Научная статья на тему 'Роль и функции малых предприятий промышленности в экономическом системном комплексе'

Роль и функции малых предприятий промышленности в экономическом системном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1022
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СИСТЕМНЫЙ КОМПЛЕКС / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФУНКЦИИ МАЛЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / СРЕДНИЙ КЛАСС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / AN ECONOMIC SYSTEM COMPLEX / SMALL BUSINESS / FUNCTIONS OF SMALL INDUSTRIAL ENTERPRISES / MIDDLE CLASS / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова Анна Владимировна

Статья посвящена роли малых предприятий в экономическом системном комплексе, их функциям в каждой из систем. Основными функциями малого бизнеса являются экономическая, социальная, конъюнктурная (институциональная), бюджетная, индикативная, функции развития и международного взаимодействия. Статья содержит разъяснения содержания указанных функций, иллюстрирует их статистическими данными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role and Functions of Small Industrial Enterprises in an Economic System Complex

The article focuses on the role of small businesses in an economic system complex and their functions in each system. The main functions of a small business are economic, social, institutional, budget and indicative functions and functions of development and international cooperation. The article explains the content of each function and includes necessary statistical data.

Текст научной работы на тему «Роль и функции малых предприятий промышленности в экономическом системном комплексе»

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики

ОВЧИННИКОВА Анна Владимировна

Удмуртский государственный университет

426034, РФ, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 Контактный телефон: (3412) 91-60-62 e-mail: o_anna01@mail.ru

Роль и функции малых предприятий промышленности в экономическом системном комплексе

Ключевые слова: экономический системный комплекс; малые предприятия; функции малых промышленных предприятий; средний класс; экономический рост.

Статья посвящена роли малых предприятий в экономическом системном комплексе, их функциям в каждой из систем. Основными функциями малого бизнеса являются экономическая, социальная, конъюнктурная (институциональная), бюджетная, индикативная, функции развития и международного взаимодействия. Статья содержит разъяснения содержания указанных функций, иллюстрирует их статистическими данными.

Малые промышленные предприятия, являясь субъектами системы обмена, вступают во множественные взаимодействия друг с другом внутри этой системы, а также с субъектами других систем. Под экономическим системным комплексом в целях настоящего исследования предлагается понимать иррациональное взаимодействие систем обмена, социальных отношений в обществе, институтов и окружающей среды, где существующие межсистемные связи усиливают сопротивляемость каждой из систем, обеспечивая всему комплексу способность к самоорганизации на основе синергии.

Основными функциями малого бизнеса являются экономическая, социальная, конъюнктурная (институциональная), бюджетная, индикативная, а также функции развития и международного взаимодействия.

В рамках анализа экономической функции принято оценивать долю участия малых предприятий в создании ВВП, которая различается в разных странах и может колебаться между 20 и 74%. Это в первую очередь связано с историческим процессом становления системы обмена, базовых национальных принципов ее функционирования, факторов экономического роста. В большинстве эмпирических исследований отмечается значительная положительная корреляционная связь ВВП с оборотом малых предприятий. Дискуссионным является вопрос о роли малых промышленных предприятий в создании ВВП, так как это в первую очередь определяется самим характером экономического роста: является он результатом развития сферы производства или сферы услуг.

Более динамичный рост ВВП наблюдается в тех странах, где превалирует реальный сектор экономки, т. е. можно предположить, что роль малых промышленных предприятий в создании ВВП тем значительнее, чем больше ими представлен реальный сектор экономики. Но важно рассматривать не только удельный вес малых предприятий в со- ™ здании ВВП, но и те функции, которые принимает на себя малый бизнес.

Проблема развития малых промышленных предприятий стала актуальной в начале | XX века. Технический фактор (изменение организационных принципов производства и и технологической базы), активная колонизация территорий многих стран и как след- § ствие бурное расширение рынка способствовали развитию международной торговли ©

1 (51) 2014

и послужили укреплению крупного производства. Происходило постепенно-умеренное срастание капитала: от картелей к синдикатам и трестам. Результатом научно-технического прогресса стало оттеснение малых предприятий на периферию бизнеса. Иными словами, технический прогресс стал результатом и условием массового производства, роста среднего уровня благосостояния и расширения рынков сбыта [1].

Таким образом, роль малых промышленных предприятий в создании ВВП состоит в том, что они являются основой, фундаментом более крупных форм бизнеса.

Однако уже в ХХ веке стало понятно, что без эффективного взаимодействия крупных и малых предприятий нельзя ожидать экономического роста, так как вокруг крупного бизнеса создается «кустовая система» - сеть предприятий, его сопровождающих: маркетинговых, инновационных, консультационных, лизинговых, правовых, ремонтных, транспортных и др. [2].

Крупное предпринимательство выступает как системообразующий фактор для развития малого бизнеса через сферу обслуживания и сотрудничества. Экономический эффект от такой деятельности выражается в уменьшении разного рода издержек и расширении производства. Роль малого предпринимательства состоит в создании условий и жизнеспособной среды для крупных высокоэффективных предприятий через развитие малых инновационных форм [3].

По мнению сербского предпринимателя Драгана Томича, мир вследствие разнообразных и динамических перемен, прежде всего технологических, всё больше принимает вид «глобального села» (кабельное и спутниковое телевидение, телефаксная связь, интернет-ресурсы). Поэтому универсальность малых предприятий заключается в том, что они заполняют все поры экономики и экономической жизни, совершают капиллярную диверсификацию хозяйственной структуры, что способствует росту и развитию. Малые предприятия являются основой современного конкурентного рынка [4. С. 35].

Еще одной функцией малых промышленных предприятий является создание эффективной конкурентной среды взаимодействия и развития крупного бизнеса. Субъекты малого бизнеса, участвуя в создании самого ВВП, непосредственно оказывают влияние на образующие его элементы. Степень этого влияния определяется удельным весом субъекта в выпуске, его инвестиционной активностью, вовлеченностью в международную торговлю. Малые предприятия в основном выступают в производственных нишах, характеризующихся низкой капиталоемкостью, следовательно, достаточно низкой ценой входа на рынок, что повышает уровень конкуренции или зависимость от крупного бизнеса и отражается в снижении эффективности их деятельности. Это приводит к низкой возможности накопления капитала в данном секторе экономики и низкому уровню инвестиций. Поэтому функцией малых промышленных предприятий, работающих на конкурентных рынках в качестве сателлитов крупных бизнесов, является снижение рыночной стоимости продукции некапиталоемких производств.

В то же время высокая конкуренция как неотъемлемая черта рынков, на которых действуют малые предприятия, заставляет их создавать новые ниши, максимально индивидуализировать продукт, т. е. давать более широкое предложение, соответствующее современному дифференцированному спросу. С одной стороны, это может благоприятно повлиять на качество предложения, с другой - вызвать перепроизводство.

Малые предприятия, внося значительный вклад в создание ВВП страны и отчисляя налоги, формируют бюджеты различных уровней. Соответственно, динамика их развития во многом определяет стабильность доходов государства, что важно для регулирования всей национальной экономики.

Индикативная функция проявляется в первую очередь в том, что участие малых промышленных предприятий в международной торговле является показателем уровня развития национальной экономики. Международная активность зависит от степени развития системы институтов, доступности данного вида деятельности (бюрократизм,

стоимость, транзакционные издержки). Для малых предприятий, обладающих ограниченными ресурсами (трудовыми, финансовыми), административные барьеры, сопряженные с международной торговлей, могут иметь весьма значимый характер. Кроме того, участие малых промышленных предприятий во внешнеторговой деятельности говорит о конкурентоспособности выпускаемой ими продукции, а значит, национальной экономики в целом.

Динамика показателей функционирования малых промышленных предприятий выступает также индикатором эффективности монетарной и фискальной политики, поскольку они как никто другой чувствительны к изменениям процентной ставки, доступности финансовых ресурсов, налоговой нагрузке, размерам страховых взносов. С другой стороны, анализируя риски вложения банковских активов в проекты малого бизнеса, можно оценить уровень развития, стабильности данного сектора экономики.

В большинстве случаев за решением о создании неаффилированного малого предприятия стоит выбор физического лица между наемным трудом и собственной предпринимательской деятельностью. В условиях благоприятной монетарной и фискальной политики это приводит к мобилизации финансовых и материальных ресурсов населения для создания собственных бизнесов, что в свою очередь отражается на увеличении средств в хозяйственном обороте и эффективности их использования.

Характеризуя особенности участия малого бизнеса в экономическом росте, следует отметить его способность к рациональному использованию собственных ресурсов, оказывающую влияние на эффективность всей национальной экономики. Вследствие ограниченности доступа к ресурсам, высокой конкурентности среды и большой сопряженности с крупным бизнесом малые предприятия могут достигать большего роста производительности, чем крупные [5], что в конечном счете приводит к экономическому росту в стране.

Важным детерминантом экономического роста являются трудовые ресурсы. Малые предприятия играют значительную роль в создании рабочих мест. Например, в странах Евросоюза доля занятых на малых предприятиях в 2012 г. составляла 50,2% [6. С. 15], в том числе в Германии 42,2%. Для сравнения: в Китае - 69,7%, в России - 21,6% [7]. Роль малых предприятий также может оцениваться как доля от общего числа предприятий и доля в ВВП. Так, в странах Евросоюза микро- и малые предприятия составляют 98,7% общего числа участников рынка, их вклад в ВВП оценивается в 39,5% [6. С. 13]. В Китае - 99,0 и 57,1% , а в России - 93,8 и 21,4% соответственно [7].

Таким образом, развитие малого бизнеса активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора, создает дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Доля малых предприятий в ВВП во многом характеризует общий уровень развития экономики: если доля малых предприятий в переходной экономике не достигает «барьера» в 40%, то такое состояние малого бизнеса, во-первых, свидетельствует об отсутствии или частичности реформ, а во-вторых, становится прямым препятствием к их проведению, поскольку слабый бизнес гасит ре-формационную мотивацию, в то время как сильный - создает ее [8].

Экспериментирование со множеством первоначально небольших предприятий является основой успешности западных стран. Построение социализма через национализацию и развитие государственных монополий привело социалистические и развивающиеся страны к стагнации или упадку.

Помимо экономических малые предприятия выполняют большой спектр социальных функций, также оказывающих воздействие на социально-экономическое развитие государства. Так, в большинстве стран разработаны специальные образовательные программы для работников и руководителей данного сектора экономики. Это вызвано тем, что в создании малых предприятий часто участвуют люди, не имеющие

ни экономического, ни юридического образования. Программы направлены на получение практических навыков в области менеджмента, экономики, юриспруденции, маркетинга за достаточно короткое время. Чем выше доля малых предприятий в экономике страны, тем шире запрос на бизнес-образование для данного сегмента рынка, при этом образовательный ресурс должен характеризоваться доступностью, как по стоимости, так и по времени освоения. Во многих развитых странах начальное бизнес-образование является неотъемлемой частью любой профессиональной подготовки, так как от готовности граждан к самостоятельной предпринимательской деятельности зависит качество и динамика вновь создаваемых предприятий.

Малые предприятия также являются важным элементом подготовки профессиональных кадров. Не имея возможности конкурировать на рынке труда за квалифицированные кадры с крупным бизнесом, малые предприятия становятся плацдармом для подготовки молодых специалистов. На начальном этапе профессионального становления выпускников вузов такая практика является неоспоримым преимуществом. Часто сотрудники малых предприятий выполняют многофункциональные обязанности, что позволяет получить более широкое представление о желаемой профессиональной специализации.

Динамика малых предприятий также оказывает влияние на коммуникативную активность. Создание сетевых форм организации отношений между крупными и малыми предприятиями влияет на уровень развития их коммуникативной среды, в первую очередь интернет-технологий; выпускается профессиональная литература, направленная на образование сотрудников малых предприятий и на выполнение рекламной функции; увеличивается количество профессиональных выставок как форм презентации предприятий и обмена опытом; развитие делового этикета становится неотъемлемой частью любого бизнес-общения, в процессе которого вырабатываются новые нормы поведения, речи, делового письма.

Особое значение имеют малые формы бизнеса в организации досуга. В развитых странах разнообразие способов проведения свободного времени базируется на активности в этой области малых предприятий, которые способны заявить специализированные предложения в общественном питании, туризме, культуре, активном отдыхе. Например, в Турции, где представлены крупнейшие операторы туризма и локализованы производственные мощности мировых брендов одежды, доля малого бизнеса в общем обороте страны составляет около 74%.

Также малые предприятия выступают проводниками культуры досуга, насаждаемой такими глобальными корпорациями, как «Макдональдс» и «Ростикс», расширяющими свои региональные рынки сбыта за счет франчайзинга. В данной отрасли малая форма бизнеса является самой эффективной, так как здесь характер предложения в наибольшей степени подвержен сезонным колебаниям, и именно малые предприятия обладают достаточной гибкостью и мобильностью для увеличения или сокращения предложения в зависимости от времени года.

Под воздействием роста количества малых предприятий происходит формирование нового экономического класса, который ориентирован на сохранение и защиту своей собственности, а значит, на становление и развитие связанных с этим правовых и экономических институтов. Владельцы небольшого бизнеса в существенной степени вовлечены в политическую, в том числе законотворческую, жизнь общества. Участие данного класса в представительной власти ограничивает влияние олигархии, защищает условия добросовестной конкуренции, способствует становлению демократических принципов.

Субъекты малого бизнеса участвуют в диффузных отношениях, включающих значительный объем взаимодействий с государством в качестве налогоплательщика, работодателя, института, производителя, инвестора и т. д. Движимые экономической

выгодой малые предприятия стараются упорядочить эти связи на основе реализации социального партнерства как процесса согласования экономических интересов различных субъектов экономики, основанного на принципах взаимовыгодности и паритета, посредством объединения материальных и нематериальных ресурсов при разделении полномочий, ответственности и рисков в социально-экономической системе [9].

С учетом социальных позиций наличие у граждан возможности заниматься собственным бизнесом говорит об эгалитарном характере отношений на основе равенства. Чем шире представлены интересы мелких собственников, т. е. удельный вес их капитала (социального, культурного, экономического) начинает превалировать над крупным капиталом, тем больше государственное регулирование основывается на влиянии (побуждении, стимулировании, убеждении), отказываясь от властных мер (принуждения, применения силы, манипуляции). Таким образом, происходит перераспределение объема власти как по вертикали, так и по горизонтали.

Многими исследованиями доказано, что условием устойчивого экономического развития является наличие среднего класса, который формируется во многих странах из мелких собственников и предпринимателей, занятых в малом бизнесе [10-12]. Его существование приводит к более равномерному распределению всех видов ресурсов: образования, здравоохранения, безопасности. Как следствие, общественное восприятие справедливости, прав и возможностей становится более четким и осознанным.

Увеличение занятых в секторе малого бизнеса способно сглаживать социальное напряжение в обществе за счет участия граждан в реальной экономике, в том числе наименее защищенных слоев: женщин, инвалидов, мигрантов, учащихся, пенсионеров. В. А. Рубе раскрывает функции малого бизнесе в способности «быстро и с минимальными затратами создавать новые рабочие места, способствовать развитию тех способностей человека к предпринимательской деятельности, которые не могут проявиться ни в крупной фирме, ни в государственном учреждении» [1. С. 58].

Малому предпринимательству присуща не только социальная функция, но и институциональная. Предприниматель, участвуя в инновационных процессах, старается адаптировать под себя рыночные условия. Он не только предлагает новые продукты и технологии, но и меняет экономическую, политическую, социальную среду, формирует новые институты - рынки, новые формы сотрудничества и конкуренции, организационно-правовые основы предпринимательства.

Факторами предпринимательства выступают личные качества (способность, готовность к риску, новаторство, лидерство, эффективность, рационализм), которые складываются под воздействием институтов развития человеческого капитала и домохозяйства, а также общественные отношения - имущественная ответственность, выполнение финансовых обязательств, экономическая свобода, самостоятельность принятия решений. Они, в свою очередь, определяются политико-правовыми, финансовыми институтами, институтами развития (экономического роста).

Увеличение числа предприятий малого бизнеса и эволюция их институциональной структуры всегда сопряжены со становлением политических, общественных, социальных, правовых институтов. Малое предпринимательство создает подушку безопасности в кризисной ситуации: чем больше представлен данный сектор экономики в ВВП, тем более стабильный характер носит развитие, так как он способен более гибко приспосабливаться к сложившейся ситуации.

Источники

1. Рубе В. А. Малый бизнес: История. Теория. Практика. М. : ТЭИС, 2000.

2. Мисаков В. С. Анализ конкурентоспособности фирмы. М. : Финансы и статистика, 1998.

3. Турчанинова Т. В., Храпов В. Е. Государственная поддержка малых предприятий в сфере производства. Мурманск : МАЭУ, 2009.

4. Томич Д. Малые предприятия - большие шансы : пер. с серб. М. : Магазин искусств ; КОМО-Белград, 2000.

5. Tambunan T. Micro, Small and Medium Enterprises and Economic growth / Center for industry and SME studies faculty of Economics, University of Trisakti. Jakarta : University of Trisakti, 2006. Working Paper Series. №. 14.

6. EU SMEs in 2012: at the crossroads Annual report on small and medium-sized enterprises in the EU, 2011/12 / P. Wymenga, V. Spanikova, А. Barker, J. Konings, E. Canton. Rotterdam : ECORYS, 2012.

7. Итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства / Федеральная служба государственной статистики. М. : ИИЦ «Статистика», 2012. Т. 1.

8. Сото Э. де. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. М. : Олимп-Бизнес, 2004.

9. Рассказова Н. В. Теоретические аспекты малого предпринимательства в контексте устойчивого развития социально-экономической системы. М. : Теоретическая экономика, 2009.

10. Phillips J. Little Business in American Economy. Urbana : University of Illinois Press, 1958.

11. Stailey E. Small Industry Development. California, 1959.

12. Lecordier G. Les classes moyennes en marche. P. : Bloud et Gay, 1950.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.