Научная статья на тему 'Роль и место курса по выбору на кафедре судебной медицины в профессиональной подготовке студентов медицинского университета'

Роль и место курса по выбору на кафедре судебной медицины в профессиональной подготовке студентов медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
91
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРС ПО ВЫБОРУ / МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА / OPTIONAL COURSE / MOTIVATION TO STUDY / FORENSIC MEDICINE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Денисенко А.Г.

В данной статье обсуждаются цели и задачи проведения курса по выбору на кафедре судебной медицины ВГМУ. Курс по выбору с более глубоким изучением отдельных вопросов судебной медицины позволяет сформировать индивидуальную образовательную траекторию студента. Курс по выбору включает проведение лекций, практических занятий по таким темам как судебно-медицинская экспертиза повреждений из гладкоствольного оружия дробовыми и картечными снарядами; применение методов генотипоскопии; принципы построения и формулирования судебно-медицинского диагноза и выводов; отдельные вопросы установления давности наступления смерти и др. Используемые нами методы преподавания дополнительных вопросов судебной медицины в ходе изучения курса по выбору обеспечивают индивидуальный подход, позволяют творчески развить профессиональную компетенцию студентов. Разнообразие тем элективного курса на кафедре призвано акцентировать медицинскую направленность судебной медицины с элементами профилизации, расширить и углубить знания студентов по выбранному ими направлению дальнейшей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Денисенко А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF THE OPTIONAL COURSE AT THE CHAIR OF FORENSIC MEDICINE IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

This article deals with the goals and objectives of the optional course at the Chair of Forensic Medicine of VSMU. This optional course with a deeper studying of specific issues of forensic medicine allows tocreate student’s individual educational trajectory. The optional course includes delivering lectures, conducting practical classes on such themes as forensic medical examination of injuries caused by shot-gun shots; application of genotype identification methods; principles of making and formulation of medicolegal diagnosis and expert’s conclusions; special questions of determining the time of death, and others. Methods used for teaching additional issues of forensic medicine while studying the curriculum of this optional course provide an individual approach, enable students’ professional competence development. The variety of the optional course topics is designed to emphasize the medical orientation of forensic medicine with the elements of professionalizing, to broaden and deepen students’ professional knowledge in the chosen fieldof their future professional activity.

Текст научной работы на тему «Роль и место курса по выбору на кафедре судебной медицины в профессиональной подготовке студентов медицинского университета»

ПЕДАГОГИКА ИПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

© ДЕНИСЕНКО А.Г., 2016

DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2016.6.99

РОЛЬ И МЕСТО КУРСА ПО ВЫБОРУ НА КАФЕДРЕ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ДЕНИСЕНКО А.Г.

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г.Витебск, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. - 2016. - Том 15, №6. - С. 99-103.

THE ROLE AND PLACE OF THE OPTIONAL COURSE AT THE CHAIR OF FORENSIC MEDICINE IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

DENISENKO A.G.

Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University, Vitebsk, Republic of Belarus Vestnik VGMU. 2016;15(6):99-103.

Резюме.

В данной статье обсуждаются цели и задачи проведения курса по выбору на кафедре судебной медицины ВГМУ. Курс по выбору с более глубоким изучением отдельных вопросов судебной медицины позволяет сформировать индивидуальную образовательную траекторию студента. Курс по выбору включает проведение лекций, практических занятий по таким темам как судебно-медицинская экспертиза повреждений из гладкоствольного оружия дробовыми и картечными снарядами; применение методов генотипоскопии; принципы построения и формулирования судебно-медицинского диагноза и выводов; отдельные вопросы установления давности наступления смерти и др.

Используемые нами методы преподавания дополнительных вопросов судебной медицины в ходе изучения курса по выбору обеспечивают индивидуальный подход, позволяют творчески развить профессиональную компетенцию студентов.

Разнообразие тем элективного курса на кафедре призвано акцентировать медицинскую направленность судебной медицины с элементами профилизации, расширить и углубить знания студентов по выбранному ими направлению дальнейшей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: курс по выбору, мотивация к обучению, судебная медицина.

Abstract.

This article deals with the goals and objectives of the optional course at the Chair of Forensic Medicine of VSMU. This optional course with a deeper studying of specific issues of forensic medicine allows tocreate student's individual educational trajectory. The optional course includes delivering lectures, conducting practical classes on such themes as forensic medical examination of injuries caused by shot-gun shots; application of genotype identification methods; principles of making and formulation of medicolegal diagnosis and expert's conclusions; special questions of determining the time of death, and others.

Methods used for teaching additional issues of forensic medicine while studying the curriculum of this optional course provide an individual approach, enable students' professional competence development. The variety of the optional course topics is designed to emphasize the medical orientation of forensic medicine with the elements of professionalizing, to broaden and deepen students' professional knowledge in the chosen field of their future professional activity.

Key words: optional course, motivation to study, forensic medicine.

УЕБТ^1К У1ТЕЕБКООО ООБиВАКБГУЕННООО МЕЫТБ/ШКООО иН1¥ЕКБ1ТЕТА, 2016, УОЬ. 15, N6

Современные тенденции развития европейского и мирового высшего образования по созданию учебных программ нового типа, использованию новых методов организации учебного процесса предполагают широкое применение элективных курсов [1-4].

Стратегия системы образования Республики Беларусь направлена на повышение конкурентоспособности выпускников учреждений высшего медицинского образования.

Судебная медицина является одной из специальных дисциплин, изучаемых по специальности «Лечебное дело» в медицинском университете. Курсы по выбору с более глубоким изучением отдельных вопросов судебной медицины позволяют сформировать индивидуальную образовательную траекторию студента, заинтересовать его в более глубоком изучении дисциплины.

Цель - обосновать необходимость дополнения преподавания судебной медицины на лечебном факультете курсом по выбору.

Действующий учебный план подготовки студентов медицинского университета по специальности «Лечебное дело» предусматривает на изучение дисциплины «Судебная медицина» до 20 часов лекций и до 45 часов практических занятий. Такой объем аудиторных часов, отводимых на изучение материала недостаточен для студентов, которые желают более глубоко изучить дисциплину. В типовой учебной программе не отражены в полной мере такие темы, как «Судебно-медицинская экспертиза повреждений из гладкоствольного оружия дробовыми и картечными снарядами»; «Применение методов генотипоскопии»; некоторые вопросы установления давности наступления смерти и др. Учитывая, что действующим учебным планом для студентов, обучающихся на 5-6 курсах, отведено 30 часов для курса по выбору, мы сочли возможным разработать такой курс на кафедре судебной медицины.

Курс по выбору осуществляется в интерактивном режиме и спланирован следующим образом:

1. В начале каждого занятия ставятся и кратко рассматриваются вопросы, раскрывающие междисциплинарный контакт темы.

2. Проводится с кратким опросом обсуждение предыдущего материала, что дает возможность осуществить оперативный контроль знаний студентов.

3. Доводится основной материал и источники, из которых может быть получена дополнительная информация.

4. В ходе изложения основного материала студентам в форме диалога задаются вопросы, что дает возможность осуществить систематизирующую и развивающую функции курса.

5. Практические занятия проводятся с учетом изучаемых вопросов.

Изучение судебной медицины способствует подготовке грамотного врача с широким медицинским кругозором. При проведении курса по выбору преподаватель обращает внимание студентов на такие стороны применения своих знаний, которые в будущей профессиональной деятельности направлены на установление механизмов образования повреждений, определение давности образования и степени тяжести телесных повреждений, давности наступления смерти.

Предложенные нами темы для изучения курса по выбору существенно расширяют границы преподавания судебной медицины.

В курсе по выбору по теме «Судебно-медицинская экспертиза повреждения из гладкоствольного оружия дробовыми и картечными снарядами» рассматриваются вопросы оценки следов и повреждений на тканях одежды и теле человека. Обсуждается особенность повреждений в зависимости от степени рассыпания дробового (картечного) снаряда и следов дополнительных факторов выстрела. Студенты знакомятся с распределением продуктов выстрела при применении газового ствольного оружия на различных дистанциях, различных моделей оружия и патронов. Это развивает их представление об особенностях и механизмах образования повреждений и следов раздражающего вещества на теле человека и одежде при выстрелах из газового ствольного оружия.

Тема «ДНК-типирование в судебной медицине» в курсе по выбору предполагает отражение фундаментальных принципов идентификации, а также принципов генетической идентификации личности человека. Студенты знакомятся как с технологией генотипоскопи-ческой экспертизы, так и с конкретными примерами идентификации личности преступника, жертв массовых катастроф и др. Обращаем внимание на современные достижения науки и практики в области генетической идентифика-

ВЕСТНИК ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2016, ТОМ 15, №вб

ции, в том числе не всегда используемые экспертами в повседневной деятельности.

Студентам объясняются вопросы судебно-медицинской экспертизы родства по уголовным и гражданским делам для установления (исключения) биологического отцовства, материнства, в случаях подмены детей, а также при идентификации останков трупов неизвестных лиц, когда есть предполагаемые родители либо дети.

Тема «Дети - жертвы насилия или синдром избитого ребенка» рассматривает состояние детей с множественными повреждениями, неоднородными по характеру и давности нанесения, умышленно избитых родителями или опекунами. Проводится анализ таких случаев в том числе и со смертельным исходом как у нас в стране, так и за рубежом. Обсуждаются такие понятия, как «импульсивные» или «гневные» убийства, где дети становятся жертвами внезапного насилия (физического, механического, термического и т.д.), вызванного мелким проступком. Рассматриваются такие понятия, как «тихое» убийство и летальный вариант синдрома Мюнхгаузена, встречающиеся в большинстве своем при удушении ребенка.

По теме «Установление иммунологических критериев давности наступления смерти» студенты изучают и оценивают лабораторные иммунологические данные по определению давности наступления смерти. Знание и представление о том, какими возможностями располагает судебная медицина для установления давности наступления смерти, существенно расширяет кругозор в этом вопросе. При изучении данной темы знакомятся с иммунологическими критериями давности наступления смерти после самостоятельного изучения препаратов и в последующем делают выводы о давности наступления смерти в каждом конкретном случае, по изменениям метаболической и фагоцитарной активности нейтрофи-лов, по изменениям Т-общих и Т-активных лимфоцитов, а также по экспрессии Т- и В-лимфоцитами CD3, CD4, CD8, CD22, CD25 антигенов.

По теме «Судебно-медицинская диагностика травматического шока и жировой эмболии» студенты изучают современные представления о травматическом шоке и жировой эмболии, их морфологические проявления и

методы судебно-медицинской диагностики.

В курс по выбору включена тема «Судебно-медицинское исследование одежды», где студенты знакомятся с особенностями повреждений, наложений на предметах одежды с последующей идентификацией орудия преступления, следов крови на одежде и установлением механизма их образования.

Тема «Судебно-медицинская экспертиза взрывной травмы» позволяет студентам изучить повреждающие факторы взрыва и повреждения от них: повреждения продуктами взрыва, повреждения от ударной волны, повреждения осколками снарядов, а также особенности судебно-медицинской экспертизы взрывной травмы.

Также курс по выбору предусматривает, в дополнение к основному курсу, изучение темы «Принципы построения и формулирования судебно-медицинского диагноза и выводов». Как свидетельствует наш опыт, составление судебно-медицинского диагноза и выводов в письменном виде вызывает у студентов определенные трудности. Для решения этой проблемы преподаватели используют ситуационные учебные задачи с данными осмотра места происшествия, фототаблицами, исследовательскую часть заключения эксперта, результаты дополнительных исследований и исследование документации (рентгенограммы, томограммы и др.), гистологические препараты и т.д.

Полагаем, что предлагаемый нами курс по выбору дает возможность реализовать индивидуальный подход в обучении и повысить качество подготовки студентов, увеличить результативность их последующей научно-практической деятельности.

При проведении практических занятий на курсе по выбору широко используются интерактивные подходы (моделирование профессиональных ситуаций, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. Использование метода деловой игры способствует формированию познавательных и профессиональных мотивов и интересов студентов, позволяет воспитать системное мышление специалиста, передать целостное пред-

УESTNIK УITEBSKOGO GOSUDARSTУENNOGO MEDITSINSKOGO UNIУERSITETA, 2016, УOL. 15, N6

ставление о профессиональной деятельности, обучить коллективной мыслительной и практической работе, усовершенствовать умения и навыки социального взаимодействия и общения, навыки индивидуального и совместного принятия решений, воспитать ответственное отношение к делу.

Проведение курса по выбору - творческий и динамичный процесс, который зависит от заинтересованности студентов в получаемых знаниях и умениях, дает возможность подготовить компетентных специалистов с творческим мышлением, готовых постоянно совершенствоваться и эффективно применять свои знания на практике.

Изучая вопросы судебно-медицинской травматологии, студенты получают новые знания, необходимые для определения механизма образования повреждений, обращают внимание на те морфологические особенности, которые играют важную роль в составлении выводов эксперта и, в конечном счете, в расследовании преступлений.

Изучение вопросов судебной медицины на курсе по выбору в определенной степени способствует интеграции знаний по патологической анатомии, травматологии, реаниматологии, акушерству, неонаталогии, клинической иммунологии и другим дисциплинам, полученных на различных этапах обучения в университете, их целостному восприятию.

При проведении курса по выбору на кафедре используется такой метод обучения, как решение учебных задач с составлением судебно-медицинского диагноза и выводов эксперта. Каждая такая задача требует оформления судебно-медицинского диагноза и выводов эксперта на основании анализа комплекса данных: анамнеза (катамнеза при экспертизе трупа), медицинской документации и данных собственно судебно-медицинского исследования. Как показывает наш опыт, составление судебно-медицинского диагноза и выводов в письменном виде вызывает у студентов довольно значительные трудности. В ряде случаев студенты не готовы, и даже не могут сделать краткое врачебное заключение о сущности патологических процессов, причине смерти, ответить на другие вопросы. Это создает впечатление о невысокой степени их готовности анализировать и обобщать конкретные данные, создавать на их основе целостную карти-

ну. В связи с этим наша кафедра работает над совершенствованием учебных задач, созданных на основе реальных случаев из практики. Так, например, задачи по экспертизе живых лиц будут содержать не только данные осмотра пострадавшего и готовые заключения медицинских специалистов, но и фототаблицы, фотографии, рентгенограммы, компьютерные томограммы, копии протоколов осмотра места происшествия, следственных экспериментов и т.д., а в задачи по экспертизе трупов, кроме протоколов вскрытия, будут включены фототаблицы, влажные или костные препараты, микропрепараты, травмирующие предметы и т.д. Все это будет способствовать повышению уровня подготовки будущих врачей, создаст у них более целостное представление не только о судебной медицине как таковой, но и о значении полученных знаний в их дальнейшей клинической деятельности.

На практических занятиях курса по выбору студенты также могут закрепить теоретические знания, самостоятельно оценить полученные данные и установить давность наступления смерти по показателям клеточного и гуморального иммунитета с помощью моноклональных антител. Для установления давности наступления смерти и практического использования в судебной медицине полученных изменений иммунных показателей крови и концентрации продуктов деградации монооксида азота в плазме используются графики и формулы, выведенные с помощью регрессионного анализа.

Успех в деятельности судебного эксперта зависит от его компетентности, профессионального мастерства, ответственности и целеустремленности. Формирование этих качеств требует от преподавателей и студентов университета высокой результативности в преподавании и учении, в оптимальном взаимодействии теории и практики. Однако темп жизни показывает, что результативность должна достигаться сегодня, завтра, а не только в далекой перспективе. Уровень педагогической подготовленности преподавателей в немалой степени определяет эффективность и качество профессиональной подготовки будущих врачей, в том числе судебных медицинских экспертов. Знания и умения студентов обусловливают эффективность их учебно-профессиональной деятельности, самообразования и

ВЕСТНИК ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2016, ТОМ 15, We6

самовоспитания. В образовательном процессе также необходимо учитывать и характер взаимодействия процессов социализации и индивидуализации, своеобразие каждого из них.

Заключение

Разнообразие тем курса по выбору на кафедре судебной медицины призвано расширить и углубить знания студентов по выбранному ими направлению дальнейшей профессиональной деятельности.

Преподавание курса по выбору на кафедре судебной медицины в медицинском университете, не преследуя цели подготовки судебно-медицинского эксперта, должно быть направлено на подготовку квалифицированных врачей, владеющих навыками описания телесных повреждений и правильного формулирования диагноза повреждения (заболева-

ния) по обнаруженным объективным признакам, чтобы они в последующем могли служить критериями для построения экспертных выводов.

Литература

1. Основы педагогики : учеб. пособие / А. И. Жук [и др.] ; под общ. ред. А. И. Жука. - Минск : Аверсэв, 2003. - 349 с.

2. Карпенко, М. Л. Новая роль высшего образования в эпоху развития инновационной экономики глобализации и депопуляции / М. Л. Карпенко // Alma mater. Вест. высш. шк. - 2007. - № 9. - С. 12-18.

3. Горенков, Е. М. Инновационный потенциал устойчивого развития выпускника ВУЗа / Е. М. Горенков // Высш. образование сегодня. - 2010. - № 7. - С. 75-79.

4. Ермошенко, Б. Г. Электив в медицинских вузах / Б. Г. Ермошенко, В. А. Породенко, Т. Н. Литвинова // Высш. образование сегодня. - 2004. - № 5. - С. 22-24.

Поступила 20.09.2016 г. Принята в печать 09.12.2016 г.

References

1. Zhuk AI, Kazimirskaya II, Zhuk OL, Konovalchik EA; Zhuk AI red. Fundamentals of pedagogics: ucheb posobie. Minsk, RB: Aversev; 2003. 349 p. (In Russ.)

2. Karpenko ML. New role of the higher education during an era of development of innovative economy of globalization and depopulation. Alma Mater Vest

Vyssh Shk. 2007;(9):12-8. (In Russ.)

3. Gorenkov EM. Innovative potential of sustainable development of the university graduate. Vyssh Obrazovanie Segodnia. 2010;(7):75-9. (In Russ.)

4. Ermoshenko BG, Porodenko VA, Litvinova TN. Elective in medical schools. Vyssh Obrazovanie Segodnia. 2004;(5):22-4. (In Russ.)

Submitted 20.09.2016 Accepted 09.12.2016

Сведения об авторах:

Денисенко А.Г. - к.м.н., доцент кафедры патологической анатомии с курсом судебной медицины, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.

Information about authors:

Denisenko A.G. - Candidate of Medical Sciences, associate professor Chair of Pathological Anatomy with the course of forensic medicine, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210023, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра патологической анатомии с курсом судебной медицины. E-mail: denisenko_1976@mail.ru - Денисенко Александр Григорьевич.

Correspondence address: Republic of Belarus, 210023, Vitebsk, 27 Frunze ave., Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University, Chair of Pathologic Anatomy with the course of forensic medicine. E-mail: denisenko_ 1976@mail.ru - Denisenko Aleksandr G.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.