Научная статья на тему 'Роль АПК в реализации региональных интересов'

Роль АПК в реализации региональных интересов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
147
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПК / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / ПРИОРИТЕТЫ / AGRICULTURE / REGIONAL INTERESTS / REGION / STRATEGY / PRIORITIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тамов Аcлан Алиевич, Тамова Мариет Кадырбечевна

В статье рассматривается ряд методологических аспектов, связанных с обоснованием роли агропромышленного сектора экономики региона в реализации региональных экономических интересов, представляющих собой объективную заинтересованность местного населения в устойчивом воспроизводстве и приумножении социального, природоресурсного и экологического, демографического, хозяйственного потенциалов региона. Особое внимание уделено оценке функциональных задач, выполняемых АПК, в процессе реализации региональных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Тамов Аcлан Алиевич, Тамова Мариет Кадырбечевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APC role in the regional interests implementation

The paper discusses a number of methodological aspects related with the justification of the agricultural sector role in the economy of the region in the implementation of regional economic interests. They imply an objective interest of the local population in a sustainable reproduction and enhancement of the social, natural resource and environmental, demographic, economic potential of the region. The author pays his particular attention to the assessment of the functional tasks performed by the AIC, in the implementation of regional interests.

Текст научной работы на тему «Роль АПК в реализации региональных интересов»

УДК 338.43:332.1 ББК 65.32 Т 17

А.А. Тамов

Доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (960) 499 33 00, e-mail: tamov@mail.ru М.К. Тамова

Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления персоналом Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (906) 438 69 90, e-mail: tamova.mk@mail.ru

РОЛЬ АПК В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассматривается ряд методологических аспектов, связанных с обоснованием роли агропромышленного сектора экономики региона в реализации региональных экономических интересов, представляющих собой объективную заинтересованность местного населения в устойчивом воспроизводстве и приумножении социального, природоресурсного и экологического, демографического, хозяйственного потенциалов региона. Особое внимание уделено оценке функциональных задач, выполняемых АПК, в процессе реализации региональных интересов.

Ключевые слова: АПК, региональные интересы, регион, стратегия, приоритеты.

А.А. Tamov

Doctor of Economics, Professor, Dean of Faculty of Economics, Adyghe State University, Maikop. Ph.: (960) 499 33 00, e-mail: tamov@mail.ru M.K.Tamova

Candidate of Economics, Associate Professor, Personnel Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: (906) 438 69 90, e-mail: tamova.mk@mail.ru

APC ROLE IN THE REGIONAL INTERESTS IMPLEMENTATION

Abstract. The paper discusses a number of methodological aspects related with the justification of the agricultural sector role in the economy of the region in the implementation of regional economic interests. They imply an objective interest of the local population in a sustainable reproduction and enhancement of the social, natural resource and environmental, demographic, economic potential of the region. The author pays his particular attention to the assessment of the functional tasks performed by the AIC, in the implementation of regional interests. Keywords: agriculture, regional interests, the region, the strategy, priorities.

В дореформенный период прак- таковых. По В.Н. Лексину и А.Н. Шве-

тически не ощущалось потребности в цову, «региональные интересы — это за-

объективных оценках региональных интересованность в стабильном воспро-

ситуаций, поскольку при принятии изводстве и приумножении социального

из Центра решений, касающихся кон- (в том числе национально-этнического),

кретного региона, практически не при- природоресурсного и экологического,

нимались во внимание региональные демографического, хозяйственного по-

интересы. Между тем, региональные ин- тенциалов региона» [1, с.25]. тересы и цели объективно существуют, Роль региональных интересов, но-

независимо от их осознания в качестве сителями которых являются население

региона, его хозяйственные и инфраструктурные образования, стала особенно рельефно проявляться с децентрализацией управления и последовательным обретением регионами самостоятельности. Реализации этих интересов должна быть в первую очередь посвящена деятельность региональных органов власти и управления. В этом их должны действенно поддерживать федеральные власти, реализуя адекватную государственную региональную политику.

Можно сказать, что региональные интересы смыкаются воедино в некий общий интерес, состоящий в том, чтобы обеспечить для населения, проживающего в данном регионе, реализацию их конституционно закрепленных прав и свобод, интегральным показателем которых и является качество и уровень жизни населения. В этом и состоит миссия региона.

Поскольку сложные социально-экономические системы состоят из структурных составляющих, совместная деятельность которых и обеспечивает реализацию объектом своей миссии, то естественно предположить, что целью функционирования каждой из этих различных по содержанию структурных составляющих является содействие в реализации указанной миссии. С этих позиций региональный АПК представляет собой совокупность технологически, организационно и экономически взаимосвязанных хозяйствующих субъектов региона, производящих продовольствие и другие товары, вырабатываемые из сельскохозяйственного сырья, целью которого является содействие эффективной реализации регионом своей миссии.

Исходя из роли регионального АПК в реализации миссии региона в рыночных условиях, предлагаемый нами подход базируется на понимании того, что этот сектор функционирует под влиянием разнонаправленных сил и интересов. Это — народнохозяйственные интересы, интересы регионов-партнеров, интересы самого региона, соответствующие общим интересам проживающего в нем населения, и, наконец, интересы хозяйствующих субъектов. Главная же задача стратегиче-

ского управления региональным АПК состоит, на наш взгляд, в том, чтобы нацелить всю совокупность хаотично функционирующих хозяйствующих субъектов регионального АПК на реализацию региональных долгосрочных целей.

Региональные экономические интересы настолько взаимосвязаны, что, реализуя одни интересы, региональные власти способствуют или препятствуют реализации других интересов. Так, развивая пищевую промышленность, можно не только обеспечить повышение продовольственного потенциала, но и существенно увеличить финансовый потенциал. В то же время, снизив уровень контроля за соблюдением севооборотов, можно достичь кратковременного приращения финансовых результатов в аграрной сфере, но при этом нанести значительный ущерб природно-ресурсному потенциалу региона.

Таким образом, в сложившихся условиях хозяйствования сложность управления региональным АПК состоит в необходимости одновременного определения его роли в реализации основных региональных интересов, в правильной оценке роли остальных межотраслевых комплексов в реализации региональных интересов, в учете взаимозависимости этих интересов и, наконец, в необходимости их ранжирования. Перечисленные проблемы в совокупности требуют качественно иного подхода в определении долговременных перспектив региональных АПК с использованием соответствующей системы стратегического управления.

Поскольку функции регионального АПК направлены на реализацию региональных интересов, следует выделить соответствующие этим интересам взаимосвязанные функциональные задачи АПК, во многом обеспечивающие конкурентоспособность региона:

— содействие повышению уровня жизни населения региона;

— содействие увеличению финансового потенциала региона;

— содействие обеспечению эффективной занятости населения региона;

— содействие улучшению природ-но-ресурсного и производственного потенциала региона;

— содействие развитию внутри-и межрегиональных связей [2].

Остановимся на некоторых задачах.

Что касается первой задачи, то для выяснения того, насколько региональный АПК объективно нацелен на повышение уровня жизни населения региона, необходимо, прежде всего, оценить его влияние на динамику потребления продовольствия в регионе и на динамику денежных доходов местного населения.

На уровне отдельно взятого региона между потреблением продовольствия и объемами его производства в регионе нет прямой зависимости, что обусловлено рядом причин. Во-первых, структура производства продовольствия в регионе, как правило, значительно не совпадает со структурой фактического потребления. Так, в Республике Адыгея в 2013 г. было произведено мяса птицы на порядок больше, чем необходимо для удовлетворения собственных нужд.

С другой стороны, на динамику потребления влияет ряд взаимосвязанных факторов, главными из которых являются региональные цены на продовольствие и денежные доходы населения. Поэтому в той мере, в какой региональный АПК влияет на указанные факторы, динамика потребления продовольствия будет определяться состоянием агропромышленного сектора.

Для исследования взаимосвязи между производством продовольствия в регионе и рыночными ценами по регионам Юга России были проанализированы два показателя: производство продуктов питания на душу населения и стоимость набора из 20 продуктов. Выбор этих субъектов федерации вполне оправдан, поскольку среди них есть и вывозящие регионы (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края), и тяготеющие к самообеспечению (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика), и ярко выраженные ввозящие регионы (Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Дагестан).

Проведенный нами анализ показал, что существенной взаимосвязи между уровнем душевого производства продовольствия и уровнем рыночных цен на него по регионам Юга России не наблюдается. Так, если по первому показателю Краснодарский край, наиболее благополучный на Северном Кавказе, превосходит Дагестан, который производит на душу населения продовольствия меньше всех остальных регионов, в 23 раза, то средняя стоимость набора продуктов питания в Краснодарском крае меньше, чем в Дагестане всего на 6%.

Роль АПК в формировании бюджетного потенциала региона является малоизученным аспектом как в региональных, так и в агроэконо-мических исследованиях. Это одна из причин того, что на практике местные власти не владеют адекватной оценкой финансовых возможностей агропромышленного комплекса. Между тем, во многих регионах Юга России, в том числе в Краснодарском крае, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Адыгея, региональные АПК, главным образом пищевая промышленность, являются одним из ключевых бюджетоформирующих секторов, причем в увеличении бюджетно-финансового потенциала агропромышленный сектор играет в этих регионах более важную роль, чем в содействии росту уровня жизни населения. Такое смещение роли регионального АПК является прямым следствием рыночных реформ в стране и оно должно учитываться в экономической политике властей указанных регионов при обосновании стратегических приоритетов.

В последние годы произошли значительные изменения в кадровом потенциале агропромышленного производства в проблемных регионах Юга России. Существенно расширилась социальная структура трудовых ресурсов, появились новые типы работников — менеджеры, внешние (антикризисные) управляющие, специалисты по маркетингу, организаторы сельскохозяйственных кооперативов и оптовых продовольственных рынков.

В то же время в республике усиливается отток молодежи из сферы сельскохозяйственного производства. В общем числе руководителей и специалистов молодежь до 30 лет составляет лишь 5,0%. В последние годы из прибывающих на работу молодых специалистов лишь половина остается работать, а количество специалистов, ушедших из сельскохозяйственного производства только в 2013 г., в 5 раз превысило количество вновь прибывших.

В марте 2011 г. в связи с выборами депутатов Государственного Сове-та-Хасэ Республики Адыгея группой

аналитиков предвыборного штаба одного из кандидатов в депутаты был проведен опрос по сельским населенным пунктам республики среди 1% избирателей, представляющих разные социальные слои. Анализ этих результатов позволяет сделать вывод о том, что свыше 50% наказов связано с проблемами трудоустройства и повышения оплаты труда. При этом наибольшую обеспокоенность у сельских жителей вызывает состояние АПК, т.е. сельскохозяйственных предприятий и расположенных на их территории предприятий переработки (табл. 1).

Таблица 1

Структура наказов сельских жителей — избирателей кандидатам в депутаты Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея

в марте 2011 г.,%

№ Наказы избирателей Удельный вес

1 Создать новые рабочие места 17,8

2 Повысить заработную плату 12,3

3 Обеспечить условия для развития АПК 20,6

4 Улучшить состояние здравоохранения 8,9

5 Телефонизировать населенные пункты 5,8

6 Улучшить освещенность улиц 6,3

7 Ускорить газификацию населенных пунктов 7,0

8 Уменьшить преступность зд

9 Создать условия для досуга молодежи 5,8

10 Улучшить работу рейсовых автобусов 3,5

11 Прочие наказы 8,9

Следует отметить, что региональные АПК содействуют решению социальных проблем не только селян, но и городских жителей. Это, в частности, происходит через обеспечение занятости части городского населения на пищевых предприятиях, расположенных в городах. Косвенно, через платежи городских предприятий пищевой промышленности в бюджет и отчисления во внебюджетные фонды, предпри-

ятия АПК содействуют решению социальных проблем. С другой стороны, в решении социальных проблем сельских жителей участвуют не только сельскохозяйственные предприятия. В районных центрах расположена значительная часть перерабатывающих предприятий. В частности, в Республике Адыгея большинство предприятий молочной и консервной промышленности находятся именно в районах.

Примечания:

1. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Приоритеты региональной политики. Вопросы методологии анализа и оценок // Российский экономический журнал. №2. 1995. С. 22—31.

2. Тамов А.А. Агропромышленный сектор региональной экономики в условиях перехода к рынку. М.: ТЕИС, 2002. 163 с.

References:

1. Leksin V.N. Shvetsov A.N. The priorities of regional policy. Questions of methodology for analysis and assessments // Russian economic journal. №2. 1995. Pp 22—31.

2. Tamov A.A. Agroindustrial sector of the regional economy under conditions of transition to the market. M.: TEIS, 2002. 163 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.