Научная статья на тему 'Роль федеральных университетов в развитии и реализации интеллектуального потенциала страны и региона'

Роль федеральных университетов в развитии и реализации интеллектуального потенциала страны и региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
645
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ / KNOWLEDGE-BASED ECONOMY / INTELLECTUAL POTENTIAL / INNOVATIVE ECONOMY / INTEGRATED INDEX OF INTELLECTUALIZATION OF ECONOMY / FEDERAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киршин И. А., Вашурина Е. В., Овчинников М. Н.

В статье обосновывается необходимость применения новых подходов к оценке интеллектуального потенциала страны и региона. Разработана методика построения интегрального индекса интеллектуализации экономики, оценка которого обеспечивает определение качественных характеристик конкурентоспособности национальной экономики. Проведена апробация данной методики посредством численного эксперимента на статистических данных. Сформулированы основные требования, предъявляемые к федеральным университетам, стратегической миссией которых является формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала. Предлагается использование технологии Форсайт в управлении федеральным университетом, обеспечивающей генерацию и расширенное воспроизводство знаний в целях реализации инновационных услуг и разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article necessity of application of new approaches to an estimation of an intellectual potential of the country and region is proved. The technique of construction of an integrated index of intellectualization of economy which estimation provides definition of qualitative characteristics of competitiveness of national economy is developed. Approbation of the given technique by means of numerical experiment with the statistical data is carried out. The basic requirements showed to federal universities which strategic mission is formation and development of the competitive human capital are formulated. Use of technology Foresight in management of the federal university, providing generation and the expanded reproduction of knowledge with a view of realization of innovational services and development is offered.

Текст научной работы на тему «Роль федеральных университетов в развитии и реализации интеллектуального потенциала страны и региона»

Роль федеральных университетов в развитии и реализации интеллектуального потенциала страны и

региона

И.А.Киршин

доцент, доктор экон. наук, заведующий кафедрой менеджмента,

Казанский (Приволжский) федеральный университет, ул. Кремлевская, 18, г. Казань, 420008, 8 9173 9 193 36. ikirchine@rambler.ru.

Е.В.Вашурина с.н.с. лаборатории моделирования институциональных субъектов и процессов, канд. экон. наук,

Казанский (Приволжский) федеральный университет, ул. Кремлевская, 18, г. Казань, 420008, 8 9172 92 58 42.

Elena.Vashurina@ksu.ru М.Н.Овчинников

Профессор, доктор физ.-мат. наук, заведующий кафедрой радиоэлектроники, Казанский (Приволжский) федеральный университет, ул. Кремлевская, 18, г. Казань, 420008, 8 9172 69 86 23.

Marat.Ovchinnikov@ksu.ru

Аннотация

В статье обосновывается необходимость применения новых подходов к оценке интеллектуального потенциала страны и региона. Разработана методика построения интегрального индекса интеллектуализации экономики, оценка которого обеспечивает определение качественных характеристик конкурентоспособности национальной экономики. Проведена апробация данной методики посредством численного эксперимента на статистических данных. Сформулированы основные требования, предъявляемые к федеральным университетам, стратегической миссией которых является формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала. Предлагается использование технологии Форсайт в управлении федеральным университетом, обеспечивающей генерацию и расширенное воспроизводство знаний в целях реализации инновационных услуг и разработок.

In article necessity of application of new approaches to an estimation of an intellectual potential of the country and region is proved. The technique of construction of an integrated index of intellectualization of economy which estimation provides definition of qualitative characteristics of competitiveness of national economy is developed. Approbation of the given technique by means of numerical experiment with the statistical data is carried out. The basic requirements showed to federal universities which strategic mission is formation and development of the competitive human capital are formulated. Use of technology “Foresight” in management of the federal university, providing generation and the expanded reproduction of knowledge with a view of realization of innovational services and development is offered.

Ключевые слова

экономика, основанная на знаниях; интеллектуальный потенциал; инновационная экономика; интегральный индекс интеллектуализации экономики; федеральный университет.

knowledge-based economy, intellectual potential, innovative economy, integrated

index of intellectualization of economy, federal university

В конце XX века общество вступило в новый этап своего развития. Изменились характер и структура современной экономики, а также факторы ее роста. Произошел глобальный структурный сдвиг, знаменующий переход от «материальной» к «интеллектуальной» экономике, или «экономике, основанной на знаниях» (knowledge-based economy).

Понятие «экономика, основанная на знаниях» отражает признание того, что научные знания и специализированные уникальные навыки их носителей становятся главным источником и ключевым условием развития материального и нематериального производства, приобретает все большее значение как главное конкурентное преимущество страны в масштабах мировой экономики.

Оценка стоимости знаний, создаваемых в «экономике, основанной на знаниях» и представляемых в балансах предприятий в форме нематериальных активов, не укладывается в постулаты традиционных теорий стоимости. Сложности эмпирического тестирования теоретических построений, решающих проблему стоимости нематериальных активов, приводят к тому, что научный дискурс оказывается под мощным давлением заказа развитых стран, обладающих более высокой и постоянно растущей долей таких активов в национальном богатстве и способных менять в свою пользу распределение создаваемых в масштабе мировой экономики благ.

В большинстве развитых стран физический и природный капиталы составляют незначительную долю национального богатства. Большую его часть охватывает нематериальный капитал (intangible capital), включающий интеллектуальный капитал, человеческий капитал, социальный капитал, креативный капитал и т.д.

Важное место среди ключевых факторов инновационного развития страны занимает интеллектуальный потенциал, который является характеристикой интеллектуальной сферы страны или региона и является источником новых знаний, идей, информации, способствующих повышению конкурентоспособности экономики и уровня жизни населения.

Поэтому, эффективность использования интеллектуального потенциала и создание условий для его воспроизводства становится приоритетным направлением макроэкономической политики России, отраженным в Концепции социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, согласно которой «формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности» [1].

Понятие «интеллектуальный потенциал» обычно определяется как «способность системы (государства, региона, предприятия, организации и т.п.) к нахождению уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии, в духовно-нравственной сфере» [2]. Мировой Банк (World Bank) традиционно определяет рейтинг интеллектуального развития стран мира (KAM Knowledge Index) и рейтинг использования научных достижений в реальной экономике (Knowledge Economy Index).

Интеллектуальный потенциал можно рассматривать как меру эффективности инновационной экономики, выражающуюся в ее способности к реализации интеллектуальных возможностей человека и общества в целях социально-экономического развития.

Анализ прогрессивных изменений в технологической основе и структуре интеллектуальной экономики предполагает измерение степени ее интеллектуализации. Для этих целей нами была разработана методика построения интегрального индекса интеллектуализации экономики (ИИИЭ). Методика заключается в

последовательном решении двух взаимосвязанных задач: 1) определении исходных показателей, отражающих разные стороны интеллектуализации экономической деятельности (ИЭД) национальной экономики с позиции потенциальных возможностей, процесса и результата (табл. 1); 2) обоснование способа расчета частных индексов и формирования рациональной структуры ИИИЭ.

Первые семь из отобранных показателей (нумерация по табл. 1) характеризуют экстенсивные параметры ИЭД страны, в то время как группа показателей результата ИЭД в определенной мере отражает ее качественную сторону. В случае сопоставления исходных показателей статистически важно преобразовать их в безразмерное представление, например, нормированием посредством 7-преобразования.

Т а б л и ц а 1.

Группировка исходных показателей ИЭД

Показатели потенциала ИЭД Показатели процесса ИЭД Показатели результата ИЭД

1. Численность исследователей на 10000 занятых 6. Расходы на R&D (Research & Development, НИОКР) в ВВП (%) 8. Экспорт технологий

2. Число персональных компьютеров на 1000 человек населения

3. Численность пользователей Интернет на 1000 человек населения 9. Число патентных заявок на изобретения

4. Численность студентов на 1000 человек населения 7. Расходы на образование в ВВП (%) 10. Доля образования, здравоохранения, социальных услуг в ВВП (%)

5. Доля лиц с разными уровнями третичного образования в численности населения в возрасте 25-64 лет (%)

Формирование рациональной структуры ИИИЭ зависит от учета степени корреляции исходных показателей ИЭД. В результате вычисления коэффициентов их попарной корреляции и построения корреляционной матрицы выявлено, что наиболее сильно коррелируют между собой показатели группы потенциала ИЭД и показатель «Расходы на R&D в ВВП (%)». Коэффициенты их попарной корреляции находятся в интервале от 0,83 до 0,97. При решении второй задачи использовался подход, применяемый при расчете интегрального индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). По аналогии с ИРЧП в качестве составляющих ИИИЭ были выбраны частные индексы, отражающие степень развития различных аспектов ИЭД.

Расчеты частных индексов производились с использованием:

1) формулы, применяемой при построении ИРЧП (1), основанной на использовании линейных шкал преобразования частных индексов на множестве действительных значений исходных показателей - так называемой естественной нормировки (Приложение 1):

Частный ■ индекс = (X - Xmin) /(Xmax - Xmin), (1)

где X - значение соответствующего исходного показателя для страны; Xmin и Xmax

- соответственно, минимальное и максимальное значения этого показателя по рассматриваемой выборке данных;

2) предложенного нами способа, названного «отношение средних» и состоящего в определении индекса каждого исходного показателя как отношения среднего значения по его динамическому ряду к среднему значению по рассматриваемой выборке данных.

По итогам сопоставления результатов применения этих способов расчета, установлено, что использование естественной нормировки может привести к формированию нулевого значения ИИИЭ по нескольким странам. Так, в рассчитанном нами ранжировании по данным за период с 2000 по 2007 гг. Россия и Италия получили одинаковый нулевой рейтинг ИИИЭ (построено по: [3-6]). Естественно, что одинаковые значения ИИИЭ этих стран не отражают реального результата сопоставления уровней их ИЭД. В предложенном нами способе этот недостаток устранен (табл. 2), о чем свидетельствуют полученные с его применением результаты ранжирования экономик по тем же данным (рис. 1). Это позволяет сделать вывод о его большей информативности по сравнению с методом естественной нормировки.

Рациональная структура ИИИЭ определялась исходя из степени корреляции исходных показателей. Первый частный индекс ИИИЭ рассчитывался в аддитивной форме, как среднее арифметическое частных индексов первых шести исходных

показателей (ИИИЭ экс) с приданием каждому индексу одинакового веса.

Второй частный индекс экстенсивного типа (ИИИЭ экс) получен преобразованием седьмого исходного показателя. Три последних частных индекса, в большей степени, обусловленные интенсивными факторами и отражающие качественные возможности национальной экономики по ИЭД, рассчитаны по исходным показателям результата ИЭД. Слабая корреляция 7, 8,9 и 10 исходных показателей предопределила использование мультипликативной формы усреднения их частных индексов вместо аддитивной формы.

Исходя из этого, была построена формула расчета ИИИЭ:

ИИИЭ=5

К

ИИИЭ \кс • ИИИЭ 1кс • п ИИИЭ 1Шт ’ (2)

i = 1

где ИИИЭ инт - последние три частных индекса интенсивного типа.

Рис. 1. Ранжирование стран «Группы восьми» по ИИИЭ по данным за период с

2000 по 2007 гг.

В предлагаемой методике при отборе исходных показателей допускается известная степень вариативности их состава. Последний может варьироваться, как в зависимости от уточнения задачи ранжирования, так и в целях повышения эффективности сбора, обработки и анализа данных. Например, вследствие небольшого расхождения значений динамических рядов показателей «Расходы на образование в ВВП» и «Государственные расходы на образование в ВВП» практически по всем странам «Большой восьмерки» возможна их взаимозамена в совокупности исходных показателей.

В целях проверки чувствительности результатов расчета ИИИЭ по предложенной методике к изменениям состава исходных показателей была произведена замена пятого исходного показателя на показатель «Удельный вес организаций, использующих персональные компьютеры (в % от общего числа организаций)». Результаты новых расчетов оказались практически аналогичными, что в определенной степени свидетельствует об эффективности предложенного метода расчета ИИИЭ.

Т а б л и ц а 2

ИИИЭ стран «Группы восьми» с использованием способа расчета «отношение средних» по данным за период с 2000 по 2007 гг. (построено по: [3-6])______

Страна ИИИЭ Ікс • ИИИЭ ІКс Произведение частных индексов интенсивного типа ИИИЭ

Германия 0,87 0,60 0,88

Италия 0,52 0,01 0,37

Канада 1,35 0,03 0,53

Россия 0,56 0,0021 0,26

Великобритания 1,04 0,28 0,78

США 1,74 17,32 1,98

Франция 1,05 0,03 0,50

Япония 1,08 6,11 1,46

По нашему мнению, высокая степень активности частного сектора в финансировании R&D разработок свидетельствует о массовом принятии идеи интеллектуализации деятельности хозяйствующими субъектами. Российское правительство проводит политику преимущественного инвестирования R&D деятельности государством, что означает как отсутствие возможностей, так и экономического интереса в подобном финансировании у частного сектора (табл. 3). В Японии сложилась прямо противоположная практика.

Эффективное управление формированием и развитием интеллектуального потенциала в масштабах страны, возможно только с помощью достаточно крупных стратегических проектов, в которые вовлекаются целые пласты национальной экономики, и, в первую очередь, сферы образования и науки.

Т а б л и ц а 3

Структура внутренних затрат на R&D по источникам финансирования в 2007 г. (в %

к итогу) [6].

Государст- венный сектор Предприни- мательский сектор Иностранные источники Другие на- циональные источники

Германия (2006 г.) 27,8 68,1 3,8 0,4

Италия (2006 г.) 48,3 40,4 8,3 3

Канада 32,8 47,8 9 10,4

Россия 62,6 29,4 7,2 0,7

Великобритания 31,9 45,2 17 5,9

США 27,7 66,4 5,8

Франция (2006 г.) 38,4 52,4 7 2,2

Япония (2006 г.) 16,2 77,1 0,4 6,4

В современном мире экономическое лидерство, характеризующееся ведущим положением страны на международной арене, определяется степенью отношения государства к образованию и науке, объемом ресурсов, инвестируемых в эти отрасли национальной экономики. Устойчивое развитие любой страны зависит от того, на каком качественном уровне находится система образования вообще и высшего образования в особенности.

Именно поэтому, одним из наиболее крупномасштабных инвестиционных и инновационных проектов стало создание сети федеральных университетов, стратегической миссией которых является формирование и развитие

конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок. Реализация этой миссии означает «организацию и координацию федеральным университетом работ по сбалансированному обеспечению крупных программ социально-экономического развития территорий и регионов в его составе квалифицированными кадрами, а также научными, техническими и технологическими решениями, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения» [7].

Анализ опыта работы наиболее успешных западных университетов, в значительной степени определяющих экономическое и социальное благополучие своих стран, позволяет сформулировать основные требования, которые должны предъявляться к федеральным университетам.

Во-первых, ведущие отечественные университеты должны стать современными научно-образовательными центрами, способными осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов на основе тесной интеграции образовательной деятельности с фундаментальными и прикладными исследованиями.

Во-вторых, федеральные университеты должны стать научно-образовательными центрами предпринимательского типа, открытыми внешнему сообществу и чутко реагирующими на его запросы, что обеспечивается включением педагогов и студентов в совместную практико-ориентированную деятельность, действительно способную удовлетворять текущие потребности личности и социума.

И, наконец, университеты должны обеспечить возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий, способных удовлетворять образовательные потребности каждого на актуальном для него уровне (парадигма «образование в течение всей жизни»). Именно это является основой инновационного мышления, без которого нет и не может быть инновационной экономики [8].

Выполнение всех перечисленных требований позволит федеральному университету занять лидирующие позиции в процессе управления развитием интеллектуального потенциала как региона, так и страны в целом, а в перспективе занять достойное место среди ведущих университетов мира.

Для оценки влияния федерального университета на динамику развития интеллектуального потенциала региона предлагается использовать индекс развития интеллектуального потенциала (1Р), рассматривающийся как совокупность образовательного и научного потенциалов [9].

Образовательный потенциал, являясь важнейшей составляющей интеллектуального потенциала региона, участвует в создании и использовании знаний. При этом обучение и подготовка кадров представляет собой главную составляющую процесса формирования кадрового потенциала региона, которая определяет последующую эффективность его использования.

Выступая одним из главных источников создания инноваций в регионе, научный потенциал включает в себя совокупность научных знаний, результатов научнотехнической деятельности, итогов научных исследований, полученных на разных стадиях научно-технического цикла, различных инноваций, а также все разновидности интеллектуальной собственности [10].

При расчете индекса развития интеллектуального потенциала используются следующие показатели образовательного и научного потенциала:

- уровень общей образованности занятого населения;

- удельный вес студентов в населении региона;

- доля расходов на образование в валовом региональном продукте (ВРП);

- удельный вес персонала, занятого в сфере науки и научного обслуживания, в общей численности занятого населения;

- удельный вес затрат на науку в процентах к ВРП.

Ежегодный анализ достижения целевых показателей деятельности федерального университета (см. Приложение 2) позволит оценить не только уровень конкурентоспособности продуктов университета на отечественном и международном рынках, но также и изменение его роли в развитии интеллектуального потенциала региона.

При расчете индекса развития интеллектуального потенциала региона могут быть использованы следующие целевые показатели федерального университета, которые прямо или косвенно можно рассматривать как показатели образовательного и научного потенциала инновационного развития региона:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- рост численности учащихся различных форм обучения и увеличение количества новых образовательных программ;

- рост числа выпускников, приступивших к работам по программам социально-экономического развития;

- увеличение объемов НИР и НИОКР по обеспечению социально-экономического развития региона;

- увеличение объемов внебюджетных доходов вуза;

- количество компаний инновационного сектора, созданных студентами, выпускниками или сотрудниками на основе разработок университета;

- доля профессорско-преподавательского состава, моложе 35 лет;

- рост количества научных публикаций по приоритетным направлениям развития;

- увеличение количества защит диссертаций и ряд других.

Достижение запланированных показателей развития федерального университета станет возможным при осуществлении значительных изменений в основных областях деятельности университета, условиях обеспечения этой деятельности, системе управления. Поскольку основными областями деятельности университета являются образование и инновационная деятельность, сопряженная с фундаментальными исследованиями, то важнейшими задачами Программы развития федерального университета должны стать модернизация образовательного процесса, научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности.

Модернизация образовательного процесса включает, в первую очередь, инновационное развитие содержания образования путем качественного обновления методического и материально-технического обеспечения, а также переход на уровневую систему подготовки кадров (бакалавриат - магистратура - специалитет) и кредитно-модульную схему организации учебного процесса. Так, в Сибирском и Южном федеральных университетах целевые показатели удельного веса бакалавров и магистров в общем приеме в федеральные университеты должны составить к 2015 году 60 и 30%, соответственно [11].

Обязательным условием формирования образовательных программ нового типа должен стать учет актуальных квалификационных требований к работникам региональных отраслей экономики, национальной экономики, требования мировой экономической интеграции. С этой целью на базе федерального университета необходимо создавать общественно-профессиональные организации и ассоциации работодателей с участием ведущих специалистов экономики, преподавателей, исследователей, задачей которых должна стать разработка комплекса

образовательных стандартов всех уровней подготовки, охватывающих ключевые направления развития экономики и социальной сферы региона.

Важнейшей компонентой качества человеческого капитала является уровень образования населения. Всесторонняя реализация человеческого потенциала в динамично изменяющей среде предполагает развитие системы непрерывного образования с многоуровневыми образовательными технологиями. Федеральный университет должен стать ядром современной системы непрерывного образования региона, что подразумевает его превращение в центр методических разработок в сфере технологий непрерывного образования, независимой оценки результатов образования (сертификации и оценки компетенций персонала), рейтингования программ непрерывного образования, предоставления услуг по консультированию граждан и юридических лиц по вопросам обучения [12].

Модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности федерального университета направлена на создание современных условий для качественной профессиональной подготовки специалистов по приоритетным направлениям развития науки и технологий, а также на формирование научной и образовательной элиты региона и России, совершенствование технологий научной деятельности и обеспечение трансфера ее результатов в реальный сектор экономики.

Поэтому, основными направлениями модернизации научно-

исследовательского процесса и инновационной деятельности должны стать:

- создание современных условий для ведения исследовательской деятельности;

- формирование лабораторий мирового уровня по приоритетным направлениям развития;

- организация профессиональных исследовательских сетей, технопарков и «пояса» инновационных предприятий;

- внедрение внутренних конкурсных процедур отбора проектов;

- создание системы оценки качества исследовательских работ [13].

Достижения научной и инновационной деятельности федерального

университета в русле Приоритетных направлений и Перечня критических технологий станут важным фактором инновационного развития региона и страны в целом, способствуя формированию и развитию конкурентоспособного человеческого капитала.

Важным условием достижения стратегических задач стоящих перед федеральными университетами и выполнения запланированных целевых показателей должен стать постоянный мониторинг и анализ процесса и результатов реализации Программ развития, организация публичного представления и обсуждения этих результатов.

Актуальность такого мониторинга, прежде всего, объясняется масштабностью проекта создания федеральных университетов, причем не только по длительности и объему привлекаемых ресурсов, но и в части ожидаемых социально-экономических эффектов. Информация мониторинга крайне необходима, поскольку она может применяться для решения широкого спектра практических задач - от формирования и контроля реализации планов развития образовательных учреждений, до оценки влияния инвестиций в развитие федеральных университетов на ключевые показатели образования и науки [8].

Сбор и систематизация информации по основным блокам деятельности федерального университета, в том числе в рамках системы индикаторов, отражающих достижение целей Программы развития, послужат основой для оценки изменения качества образовательных программ, научных исследований и аналитических продуктов университета. Основными предметами мониторинга будут: динамика целевых показателей Программы, выполнение ежегодного плана

реализации и финансового плана, качественный прогресс по отдельным направлениям, возникающие трудности и риски.

Очевидно, что факт создания федерального университета в регионе не сможет сразу оказать свое положительное влияние на развитие интеллектуального потенциала и формирование инновационной экономики. Анализ первых лет деятельности существующих федеральных университетов показывает «недовыполнение» запланированных показателей по многим позициям. Среди основных причин можно назвать финансовый кризис, вследствие которого вузам оказалось сложно обеспечить софинансирование программ, недостаточную эффективность систем управления и слабость внутривузовского менеджмента, недоучет многих рисков, которые оказали существенное влияние на ход реализации Программы, в том числе недостаточно налаженными партнерскими связями между бизнесом, наукой и образованием на уровне региона.

Одним из эффективных инструментов управления, позволяющим вовлекать интеллектуальный потенциал региона в решение стратегически важных задач, а также принимать согласованные со всеми заинтересованными сторонами решения, является технология Форсайт1.

Целесообразность применения этой технологии обосновывается спецификой действия фактора интеллектуального потенциала, связанного с будущим, то есть с большой долей неопределенности и риском. Важным отличием Форсайта от традиционных методов прогнозирования является то, что данный метод позволяет рассматривать возможные варианты будущего и не только находить желательный вариант, но и создавать условия для его достижения, тем самым, снижая неопределенность и минимизируя возможные риски.

Использование технологии Форсайт в управлении федеральным университетом позволит эффективно решать задачи формирования и использования интеллектуального потенциала региона за счет:

• снижения неопределенности относительно направлений инновационного развития, обеспечения возможности университету планировать свою деятельность и обеспечивать подготовку специалистов по востребованным специальностям;

• организации более активных формы сотрудничества предприятий и университета, способных оказать позитивное влияние на качество интеллектуального потенциала;

• развития инновационных производств и возникновения новых привлекательных рабочих мест, удержание высококвалифицированных работников и возможности привлечения специалистов из других регионов;

• повышения вклада науки и информационных технологий в экономическое развитие региона [14].

Использование технологии Форсайт поможет выявлению перспективных научных и технологических направлений, которые могут стать основой долгосрочной инновационной политики развития региона, повышения конкурентоспособности региональной экономики и достижению высоких социально-экономических показателей, как в территориальном, так и в макроэкономическом аспекте.

Одним из направлений использования данной технологии может стать создание в федеральном университете иерархически распределенной Форсайт-структуры, включающей подразделения, взаимодействующие на основе принципа

1 Форсайт (от английского Foresight - «взгляд в будущее») - система методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе.

“проблемно - и ресурсно-ориентированного виртуального предприятия” - от образовательного ядра (кафедры и лаборатории классического типа) до распределенной сети Центров (ресурсных, консалтинговых, профессиональной переподготовки кадров, трансфера, превосходства и др.). Данная структура позволит обеспечить генерацию и расширенное воспроизводство знаний, организацию и проведение междисциплинарных исследований фундаментального и прикладного характера по большинству приоритетных направлений и критических технологий, коммерциализацию знаний, умений и навыков, трансфер технологий и результатов из научно-образовательной среды в различные отрасли экономики [15]. Положительным примером создания такой Форсайт - структуры является Санкт-Петербургский государственный технический университет.

Таким образом, важным направлением совершенствования условий формирования и эффективного использования интеллектуального потенциала страны и региона является обеспечение связи «образование» - «наука» - «производство» в едином инновационном контуре, ядром которого должен стать федеральный университет, призванный выполнять миссию системообразующего фактора социально-экономического, образовательного и культурного развития региона.

467

Япония Франция США Великобритания Россия Канада Италия Г ермания Страна Япония Франция США Великобритания Россия Канада Италия Г ермания Страна

0,38 0,73 О О 0,61 о о о 0,76 0,34 0,41 Расходы на образование (в % от ВВП) О о 0,50 0,75 0,33 0,02 0,43 О о о 0,66 Расходы на Я&Б (в % от ВВП)

О о 0,32 0,74 0,25 о о о 0,21 0,19 0,23 Доля образования, здравоохранения, социальных услуг в ВВП 1,17 0,75 1,17 о Ъо ^1 1,36 0,34 0,72 Доля лиц с разными уровнями третичного образования в численности населения в возрасте 25-64 лет (%)

о о 0,02 О Ъо ^1 0,05 0,05 О о ^1 О о о 0,12 Число патентных заявок на изобретения 0,58 0,66 0,77 0,82 О о о О о 0,23 0,74 Число персональных компьютеров на 1000 человек населения

0,24 0,06 о о 0,41 о о о 0,03 0,06 0,45 Экспорт технологий О Ъо ^1 0,52 О о 0,73 о о о 0,98 0,61 0,60 Численность пользователей Интернет на 1000 человек населения

0,10 0,20 о о 0,43 0,89 0,33 0,16 О о о Численность студентов на 1000 человек населения

О о 0,62 0,89 0,35 0,57 0,47 О О О 0,51 Численность исследователей на 10000 занятых

Приложение 1

Частные индексы исходных показателей ИИИЭ по данным с 2000 по 2007 гг.

(источники: [3-6])

Приложение 2

Целевые показатели и критерии оценки эффективности деятельности федерального

университета

Общие показатели Критерии Целевые показатели

1 2 3

Конкурентоспособный на международном рынке уровень образовательного процесса «Успешность выпускников» Отношение средней зарплаты выпускников вуза через год после окончания к средней по региону

«Качество» Число (доля) обучающихся иностранных студентов (по отношению к числу студентов дневной формы обучения)

«Востребованность образовательных услуг работодателем» Число обучающихся, подготовка которых ведется на основе договоров и при участии работодателей, чел. в текущем году

Результативность вклада в кадровое обеспечение программ социальноэкономического развития «Объемы подготовки для программ СЭР» Число выпускников, приступивших к работам по программам социальноэкономического развития (СЭР) в текущем году

«Доступность качественного образования для удаленных территорий» Доля студентов из-за пределов Республики Татарстан, поступивших на 1 курс

«Вклад в развитие региональной системы профессионального образования» Число выпускников, приступивших к работе по специальности в системе общего и профессионального образования в Приволжском федеральном округе

Конкурентоспособный на международном рынке уровень исследовательских и технологических работ «Эффективность работ» Доходы Университета по НИР и НИОКР в расчете на одного НПР (тыс. руб./ чел.)

«Качество исследований» Количество публикаций в зарубежных изданиях, индексируемых иностранными организациями (ISI, Scopus), ед. в год

«Востребованность решений и разработок» Число международных контрактов, грантов, заказов, приглашенных докладов на международных конференциях

1 2 3

Результативность вклада исследовательских и технологических работ в обеспечение социальноэкономического развития территорий и регионов федерального округа «Объемы прикладных исследований по заказам в рамках программ СЭР» Общий объем НИР и НИОКР по обеспечению социальноэкономического развития, млн. руб.

«Экономическая эффективность внедрения разработок и решений» Число действующих лицензионных соглашений

Экономическая устойчивость и потенциал развития организации «Целевой капитал» Размер Фонда целевого капитала, млн. руб.

«Собственные средства ФУ» Объем внебюджетных доходов вуза, млн. руб.

«Интеллектуальный капитал ФУ» Количество поставленных на учет объектов интеллектуальной собственности, ед. накопленным итогом

Международное и национальное признание «Деловая репутация» Количество организованных международных конференций, симпозиумов, иных научных мероприятий, ед. в год

«Общественное мнение» Место Университета среди национальных, национальных исследовательских и федеральных университетов России по среднему баллу ЕГЭ поступивших на 1 курс

«Позиции в рейтингах» Место в Рейтинге Times

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р - URL: http://www.economy.gov.ru, свободный.

2. Программа развития Уральского федерального университета, 2009. - URL: http:// www.usu.ru, свободный.

3. Education at a Glance. 2007. OECD Indicators. - URL:

http://www.oecd.Org/dataoecd/4/55/39313286.pdf, свободный.

4. Education at a Glance. 2008. OECD Indicators. - URL:

http://www.oecd.org/dataoecd/23/46/41284038.pdf, свободный.

5. Education at a Glance. 2009. OECD Indicators. - URL:

http://www.oecd.org/dataoecd/41/25/43636332.pdf, свободный.

6. Группа восьми» в цифрах. 2009. Стат.сб./Росстат. - М: Россіаг,2009. -131 с.

7. Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов. М., 2009. - 11 с. - URL: http://mon.gov.ru, свободный.

8. Исаев ДВ. Применение ВІ-систем для мониторинга развития сети федгральных университетов/ ДВ. Исаев^БизЕєс-информатика, 2009. -№1 (7). - с. 22-27.

9. Руткевич, М.Н. О понятии интеллектуального капитала и способах его измерения/ М.Н. Руткевич, В.К. Левашов// Науковедение. 2000. № 1. - URL:

http ://www.auditorium.ru/books/692/3. htm, свободный.

10. Мингалева, Ж.А. Роль научного и образовательного потенциалов в инновационном развитии национальной экономики/ Ж. А. Мингалева, И.И. Максименко И.И. // Научно-технические ведомости СПбГПУ (серия «Экономические науки»), 2008 г. - № 4. - С. 21-28.

11. Бутко Е.Я. Федеральные университеты: первые шаги/Е.Я. Бутко // 5 с., 2009. -URL: http://www.ed.gov.ru/td/ofviz/, свободный.

12. Программа развития Уральского федерального университета, 2009. - URL: http:// www.usu.ru, свободный.

13. Мингалева, Ж.А. Роль научного и образовательного потенциалов в инновационном развитии национальной экономики/ Ж. А. Мингалева, И.И. Максименко И.И. // Научно-технические ведомости СПбГПУ (серия «Экономические науки»), 2008 г. - № 4. - С. 21-28.

14. Лагутина, Л.Г. Использование Форсайта в процессе управления интеллектуальным потенциалом региона / Л.Г.Лагутина // Экономические науки, 2009. - №4 (53). - С. 169-171.

15. Рудской, А.И. Форсайт-структура. Принципы построения и развития. Опыт реализации/ А.И.Рудской, А.И. Боровков, С.В .Романов// Материалы XI Всероссийская конференция ФИИТУ-2007 «Фундаментальные исследования и инновации в технических университетах», 2007. - URL: http://www.fea.ru/FEA news 962.html, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.