Научная статья на тему 'РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ СКОЛИОЗА СРЕДИ СТУДЕНТОВ '

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ СКОЛИОЗА СРЕДИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сколиотическая болезнь / болевой синдром / позвоночник / реабилитация / scoliotic disease / pain syndrome / spine / rehabilitation

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А.Д. Булатова, А.С. Горбачев, Д.С Приходов

В статье рассмотрена проблема профилактики сколиозов среди студентов. В свете ограничений подвижности, отклонений в работе внутренних органов, снижения работоспособности, а также в условиях недостатка научных разработок эффективных методик построения тренировочного процесса в России данный вопрос нуждается в подробном рассмотрении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN THE PREVENTION OF SCOLIOSIS AMONG STUDENTS

The article deals with the problem of prevention of scoliosis among students. In the light of mobility limitations, deviations in the work of internal organs, reduced performance, as well as in the conditions of a lack of scientific developments of effective methods for building the training process in Russia, this issue needs to be considered in detail.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ СКОЛИОЗА СРЕДИ СТУДЕНТОВ »

УДК 796.096

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ СКОЛИОЗА

СРЕДИ СТУДЕНТОВ

А. Д. Булатова, А. С. Горбачев, Д. С Приходов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: tatianya.martirosova@mail.ru

В статье рассмотрена проблема профилактики сколиозов среди студентов. В свете ограничений подвижности, отклонений в работе внутренних органов, снижения работоспособности, а также в условиях недостатка научных разработок эффективных методик построения тренировочного процесса в России данный вопрос нуждается в подробном рассмотрении.

Ключевые слова: сколиотическая болезнь, болевой синдром, позвоночник, реабилитация.

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN THE PREVENTION OF SCOLIOSIS AMONG

STUDENTS

A. D. Bulatova, A. S. Gorbachev, D. S. Prihodov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: tatianya.martirosova@mail.ru

The article deals with the problem of prevention of scoliosis among students. In the light of mobility limitations, deviations in the work of internal organs, reduced performance, as well as in the conditions of a lack of scientific developments of effective methods for building the training process in Russia, this issue needs to be considered in detail.

Keywords: scoliotic disease, pain syndrome, spine, rehabilitation.

В современном мире все более актуальной становится проблема здоровья, как неотъемлемого условия успешной деятельности и оптимальной социальной активности. При этом количество студентов с различными патологиями позвоночника увеличивается.

Согласно исследованиям Росстата, в последние 10 лет происходит резкое снижение уровня здоровья и физического развития молодежи России. При этом по результатам медицинских осмотров количество занимающихся физической культурой в специальных и подготовительных группах возросло до 37%, и отмечается тенденция их увеличения. Так, согласно клинико-диагностическим исследованиям, среди студентов-первокурсников только 9% признаны здоровыми, а число учащихся с различными патологиями и деформациями позвоночника достигает 68% [3, 5].

Сколиоз является одним из самых распространенных заболеваний - опорнодвигательного аппарата. Сколиоз представляет собой искривление позвоночника в трех плоскостях и очень быстро развивается при отсутствии должного лечения.

Профилактика сколиоза особенно важна в подростковом возрасте, так как именно в данный возрастной период кости еще только растут и не успели окончательно

Секция «Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании обучающихся образовательных ...»

сформироваться. Взрослым с неисправленными проблемами позвоночника придется приложить значительно больше усилий для их исправления [1].

Нарушения позвоночника обусловлены вынужденным длительным нахождением человека в сидячем положении с перенапряжением мышц спины и верхней конечности и усугубляются фактором гиподинамии. При этом в настоящее время отмечается стремительный рост интенсивности образовательного процесса, вызванный увеличением объема получаемой учащимися информации.

Медицина активно занимается решением проблем лечения позвоночника, и особое внимание уделяется разработке так называемой «сколиотической болезни», предполагающей не только трехплоскостные изменения позвоночника, отклонения в положении таза и грудной клетки, но и нарушения в других органах и системах организма [4].

В первую очередь нарушения затрагивают нервную систему, дыхательную, сердечнососудистую, а также органы пищеварения. При этом резко падают адаптационные возможности организма, и снижается работоспособность. Сколиотическая дуга в некоторых случаях S-образного сколиоза имеет контрдугу в шейном отделе позвоночника, ухудшая иннервацию и мозговое кровообращение, что негативно сказывается на когнитивных способностях студентов [2].

Существуют различные методы профилактики сколиоза. Основа большинства из них -плавание и гимнастика. Иногда их сочетают с физиотерапией, диетотерапией, рефлексотерапией и прочим [3]. Для успешного лечения необходимо комбинирование физических упражнений с массажем, который укрепит мышечную систему человека; необходимы так же занятия на свежем воздухе, чтобы получать необходимое количество кислорода, что бывает затруднительно из-за давления позвоночника на легкие.[6]

ЛФК - так же один из методов профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, содержащий различные упражнения, позволяющие восстановить работоспособность и предотвратить осложнения. ЛФК выбирается с учетом степени тяжести сколиоза (их всего четыре) и учитывая скорости его развития.

Официальная медицина не предлагает консервативных решений проблемы сколиотической болезни для людей с закрытыми зонами роста, когда риски прогрессирования заболевания сводятся к минимуму. При этом традиционные методики ЛФК, плавания или йоги оказываются неэффективными, поскольку скелетные мышцы в условиях сколиотической деформации работают ассиметрично.

Доказанную эффективность имеет патентованная методика, предложенная Gray institute, когда на смену традиционным симметричным движениям мы используем движения для позвоночника, построенные с учетом особенностей конкретного сколиоза [4].

Так, первым этапом работы будет снижение напряжения мышц через улучшение функционирования грудобрюшной диафрагмы. Могут применяться техники, предполагающие прямой массаж мест начала диафрагмы по вентральной части нижних ребер. Затем рекомендовано применение мануальных техник, способствующих лучшему раскрытию спазмированной доли диафрагмы и ограничивающих раскрытие ее более подвижной доли, поскольку у студентов, имеющих сколиоз, диафрагма всегда работает ассиметрично. После чего используется диафрагмальное дыхание, то есть дыхание с активным включением живота, так же подробно описанное в работах С.М. Бубновского [1].

Второй этап работы предполагает улучшение подвижности в позвоночно-двигательных сегментах (ПДС). Упражнения выполняются ассиметрично, когда мы осуществляем латерофлексию отдела позвоночника с одновременной ротацией по ходу дуги, после видимого улучшения подвижности ПДС, движение строится против хода дуги. Выполнение упражнений возможно как в открытых, так и в закрытых кинематических цепях, в зависимости от выраженности болевого синдрома и подвижности суставов в целом.

На третьем этапе к упражнениям дополнительно применяются факторы внешней нагрузки, такие как блоки тренажерных устройств, ленточные и трубчатые амортизаторы, подвесные системы ТРХ. В случаях, когда сколиотическая дуга составляет 30 и более градусов по Коббу, есть вероятность прогрессии сколиоза даже после закрытия зон роста, в связи с этим, помимо техник, направленных на улучшение подвижности ПДС, необходимо дополнительно применение техник, предполагающих активную самостоятельную коррекцию сколиотической дуги.

Примерами такой концепции может быть дыхательная гимнастика и упражнения Шрот терапии или упражнения концепции Seas «Scientific Exercise Approach to Scoliosis», эффективность которых подтверждена ассоциацией SOSSORT [5].

Согласно исследованиям, применение концепций Шрот или Seas дает достаточно высокий уровень успешности: в 80% случаев наблюдается положительная динамика течения заболевания. В связи с этим представляется необходимым дальнейшая научная разработка концепций, основанных на принципах доказательной медицины, с последующим их внедрением в деятельность образовательных учреждений и организаций на уроках физической культуры.

Библиографические ссылки

1. Бубновский С.М. Руководство по кинезитерапии. Лечение боли в спине и грыж позвоночника / С.М. Бубновский. - М., 2014. - Изд. 2-е, дополн. - 112 с.

2. Дмитриева Г.П. 30-летний опыт консервативного лечения диспластического сколиоза / Г.П. Дмитриева, Р.Д. Назарова // Вертебрология - проблемы, поиски, решения. - М., 1998. -С. 17-18.

3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1 - 2-е изд., испр. и доп. - М: Советский спорт, 2012. - 67 с.

4. Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2019. - 382 с.

5. Коваленко А.Н. Педагогические и медико-биологические методы коррекции здоровья студентов в условиях сочетанного влияния умственных и физических нагрузок / А.Н. Коваленко, Е.В. Быков, О.А. Макунина, О.И. Коломиец // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2017. - Т. 12. - № 2. - С. 204-217.

6. Лечебная физическая культура: справочник / под ред. проф. В.А. Епифанова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Авторская Академия, 2019. - 448 с.

© Булатова А.Д., Горбачев А.С., Приходов Д.С. 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.