Научная статья на тему 'Роль и место автоматизированных информационных систем в музее'

Роль и место автоматизированных информационных систем в музее Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2624
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Багаева В.Г., Пискорская С.Ю.

Автоматизированная информационная система (АИС) в современном музее это сложный человеко-машинный комплекс. Если рассматривать АИС с позиций системного подхода, то можно представить ее в виде иерархической структуры и выделить отдельные элементы (функциональные подсистемы, задачи, автоматизированные рабочие места и пр.). АИС, разрабатываемая для музея, должна охватывать как административно-хозяйственную, так и основную деятельность, связанную с коллекциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место автоматизированных информационных систем в музее»

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

Библиографические ссылки

1. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М. : Академический Проект, 2005. С. 31.

2. Брушлинская Н. В. Криминальное насилие в семье и его трансляция средствами массовой информации // Проблемы медиапсихологии / Сост. Е. Е. Пронина. М. : РИП-холдинг, 2002. С. 80.

3. Шнайдер Г. Преступность и средства массовой информации // Советское государство и право. 1990. № 7. С. 118-122.

4. Трубицына Л. В. Средства массовой информации и психологическая травма // Проблемы медиапсихологии / Сост. Е. Е. Пронина. М. : РИП-холдинг, 2002. С. 33.

© Алексеева Е. А., 2012

УДК 069:002

В. Г. Багаева Научный руководитель - С. Ю. Пискорская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РОЛЬ И МЕСТО АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В МУЗЕЕ

Автоматизированная информационная система (АИС) в современном музее - это сложный человеко-машинный комплекс. Если рассматривать АИС с позиций системного подхода, то можно представить ее в виде иерархической структуры и выделить отдельные элементы (функциональные подсистемы, задачи, автоматизированные рабочие места и пр.). АИС, разрабатываемая для музея, должна охватывать как административно-хозяйственную, так и основную деятельность, связанную с коллекциями.

Сегодня музейные специалисты широко используют компьютерные технологии в своей практической работе, но далеко не всегда компьютеры приносят ожидаемый эффект. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют, что максимальная польза бывает только в том случае, если создатели АИС четко осознают сущность проблем, стоящих перед музеем, если сформулированы цель, функции и задачи, которые должны быть решены с помощью компьютерных технологий, если определены требования к совершенствованию технологии сбора, хранения, передачи и представления информации.

Основная цель создания АИС в музее заключается в том, чтобы усовершенствовать информационную деятельность музея, избежать многократного ввода информации, облегчить и упростить труд музейного специалиста, освободив его от выполнения трудоемких рутинных операций, и сделать это на основе применения современных информационных технологий [3].

Для того, чтобы добиться этой цели, необходимо создать и непрерывно пополнять и корректировать информационный ресурс - базу данных о музейных коллекциях (БД). Эта БД должна содержать электронные картотеки предметов основного и вспомогательного фондов, лиц, связанных с коллекцией (авторов, изготовителей, хранителей и др.), выставок, литературы, топографическую картотеку, терминологические и тематические словари-тезаурусы [1]. С помощью АИС должны быть автоматизированы функции, связанные с основной деятельностью, в том числе:

• создание базы данных по музейным коллекциям, включающей текст и изображения;

• ведение сквозного учета приема, выдачи и движения музейных предметов, оформления всей учетно-хранительской, реставрационной, выставочной документации;

• ведение книг - поступления, временного хранения, инвентарных,

• обеспечение поиска и выборки данных,

• подготовка инвентарных карточек, научных паспортов, списков, каталогов и других документов, в том числе - для представления данных в Интернете [2, с. 615].

АИС в музее должна отвечать ряду специфических требований, основные из которых могут быть сформулированы следующим образом:

• соответствие стандартам, максимальное приближение к сложившимся в музее правилам работы с коллекциями;

• гибкость системы, что означает, что в АИС должны быть предусмотрены средства, позволяющие легко и быстро осуществить настройку параметров системы в зависимости от специфических особенностей конкретного музея или конкретного музейного специалиста: настройку на различные виды описаний музейных предметов, различные виды учетных документов, каталогов и др.;

• удобство и простота работы;

• экономичность технологических решений. Это означает, что данные о музейном предмете вводятся в компьютер единственный раз, на последующих же этапах описание может пополняться и корректироваться;

• интегрированность системы. АИС должна быть спроектирована таким образом, чтобы различные задачи были связаны друг с другом информационно и технологически;

• защита информации и разграничение доступа к системе различных категорий пользователей;

• постоянное развитие системы с учетом потребностей пользователей, подготовка и выпуск новых версий системы, должно быть обеспечено сопровождение и техническая поддержка со стороны компании-изготовителя.

Для каждого музея АИС должна создаваться индивидуально, исходя из его особенностей, с учетом

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

функциональных требований, технических и финансовых возможностей конкретного музея. Тем не менее, в российских музеях широкое распространение получили АИС, в основе которых лежат типовые проектные решения, легко адаптируемые к конкретным требованиям того или иного музея [4].

В настоящее время на «игровом поле» музейной информатики предлагают свои услуги команды, создающие музейные автоматизированные информационные системы, выполненные на высоком профессиональном уровне и отвечающие, при выполнении необходимых настроек, конкретным потребностям любого музея. Две из них (АИС-Музей и КАМИС) начали внедряться более десяти лет назад; различные версии этих систем работают в сотнях небольших региональных и крупных музеях страны. В последнее время появилась и активно продвигается еще одна музейная система - НИКА-Музей. Это совместная разработка компании Cognitive и Института системного анализа РАН - организаций, имеющих большой опыт в создании систем для управления документооборотом в самых различных сферах деятельности [4]. Подробное описание этих систем представлено в Интернете на сайтах.

Создатели всех трех систем декларирует способность обеспечить автоматизацию практически всего технологического цикла учета и научной обработки данных о коллекциях с момента поступления предмета в музей. Можно только приветствовать появление

новых «игроков»: здоровая конкуренция будет способствовать как совершенствованию самих систем, так и снижению стоимости [5].

В заключении важно отметить, что Российская музейная общественность прекрасно понимает, чтобы добиться максимального эффекта от внедрения информационных технологий в музее, необходимо не только оснастить музей техническими средствами, создать и внедрить специализированное программное обеспечение, но и подготовить персонал, способный эффективно использовать возможности этих технологий и непрерывно поддерживать свой профессиональный уровень.

Библиографические ссылки

1. Армс В. Электронные библиотеки. М. : ПИК ВИНИТИ, 2001. 274 с.

2. Музейное дело в России / под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.

3. Ноль Л. Я. Компьютер: четверть века в музее // Первобытная археология. Человек и искусство : сб. науч. тр. //Новосибирск, 2002. С. 109-113.

4. . Сотникова С.И. Музеология. М. : Дрофа, 2004. 190 с.

5. Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск : Сибирский хронограф, 2001. 194 с.

© Багаева В. Г., 2012

УДК 659.1

К. И. Белоусова Научный руководитель - С. Ю. Пискорская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

К ВОПРОСУ ОБ ОТЛИЧИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ

Рассматривается явление социальной рекламы, ее отличие от коммерческой рекламы, а также становление социальной рекламы в России.

Социальная реклама - средство привлечения внимания людей к ежедневным, «вошедшим в привычку» проблемам и «язвам» общества. Термин социальная реклама, является дословным переводом с английского public advertising, во всем мире ему соответствуют понятия некоммерческая реклама и общественная реклама.

«Некоммерческая реклама - это реклама, спонсируемая некоммерческими институтами или в их интересах и имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение внимания к делам общества» [1]. Общественная (или социальная реклама) передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление. Коммерческая реклама - это вид деятельности либо произведенная в ее результате продукция, целью которых является реализация сбытовых или других задач промышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной ими информации, сформированной таким об-

разом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории [2].

Цель социальной рекламы - изменить отношение публики к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе - создать новые социальные ценности. Зоной приложения рекомендаций и ожиданий, которые транслирует социальная реклама, преимущественно оказывается бытовая сфера, где регулятором поведения чаще всего выступают механизмы психологических свойств человека таких, как совесть, мораль, этические соображения.

Социальная реклама использует тот же набор средств, что и коммерческая: телевизионные ролики, печатная, уличная, транспортная реклама и т. д., но она принципиально отличается от коммерческой рекламы. Основное отличие заключается в цели. Так, если конечной целью коммерческой рекламы является изменение потребительских привычек, то целью со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.