Кудашова Л. Т.
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет,
worldlucv@mail. ги
Современное общество пришло к пониманию, что стратегия достижения здоровья человека - в самом человеке, и решение проблемы здорового образа жизни, здорового детства связано с формированием ответственности за свое здоровье с самого раннего детства (Г.К. Зайцев, 2000; Л.Г.Татарникова, 2000).
Установка на здоровье, здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. На этапе дошкольного возраста задача воспитания у детей мотивации на здоровье становится приоритетной. Важную роль в формировании ценностных ориентиров в данный период выполняет система дошкольного образования в интеграции с семьей.
Наиболее перспективным является формирование у детей основ здорового образа жизни в процессе физкультурной деятельности, так как в дошкольном возрасте ведущей является биологическая потребность в движении, которая оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие индивида, его привычки и поведение (Д.Н. Давиденко, 2001).
Следует отметить, что традиционная система образования не вполне учитывает важность формирования здоровья детей, нередко почти не способствует его укреплению и поддержанию. Это обусловлено недостаточностью двигательной деятельности детей, отсутствием тренирующей нагрузки. Сегодня становятся привычными тревожные данные о систематическом ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. Ухудшение состояния здоровья детей требует всестороннего изучения изменений, происходящих в физической культуре дошкольников, и их влияния на эффективность образовательного и оздоровительного процессов.
Возникает необходимость создания педагогической системы, разработки педагогических технологий, основанных на приоритетах здоровья, которые направлены на формирование и внедрение здорового образа жизни в учебновоспитательный процесс.
Модернизация системы образования, системы физического воспитания, в том числе в дошкольных учреждениях, являются задачами государственной важности.
На современном этапе развития дошкольного образования активно происходит обновление его содержания с учетом состояния здоровья детей, потенциальных возможностей их развития, способностей и интересов. Одной из самых острых проблем воспитания дошкольников является подготовка детей к обучению в школе.
В Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, указано, что требуется совершенствование государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов для детских дошкольных учреждений, обеспечивающих необходимый недельный двигательный режим дошкольников, в том числе средствами физической культуры и спорта в зависимости от возраста и состояния здоровья детей. Так же необходимым является увеличение охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой по программам дошкольных образовательных учреждений.
Изменения в содержании занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста могут идти в нескольких направлениях: в традиционные занятия включаются новые педагогические технологии; используется новое, нестандартное оборудование; процесс физического совершенствования детей становится все более личностно-ориентированным. Базовые задачи физического воспитания и развития детей дошкольного возраста, в первую очередь, должны быть направлены на охрану и укрепление их здоровья; на формирование у них жизненно необходимых двигательных умений, в соответствии с индивидуальными особенностями; развитие физических качеств, накопление элементарных знаний о физической культуре, создание условий для реализации потребности в физической активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни; обеспечение физического, психического и социального благополучия.
Происходящие изменения затрагивают структуру, содержание, технологии воспитания и обучения. Специалистам необходимо при организации занятий физическими упражнениями с детьми, предусмотреть рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной активности, используя новые педагогические технологии, нетрадиционные методики, новое нестандартное оборудование и др., чтобы общий объем двигательной активности ребенка во время пребывания в детском саду составлял не менее 60% (Рунова М.А., 2000). Так как благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.
Эффективность используемых технологий должна подтверждаться данными о снижении заболеваемости; повышении уровня физического развития и физической подготовленности; наличием мотивации на здоровье; социальной адаптации ребенка на всех возрастных этапах его развития.
681