производств по внедрению изобретений и инновационных идей на самой ранней, рискованной стадии разработки коммерческих проектов.

В отличие от предпринимательских технологические инкубаторы, как правило, создаются для разработки новых или усовершенствования уже существующих изделий и технологических процессов, имеющих потенциальный спрос на рынке. Зарубежный опыт привлечения средств подобных инкубаторов к финансированию разработок российских предприятий доказывает перспективность и высокую эффективность данного направления.

Наиболее эффективное развитие технопарков отмечается при учреждении их на территории специальных экономических зон (СЭЗ), которые достаточно широко известны в мировой хозяйственной практике. Сегодня наибольшее распространение получила трактовка свободных экономических зон как территорий, на которых благодаря введению беспошлинного режима, а также помощи других экономических и организационных регуляторов стимулируется внешнеэкономическая деятельность с привлечением иностранных инвестиций. В соответствии с Киотской конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, в международно-правовой практике «свободная зона» означает часть территории государства, где любые ввезенные товары обычно рассматриваются в том, что касается импортных пошлин и налогов, как находящиеся вне пределов таможенной территории и не являющиеся предметом обычного таможенного контроля [2].

Мировая хозяйственная практика свидетельствует об эффективности использования такого организационного механизма как особые экономические зоны. Особое положение среди них занимают так называемые технико-внедренческие зоны (технологические парки), режим функционирования которых позволяет интегрировать хозяйственную деятельность с научной. Зоны этого типа способствуют развитию инновационных технологий. Богатый опыт функционирования особых экономических зон, связанных с научно-технологической деятельностью, имеют США, государства Западной и Восточной Европы: Германия, Польша, Болгария, Ирландия и ряд других. Особенности функционирования особых экономических зон государств Юго-Восточной Азии (Сингапура, Южной Кореи, Малайзии) состоят в том, что административноправовой режим их предпринимательской деятельности способствует привлечению как национальных, так и иностранных инвестиций. Гибкий инвестиционный режим отвечает интересам и государства, и инвесторов. Задача построения в Китае инновационной экономики была поставлена в начале 2006 года, когда Госсовет КНР принял «Основы государственного плана среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 2006-2020 годы». Инновационный курс объявлен новой национальной стратегией. Долю расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в ВВП предполагается поднять к 2020 году до 2,5% (в 2005 году она составляла 1,34%), а вклад научно-технического прогресса в экономическое развитие - более чем вдвое, до уровня выше 60%. Зависимость от импортных технологий снизится до 30%. Китай войдет

в первую пятерку стран по числу выдаваемых патентов и по числу ссылок на научные публикации, займет лидирующее положение в науке и технике [3].

Необходимо отметить, что понятие «свободные экономические зоны» использовалось и в Российской Федерации в первоначальной редакции проекта федерального закона о зонах с особым режимом ведения предпринимательства.

Позднее понятие СЭЗ в Российской Федерации было заменено на «особые экономические зоны» (ОЭЗ), которое стало рассматриваться в качестве синонима понятия «свободные экономические зоны».

В широком понимании эти термины малоотличимы. Принципиальная разница состоит в том, что свободные экономические зоны предоставляли компаниям исключительно льготы. За счет этих льгот экономились значительные средства, которые резиденты СЭЗ должны были направлять на развитие производства. Поскольку данный процесс фактически не контролировался, СЭЗ часто сравнивали с оффшорами, перекачивающими деньги для иных целей. Принятие Федерального закона 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» существенно изменило картину. Во-первых, главный упор делается теперь на инфраструктуру. Во-вторых, компании-участники ОЭЗ регистрируются в определенном муниципальном образовании и нигде больше, без каких-либо филиалов и «дочек». Понесенные ими затраты отождествляются с созданием реального производства - завода, цеха или лаборатории [4].

Льгот и преференций для участников ОЭЗ установлено немало. В частности, освобождение от уплаты налога на имущество в течение пяти лет с момента его постановки на учет. В течение такого же срока не будет взиматься земельный налог. Для резидентов технико-внедренческих зон снижена до 14 против обычных 26% базовая ставка единого социального налога. Максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставленные на основе соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности, не превышает двух процентов в год от кадастровой стоимости.

Дополнительные льготы и преференции могут устанавливать субъекты Федерации и муниципальные образования, на территории которых созданы ОЭЗ.

На территории ОЭЗ действует и режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах особых зон без уплаты таможенных пошлин и НДС, а российские товары - на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без вывозных таможенных пошлин.

По предварительным оценкам, общее снижение издержек резидентов ОЭЗ может достигать почти 30%. Только путем снижения административных барьеров издержки на реализацию проектов в ОЭЗ могут быть снижены на 3-5% в технико-внедренческих ОЭЗ. Строительство инфраструктуры за счет средств бюджетов всех уровней позволит снизить издержки резидентов на 8-12%, а концентрация производства позволит избежать дополнительных расходов в размере 3-7% от стоимости инвестиционных проектов [5].

В настоящее время в России создано четыре ОЭЗ технико-внедренческого типа. Первопроходцами в этой сфере стали подмосковная Дубна, Томск, столичный административный округ Зеленоград и Санкт-Петербург. Специализацию Дубны составляют информационные и ядерно-физические технологии, в Томске -промышленная электроника и биотехнологии, в Зеленограде - микро- и наноэлектроника, Санкт-Петербурге - аналитическое приборостроение. При этом под техниковнедренческой деятельностью понимаются создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

Помимо уже существующих зон, сегодня в ряде регионов России есть готовые площадки для организации инновационных структур, например технопарков. Их, в

свою очередь, можно рассматривать в качестве инкубаторов для «выращивания» будущих резидентов технико-внедренческих особых экономических зон, а также для формирования предпосылок создания ОЭЗ в рамках последующих конкурсов. На базе этих технопарков можно было бы отработать, в том числе и такие элементы инновационной инфраструктуры, как венчурные и «посевные» фонды ранних стадий, которые играют большую роль и в Силиконовой долине, и в новых высокотехнологичных экономиках таких стран, как Израиль, Сингапур, Южная Корея. Представляется также целесообразным рассмотреть в рамках развития частногосударственного партнерства возможность подключения к созданию технопарков крупных российских компаний, проявляющих, особенно в последнее время, интерес к технологическому переоснащению производственных мощностей и диверсификации своей деятельности.

По оценкам экспертов, во всем мире две трети новых разработок внедряются за счет частных средств, в России, к сожалению, - пропорция обратная. При этом, несмотря на увеличение государственных расходов, общие затраты на научные разработки ряд последних лет снижались [1].

Поэтому с учетом ограниченности ресурсов стратегическая модель интеграции России в мировое инновационно-технологическое пространство должна строиться на основе избранных приоритетных «интеграционных ядер роста». Ключевой аспект государственной политики в области международного инновационно-технологического сотрудничества государственного и частного секторов России и зарубежных стран - это рациональное сочетание поддержки продвижения российской наукоемкой продукции на мировые рынки с созданием благоприятного климата для роста инновационной активности зарубежных структур в России и использования в российской промышленности передовых зарубежных технологий, в том числе на основе иностранных лицензий.

В целях успешной коммерциализации отечественных технологий за рубежом российским организациям следует принимать во внимание платежеспособность рынка страны-реципиента. Перспективными являются рынки платежеспособных стран нетто-реципиентов (КНР, Иран, страны АТР с быстроразвивающейся экономикой и т. д.). Одним из эффективных механизмов трансфера российских технологий на их рынки может быть использование свободных зон в данных странах как демонстрационного полигона наших возможностей наряду с созданием с местными компаниями или администрациями совместных предприятий (пример - зона города Яньтай, КНР). Российским вкладом могут выступать инновации, техпомощь и «ноу-хау», а зарубежным - инфраструктура, инвестиции.

Потенциал отечественной науки позволяет России участвовать в международном инновационно-технологическом взаимодействии путем создания свободных экономических зон или зон коммерциализации российских технологий. Они включают технопарки, технологические инкубаторы и научно-производственные комплексы наукоградов, ориентированные на привлечение иностранных инвестиций.

Сегодня Россия как никогда заинтересована в том, чтобы представить бизнесу инвестиционные возможности нашей страны, привлечь капитал, новые технологии. Кризис может воздействовать на экономику не только негативно. Теперь уже сама жизнь заставляет развивать инновационную экономику, экономику знаний и технологий. Россия в этом качестве остается весьма привлекательной страной для иностранных инвесторов. И ее особые экономические зоны и задумывались как площадки для наукоемкого, инновационного, высокотехнологичного производства.

ЛИТЕРАТУРА

1. В стиле «техно» // Рос. газ. Центральный выпуск № 5005. 2009. 28 сентября. С. 45.

2. Шаблинский И. Г. Таможенные процедуры и логистика. Правовая поддержка / И.Г. Шаблинский. М.: Альпина паблишер, 2GG7. l79 с.

3. Cao C. China innovation challenge / C. Cao. Notthingam university, 2GG7. 156 р.

4. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ от 22 июля 2GG5 г. // Рос. газ. 2GG5. 27 июля. С. 4-5.

5. Махлин М. Зоны особого внимания / М. Махлин // Российская бизнес-газета.

2GG6. 11 января (№ 538). С. 3.

Неучева Милана Юрьевна -

кандидат экономических наук, доцент Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан

Associate Professor of Bashkir Academy of State Service and Management under the President of Bashkortostan Republic

Neucheva Milana Yuriyevna -

Candidate of Economic Sciences,

Статья поступила в редакцию 11.03.10, принята к опубликованию 14.07.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.