Научная статья на тему 'О некоторых возможностях повышения эффективности преподавания дисциплин на кафедре криминалистики в условиях компетентностного подхода'

О некоторых возможностях повышения эффективности преподавания дисциплин на кафедре криминалистики в условиях компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
преподавание / криминалистика / судебная медицина / судебная баллистика / оружиеведение / компетенции / знания / навыки / память / дисциплина / teaching / forensic science / forensic medicine / forensic ballistics / weaponology / skills approach / knowledge / skills / memory / discipline

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владислав Владимирович Остробородов, Сергей Васильевич Яценко, Евгения Борисовна Беседина

В данной статье проанализированы некоторые особенности преподавания отдельных разделов криминалистики и судебной медицины. Авторы высказывают мнение и приводят аргументы в пользу преподавания вышеназванных дисциплин несколькими преподавателями одновременно, имеющими различную специализацию, так как именно такой подход повысит уровень усвоения и в последующем вероятность точечного применения на практике полученных знаний и выработанных умений и навыков. Данный анализ был проведен на базе Барнаульского юридического института МВД России, дисциплины преподавались согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Исследование проводилось с целью оптимизации учебного процесса в ведомственных вузах МВД РФ, а именно, улучшения качества преподавания дисциплин на кафедре криминалистики. В статье авторы обосновывают свои предложения с учетом компетентностного подхода к образованию, имеющему место на данном этапе развития образовательной системы Российской Федерации. При рассмотрении данного вопроса авторы также сделали акцент на особенностях физиологических процессов организма человека, влияющих на запоминание и воспроизведение полученной информации. В результате анализа преподавания некоторых смежных тем криминалистики и судебной медицины было сформировано несколько предложений по оптимизации учебного процесса, которые впоследствие должны привести к выпуску наиболее подготовленного специалиста, имеющего необходимый багаж знаний, умений и навыков для работы в практических подразделениях органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some opportunities for increasing efficiency in teaching disciplines at the department of forensic science in terms of the skills approach

This article analyzes some features of the teaching of certain sections of forensic science and forensic medicine. The authors put forward their arguments for teaching the above disciplines by several teachers having different specializations jointly. This approach will increase the students' level of mastery and subsequently adequate application of the acquired knowledge and developed skills in practice. This analysis was conducted on the basis of the Barnaul Law Institute of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation, the above mentioned disciplines were taught in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education. The study was undertaken in order to optimize the educational process in the ministerial universities of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation, namely, to improve the quality of teaching the disciplines at the Department of Forensic Science. I n the article the authors justify their proposals taking into account the skills approach to education that takes place at this stage in the development of the educational system of the Russian Federation. Also, when considering this issue, the authors focused on the peculiarities of the physiological processes of the human body that affect the mechanisms of memorization and reproduction of the received information. Analysis of the teaching of some related topics in forensic science and forensic medicine resulted in formulating several proposals for optimization of the educational process, which subsequently should lead to the producing most trained graduates with the necessary knowledge and skills to work in operational units of the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «О некоторых возможностях повышения эффективности преподавания дисциплин на кафедре криминалистики в условиях компетентностного подхода»

УДК 378.147.88 БКК 74.48

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10482

О НЕКОТОРЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН НА КАФЕДРЕ КРИМИНАЛИСТИКИ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Владислав Владимирович ОСТРОБОРОДОВ, Сергей Васильевич ЯЦЕНКО, старший

доцент кафедры криминалистики Барнаульского преподаватель кафедры судебно-экспертной юридического института МВД России, деятельности Санкт-Петербургского

кандидат медицинских наук, доцент университета МВД России, кандидат

E-mail: wladsme@yandex.ru юридических наук (в период с 2003 по 2018 гг.

работал на кафедре криминалистики Барнаульского юридического института

МВД России) E-mail: krim70@bk.ru

Евгения Борисовна БЕСЕДИНА, старший преподаватель кафедры юридической психологии УНК по исследованию проблем КР и МПО деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат медицинских наук (в период с 2015 по 2017 гг. работала на кафедре криминалистики Барнаульского юридического института МВД России) E-mail: nyanya_84@mail.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В данной статье проанализированы некоторые особенности преподавания отдельных разделов криминалистики и судебной медицины. Авторы высказывают мнение и приводят аргументы в пользу преподавания вышеназванных дисциплин несколькими преподавателями одновременно, имеющими различную специализацию, так как именно такой подход повысит уровень усвоения и в последующем вероятность точечного применения на практике полученных знаний и выработанных умений и навыков.

Данный анализ был проведен на базе Барнаульского юридического института МВД России, дисциплины преподавались согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Исследование проводилось с целью оптимизации учебного процесса в ведомственных вузах МВД РФ, а именно, улучшения качества преподавания дисциплин на кафедре криминалистики.

В статье авторы обосновывают свои предложения с учетом компетентностного подхода к образованию, имеющему место на данном этапе развития образовательной системы Российской Федерации. При рассмотрении данного вопроса авторы также сделали акцент на особенностях физиологических процессов организма человека, влияющих на запоминание и воспроизведение полученной информации. В результате анализа преподавания некоторых смежных тем криминалистики и судебной медицины было сформировано несколько предложений по оптимизации учебного процесса, которые впос-ледствие должны привести к выпуску наиболее подготовленного специалиста, имеющего необходи-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

мый багаж знаний, умений и навыков для работы в практических подразделениях органов внутренних дел.

Ключевые слова: преподавание, криминалистика, судебная медицина, судебная баллистика, ору-жиеведение, компетенции, знания, навыки, память, дисциплина.

Annotation. This article analyzes some features of the teaching of certain sections of forensic science and forensic medicine. The authors put forward their arguments for teaching the above disciplines by several teachers having different specializations jointly. This approach will increase the students' level of mastery and subsequently adequate application of the acquired knowledge and developed skills in practice.

This analysis was conducted on the basis of the Barnaul Law Institute of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation, the above mentioned disciplines were taught in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education. The study was undertaken in order to optimize the educational process in the ministerial universities of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation, namely, to improve the quality of teaching the disciplines at the Department of Forensic Science. I

n the article the authors justify their proposals taking into account the skills approach to education that takes place at this stage in the development of the educational system of the Russian Federation. Also, when considering this issue, the authors focused on the peculiarities of the physiological processes of the human body that affect the mechanisms of memorization and reproduction of the received information. Analysis of the teaching of some related topics in forensic science and forensic medicine resulted in formulating several proposals for optimization of the educational process, which subsequently should lead to the producing most trained graduates with the necessary knowledge and skills to work in operational units of the internal affairs bodies.

Keywords: teaching, forensic science, forensic medicine, forensic ballistics, weaponology, skills approach, knowledge, skills, memory, discipline.

Основной задачей, стоящей перед ведомственными образовательными учреждениями системы МВД России, является подготовка высококвалифицированных специалистов, максимально готовых как интеллектуально, так и психологически к работе в экстремально напряженных условиях.

На данном этапе развития системы образования в Российской Федерации предъявляются требования соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, что, в свою очередь, предполагает реализацию компетентно-стного подхода к обучению будущего специалиста. Формирование компетенций у обучающихся осуществляется помимо всего прочего и в результате применения активных форм обучения, а также благодаря использованию комплексного подхода при изучении дисциплин, которые позволяют активировать познавательную деятельность курсантов и слушателей, развить необходимые профессиональные качества.

Указанный подход способствует закреплению теоретических знаний, формированию необходимых навыков, позволяющих грамотно решать различные ситуационные задачи, возни-

кающие при раскрытии и расследовании преступлений, и в целом стимулировать интерес к выбранной специальности.

В связи с этим необходимо понимать смысл слова «компетенция» и процессы запоминания, которые необходимо активировать у обучающегося для ее формирования.

В литературе наряду с термином «компетентность» употребляются смежные с ним понятия — «профессионализм», «квалификация».

Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, из них одна группа относится непосредственно к образовательной системе: компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Джон Равен [9] определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

Большинство исследователей придерживаются той точки зрения, что компетентность —

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

это возможность не просто обладать знаниями, но, скорее, потенциально быть готовым решать задачи со знанием дела.

М.А. Чошанов [10] рассматривает компетентность как совокупность трех признаков:

1. Мобильность знаний, обладание оперативными и мобильными знаниями.

2. Гибкость метода как умение применять тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям в данное время.

3. Критичность мышления — способность выбирать среди множества решений наиболее оптимальное, аргументированно опровергать ложные, подвергать сомнению эффективные решения.

В связи с тем, что мы рассматриваем формирование компетенции как часть процесса обучения, нам необходимо понимать, как она формируется на физиологическом уровне, активируя механизмы запоминания, воспроизведения и использования полученной информации.

Воспроизведение накопленных знаний и навыков — самостоятельный процесс, который нередко является самым уязвимым местом памяти практически здорового человека. Даже в норме наша память работает с ошибками, касающимися главным образом точности воспроизведения. Нередки случаи, когда человек пытается вспомнить какой-нибудь факт, событие, имя, формулу, но не может этого сделать. Спустя некоторое время забытый казалось бы факт сам всплывает в памяти. Значит, процесс сохранения информации не нарушался, а нарушилось только воспроизведение.

Затрудненное извлечение следов может быть обусловлено недостаточной их связью с уже известными фактами, с определенным прошлым опытом либо отсутствием прошлого опыта в данной области знания. Способность к воспроизведению зависит от состояния нервной системы.

При правильном подходе к освоению той или иной компетенции, при активизации всех видов памяти возможно более полное формирование как отдельных компетенций, так и специалиста в целом.

Необходимые теоретические знания и практические навыки, которые востребованы в будущей практической деятельности, обучающиеся получают при освоении прикладных дисциплин, преподаваемых на профилирующих кафедрах, таких, как криминалистика. Среди изучаемых дисциплин на кафедре следует выделить следующие: криминалистика, судебная медицина и судебная психиатрия, первая помощь, а также

ряд специальных курсов, носящих ярко выраженную практическую направленность.

На кафедре криминалистики в учебном процессе большое внимание уделяется особенностям проведения неотложных следственных действий, проводимых в ходе предварительной проверки сообщения. Это не случайно, поскольку именно они вызывают наибольшие затруднения. Одним из важных первоначальных следственных действий является осмотр места происшествия (ОМП), направленный на обнаружение, фиксацию и изъятие различных следов, в том числе биологического происхождения.

Общеизвестно, что своевременно и качественно проведенный осмотр места происшествия по преступлениям против жизни и здоровья граждан позволяет решить среди прочих такой важный вопрос, как род смерти (убийство, самоубийство, несчастный случай), способствуя тем самым выдвижению обоснованной версии случившегося и наиболее рациональному планированию перечня следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Следует заметить, что лишь благодаря экспертным исследованиям следов, изъятых в ходе ОМП, может быть установлен ряд обстоятельств, входящих в предмет доказывания.

Вопросы, выносимые на разрешение экспертиз по рассматриваемой категории преступлений, не ограничиваются какой-то одной отраслью знаний, поскольку направлены на решение широкого круга задач, таких, как: установление конкретного лица по следам папиллярных узоров на предполагаемом орудии преступления, определение типа, вида оружия по следам на стреляных гильзах и снарядах, давность наступления смерти и др.

Большая часть решаемых задач относится к компетенции судебной медицины и криминалистики, что говорит о важности использования знаний из этих смежных дисциплин.

Эта связь прослеживается на всех этапах расследования преступлений, начиная с проведения неотложных следственных действий, таких, как осмотр места происшествия, особенно по преступлениям против жизни, в ходе которого следователь очень тесно взаимодействует со специалистами из различных областей: судебной медицины, криминалистики при поиске вещественных доказательств, при назначении различного вида судебных экспертиз, а также в дальнейшем, когда следователь знакомится с результатами исследований и должен их правильно интерпретировать.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

Поэтому, на наш взгляд, для обеспечения междисциплинарных связей и более качественной подготовки всесторонне развитых специалистов целесообразно некоторые разделы судебной медицины и криминалистики на лекционных занятиях, семинарах и практических занятиях проводить с использованием активных форм обучения в виде деловой игры двумя преподавателями, специализирующимися по двум разным направлениям: судебная медицина и криминалистика, что дает обучаемым более полное представление обо всем многообразии следов, механизме их образования и возможностях современных экспертных исследований.

Например, одной из отраслей «Криминалистической техники» является «Криминалистическое оружиеведение», в рамках которой рассматривается понятие оружия, отдельные его виды (огнестрельное, минновзрывное, холодное), их конструктивные особенности, классификация оружия и следов его применения, особенности обнаружения, фиксации и изъятия последних.

Поскольку при совершении насильственных преступлений с применением оружия чаще всего используется огнестрельное, то по праву ему уделяется самое пристальное внимание [1; 3; 4; 7 и др.].

В рамках этой темы, прежде всего, раскрываются особенности механизма образования его следов на различных преградах, стреляных гильзах и снарядах (пулях, дроби, картечи, пыжах-контейнерах), патронах. Уделяется большое внимание способам их обнаружения на месте происшествия, техническим средствам, используемым для этого, специфике фиксации, изъятия и упаковки. Эти навыки обучаемые получают на практических занятиях, которые проводятся на учебных полигонах с использованием многочисленного раздаточного материала: макетов различных образцов оружия, коллекций пуль, гильз, выхолощенных патронов, планшетов со следами выстрела, образованными на ткани при стрельбе с разной дистанции и др.

В ходе обучения курсанты и слушатели знакомятся с современными возможностями экспертного исследования этих объектов, проводимыми в рамках судебно-баллистической экспертизы с целью решения различных видов задач как идентификационного, так и не идентификационного характера.

При прохождении дисциплины «Судебная медицина и судебная психиатрия» курсанты и слушатели изучают «родственный» раздел, именуемый огнестрельной травмой. В этом разделе рассматриваются особенности входных и выходных огнестрельных ран, установление дистанции выстрела, свойств входных огнестрельных ран в зависимости от дистанции выстрела и кинетической энергии снаряда и др.

Большое внимание уделяется специфике осмотра места происшествия и трупа по преступлениям, связанным с применением огнестрельного оружия [8, с. 104—119].

В ходе практических занятий обращается внимание обучаемых на особенности описания ран, дополнительных факторов выстрела, вещественных доказательств биологического происхождения и особенностей их изъятия с места происшествия, вопросы, которые решаются при проведении судебно-медицинской экспертизы [5].

К сожалению, при этом получается, что отдельные вопросы выпадают из поля зрения преподавателей и обучающихся, а некоторые, напротив, дублируются.

На наш взгляд, при таком подходе и с учетом того, что родственные темы названных дисциплин изучаются на разных курсах обучения, курсанты и слушатели не получают целостного, системного представления об особенностях всего многообразия следов применения огнестрельного оружия, в частности, в виде повреждений не только на различных преградах, но и на трупах.

Следует отметить, что в научной литературе встречаются немногочисленные работы [2], авторы которых пытаются придерживаться комплексного подхода при освещении вопросов, связанных с применением огнестрельного оружия. К сожалению, пока такая структура учебников по криминалистике, по крайней мере при освещении темы «Криморужиеведение», нам не попадалась.

Наиболее оптимальной формой проведения занятия (и лекционного, и практического) будет его проведение одновременно двумя разнопрофильными преподавателями, преподающими криминалистику и судебную медицину.

По нашему мнению, во время такого занятия на рассмотрение должны быть вынесены следующие вопросы, которые можно разделить по специальностям преподавателей, ведущих данную тему (см. табл.).

Приведенный перечень вопросов не является окончательным, он может быть уточнен и дополнен.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

Таблица

Вопросы, которые необходимо рассматривать на указанных занятиях в соответствии со специальностями преподавателей, ведущих данную тему

Вопросы, выносимые на обсуждение на занятии Дисциплины, в рамках которых изучаются вопросы, связанные с огнестрельным оружием и следами его применения

Криминалистика Судебная медицина

Понятие огнестрельного оружия +

Классификация огнестрельного оружия +

Конструктивные особенности +

Критерии относимости предмета к категории огнестрельного оружия +

Общие положения методик экспертного исследования предметов с целью установления их относимости к огнестрельному оружию, боеприпасам +

Основные факторы, влияющие на убойную силу оружия и на тяжесть телесных повреждений + +

Внутренняя, внешняя и раневая баллистика + +

Основные и дополнительные следы выстрела; механизм образования повреждений на преградах, одежде и теле; виды повреждений на преградах + +

Особенности повреждений, образуемых моно-(пулей) и полиснарядом (дробью, картечью) + +

Дистанции выстрела в судебной баллистике + +

Механизм образования следов на гильзах и снарядах и идентификация по ним оружия +

Направление раневого канала и возможности определения по нему нахождения оружия относительно тела +

Давность причинения травмы (давность наступления смерти) +

Возможность причинения огнестрельного повреждения собственной рукой + +

Определение материала, из которого был изготовлен травмирующий снаряд + +

Особенности осмотра трупа на месте происшествия при огнестрельной травме +

При множественных огнестрельных повреждениях: последовательность причинения повреждений, какое из повреждений причинило смерть +

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

Такое сочетание позволит в максимальной степени восполнить все имеющиеся пробелы. С этой целью необходимо согласовать графики прохождения учебных дисциплин: криминалистики (в частности, криминалистической техники) и судебной медицины таким образом, чтобы они изучались в рамках одного семестра.

Хотелось бы отметить, что вопросы, касающиеся судебной медицины, зависят от понимания анатомии и отчасти физиологии человеческого организма, следовательно, и корректность и полнота вопросов, выносимых сотрудником органов внутренних дел (следователем, дознавателем, участковым уполномоченным полиции и т.д.) для решения судебно-медицинским экспертом, также находятся в прямой зависимости от наличия данных знаний. А темам, связанным с организацией человеческого организма, расположением органов и т.д., посвящено всего четыре часа (два лекционных и два часа — семинар) и в рамках дисциплины «Первая помощь».

Оппоненты могут возразить: в следственно-оперативной группе есть судебно-медицинский эксперт. На это есть ответ: в крупных городах — да, чаще всего он есть, но и то все зависит от загруженности того или иного дежурства. Что же касается маленьких городов, а тем более сельской местности, не всегда есть возможность дождаться судебно-медицинского эксперта и сохранить место преступления и труп в первоначально обнаруженном состоянии, чтобы это не повлияло на качество проводимого впоследствии расследования. Поэтому всеми этими знаниями, насколько возможно всесторонне, должен обладать сотрудник органов внутренних дел.

Заслуживает внимание еще один момент. Так, в последнее время наряду с огнестрельным оружием заметно участились факты использования преступниками и других видов оружия, таких, как ствольное газовое, травматическое, пневматическое, электрошоковое, светозвуковое, поражающее действие большинства из которых имеет свои особенности.

К сожалению, анализ учебной литературы по криминалистике показал, что, как правило, упоминание об этих видах оружия приводится лишь в связи с характеристикой классификации оружия, приведенной в Федеральном законе «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ.

Отдельные авторы, в лучшем случае, рассматривая структуру «Криминалистического оружие-ведения», объединяют эти виды оружия в отдельную группу — «оружие нетрадиционного вида». В то же время конструктивные особенности нетрадиционного оружия, его классификация, принцип поражения и механизм следообразования не на-

шли должного отражения. В связи с этим и в дисциплине «Судебная медицина» практически не уделяется внимания повреждениям, которые возникают при использовании данных видов оружия.

Мы считаем, что было бы не безынтересным рассмотреть наряду с криминалистическими и судебно-медицинские аспекты, связанные с применением нетрадиционного оружия, что нашло отражение лишь в специальной литературе [6], в то время как практика изобилует многочисленными примерами причинения вреда здоровью разной степени тяжести, а нередко и летального исхода.

Реализация этих предложений позволила бы значительно повысить качество подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов, сформировать необходимые профессиональные компетенции и вооружить их необходимыми знаниями для раскрытия и расследования преступлений, совершаемых с применением различных видов оружия.

Библиографический список

1. Андреев А.Г. Особенности образования основных следов выстрела при применении самодельного огнестрельного оружия // Судебная экспертиза. Вып. 4 (40). 2014. С. 117-125.

2. Владимиров В.Ю. Оружиеведение. Генезис современности / В.Ю. Владимиров, Р.В. Бабаха-нян и др. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2005. 504 с.

3. Владимиров В.Ю., Лаврентюк Т.П. Особенности осмотра места происшествия при расследовании уголовных дел с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств: Методич. пособие / Под ред. В.П. Сальникова СПб.: Санкт-Петербурская академия МВД России, 1997. 42 с.

4. Латышов И.В., Чулков И.А. Характеристика следов близкого выстрела при стрельбе из 9мм пистолета ГШ-18 // Судебная экспертиза. Вы. 2 (34). 2013. С. 33-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Молчанов В.И. Огнестрельные повреждения и их судебно-медицинская экспертиза: Руководство для врачей / В.И. Молчанов, В.Л. Попов, К.Н. Калмыков. Л.: Медицина, 1990. 272 с.

6. Нелетальное оружие (медико-криминалистические и судебно-медицинские аспекты) / В.Л. Попов, М.В. Тюрин, Р.В. Бабаханян и др. СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2006. 124 с.

7. Осмотр места происшествия: Практич. пособие / Под ред. А.И. Дворкина. М.: Юристь, 2001. 336 с.

8. Осмотр трупа на месте его обнаружения: Руководство для врачей / Под ред. А.А. Маты-шева. Л.: Медицина, 1989. 264 с.

9. Равен Д. Компетентность в современном обществе. М.: Когито-Центр, 2002. 394 с.

10. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методич. пособие. М.: Народное образование, 1996. 160 с.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.