РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» В МОДЕРНИЗАЦИИ ВУЗОВСКОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.В. Орлова
Кафедра русского языка (как иностранного) ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России пр. Шереметевский, 8, Иваново, Россия, 153012
Статья посвящена определению роли и места дисциплины «Русский язык и культура речи» в вузе в модернизации российского образования. Особое внимание уделяется требованиям, содержащимся в концепции модернизации и новых стандартах высшей школы. В статье доказывается, что дисциплина «Русский язык и культура речи» соответствует данным требованиям и является профессионально необходимой для будущих специалистов с высшим образованием.
Ключевые слова: модернизация, российское образование, русский язык, высшая школа.
Современное российское государство, модернизирующее свою экономику, строящее высокотехнологичное общество, нуждается в социокультурной модернизации, в формировании гуманного гражданского общества, способного ставить и решать сложные проблемы социального, экономического, политического, духовно-нравственного развития своих граждан на основе общепризнанных норм человеческой морали.
Концепция модернизации российского образования связана с системной модернизацией всего общества в целом. Системная модернизация определяет жизненные перспективы всех субъектов Российской Федерации и регионов, всех социальных и демографических групп, обеспечивает достойный уровень благополучия семьи и личности. Благодаря модернизации должна быть перестроена основа эффективного функционирования общества: создана социально-экономическая система, способная к саморазвитию и качественному росту. России предстоит трансформировать сложившийся за многие десятилетия социальный уклад, осуществить переход на новую модель развития, создать эффективную и диверсифицированную экономику. Данная глобальная задача не может быть решена без концепции модернизации российского образования.
Концепция модернизации российского образования развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г.
Согласно концепции модернизации российского образования, на современном этапе развития России образование в совокупности с наукой становится мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства. В силу этого образование является одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина [6].
Цель нашей статьи — выяснить требования, которые предъявляются концепцией модернизации российского образования, и определить роль дисциплины «Русский язык и культура речи» в модернизации российского образования.
Модернизация современного российского образования связана прежде всего с идеей гуманизации российского общества в целом и образовательной системы в частности. Гуманизация предполагает, что конечной целью общества является благо конкретного человека. Гуманизация образования направлена на подготовку гуманистической личности и исходит из признания самоценности человека, его прав на свободу, счастье, развитие, самореализацию и проявление своих способностей. В основе гуманизации образования лежит человеколюбие, признание за обучаемыми права на всестороннее развитие.
Современному российскому обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Они должны быть способны к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны [6].
Подобные цели могут быть решены с помощью инновационных технологий, в частности личностно ориентированного обучения. Теоретическим исследованием проблем личностно ориентированного обучения в российской педагогике посвящены работы Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, В.А. Сластёнина, В.И. Слободчи-кова, И.С. Якиманской и других ученых, которые касаются проблем школьного обучения, но представляют интерес и в рамках вузовского образования.
В основе современного личностно ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развития прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъктным опытом, а не только как коллективного субъекта. При данном подходе к обучению предполагается ответственность учащегося за процесс и результат обучения при условии развития таких необходимых качеств личности, как самоконтроль и самокоррекция.
Нам импонирует мысль о конечной цели личностно ориентированного обучения — воспитание человека культуры, гармонично сочетающего в своем личностном образе общечеловеческую нравственность, национальную и индивидуальную самобытность [1]. Данная цель соответствует одной из задач концепции модернизации российской образовательной системы, а именно: «Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этно-национальной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства» [6].
Задачи концепции модернизации российской образовательной системы и главная цель личностно ориентированного обучения определяют основную цель обучения дисциплины «Русский язык и культура речи» для студентов медицин-
ских вузов, которая, по нашему мнению, состоит в формировании образцовой языковой личности высокопрофессионального специалиста-медика, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам общения, отличается прагматической направленностью. Данная дисциплина нацелена на формирование и развитие у будущего специалиста-медика лингвистической и коммуникативной компетности на русском языке, представляющей собой совокупность знаний, навыков, умений, компетенций, необходимых для установления межличностного контакта и бесконфликтного общения в социально-культурной, официально-деловой и главным образом профессиональной сферах и ситуациях человеческой деятельности.
Выдвигаемая нами цель изучения дисциплины «Русский язык и культура» соответствует требованиям, содержащимся в концепции модернизации российского образования: «Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества — общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой» [6].
Особая роль при этом уделяется русскому языку: «Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности» [6]. Ведущая роль русского языка определяется и новыми стандартами высшей школы, построенными на основе компетентностного подхода, в частности, в соответствии с одной из общекультурных компетенций ФГОС ВПО (08.11.2010) выпускник медицинского вуза с квалификацией «врач-лечебник» и «врач-педиатр» должен быть способен и готов к письменной и устной коммуникации на государственном языке.
Концепция модернизации российского образования предполагает усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, улучшение профессиональной ориентации [6]. Эту функции успешно может осуществлять дисциплина «Русский язык и культура речи».
В связи с этими требованиями основными задачами дисциплины «Русский язык и культура речи» являются:
— определение роли русского языка как родного и как международного; определение функций языка; определение литературного языка и его функций;
— формирование лингвистической компетенции, а именно: владение нормами современного русского литературного языка (орфоэпическими, акцентологическими, лексическими, грамматическими, стилистическими, орфографическими, пунктуационными); готовность и способность к анализу информации, редактированию текстов;
— формирование коммуникативных компетенций, в нашем случае — специалиста-медика в профессионально значимых жанрах и ситуациях общения: сбор анамнеза, написание истории болезни, выступление на врачебных конференциях, беседа с пациентом, информирование пациентов и их родственников в соответствии с правилами «информированного согласия» и т.п.;
— формирование способности и готовности к публичной речи, овладению мастерством ораторского выступления, использованию выразительных средств воздействия, построению речи в зависимости от прагматической направленности, адресата;
— формирование компетенций по ведению дискуссий в условиях плюрализма мнений, формулированию самостоятельной точки зрения;
— формирование компетенций по ведению деловых бесед, переговоров, оформлению необходимых деловых бумаг (заявление, автобиография, резюме, служебная записка, доверенность, деловые письма и т.п.);
— формирование компетенций по основным средствам невербальной коммуникации (паралингвистические средства, проксемика, мимика, жесты и т.п.);
— формирование компетенций по основам речевого этикета: способы выражения побуждения, соболезнования, благодарности, просьбы и т.п.; способы активного и эмпатического слушания и т.п.; по основным способам разрешения конфликтов, поддержанию рабочих отношений с другими членами коллектива, владению нормами бесконфликтного общения.
Основными формами, в которых раскрывается содержание образования дисциплины «Русский язык и культура речи», являются учебники и учебные пособия. В нашем случае ими являются электронный учебник и учебное пособие по культуре речи для студентов медицинских вузов [3; 4]. Структура данных изданий отражает логику развертывания содержания учебного материала.
Каждая глава учебного пособия имеет теоретическую и практическую части. Пособие построено по модульному принципу. Практические части «Орфоэпия», «Лексика», «Грамматика» имеют два модуля: модуль 1 — «Общее владение»: коммуникативная компетенция формируется и развивается на общеупотребительном материале; модуль 2 — «Профессиональный модуль»: коммуникативная компетенция формируется и развивается на материале медицинской терминологии.
Для формирования и развития профессионально значимых лингвистических и коммуникативных компетенций используются языковые и речевые упражнения: за наблюдением языкового факта следует его анализ, самостоятельный поиск аналогичного языкового факта, использование его в ситуации коммуникативного общения, творческое задание. Содержание образования должно включать помимо усвоения готовых знаний и опыта осуществления деятельности по привычной модели, образцу, также опыт эмоционально-ценностных отношений, опыт творческой деятельности. Продуктивное творческое мышление позволяет студенту, освоить социальный, культурный опыт человечества во всей его полноте.
Содержание образования дисциплины «Русский язык и культура речи», ее элективной части «Общение врача с пациентом» исследуется в нашей работе «Культура профессионально общения врача: коммуникативно-компетентностный подход» [2], целью которой является выявление причин трудностей, возникающих при общении врача и пациента, связанных с возрастом, темпераментом, характером, отношением к болезни, тяжестью заболевания, гендерными и социально-
культурными различиями (этнос, национальность, религия, социальное и экономическое положение, образование) и формулирование рекомендаций по их преодолению для более эффективного формирования коммуникативной компетентности врача на разных этапах обучения, начиная с додипломного этапа и включая повышение квалификации.
В заключение можно сделать следующие выводы:
— модернизация российского образования определяется требованием времени, модернизацией экономических, общественно-политических структур — общества в целом; связана с проблемой гуманизации общества, его нравственно-этических идеалов, с вниманием к каждому конкретному человеку как личности; требует использования новых инновационных технологий и стандартов обучения;
— технология личностно ориентированного обучения, ставящего основной целью воспитание образованной, динамичной, подлинно свободной личности, способной осуществлять выбор, человека культуры, и ФГОС ВПО, построенных на основе компетентностного подхода, соответствуют главным целям модернизации российского образования;
— важная роль дисциплины «Русский язык и культура речи» в вузе определяется местом и ролью родного языка в жизни каждого индивида, в его становлении как личности, в его нравственном воспитании; местом и ролью русского языка в профессионально значимых компетенциях, в карьерном росте специалиста; требованиями концепции российского образования и ФГОС ВПО 3-го поколения относительно русского языка как государственного;
— образовательные цели и задачи дисциплины «Русский зык и культура речи» могут претвориться в жизнь при условии реализации определенной системы обучения, которая представлена в охарактеризованных выше наших учебных пособиях и монографии.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика и личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов средних и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Под общ. ред. У.В. Бондаревской. — М.-Ростов-н/Д: Учитель, 1999. — 560 с. [Bondarevskaya E. V., Kulnevich S. V. Pedagogika I lichnost v gumanis-ticheskih teoriyah I sistemah vospitaniya: Ucheb. posobiye dlya studentov srednih i visshih uchebnih zaveneniy, slushateley IPK I FPK / Pod obsh. red. U.V. Bondarevskoy. — M.-Rostov-n/D.: Uchitel, 1999. — 560 s.]
[2] Орлова Е.В. Культура профессионально общения врача: Коммуникативно-компетентност-ный подход: Монография. — М.: Форум, 2012. — 288 с. [Orlova E.V. Kultura professio-nalnogo obsheniya vracha. Kommunikativno-kompetensnostniy podhod: Monografiya. — M.: Forum, 2012. — 288 s.]
[3] Орлова Е.В. Русский язык и культура речи для медицинских вузов. — Ростов н/Д.: Феникс, 2011. — 464 с. [Orlova E. V. Russkiy yazik I kultura rechi dla medizhinskih vuzov. — Ros-tov-n/D.: Feniks, 2011.]
[4] Орлова Е.В. Русский язык и культура речи: Электронное издание для студентов медицинских вузов. — ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава, 2010. [Orlova E.V. Russkiy yazik I kultura rechi. Elektronnoye izdaniye dla studentov medizhinskih vuzov. — GOU VPO IvGMA Roszdrava, 2010.]
[5] Сластёнин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сластёнина. — М.: Академия, 2002. — 576 с. [Slaztenin V.A. i dr. Pedagogika. Ucheb. posobiye dla studentov vishih pedagogicheskih uchebnih zavedeniy / Pod red. V.A. Slastenina. — M.: Akademiya, 2002. — 576 s.]
[6] Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393 «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». — URL: http://www.edu.ru/ db/mo/Data/d_02/393.html [Prilizheniye k prikazu Mmobrazovaniya Rossii ot 11.02.200. N 393 "Konzipziya modernizazii rossiyskogo obrazovaniya na period do 2010 goda". — URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html
[7] Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000. [Yakimanskaya I.S. Tehnologiya lichnostno-orientirovannogo obucheniya v sovremennoy shkole. — M.: Sentabr, 2000.]
THE ROLE OF THE DISCIPLINE OF «RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE»
IN MODERNIZATION OF UNIVERSITY RUSSIAN EDUCATION
E.V. Orlova
Department of Russian as foreign language Ivanovo State Medical Academy Sheremetevskey str., 8, Ivanovo, Russia, 153012
The article is devoted to the definition of the role and place of course «Russian language and speech culture» at the University in the modernization of the Russian education. Special attention is paid to the requirements contained in the concept of modernization and new standards of the University. In the article it is proved that the discipline of «Russian language and speech culture» meets these requirements and is professionally necessary for the future specialists.
Key words: modernization of the Russian education, the Russian language, University.