удк 338.43 Сергей Дмитриевич Власов,
# кандидат исторических наук,
956nan@mail.ru соискатель кафедры экономической
и политической истории России,
СГСЭУ
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РФ
Основная цель работы заключается в изучении необходимости и эффективности участия государства в управлении агропромышленным комплексом в современных рыночных условиях. Исследуются современные инновационные способы и механизмы воздействия государства на предприятия агропромышленного комплекса. Анализируется дифференцированный подход к различным по формам собственности и уровням доходности сельскохозяйственных предприятий, изучаются направления поддержки государством низкорентабельных сельскохозяйственных структур. Очевидно, что кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями, но и просчетами в аграрной политике. Государство должно участвовать в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства.
Ключевые слова: государственное регулирование, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, рыночные условия.
S.D. Vlasov
STATE MANAGEMENT OF AGRICULTURAL DEVELOPMENT IN RUSSIA
The paper studies the need for efficient state participation in the management of the agricultural sector in the current market conditions. The author explores modern innovative methods and mechanisms of state regulation of agricultural enterprises, analyzes differentiated approach to different types of ownership and levels of profitability of agricultural enterprises, studies areas of state support for marginally profitable agricultural enterprises. Obviously, the crisis in agriculture is caused not only by objective natural conditions, but also by failures in agricultural policy. The state should participate in market processes as an actor of market relations ensuring sustainable development of agricultural production.
Keywords: government regulation, agriculture, farming, market conditions.
Управление производством как специфический вид деятельности - объективный и неизбежный результат превращения индивидуальных производственных процессов в комбинированный общественный труд [1, с. 32]. Однако при переходе к рыночным отношениям значение государства в регулировании экономических процессов существенно меняется. В отличие от административнокомандных методов управления в условиях рынка, государственное вмешательство в экономику носит принципиально новый и достаточно ограниченный характер. Оно должно быть направлено прежде всего на решение глобальных проблем, обеспечение устойчивого функционирования рыночного механизма, развитие производительных сил, а также на социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения посредством рационального распределения и перераспределения национального дохода страны. Особое значение в экономике страны имеет агропромышленный комплекс (АПК). Он относится к числу основных хозяйственных комплексов, определяющих поддержание жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но и в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства [1, с. 63].
Особую актуальность вопросы управления получают в аграрном секторе экономики, так как риски сельскохозяйственных предприятий являются наиболее сложными и мало прогнозируемыми, что связано в первую очередь
со спецификой самого сельского хозяйства и, как следствие, возникновением в данной отрасли АПК несвойственных для других отраслей народного хозяйства видов рисков [2, с. 21].
В отличие от других отраслей, сельское хозяйство имеет характерные особенности, которые обусловлены спецификой земледелия. Наиболее существенные из них оказывают влияние на научно-технический прогресс в сельском хозяйстве.
1. Сельскохозяйственное производство ведется на земле, поэтому научно-технический прогресс оказывает влияние на повышение экономического плодородия почвы и окружающую среду.
2. Производство в сельском хозяйстве связано с возделыванием растений и содержанием животных, оно во многом регулируется естественно-биологическими законами [2, с. 47].
3. На осуществление научно-технического прогресса оказывает влияние сезонность выполнения работ в сельском хозяйстве, из-за чего требуются более высокая техническая оснащенность, внедрение универсальных машин на различных работах.
4. Сельскохозяйственное производство в значительной степени зависит от природно-экономических условий, которые, в свою очередь, оказывают влияние на осуществление НТП в сельском хозяйстве.
5. Выполнение процессов производства сельскохозяйственной продукции ограничено агротехническими сроками.
♦
♦
6. Сельское хозяйство отличается большой территориальной рассредоточенностью - механизированные работы выполняются на больших площадях [3, с. 124].
Вследствие этого управленческие вопросы лучше всего решать посредством стратегического управления, которое как нельзя лучше подходит к нестабильным условиям сельскохозяйственного производства.
Агропромышленный комплекс в современных условиях занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных условиях участвовать в межотраслевой конкуренции. Низкодоходное сельское хозяйство, зависимое от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, циклический характер производства, является более отсталой в техническом плане отраслью по сравнению с другими отраслями экономики. Отсюда возникает необходимость государственной поддержки этого сектора.
Текущая ситуация в агропромышленном комплексе характеризуется кризисными факторами. Главной причиной возникшей разбалансированности системы ведения сельского хозяйства стала коренная трансформация собственности на средства производства. Изменились организационно-правовые формы коллективных предприятий, получил развитие сектор индивидуального предпринимательства на селе. Сельское хозяйство с его трудоемким производством может разрешить одну из самых острых социальных проблем - трудовую занятость населения [4, с. 24].
Необходимость государственного регулирования аграрного сектора экономики обоснована структурными и финансовыми деформациями, произошедшими в последнее время в отрасли. Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК России, предполагающая осуществление комплекса мер воздействия государства на систему экономических отношений, обусловлена ролью аграрного сектора в рыночной экономике в целом и принципиальными российскими особенностями условий хозяйствования. Кризис, охвативший экономику России и агропромышленный комплекс, усиливает необходимость дополнить рыночный механизм государственным вмешательством Сегодня отрасли, имеющие повышенную конкурентоспособность в обстановке неуправляемого рынка, заняли монопольное положение и осуществляют ценовое давление на сельскохозяйственных товаропроизводителей, ведущее к изъятию огромных финансовых ресурсов из аграрного сектора.
Разработка системы мер государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса является важнейшим условием его дальнейшего развития. Если необходимость государственной поддержки обосновывается сходными аргументами, то по поводу направлений и мер регулирования, его форм и методов единого мнения нет. Споры возникают в основном по вопросам соответствия тех или иных мер механизму рынка и состоянию отрасли. В этой связи особенно актуальна проблема разработки оптимальных моделей, механизмов и систем поддержки агропромышленного комплекса в рыночных условиях.
На наш взгляд , решение проблемы вывода АПК из кризисного состояния требует проведения последовательной продовольственной политики, которая включала бы ряд основных стратегических направлений:
- стимулирование развития отечественного сельского хозяйства, что в первую очередь потребует определенного перераспределения национального дохода в пользу сельскохозяйственных производителей;
- придание аграрной реформе основной целевой функции - роста производства;
- осуществление протекционистской аграрной политики;
- внесение коррективов в социальную политику, существенное улучшение уровня питания групп населения с низкими доходами [4, с. 85].
Каждая из этих проблем требует серьезных мер для своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить падение сельскохозяйственного производства, затем должен наступить этап стабильного развития и последовательный рост. Для этого требуется установление более благоприятного ценового климата для сельского хозяйства и предоставление прямых государственных субсидий на основные виды средств производства. Большинство сельхозпредприятий из-за сокращения производственного потенциала требует серьезной финансовой поддержки со стороны государства даже для достижения стадии равновесия.
Аграрная политика должна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учетом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства сельскохозяйственной (в особенности товарной) продукции.
Отечественный опыт государственной поддержки и регулирования аграрного сектора экономики показывает, что система форм и методов поддержки предпринимательских структур агропромышленного комплекса включает две подсистемы:
1) государственная координация рыночного механизма в АПК;
2) государственная поддержка предпринимателей агропромышленного комплекса [3, с. 45].
Цель государственной поддержки - придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов. Государственное регулирование в АПК предполагает его осуществление преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохранение и совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора применительно к условиям переходного периода; содействие развитию рыночной инфраструктуры; поддержание государственного сектора АПК; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства. Регулирующая роль государства особенно важна на нынешнем этапе перехода к рыночной экономике, когда не сформировался эффективный механизм экономического регулирования.
Воздействие на развитие АПК экономическими методами государство может осуществлять через кредит-
♦------------------------------------------------
ное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование, регулирование условий и уровня оплаты труда, социальное развитие, государственные программы, госзаказы, эффективную таможенную политику и т.д. [4, с. 35]. Степень и формы защиты и аграрного протекционизма должны зависеть от состояния сельскохозяйственного производства, насыщения рынка и конкурентоспособности отечественной продукции. В настоящее время реализация государственной политики по развитию АПК опирается на значительное бюджетное финансирование - федеральное и региональное. Российская практика государственной поддержки предприятий аграрного сектора показывает, что большая часть расходов осуществляется на региональном уровне.
Важнейшим принципом государственного регулирования на переходном этапе является обеспечение взаимовыгодного обмена между сельским хозяйством и отраслями, выпускающими средства производства. На этапе рыночных реформ правительство пустило этот вопрос на самотек. Возникший диспаритет цен привел к тяжелым финансовым последствиям для большинства сельских товаропроизводителей. Государство не смогло сдержать рост цен и тарифов в таких высокомонопо-лизированных отраслях, как сельскохозяйственное машиностроение, нефтепереработка, электроэнергетика и др. Темпы роста цен и тарифов в этих отраслях были намного выше, чем темпы роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Следует учитывать, что поддержка сельскохозяйственных производителей, несмотря на дополнительные затраты государства, создает условия для роста производства, способствует развитию инфраструктуры, снижает безработицу, поддерживает равновесие цен, а в целом -социальную стабильность. На подобные затраты идут практически все страны.
-------------------------------------------------♦
Одна из серьезных проблем сельскохозяйственного производства - резкое снижение объема инвестиций. Низкая рентабельность отраслей АПК в целом, закреди-тованность и постоянный недостаток собственных оборотных средств, а также отсутствие ликвидного залогового имущества делают его отрасли неперспективными для капитальных вложений, а следовательно обрекают их на стагнацию. Снижение инвестиционной активности ведет к физическому и моральному старению основных фондов, износ которых по отдельным отраслям АПК составляет от 50 до 70% [3, с. 45]. Одним из вариантов улучшения финансирования сельского хозяйства может стать возрождение сельской кредитной кооперации. Кооперативы могут объединять собственные средства, свободные средства сельского населения, а также средства жителей малых городов. Но здесь на первых порах со стороны государства должна быть оказана конкретная помощь в виде льготных банковских кредитов [4, с. 36].
Очевидно, что кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями, но и просчетами в реализации аграрной политики. Таким образом, государство должно участвовать в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства.
1. Афанасьев В.Н, Мартынов А.П., Пешков А.С. Государственная поддержка и государственное регулирование агропромышленного производства. Оренбург, 2003.
2. Карташов Л.П. Повышение надежности системы «человек - машина - животное». Екатеринбург, 2000.
3. Огородников П.И. Научно-технический прогресс - основа эффективной реализации инновационных проектов в АПК / под ред. А. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009.
4. Хорохорин А.О. О проблемах функционирования АПК и путях их решения. М., 2006.
Яна Сергеевна Гришина,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса, Саратовская государственная юридическая академия
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
В статье на научно-теоретической и методологической основе концепции социального предпринимательства как правовой модели инновационно-правового обеспечения имущественных потребностей граждан в социальной сфере, развивающей теорию имущественных потребностей и гражданско-правовых средств их удовлетворения, основателем которой является известный ученый-цивилист, доктор юридических наук, профессор Н.А. Баринов, анализируются формы и средства государственной поддержки социальных предприятий малого и среднего бизнеса. Особое внимание уделяется публично-правовым средствам государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, рассматриваются критерии дифференциации предприятий малого и среднего бизнеса, делаются выводы о необходимости внесения изменений в действующее законодательство.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, малый и средний бизнес, микрофинансирование, формы и средства государственной поддержки.
УДК 338.242 |Й» grishinel@inbox.ru