ют простыми, но необходимыми для них приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования [4].
Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Создаются условия для развития у детей познавательных интересов, ребенок стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство [4]. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность детей, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.
Список литературы:
1. Григорьева Г.И. Логика в начальной школе.
2. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.
3. Бабкина Н.В. Радость познания.
4. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей.
5. Зеленкова Т.В. Активизация творческого воображения у младших школьников.
РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА
© Морозова М.Г.*
Кадетская школа-интернат «Лицей милиции» д/с № 272, г. Екатеринбург
В статье представлен опыт работы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения. Особый акцент автор статьи сделала на роли эмоциональной сферы в речевом развитии детей.
Дошкольное детство - это особый период. В процессе развития ребенка происходят изменения не только в психической или интеллектуальной сфере, но и в эмоциональной. Буквально с каждым прожитым днем у ребенка возрастает способность не только сознавать, но и контролировать свои эмоции, меняются его взгляды на отношения с окружающими и на мир в целом.
Надо помнить, что качественное развитие эмоциональной сферы детей не происходит само по себе, именно общение в значительной степени обо-
* Учитель-логопед.
28
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
гащает эмоциональную сферу и таким образом оно влияет на жизнь и развитие малыша. Как показывает опыт работы в ДОУ, из-за этого наши дети стали менее отзывчивы к чувствам других.
Работа, направленная на эмоциональное развитие детей, независимо от того, проводится ли она родителем или педагогом, дома или в детском учреждении, очень важна и актуальна. Наши дети познают мир через яркие образы. Многие свойства, обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление.
Понимание эмоциональных переживаний происходит параллельно с речевым развитием и во взаимосвязи с ним. Сохин Ф.А. неоднократно подчеркивал, что получаемые ребенком новые впечатления, знания, представления останутся «невыразимыми» в речи, если они не закрепятся в слове.
Эмоциональное развитие дошкольников, понимание эмоционального состояния других людей зависит от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоционального состояния и их внешнего выражения. В период дошкольного детства, на примере персонажей литературных произведений дети учатся определять и сравнивать основные черты характера героев рассказов, сказок, выражать своё отношение к делам и поступкам - это способствует формированию у детей устойчивого интереса, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Самый лучший способ - это игры, построенные на сюжетах разных художественных произведений. Сказки, пословицы и поговорки развивают эмоциональную сферу ребенка, способствуют развитию и формированию его эмоциональной лексики.
Сказочные герои привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, что облегчает детям задачу перевоплощения. Герои сказок помогают детям глубже осознать эмоции, обогатить свой язык, сделать его ярче, выразительнее. В игровой деятельности и в непосредственно образовательной деятельности ребенку предлагаются карточки с графическим изображением эмоций: радости, горя, страха, гнева, удивления.
Яркая демонстрация горя и радости - в сказке К. Чуковского «Федорино горе». Читая ребенку произведение (или отрывок), где Федора переживает уход посуды (мы предлагаем найти карточку с изображением горя), а потом описание Федориной радости (ребенок находит карточку с изображением радости).
Сказка С. Михалкова «Три поросенка», ярко описывает эмоции страха. Сказка Л.Н. Толстого «Три медведя» - эмоции гнева. Эти же сказки можно показать, как театрализованное представление. В возрасте 2,5-4 лет, дошкольники очень любят что-то изображать, и это положительно влияет на эмоциональное развитие и как следствие развитие речи дошкольников.
Мною сделана подборка игр, которые позволяют ребенку понять, как связаны между собой различные настроения:
Игра «Настроение»: ребенок садятся на стул. Взрослый бросает мяч и называет определенное настроение. Ребенок, в свою очередь, бросает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например: добрый - злой; веселый - грустный; ясный - мрачный; тихий - громкий; красивый - страшный; теплый - холодный; сильный - слабый; молчаливый - общительный.
Игра «Расскажи стихотворение» (чистоговорку, пословицу) следующим образом: громко, спокойно, шепотом, со скоростью улитки, как робот.
Игра «Зеркало»: предложить ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!» - громко, спокойно, шепотом, со скоростью улитки, как робот.
Игра «Повтори фразу»: предложить ребенку произнести фразу (например: «У меня есть собака»), радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.
Так же положительную динамику дают психогимнастические упражнения (по Е.А. Пожиленко). Они не только укрепляют и стимулируют мышечный аппарат, но и способствуют развитию пантомимических и мимических движений, например в рамках лексической темы «Дикие и лесные животные» дети с помощью педагога изображают походку и движение диких лесных животных (зайца, лисы, медведя, волка, белки), а затем рассказывают по каким признакам узнали животное.
Главной особенностью дошкольного возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре дети через восприятие и последующее обсуждение произведений, учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра и в себя.
Использование методов и приёмов, направленных на развитие эмоциональной сферы и обогащению процесса коммуникации детей с нарушением речи благотворно влияет на формирование эмотивности - отзывчивости и чувствительности к окружающему миру, переживанием других людей, способствует компетентности в межличностных отношениях между детьми. Происходят положительные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими.
Список литературы:
1. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников. - СПб.: «Каро», 2008.
2. Каракулова Е.В. Коррекция системного недоразвития речи с учётом формирования эмоциональной сферы у дошкольников. - Екатеринбург, 2012.
3. Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми с ОНР. - СПб.: «Детство-Пресс», 2009.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.
6. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. -М., 1985.