РОЛЬ И МЕСТО МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Л.Г. МАГОМЕДОВА,
аспирант,
ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет» им. Х.М. Бербекова,
360004, Нальчик, ул. Чернышевского, 173
В статье обстоятельно рассмотрена процедура использования системного анализа как одного из методов стратегического управления экономикой региона и ее отдельных отраслей, позволяющая определить и упорядочить цели экономики региона, проблемы ее функционирования и устойчивого развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие; стратегическое управление; системный анализ; управление проектами.
Коды классификатора JEL: R58.
Устойчивое развитие региональной экономики, обеспечивающее сбалансированное решение социальноэкономических задач и проблем сохранения природно-ресурсного потенциала, является стратегической задачей региональных органов власти.
Достижение поставленной цели предполагает переход экономики к инновационному социальноориентированному типу развития, что может быть обеспечено, в первую очередь, за счет устойчивого развития региона и укрепления его экономического потенциала. Это обстоятельство во многом определяет необходимость эффективного использования природных ресурсов и производственного капитала и обеспечивается сбалансированностью пространственного развития экономики, включающей в себя формирование новых центров динамичного экономического роста, а также реализацию конкурентных преимуществ каждого региона.
Стратегическое управление представляет собой деятельность, основанную на предвидении возможных модификаций (сигналов) внешней и внутренней среды и экономического потенциала, путем своевременного реагирования и адекватного координирования и перераспределения различных видов ресурсов, обеспечивая тем самым ее конкурентоспособность и перспективное развитие.
Наиболее эффективным инструментом активизации ресурсного потенциала, а также обеспечения конкурентоспособности и перспективного развития экономики является кластерный подход, являющийся инструментом достижения стратегических целей (максимизация прибыли, высокий уровень конкурентоспособности, инновационная наполненность, дополнительный прилив капитала и технологий при помощи прямых инвестиций и др.) и оказывающий существенное влияние на развитие смежных отраслей экономики: торговлю, науку, образование, государственное управление, инвестиции и инновации, создание инфраструктуры, здравоохранение и др. По мнению основоположника теории кластеризации экономики М. Портера, кластер представляет собой группу географически соседствующих взаимосвязанных предприятий и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [2].
Для достижения цели активизации ресурсного потенциала посредством кластерного подхода, перспективной является разработка и реализация крупных комплексных проектов в рамках целевых региональных программ развития сферы услуг. Данные проекты призваны учитывать существующие пропорции отраслевого развития, но иметь первичную региональную составляющую. Здесь мы сталкиваемся с особым видом управленческой деятельности, такой как современное управление проектом.
Существующие в настоящее время определения понятия «проект» базируются на трех важнейших характеристиках: наличие уникальной цели, ограниченность во времени и в ресурсах. Такой подход, на наш взгляд, отличается существенным недостатком, а именно: отсутствие связи между проектом как предварительно разработанным планом, и проектом как процессом реализации этого плана.
В этой связи целесообразно дать следующие определения. Проект — это деятельность по разработке и реализации плана действий по достижению особой цели, а управление проектом — особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной тщательной проработке алгоритма действий по достижению конкретной цели и состоящий из разработки и реализации такого алгоритма.
Управление проектом — это особый вид управления, который может применяться (так или иначе) к управлению любыми системными объектами, а не только объектами, имеющими явные характеристики проекта. Этим масштабы применения методологии управления проектом значительно расширяются, появляются возможности практического использования проектного управления в различных областях человеческой деятельности.
Цели являются качественной декларацией и количественной оценкой искомого результата деятельности, и одновременно это некий центр, содержащий в себе концепцию проекта. Осознание цели как желаемого состояния объекта является отправной точкой управления проектом. Цель в управлении проектом характеризуется наличием особенностей, вытекающих из внутренних свойств желаемого результата проекта и из внешних условий пребывания объекта. Именно цель определяет проект и деятельность по его реализации в целом.
Цель проекта раскрывается в детальном алгоритме действий, включающем в себя различные стороны проекта и выражаться в зависимости от содержания проекта в различных формах. Это могут быть: иерархическое дерево целей, структура работ, структура стоимости, структура продукции (результата) проекта, сетевые и информационно-технологические модели и др. Помимо этого, тщательно прорабатываются средства и предметы деятельности, необходимые для реализации проекта: основные средства, ресурсы, организационная структура проекта, система коммуникаций между элементами проекта и прочее.
Моделированию подлежат сценарии взаимодействия элементов проекта с внутренними и внешними. В ходе тщательной разработки на этапе создания проекта, оформляется, анализируется и утверждается модель
© Л.Г. Магомедова, 2009
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
266
Л.Г. МАГОМЕДОВА
деятельности, определяются результаты, характеризующие достижение поставленных целей. Данную всестороннюю модель деятельности, выраженную в совокупности логически связанных документов, можно представить как бизнес-проект.
В ходе практической реализации идеализированные конструкции, составляющие модель проекта, воплощаются в конкретных материальных объектах и, естественно, подвергаются изменениям различной степени, обусловленным воздействием реальной предметной области, в координатах которой происходит реализация данного проекта, и самой внешней среды.
Эффективное воплощение проекта заключается в достижении компромисса между положениями проектных решений и реальными возможностями по их воплощению. В ходе проектной реализации количественные характеристики достигнутых результатов сопоставляются с ранее запланированными, заложенными в модель. Все расхождения должны быть точно обозначены и документально оформлены. Именно так создается модель, отражающая фактическое состояние проекта. Затем данная модель сравнивается с целями, результаты чего и определяют эффективность проекта как степень достижения ранее обозначенных целей. Завершение проекта состоит в создании фактической модели, определении фактических результатов и эффективности проекта.
Жизненный цикл проекта — это логико-временная структура деятельности, на которую направлены усилия проектного управления. Различного вида проекты имеют и различные модели проектного цикла, вместе с тем, существует базовая модель, единая для всех проектов. Такая базовая модель жизненного цикла проекта состоит из двух фаз: разработка проекта (разработка полной модели проекта) и реализация проекта (воплощение модели в практической плоскости).
Следует отметить, что наличие двух фаз жизненного цикла проекта не означает их непременную хронологическую последовательность. В зависимости от конкретных составляющих проекта процессы, свойственные фазе разработки, могут осуществляться параллельно с процессами реализации, контроля и завершения.
При этом каждая из двух фаз обладает своими характерными особенностями:
• затраты проекта на фазе разработки существенно меньше, нежели на фазе практической реализации;
• количество участников проекта на фазе разработки, как правило, значительно меньше, чем на фазе реализации;
• вероятностные риски проекта на фазе разработки высоки и по мере приближения к окончанию проекта — снижаются;
• на фазе разработки существует больше возможностей влияния участников на проект, на фазе же реализации таких возможностей заметно ниже, а при приближении к завершению проекта возможность что-либо изменить становится минимальной, одновременно с максимизацией цены таких изменений.
На основе двухфазной структуры жизненного цикла проекта разрабатываются частные модели, соответствующие тем или иным видам и типам проектов. Таким образом, модель жизненного цикла проекта выступает реальным инструментом управления проектом. В этой связи модель проектного цикла должна включать в себя наряду с общими свойствами, характерными для любых видов проекта, а также данного вида и типа, еще и специфические черты, характерные для данного конкретного проекта.
Характерно, что в современной науке не существует каких-либо моделей или подходов, определяющих логико-временное оформление процесса управления: ни с точки зрения методологии и прикладных исследований в области управления проектом, ни с точки зрения исследований закономерностей развития и управления развитием территориальных систем. В связи с этим мы предлагаем следующую последовательность этапов моделирования [3]:
а) Стадия разработки проекта:
□ анализ социально-экономических показателей развития (динамика развития) и социально-экономической структуры (статика развития) территориальной системы, в качестве которой выступает сфера услуг региона;
□ выработка целевых показателей развития территориальной системы;
□ планирование (финансовое, временное и ресурсное) мероприятий по достижению целевых показателей развития территориальной системы;
□ формирование, выбор и утверждение совокупности подпроектов развития территориальной системы
(определение структуры проекта);
□ детальное планирование и проектирование подпроектов развития территориальной системы.
б) Стадия реализации проекта.
❖ формирование организационной структуры управления проектом,
❖ реализация подпроектов развития территориальной системы,
❖ оперативный мониторинг и контроль реализации подпроектов,
❖ выработка и реализация корректирующих и профилактических мероприятий,
❖ завершение подпроектов и оценка их эффективности, итоговый анализ.
Таким образом, проект развития сферы услуг региона по своим масштабам представляет собой мегапроект, т.е. проект, состоящий из большого количества подпроектов, реализуемых в самых различных областях экономической деятельности (подсистемах территориальной системы). В практике такого рода проекты иногда получают название концепции (концептуальной модели). На весь мегапроект целесообразно распространять методологию управления проектом целиком и управлять развитием территориальной системы не как совокупностью отдельных проектов, мозаично объединяемых в некую программу, а как единым крупномасштабным и сложным проектом.
Предлагаются следующие общие содержательно-временные рамки проекта социально-экономического развития сферы услуг:
• проект должен быть комплексным, т.е. состоять из взаимосвязанных подпроектов, реализуемых во всех подсистемах сферы услуг. При этом приоритетность и ресурсообеспеченность между подпроектами должны определяться исходя из целевых показателей развития сферы услуг,
• целевые показатели развития сферы услуг должны включать в себя несколько горизонтов планирования: краткосрочный — 1-2 года (реализация отдельных подпроектов), среднесрочный — 5 лет (реализация текущего проекта развития территориальной системы), долгосрочный — 20-25 лет (реализации ряда последовательных проектов);
РОЛЬ И МЕСТО МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ... 267
• управление проектом развития сферы услуг осуществляется централизованно на уровне высших органов государственного управления территориальной системой, а управление отдельными подпроектами осуществляется децентрализованно, с привлечением как органов государственной власти, так и общественных и частных организаций (в том числе, коммерческих).
Поскольку управление социально-экономическим развитием предприятий сферы услуг предполагает трехуровневое управление: краткосрочный (оперативный), среднесрочный (тактический), долгосрочный (стратегический) уровни, о чем говорилось выше, существует необходимость дифференциации методов управления в зависимости от уровня управления. Каждый из уровней должен предусматривать свои подходы к планированию, реализации и контролю проектов развития сферы услуг и иметь собственные организационные структуры управления, но при этом объединенные в единую системную общность.
В рамках управления проектом социально-экономического развития сферы услуг целесообразно представить методику как совокупность следующих методов анализа:
• системный анализ,
• балансовый метод,
• метод экономико-географического исследования,
• картографический метод,
• метод таксонирования,
• вариантный метод,
• индексный метод,
• методы социологических исследований.
Системный анализ представляет собой совокупность научных методов и практических приемов, которые могут быть использованы при анализе и конструировании сложных и сверхсложных объектов, и решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах управления социально-экономическими, и технологическими системами. Разумеется, к числу таких систем относится и сфера услуг [1].
Системный анализ в первую очередь используется при изучении слабоструктурированных систем, состав взаимосвязей и различных элементов которых определен фрагментарно, для решения задач в тех ситуациях, которые характеризуются неопределенностью и содержащих неформализуемые элементы, непереводимые на язык математики.
По мнению ученых, исследующих методологию системного анализа, наиболее важными задачами этого метода являются следующие [1]:
❖ правильно и с возможно большей четкостью сформулировать проблему, перевести ее из разряда неструктурированных в разряд слабо структурированных;
❖ собрать наиболее полную информацию, относящуюся к делу, с тем, чтобы наметить примерные мероприятия по анализу проблем и последующей разработке системы;
❖ выявить в полном объеме назначение системы, которая решает проблему с целью определения ее состава, метода действия и взаимодействия с другими системами;
❖ разработать различные варианты возможного развития системы при различных внешних условиях, соз-
дающихся в будущем, с целью подготовки информации для последующего принятия решения;
❖ выбрать единственный наилучший курс развития системы при определенных внешних условиях с учетом динамики их изменений в перспективе;
❖ определить основные цели развития социально-экономических объектов, детализировать их по подсистемам и видам деятельности;
❖ определить критерии эффективности функционирования системы в целом и взаимосвязь критериев эффективности подсистем данной системы;
❖ сформулировать цели создания автоматизированной системы управления, обосновать ее функциональную структуру, разработать план ее поэтапной разработки и внедрения;
❖ упорядочить руководство разработкой сложного комплексного проекта, выявить основные функции управления и на этой основе обосновать организационную структуру управления.
Таким образом, использование системного анализа как одного из методов стратегического управления, способствует скорейшему поиску наиболее эффективных решений территориальных проблем, позволяет определить и упорядочить цели деятельности системы, проблемы ее функционирования. Метод системного анализа характеризуется упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию систем и использованию существующих путей их решения, которые могут разрабатываться в рамках других наук.
ЛИТЕРАТУРА
1. АнфилатовВ.С. Системный анализ и управление [Текст]/ В.С. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин.
М.: Финансы и статистика, 2003.
2. Новоселов С.Н. Закономерности и императивы развития рекреационно-туристского сектора сферы услуг
(на материалах Ставропольского края) [Текст] / С.Н. Новоселов: Автореф. ... канд. экон. наук; ЮРГУЭС.
Шахты, 2009.
3. Новоселов С.Н. Совершенствование системы управления туристической отрасли сферы услуг в условиях
рынка [Текст] / С.Н. Новоселов, Л.А. Леонова. Пятигорск: РИА на КМВ, 2006.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)