Теория и методика дошкольного образования
235
Список литературы:
1. Игра и праздник: современные проблемы / отв. ред. С.В. Григорьев, А.С. Фролов. - М.: МГДД(Ю)Т, 2003.
2. Игровая культура современного мира детства / отв. ред. С.В. Григорьев, А.С. Фролов. - М., 2004.
3. Празднично-игровой мир детства: проблемы и технологии развития / отв. ред. С.В. Григорьев, А.С. Фролов. - М., 2004.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М: Народное образование, 1998.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1979.
6. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. - М.: Просвещение, 1992.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
© Питерскова М.Н.*, Кузьмина Л.А.*, Шибаева Р.В.*
Детский сад № 17 компенсирующего вида Калининского района, г. Санкт-Петербург
Статья посвящена одной из самых актуальных проблем ознакомления детей с эмоциями средствами художественной литературы и рассматривается нами в качестве значимого аспекта его развития. Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Ключевые слова: художественная литература, сказка, эмоция, восприятие, эмоциональное развитие, дошкольник.
Художественная литература - действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети позна-
* Воспитатель.
* Воспитатель.
* Учитель-логопед.
236
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ют лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей.
Художественная направленность детской природы позволяет рассматривать в качестве приоритетных средств развитей личности произведения разных видов и жанров искусства. Ведущим средством воспитания и образования личности дошкольника признается литература. Дети 4-5 лет еще не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература, по мнению исследователей, выступает, как своеобразная форма познания действительности, играет в жизни ребенка особенно важную роль [1, 2, 4, 6, 5].
Художественная литература позволяет решить многие личностные проблемы дошкольников, а именно: формирование осознания своей половой принадлежности; становление в семейно-родственных отношениях; умение строить отношения с взрослыми и сверстниками; преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу» и т.д. Произведения художественной литературы способствуют эмоциональному развитию дошкольников, что выражается в стремлении немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства, эмоции в действиях; языковое - знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интерес и воспитывает любовь к родному языку, его богатству и красоте; а также совместный с педагогом анализ текстов делает литературу основой духовного и нравственного развития личности, источником представлений об идеальных поступках людей.
Стрелкова Л.П. отмечает, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей [7].
В процессе слушания и чтения художественных произведений у дошкольника накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти и страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Ребенок обретает привязанности; реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор (Л.М. Гуро-вич). На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки [4].
Теория и методика дошкольного образования
237
Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Младшие дошкольники не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: «страшно», «смешно»; читатель шести-восьми лет не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения [8].
Важно сформировать у детей правильную оценку героев художественного произведения. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, особенно с использованием вопросов проблемного характера. Они подводят ребенка к пониманию ранее скрытого от них «второго», истинного лица персонажей, мотивов их поведения, к самостоятельной переоценке их (в случае первоначальной неадекватной оценки). Волнение, сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться. Необходимым условием такого отношения к «изображаемому» является правильное его понимание, умение разобраться в ситуации, выделить поступки героев, их причины и следствия. Поэтому взрослые, обращая главное внимание на развитие чувств ребенка, при чтении книг, просмотре кинофильмов и спектаклей должны не забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям. Только полностью уверенный в том, что малыш, верно, понимает изображаемые явления, воспитатель может ожидать от него соответствующих эмоциональных оценок и чувств.
Восприятие литературных произведений разных жанров в среднем дошкольном возрасте неодинаково по результатам: так, рассказы и сказки осмысляются глубже, чем басня и лирическое стихотворение, детская игровая поэзия - лучше, чем пейзажная лирика. В лирике событий как таковых нет, эмоциональный опыт у ребенка еще невелик, поэтому лирика воспринимается поверхностно. Это связано с особенностями восприятия словесного искусства детьми дошкольного возраста. С художественной точки зрения произведения детской литературы богаты изобразительно-выразительными средствами языка. Для выражения своих замыслов авторы используют метафоры, эпитеты, аллегории, опираются на грамматические основы образности речи, выражающиеся в использовании разнообразных стилистических средств, отмечала в своих исследованиях Л.С. Беленькая [3].
238
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Выделим некоторые возрастные особенности восприятия художественной литературы детьми 4-5 лет. Изменения в понимании литературного произведения связано с увеличением у детей круга конкретных представлений, с расширением опыта знаний и отношений. Дети более осмысленно воспринимают литературные произведения. Они легко устанавливают простые, последовательные причинные связи в сюжете. Могут вычленить из цепи событий нужное. Однако скрытые, замаскированные события и замыслы дети еще не осознают, или осознают с большим трудом. При восприятии героя дети 4-5 лет, как и в предыдущем возрасте, ориентируются на его поступки, хорошо видят простые, так называемые открытые мотивы поступков. Скрытые же мотивы поступков героя, связанные со сложными внутренними переживаниями, детьми еще непонятны. При характеристике героя дети выделяют один наиболее яркий, который и выступает для них как главный в характеристике героя. Например, дети положительно оценивают главную героиню рассказа В. Осеевой «Добрая хозяюшка» за то, что она любила своих животных, но игнорируют при этом ту легкость, с которой она расставалась со своими друзьями, меняла их на новых. Активно содействуя герою, дети определяют свое эмоциональное отношение к нему, прежде всего оценкой поступков героя.
В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. Наверное, нет такого человека, которому в детстве не рассказывали бы сказок и трудно представить себе ребёнка, который не увлекался бы ими.
Сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка - его ум, чувства, воображение, волю. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки - живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени человеческого мышления и речи.
От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий. Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла - глубока и неисчерпаема.
Ребенка может занимать только внешнее повествование, связанное с героем - радость, переживание, страх. Но сама такая возможность сопереживания при столкновении с условным миром сказки имеет место потому, что сказка переносит самые невероятные события так, как будто они постоянно имеют место в действительности. И ребенок охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Но при таком сопереживании неизбежно и более углублен-
Теория и методика дошкольного образования
239
ное постижение сказки, извлечение из нее своей детской мудрости, что способствует четкому эмоциональному различию доброго и злого начал.
Эмоция образа отражает внутренние изменения, происходящие в глубине сущностных характеристик человека. В детском сознании внешняя картина ситуации, отраженная в сказке совмещается с картиной тех волнений, которые вызывает у ребенка эта ситуация. Сопереживание герою сказки сначала складывается как внешняя развернутая действительность соучастия в непосредственно воспринимаемых и переживаемых событиях. Лишь потом она переходит во внутренний план - план эмоционального воображения. В формировании предчувствия результатов действия другого лица и эмоционального предвосхищения последствий собственных действий большое значение имеют образы словесного описания и наглядного изображения событий, как бы моделирующих их смысл для самого ребенка и близких ему людей.
Ограниченный и узкий жизненный и литературный опыт младших дошкольников не позволяет им разграничивать реальное и фантастическое. В работах О.М. Концевой и Т.И. Титаренко были получены интересные данные относительно того, что дети среднего дошкольного возраста, воспринимая самые фантастические художественные произведения, очень хорошо разбираются в реальных событиях, нашедших в них отображение, полны интереса к этим событиям и чувствительны к правдивости художественного образа. Дети не стремятся к фотографическим копиям окружающего, но обнаруживают зачатки подлинного художественного вкуса, требуют, чтобы при самых невероятных превращениях, при самых фантастических обстоятельствах реальные люди, звери и вещи обнаруживали какие-то свои характерные черты.
Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В не все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Сказка очень близка ребенку эмоционально, по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых.
Сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем - мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами.
Процесс самостоятельного осмысления сказки ребенком оставляет его на уровне житейского смысла и не рассказывает подлинной их нравственной сущности. Очевидно, что эту работу ребенок не может совершить без помощи взрослых.
Художественная литература позволяет ребенку осознать мир человеческих взаимоотношений, способствует развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольника становлению личностного отношения к социальной
240
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
действительности, оказывает большое влияние на развитие самосознания ребенка и улучшения его положительного самоощущения.
Художественная литература обладает особым потенциалом для раскрытия смысловой стороны эмоциональных и социальных отношений, так как, слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками.
Педагогам необходимо проводить целенаправленную и последовательную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Активизировать эмоции детей через разные виды деятельности, отдавая предпочтение художественной литературе. Подбирать подходящие методы и приёмы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности эмоционального развития детей.
Список литературы:
1. Акулова О.А. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание -2005. - № 4.
2. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Гурович Л.М. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Центр педагогического образования, 2008.
3. Беленькая Л.И. Ребёнок и книга. - М.: ВХЦТ, 2005.
4. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. -СПб.: Детство-Пресс, 2000.
5. Конина М.М. Художественная литература как средство нравственного воспитания // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. - М., 1960.
6. Миронова Н.П. Как научить ребенка любить литературу? // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5.
7. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка // Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: 1985.
8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
© Трегубова Е.И.*
Детский сад № 15, г. Таганрог
В статье описывается применение игр, которые помогают формировать основы самоконтроля у дошкольников.
Ключевые слова: самоконтроль, дидактическая игра, игровая деятельность, дошкольники.
Воспитатель.