Научная статья на тему 'Роль и место региональных ИПК и про в системе личностного и профессионального роста педагога'

Роль и место региональных ИПК и про в системе личностного и профессионального роста педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ / ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА / PERSONAL AND PROFESSIONAL GROWTH (DEVELOPMENT) / COMMUNICATIVE COMPETENCE / EFFECTIVE DIALOGUE / TRAINING PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокаева Маржан Абукаевна

Приводятся данные по результатам многолетних наблюдений, специального эмпирического исследования и системы работы с конкретной выборкой учителей образовательных учреждений КБР по повышению их психолого-педагогической культуры. Анализируются условия, формы и методы повышения коммуникативной и профессиональной компетентности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мокаева Маржан Абукаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role and place of the regional institute of development in system of personal and professional growth of the teacher

Data by results of the long-term supervision, special empirical research and system of work with concrete sample of teachers of educational institutions KBR on increase of their psychology-pedagogical culture is cited. Conditions, forms and methods of increase of communicative and professional competence of teachers are analyzed.

Текст научной работы на тему «Роль и место региональных ИПК и про в системе личностного и профессионального роста педагога»

УДК 371.134

М. А. Мокаева

РОЛЬ И МЕСТО РЕГИОНАЛЬНЫХ ИПК И ПРО В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммуникативная компетентность; личностный и профессиональный рост; эффективное общение; тренинговая про-

АННОТАТТИЯ. Приводятся данные по результатам многолетних наблюдений, специального эмпирического исследования и системы работы с конкретной выборкой учителей образовательных учреждений КБР по повышению их психолого-педагогической культуры. Анализируются условия, формы и методы повышения коммуникативной и профессиональной компетентности педагогов.

М. А. Mokaeva

ROLE AND PLACE OF THE REGIONAL INSTITUTE OF DEVELOPMENT IN SYSTEM OF PERSONAL AND PROFESSIONAL GROWTH OF THE TEACHER

KEY WORDS: communicative competence; personal and professional growth (development); effective dialogue; training program.

ABSTRACT. Data by results of the long-term supervision, special empirical research and system of work with concrete sample of teachers of educational institutions KBR on increase of their psychology-pedagogical culture is cited. Conditions, forms and methods of increase of communicative and professional competence of teachers are analyzed.

грамма.

программы модернизации российского образования возникают различные ситуации, которые могут стать источником сложных личностных проблем как для педагога, так и для учащегося. Они связаны с переходом на систему единого государственного экзамена, профилизацией в старшей школе, необходимостью массового освоения иностранных языков, компьютерной грамотности и др., не говоря уже о том, что в современном массовом образователь-

С

егодня, в условиях реализации

ном учреждении необходимо создание достаточных условий для обеспечения равных прав на качественное образование ученика в соответствии с его образовательными возможностями.

В этих условиях на первое место выдвигается проблема личностного и профессионального роста педагога ОУ как звена, определяющего успешность решения системы других проблем и вопросов образования. А обеспечение личностного и профессионального роста обусловлено в первую очередь психологиче-

скими знаниями педагога. Те же психологические знания, которые получил будущий специалист при обучении в вузе, часто весьма ограничены, оторваны от реальной практики, потому необходимость совершенствования психологопедагогического мастерства, психологической компетентности учителя значительно возрастает.

Официальной структурой в решении обозначенной проблемы являются институты повышения квалификации и переподготовки работников образования. А внутри этой структуры на решение вопросов личностного роста педагога, определяющего уже успешность его профессионального роста, в максимальной степени влияет эффективное обеспечение организации работы по реализации программ развития и совершенствования психологической компетентности педагога, т. е. работа таких подразделений институтов, которые призваны выполнять функции повышения психологической и педагогической культуры педагогов.

На фоне значительного повышения востребованности в психологических и педагогических знаниях педагогов кафедрой психологии Кабардино-Балкарского ИПК и ПРО прорабатываются различные модели эффективного решения задач развития и совершенствования, в первую очередь коммуникативной компетентности педагогов и в целом их пси-холого-педагогической культуры.

При разработке учебных планов и программ курсовой подготовки по пси-холого-педагогическому блоку проблем расстановка акцентов осуществляется в пользу активизации практических форм работы в сочетании с теоретической подготовкой слушателей. Предпочтение отдается тренинговой форме взаимодействия с педагогами, так как активное его использование в течение ряда лет с педагогами различной профессиональной направленности дает свои положитель-

ные результаты в последующем их взаимодействии с учащимися. Например, среди педагогов КБР (по результатам опроса 2003 — 2004 гг.) около 75% (на выборке педагогов Баксанского, Чегем-ского, Урванского районов и г. Нальчика) проявляли умеренную и выраженную ориентированность на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с учащимися. Тогда как, по мнению отечественных психологов В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, А. А. Леонтьева и по нашим многолетним наблюдениям, общение в деятельности педагога является основным средством, через которое осуществляется реализация задач обучения, воспитания, развития учащегося. В этом плане именно педагогическое общение заключает в себе большой резерв совершенствования учебно-педагогической деятельности применительно ко всем педагогическим системам (детский сад, школа, вуз и т. п.), а также резерв повышения профессионального мастерства и профилактики феномена «эмоционального сгорания» педагогов.

Отвечая на этот же вопрос, уже в текущем году около 80% педагогов различных ОУ КБР отметили свою ориентированность на модель сотрудничества с учащимися. Таким образом, педагоги стали осознавать, что воспитание учащихся в духе ненасилия, миролюбия, уважения прав других людей, бережного отношения к природе и всему живому возможно в условиях сотрудничества с учащимися. Сотрудничество предполагает признание ценности личности учащегося, соблюдение равенства психологических позиций в общении, личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися, побуждающее их к творческой активности, инициативе, самостоятельности.

Так как в качестве приоритетных задач образовательных учреждений современной концепцией воспитания определяются задачи личностного разви-

тия учащихся, забота об эмоциональном благополучии, развитие творческих способностей и формирование навыков к сотрудничеству с другими людьми, то и осуществление этих задач ожидает партнерских взаимоотношений взрослых с детьми, отрицая манипулятивный подход к учащемуся, учебно-дисциплинарное взаимодействие с ним.

В настоящее время, когда происходят изменения в образовательных программах, в создаваемой среде развития все еще актуальными остаются вопросы эффективного взаимодействия педагогов с учащимися.

Эффективное общение с учащимися предполагает уважение к ним как к уникальным личностям, безусловное принятие их, подлинность и искренность в общении с ними. Общение, организованное таким образом, как показывают исследования отечественных и зарубежных авторов, а также результаты наших наблюдений, не только является неотъемлемым условием нормального психического развития ребенка, его эмоционального благополучия, но и способствует позитивным личностным изменениям самого педагога.

Мы полагаем, что наиболее значимый стиль общения «взрослый — дитя», основу построения которого можно найти в разработках американских психологов и психотерапевтов К. Роджерса и Г. Лэндрет, должен быть основой стиля общения взрослого с детьми. Правило, которого следует при этом придерживаться взрослому, может быть сформулировано как правило трех «П» — понимание, принятие, признание. Понимание означает умение видеть с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть ребенка «изнутри», смотреть на мир, одновременно отмечая побудительные мотивы, движущие детьми. Принятие означает, безусловно, положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности независимо от того,

радует он в данный момент взрослого или нет, признание его уникальности. «Я отношусь к тебе хорошо независимо от того, справился ты с заданием или нет». Это также признание права на выбор, что очень важно для развития личности и самосознания ребенка.

В рамках данного стиля общения многие ситуации, возникающие в быту, игре, учебе, могут быть представлены, как допускающие выбор, что отражается в характере коммуникативных высказываний взрослого: «Какую тебе игру дать — ту или эту?», «Чем мы будем заниматься — рисовать, читать, писать, изобретать или конструировать?»

Характеризуя предложенный стиль общения, можно заметить, что он погружает учащегося в такую среду вербальной коммуникации, которая исключает негативные, непродуктивные варианты высказываний в лексике взрослого, и, следовательно, они не внедряются в коммуникацию детей друг с другом. Здесь используются другие примеры коммуникативных высказываний.

Взрослый обращается к детям с просьбой, советом, учит высказывать поддержку и одобрение партнеру по общению. Это заключается в соответствующих словах, фразах, невербальных средствах, которые дети станут употреблять, общаясь друг с другом. Мы считаем данный стиль общения одним из средств формирования культуры общения педагогов с детьми.

С целью обучения педагогов образовательных учреждений сотрудничеству с учащимися нами разработана и эффективно используется с 1999 г. тренинговая программа «Как сотрудничать с учащимися?». Тренинг, как известно, метод активного обучения, и его основными средствами являются дискуссия, ролевая игра, психогимнастика. В связи с этим тренинг позволяет приобрести не только знания в соответствующей области, но и развить нужные навыки, сформировать

установки для успешного общения с учащимися, безусловного его принятия.

Программа тренинга состоит из двух основных частей. Первая часть посвящается развитию коммуникативной компетентности педагога. Так как мы, наряду с такими отечественными психологами, как Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, рассматриваем коммуникативную компетентность, исходя из структуры общения, как компетентность в восприятии другого человека, в установлении с ним контакта и обмене информацией [4. С. 117]. А потому тренинговые занятия, направленные на формирование коммуникативной компетентности, нацелены на развитие следующих умений:

1) умений эффективного восприятия учащегося (умений понимать язык невербального общения: взгляды, мимику, пространственную организацию общения; умений определять и понимать эмоциональное состояние ученика; умений экспрессивного самовыражения и др.);

2) умений конструктивного взаимодействия (умений обеспечить благоприятный климат для общения, выбрать оптимальную позицию в общении, организовать комфортное пространство общения и т. п.);

3) умений эффективной передачи и приема информации (умений активного, нерефлексивного, эмпатического слушания и др.).

Вторая часть программы предусматривает личностно ориентированное взаимодействие с учащимися. Программой предполагается обучение педагогов средствам экспресс-диагностики мотивов аддиктивного поведения учащегося, конструктивному отражению своих негативных эмоций и чувств, обучение техникам и приемам личностно ориентированного взаимодействия с ними. Касаясь тематики и содержания тренинговых занятий второй части программы, отме-

тим, что на первых занятиях педагоги пытаются осознать свои профессиональные проблемы и личностную ответственность за их решение. Для педагогов с выраженной ответственностью за профессиональные проблемы характерно детально анализировать взаимоотношения с учащимися, стремиться обеспечивать через взаимоотношения эмоциональное благополучие каждого учащегося и теплую доверительную атмосферу в группе.

На занятиях по теме «Я-слушания педагогов и навыки их определения» происходит знакомство и работа с таким важным компонентом межличностного взаимодействия, как «Я-слушания». Педагоги анализируют свойственные им «Я-слушания» как своеобразные фильтры, через которые они пропускают объективную информацию. При этом они выделяют свои негативные «Я-слу-шания», блокирующие творческий подход к взаимоотношениям с учащимися, например: «Я тебе не верю», «Все равно у тебя ничего не получится» и т. п. Педагоги сравнивают свои «Я-слушания» в разных ситуациях: когда оценивают ребенка и когда принимают его. В процессе психогимнастики и ролевых игр происходит интенсивная работа с позитивными «Я-слушаниями», например: «Я тебя слушаю с интересом», «Я хочу тебе помочь» и т. п.

Отдельный блок тренинговых занятий проводится по теме «Психологическая поддержка учащегося». Педагоги учатся оказывать психологическую поддержку учащимся, с большим интересом и настойчивостью осваивают такие составляющие психологической поддержки, как приемы позитивного внимания, признание продуктов деятельности и особенностей поведения учащегося, одобрение его личностных характеристик. В процессе тренинга у педагогов происходит осознание, что учащийся нуждается в психологической поддержке

не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Психологическая поддержка способствует формированию самоуважения учащегося, помогает поверить в себя и свои способности. В результате тренинговых занятий у педагогов возрастает ответственность за процесс и результат взаимодействия с учащимися, повышается ориентированность на сотрудничество и личностное взаимодействие с ними.

Таким образом, анализ наблюдений, специальной эмпирической работы, а также система работы в целом с педагогами различной направленности ОУ КБР позволяет сделать ряд выводов:

Одна из важнейших тенденций инновационной модели повышения квалификации педагогов в условиях ИПК и ПРО состоит в пересмотре самой концепции организации деятельности слушателей и руководства ею. В практике послевузовского образования осуществляется перенос акцента с обучающей деятельности на преобразовательную, методическую. Осуществляется реализация принципа инновационности, открытости педагога культуре и обществу, введение полифонии педагогической деятельности. Диалогизм, полифония и умения прогнозировать результаты своей деятельности выступают как структурообразующие начала инновационной деятельности педагога.

Для осуществления продуктивной и успешной деятельности в любой сфере важен не только интеллектуальный потенциал, но и развитая, зрелая личность как субъект общения, ее коммуникативный потенциал и те свойства, которые развиваются в процессе самой профессиональной деятельности. Что же касается педагогической деятельности, то здесь культурой общения определяется

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ее успешность в целом. Именно в общении и через общение педагог может решать жизненно важные и профессиональные задачи, в том числе осуществлять саморазвитие, самосовершенствование и самореализацию.

В современных условиях развития информационных технологий и модернизации всей системы образования тренинговая работа с педагогами, направленная на повышение коммуникативной компетентности и решение профессиональных задач, является одной из эффективных форм работы по формированию, развитию и совершенствованию уровня их личностной, психологической и профессиональной культуры.

Профессиональная компетентность как условие социальной адаптации в контексте культуры позволяет, на наш взгляд, говорить о профессиональном и личностном развитии как едином, взаимообусловленном процессе. Одним из наиболее важных компонентов профессиональной компетентности является психологическая культура педагога как составная часть общей культуры его личности.

Сравнительно-сопоставительный анализ существующей на данный момент обобщенной модели личности педагога, модели прошлых десятилетий и модели будущего позволят, на наш взгляд, отразить динамику развития не только педагогов как социальной группы, но и изменения запроса общества на профессию педагога. Использование данной информации позволит создать и практически реализовать эффективную систему психолого-педагогического сопровождения педагогов в образовательном процессе и создать условия для их непрерывного профессионального и личностного роста.

1. АНАНЬЕВ, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б. Г. Ананьев. — М., 1980. — Т. 2.

144 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ

2. БОЙКО, В. В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. — М. : Наука, 1996.

3. ГРИГОРЬЕВА, Т. Г. Основы конструктивного общения : метод. пособие : хрестоматия : прак-

тикум / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усолъцева. — М., 1997.

4. ЕМЕЛЬЯНОВ, Ю. Н. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга / Ю. Н. Емельянов, Е. С. Кузьмин. — Л., 1983.

5. ЛУПЬЯН, Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я. А. Лупьян. — Минск, 1988.

6. ЛЬЮИС, Д. Тренинг эффективного общения / Д. Льюис. — М., 2002.

7. МОКАЕВА, М. А. Стремление к пониманию смысла жизни / М. А. Мокаева. — Самара, 2007.

8. МОКАЕВА, М. А. Этнопсихология : личность / М. А. Мокаева. — Нальчик, 2000.

9. ФОППЕЛЬ, К. Как научить детей сотрудничать / К. Фоппель. — М., 2003.

10. РОДЖЕРС, К. Становление личности / К. Роджерс. — М., 2001.

Получено 24.0 6.0 9 © Мокаева М. А., 200 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.