Научная статья на тему 'Теоретические аспекты взаимосвязи физического и умственного развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)'

Теоретические аспекты взаимосвязи физического и умственного развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3229
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ВЗАИМОСВЯЗЬ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА / ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ / СОПРЯЖЕННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / PRE-SCHOOL EDUCATION / PRE-SCHOOL EDUCATION INSTITUTION / PRINCIPLE OF UNITY PSYCHICAL AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOL CHILD / HEALTH OF CHILD / PHYSICAL CULTURE / PSYCHICAL UPBRINGING AND EDUCATION / CONJUGATED PHYSICAL AND MENTAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фоминых Анна Владимировна, Казаковцева Татьяна Сергеевна

Серьезной проблемой современности остается ухудшение здоровья детей. Одной из причин ухудшения здоровья детей является несовершенство сложившейся системы физического воспитания, обусловленное несоблюдением принципа единства психического и физического развития, а также отсутствием взаимосвязи физического и умственного развития детей 6-7 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фоминых Анна Владимировна, Казаковцева Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical aspects of interconnection between physical and intellectual progress of children (6-7) years old

The serious problem of contemporary is problem of health of children. One of the reason of this problem is imperfection of formed system of physical education, because the princi ple of unity psychical and physical development isn’t observed.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты взаимосвязи физического и умственного развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)»

УДК 372.21

А. В. Фоминых, Т. С. Казаковцева

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ)

Серьезной проблемой современности остается ухудшение здоровья детей. Одной из причин ухудшения здоровья детей является несовершенство сложившейся системы физического воспитания, обусловленное несоблюдением принципа единства психического и физического развития, а также отсутствием взаимосвязи физического и умственного развития детей 6-7 лет.

The serious problem of contemporary is problem of health of children. One of the reason of this problem is imperfection of formed system of physical education, because the princi ple of unity psychical and physical development isn't observed.

Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, принцип единства психического и физического развития, взаимосвязь умственного и физического развития ребенка-дошкольника, здоровье ребенка, физическая культура, физическое воспитание и образование, сопряженное физическое и умственное развитие.

Keywords: pre-school education, pre-school education institution, principle of unity psychical and physical development of pre-school child, health of child, physical culture, psychical upbringing and education, conjugated physical and mental development.

В настоящее время дошкольное образование в России в соответствии с основными положениями его модернизации претерпевает существенное обновление, ключевой тенденцией которого является гуманизация целей и принципов обучения и воспитания. Отмечается, что серьезной проблемой современности является проблема здоровья детей. На решение ее направлены постановления Правительства Российской Федерации и законодательные акты. Отмечено, что педагогический процесс в образовательном учреждении, в том числе и дошкольном, должен способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

В современном образовании детей ярко проявляются противоречия между достижениями в области обучения и потерями в состоянии их здоровья. Становится очевидным, что сегодня необходим научный подход к совершенствованию деятельности образовательных учреждений не только с точки зрения решения задач обучения и воспитания, но и целенаправленного укрепления здоровья детей.

© Фоминых А. В., Казаковцева Т. С., 2011 12

Возросшие требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности в детском саду. Нередко учебный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) строится по типу школьного образования и перегружается дополнительными занятиями (иностранный язык, обучение чтению и письму и т. д.). Это ведет к увеличению учебной нагрузки, что, в свою очередь, наносит серьезный ущерб психофизическому, личностному развитию и состоянию здоровья детей.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу. Около 70% детей имеют различные нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной систем, в функциях зрения и речи. Одной из причин ухудшения здоровья подрастающего поколения является несовершенство сложившейся системы физического воспитания, обусловленное недостаточным вниманием педагогов к соблюдению и учету принципа единства психического и физического развития.

Деятельность специалистов по физической культуре в ДОУ в основном направлена на физическое развитие и физическую подготовленность детей, а вот вопросами психического и умственного развития детей занимаются лишь педагоги-психологи. В результате этого единый процесс психофизического развития ребенка искусственно разрывается на две составляющие. Не всегда учитывается тот факт, что двигательная активность как кинетический фактор в значительной мере определяет как полноценное физическое, так и нервно-психическое развитие ребенка, его умственные возможности. Кроме того, начиная с внутриутробного периода необходимо создавать условия для двигательной активности будущей матери. Это будет способствовать более полноценному развитию плода, который тоже будет совершать движения внутри подвижной матери. После рождения ребенка следует продолжать обеспечивать его двигательную активность путем выполнения различных видов физических упражнений с учетом эволюции движений живых существ. Так, одним из первых движений должно стать плавание (плавать раньше, чем ходить), далее - пассивное плавание в трехмерном пространстве, которое ребенок совершает на руках родителей. Первое полугодие жизни ребенка готовит его к ползанию, с помощью которого формируется система координации движений «глаз - рука», определяющая в будущем успешность учебной деятельности. Далее эта си-

стема совершенствуется в лазанье и лишь затем к концу первого года жизни формируются пря-мостояние, прямохождение, осанка [1].

Социальные преобразования, происходящие в обществе, изменяют и систему дошкольного воспитания, приводя к значительному увеличению психологической нагрузки на детей в условиях детского сада. Особенно ощутимо это сказывается на ослабленных, часто болеющих детях, имеющих функциональные нарушения в состоянии здоровья. Поэтому в ДОУ уделяется большое внимание проведению всех организационных форм физкультурно-оздоровительной работы, в соответствии с избранной дошкольным учреждением образовательной программой. Оздоровительные физические упражнения обязательно включаются в физкультурные занятия, которые являются основной формой образовательной работы по физической культуре с детьми в ДОУ [2].

Традиционно физическое воспитание рассматривалось лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб умственному, социальному и психологическому развитию, что заметно ограничивало возможности целостного формирования личности [3]. До сих пор нет достаточной ясности механизмов реализации в процессе физического воспитания единовременного решения задач физического и умственного совершенствования, психического, и духовного развития занимающихся. При этом обращает на себя внимание стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования [4].

Исследования последних лет показывают, что функциональные возможности детей 6-7 лет (старшего дошкольного возраста) не реализуются на должном уровне в процессе реализации различных организационных форм занятий физической культурой в ДОУ. Кроме того, двигательная активность дошкольников за время пребывания их в детском саду составляет менее 50% периода бодрствования, что не позволяет говорить о полноценном двигательном режиме, который обеспечил бы необходимую биологическую потребность детей в двигательной активности [5].

Вместе с тем многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребенка. Положительное влияние активной двигательной деятельности на состояние умственной работоспособности было установлено ещё А. В. Запорожцем [6]. Исследованиями И. К. Спиркиной [7], Г. А. Каданцевой [8], В. А. Баландина [9], А. С. Дворкина [10] и других установлено наличие тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития по-

знавательных процессов у дошкольников. Э. Я. Степаненковой [11], Э. А. Колидзеем [12] описаны подходы к построению у дошкольников интеллектуальной, сознательной и выразительной двигательной деятельности. В то же время исследования О. В. Решетняк [13], Н. Сладко-вой [14] показывают, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств ребенка.

Несмотря на некоторую теоретическую разработанность проблемы одновременного развития умственных и двигательных способностей детей в процессе физического воспитания, эти идеи не получили должного признания и широкого применения в дошкольных образовательных учреждениях.

Изложенные факты свидетельствуют о наличии противоречия между теоретическими данными, подтверждающими наличие тесной взаимосвязи физического и умственного развития детей, и недостаточностью методик их сопряженного развития. Из противоречия вытекает научная проблема: разработка средств и методов сопряженного повышения уровня умственного и физического развития дошкольников в процессе занятий по физическому воспитанию.

Особую актуальность решение этой проблемы приобретает на этапе подготовки ребенка-дошкольника к школьному обучению, когда он воспитывается в подготовительной группе ДОУ. В этот период дошкольного детства ребенок должен обрести школьную зрелость, то есть быть готовым к школьному обучению. Так, Т. Боги-ной и М. Руновой [15] указано, что полной школьной зрелости дети достигают к 7-8 годам. «Зрелые» дети способны воспринимать и запоминать учебный материал, могут сосредотачивать свое внимание, усидчивы, то есть у них сформированы необходимые для этого физиологические структуры и психические процессы. Поэтому в подготовительной группе ДОУ педагогам следует в полной мере обеспечивать связь физического и умственного развития в процессе занятий физической культурой. Этому способствуют также и кинезиологические упражнения, направленные на формирование и совершенствование меж-полушарных связей головного мозга. А. Сиро-тюк [16] отмечает, что современное школьное образование приводит детей в состояние хронического информационного, эмоционального, сен-сомоторного, психогенного и нейро-вегетативного стресса, поскольку оно рассчитано на левополу-шарных детей. По результатам исследований последних лет, таковых в каждом классе примерно 10%. В то же время отмечается рост пра-вополушарных детей (40-50%) и равнополушар-ных. Процесс развития межполушарных связей происходит у девочек, в основном до 7 лет, а у

мальчиков - до 8-8,5 лет. Этот факт говорит о необходимости дифференцированного подхода к обучению детей на основе половых различий [17]. Уже в ДОУ ежедневно следует включать в различные формы занятий физической культурой специальные упражнения, развивающие межпо-лушарное взаимодействие. К таким упражнениям относят движения глаз, языка, рук, дыхательные упражнения, построенные на зрительном контроле и без него. Такие упражнения будут способствовать как умственному развитию ребенка, так и более успешному началу его обучения в школе.

Взаимосвязь умственного и физического развития, роль мыслительных процессов в регуляции движений в разных аспектах изучалась физиологами, психологами, педагогами. Так, установлено, что все функции организма человека взаимосвязаны и всякое искусственное их разъединение нарушает общую гармонию деятельности человека и не приведет к желаемым результатам [18]. Следовательно, физическое воспитание должно обеспечивать целевое акцентированное воздействие на физическое и психическое развитие ребенка, его физическую подготовленность, социокультурное развитие, а также оно должно создать возможности целостного формирования его личности [19].

Отмечается, что механизм высшей нервной деятельности, выполняющий функции мышления, общения и регулятора поведения, есть один из органов человека и как любой другой его орган (желудок, печень и т. д.) зависит от общего состояния самого человека. Наиболее четко это прослеживается в состоянии патологии. По дан-

ным Н. Сладковой [20], умственно отсталые школьники на 25-40% отстают от нормы по показателям силы, быстроты, выносливости, прыгучести. О. В. Решетняк [21] выявлено, что у 56-летних детей с задержкой психического развития хуже развиты скоростно-силовые, координационные способности, быстрота реакции, гибкость и выносливость.

Взаимовлияние некоторых показателей физического состояния и умственного развития, выявленное в результате анализа и обобщения литературных источников данных, представлено на рисунке.

Из рисунка видно, что показатели морфофунк-ционального состояния и физической подготовленности оказывают доминирующее влияние на уровень сформированности познавательных процессов и состояние умственной работоспособности дошкольников, а отдельные компоненты умственного развития оказывают существенное воздействие на уровень сформированности основных видов движений и отдельных физических качеств.

Согласно проведенному Г. А. Каданцевой исследованию [22], наиболее тесную связь с тестами, характеризующими познавательную активность детей шести лет, имеют скоростные, координационные и скоростно-силовые способности.

Диссертационное исследование И. К. Спирки-ной [23] позволило ей сделать вывод о том, что у дошкольников с возрастом усиливается взаимосвязь между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов.

В исследованиях А. С. Дворкина, Ю. К. Чер-нышенко [24] доказана возможность повышения

Показатели физического состояния Показатели умственного развития

Физическое развитие Морфофунк-циональное Состояние внутренних органов Умственная работоспособность

состояние Физическая работоспособность

1

Физическая Уровень Выносливость Ощущение Уровень

подготовленность развития Скорость Л \ с Восприятие сформиро-

физических Гибкость к " Память ванности

качеств Сила \ Мышление познава-

ОКС (общие координационные способности) \ Воображение тельных процессов

Уровень сформированности основных видов движений Г \ А Внимание

У / V

Взаимосвязь показателей физического состояния и умственного развития ребенка

уровня развития психических процессов у детей 3-6 лет средствами физического воспитания. По мнению авторов, данный возрастной период является наиболее оптимальными для этого.

И. В. Стародубцева [25] в своем диссертационном исследовании установила возможность умственного и двигательного развития старших дошкольников в процессе физического воспитания на основе интеграции.

По данным В. А. Пегова [26], дети наиболее развитые двигательно (по показателям тестов на определение чувства ритма и равновесия, на телесную и пространственную ориентацию), определяются и как наиболее психологически готовые к обучению в школе. Автор отмечает, что достижения в математике и русском языке опосредуются, главным образом, степенью развитости чувства ритма и суммарным показателем двигательного развития.

А. М. Шлемин [27] установил, что увеличение объема двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной работоспособности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Чередование познавательных занятий и активного отдыха, включающего физические упражнения в разных формах, способствует снятию утомления и повышению работоспособности ребенка-дошкольника.

Т. Богина и М. Рунова при построении общего и двигательного режима ребенка-дошкольника рекомендуют соблюдать следующие гигиенические требования:

1) планировать оптимальную продолжительность различных видов деятельности, их рациональное чередование и соблюдать постоянную регулярность;

2) обеспечивать достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

3) регулярно и качественно питаться;

4) соблюдать гигиенические требования и режим полноценного сна.

Обобщая результаты исследований, посвященных взаимосвязи физического и психического развития, показателей умственного развития и физической подготовленности, а также показателей умственной и физической работоспособности, можно сделать следующие выводы:

• физическое и психическое развитие детей, начиная с внутриутробного периода и далее на протяжении первых семи лет жизни ребенка, происходит в тесном взаимодействии [28];

• показатели физического состояния (физическое развитие и физическая подготовленность) оказывают положительное влияние на процесс умственного развития ребенка [29];

• в дошкольном возрасте усиливается взаимосвязь основных показателей умственного разви-

тия с показателями физической подготовленности [30];

• целенаправленное использование средств физических упражнений в процессе физического воспитания способно повысить уровень развития психических процессов, лежащих в основе умственного развития [31].

Таким образом, теоретическое изучение вопросов взаимосвязи физического и умственного развития показало, что, по мнению большинства ученых, умственное развитие и его темпы во многом определяются уровнем развития физической сферы ребенка. Целенаправленное, сопряженное использование средств физического воспитания со средствами умственного развития может повысить результативность показателей как умственного развития детей, так и их физической подготовленности, причем, что очень важно, без ущерба для их здоровья. Однако данные этих исследований не стали основополагающими для физического воспитания дошкольников, используются лишь в отдельных научно-методических разработках, не доступных большинству практических работников детских дошкольных учреждений.

Главными условиями успешного решения этой проблемы является подбор средств и методов физического и умственного развития ребенка на основе сопряженных воздействий в процессе физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях и учет их оздоровительной направленности.

Примечания

1. Запорожец А. В. Психология действия. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 736 с.; Здоровьеформирующее физическое развитие: развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / И. К. Шилкова, А. С. Большев, Ю. Р. Силкин, Ю. А. Лебедев, Л. В. Филиппова. М., 2001. 336 с. (Здоровьесберегающая педагогика); Селиверстова И. Н. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. № 2. С. 26.

2. Рунова М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет. М.: Просвещение, 2006; Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001. 368 с.

3. Пегов В. А. Теоретическое и практическое обоснование возможных путей решения проблемы экологии детства: от «нормального» к «здоровому» // Теория и практика физической культуры. 2000. № 9. С. 49-52; Решетняк О. В., Банникова Т. А. Особенности организации физического воспитания дошкольников, имеющих задержку психического развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. № 4. С. 59; Колидзей Э. А. Личност-но-ориентированное физическое развитие ребенка:

учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2006. 464 с.

4. Спиркина И. К. Методика формирования физической подготовленности детей дошкольного возраста к обучению в школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2000. 24 с.

5. Баландин В. А, Чернышенко Ю. К. и др. Возрастные особенности динамики показателей физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 6-10 лет в период подготовки и адаптации к обучению в школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3. С. 39-42; Богина Т, Рунова М. Преемственность воспитания и образования в дошкольном учреждении и начальной школе // Дошкольное воспитание. 1999. № 6. С. 58-61.

6. Запорожец А. В. Указ. соч.

7. Спиркина И. К. Указ. соч.

8. Каданцева Г. А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей шести лет // Теория и практика физической культуры. 1993. № 11-12. С. 4041.

9. Баландин В. А. Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. № 1. С. 24-26.

10. Дворкин А. С., Чернышенко Ю. К. и др. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. № 2. С. 32-34.

11. Степаненкова Э. Я. Указ. соч.

12. Колидзей Э. А. Указ. соч.

13. Решетник О. В., Банникова Т. А. Указ. соч.

14. Сладкова Н. Физическая культура и спорт для лиц с умственной отсталостью // Теория и практика физической культуры. 1998. № 1. С. 39-40.

15. Богина Т., Рунова М. Указ. соч.

16. Сиротюк А. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка // Дошкольное воспитание. 2005. № 1. С. 76-85.

17. Теория и методика физической культуры дошкольников / под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. СПб.: Детство-Пресс, 2008. 656 с.

18. Лесгафт П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания / П. Ф. Лесгафт; под ред. М. П. Ивановой. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. 416 с.; Маланов С. В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. 160 с.; Матвеев А. П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры. М., 1997. 120 с.

19. Пегов В. А. Указ. соч.; Решетник О. В., Банникова Т. А. Указ. соч.; Николаев Ю. М. Физическая культура: Человеческое измерение // Теория и практика физической культуры. 1999. № 7. С. 2-7; Озеров В. П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс +, 2002. 320 с.

20. Сладкова Н. Указ. соч.

21. Решетник О. В., Банникова Т. А. Указ. соч.

22. Каданцева Г. А. Указ. соч.

23. Спиркина И. К. Указ. соч.

24. Дворкин А. С., Чернышенко Ю. К. и др. Указ. соч.

25. Стародубцева И. В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания: дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2004. 141 с.

26. Пегов В. А. Указ. соч.

27. Шлемин А. М. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. М.: Просвещение, 1988.

28. Колидзей Э. А. Указ. соч.; Каданцева Г. А. Указ. соч.; Баландин В. А. Указ. соч.

29. Селиверстова И. Н. Указ. соч.; Рунова М. А. Указ. соч.; Дворкин А. С, Чернышенко Ю. К. и др. Указ. соч.

30. Пегов В. А. Указ. соч.; Спиркина И. К. Указ. соч; Шлемин А. М. Указ. соч.

31. Пегов В. А. Указ. соч.; Спиркина И. К. Указ. соч; Дворкин А. С., Чернышенко Ю. К. и др. Указ. соч.; Стародубцева И. В. Указ. соч.; Шлемин А. М. Указ. соч.

УДК 373.29

Е. Н. Кузнецов

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ГОТОВНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К АДАПТАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (В УСЛОВИЯХ НАДМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОКРУГА)

В статье рассматриваются вопросы организации мониторинга в условиях надмуниципального образовательного округа. Дается характеристика надмуниципального образовательного округа. Рассматривается мониторинг как эффективный инструмент подготовки и принятия оптимальных управленческих решений, а также оценки качества на уровне субъекта федерации подготовки выпускников той или иной ступени образования.

In this article we treat the questions of monitoring arrangements in the over municipal educational district. We give the characterization of the over municipal educational district. We define monitoring as an effective instrument for training and making optimal administrative decisions, and also for quality assessment of educational training of graduates of different stages of education at the level of the federal subject.

Ключевые слова: надмуниципальный образовательный округ, мониторинг, комплексно-целевая программа действий, инструментарий обследования готовности первоклассников к обучению в школе.

Keywords: the over municipal educational district, monitoring, complex special-purpose programmer of work, tooling of monitoring of readiness of the first formers to schooling.

Управление процессом образования в регионах, имеющих ярко выраженную этническую и природно-климатическую специфику, должно обеспечивать выявление объективных и неформальных показателей качества и эффективности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Кузнецов Е. Н., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.