Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития системы государственного регулирования интеграционных процессов в АПК региона'

Проблемы и перспективы развития системы государственного регулирования интеграционных процессов в АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОН / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE REGULATION / INTEGRATION / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / REGION / INTEGRATION DEVELOPMENT PROGRAMS / INFRASTRUCTURE PROJECTS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мокрушин Александр Александрович, Тамов Аслан Алиевич, Ашинова Марина Казбековна, Романчук Роман Эдуардович

Статья посвящена проблемам и перспективам развития государственного регулирования интеграционных трансформаций в региональном АПК. Раскрыты стратегические приоритеты федеральной, региональной программ развития интеграции в АПК России. Систематизированы меры государственной поддержки интеграционных процессов в АПК региона; выделены этапы процесса государственного регулирования агропромышленной интеграции в системе стратегического менеджмента региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мокрушин Александр Александрович, Тамов Аслан Алиевич, Ашинова Марина Казбековна, Романчук Роман Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF INTEGRATION PROCESSES STATE REGULATION DEVELOPMENT IN THE REGIONAL AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

The paper considers the problems and perspectives of development of state regulation of integration transformations in the regional agro-industrial complex. It discloses strategic priorities of the federal, regional programs for the development of integration in the agro-industrial complex of Russia. The authors analyze measures of state support of integration processes in the agro-industrial complex of the region. They pay their special attention to the stages of the process of state regulation of agro-industrial integration in the system of strategic management of the region.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития системы государственного регулирования интеграционных процессов в АПК региона»

УДК 338.436.33 ББК 65.321.43 П 78

А.А. Мокрушин,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: mokrushin_alex@inbox.ru

А.А. Тамов,

доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета, заведующий кафедрой экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (960) 499-33-00, e-mail: tamov@mail.ru

М.К. Ашинова,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов и кредита Майкопского государственного технологического университета, г. Майкоп. Тел.: + 7 (928) 663-10-99, e-mail: ashinova_m@mail.ru

Р.Э. Романчук,

магистрант кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: econom-agu@ yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АПК РЕГИОНА

( Рецензирована )

Аннотация. Статья посвящена проблемам и перспективам развития государственного регулирования интеграционных трансформаций в региональном АПК. Раскрыты стратегические приоритеты федеральной, региональной программ развития интеграции в АПК России. Систематизированы меры государственной поддержки интеграционных процессов в АПК региона; выделены этапы процесса государственного регулирования агропромышленной интеграции в системе стратегического менеджмента региона.

Ключевые слова: государственное регулирование, интеграция, агропромышленный комплекс, регион, программы развития интеграции, инфраструктурные проекты, государственно-частное партнерство.

А.А. Mokrushin,

Doctor of Economies, Professer, Professer of Economies and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: mokrushin_alex@inbox.ru

A.A. Tamov,

Doctor of Economies, Professer, Dean of the Faculty of Economies, Head of Economies and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (960) 499-33-00, e-mail: tamov@mail.ru

M.K. Ashinova,

Doctor of Economies, Professer, Prof essor of Finance and Crédit Department, Maikop State Technological University, Maikop. Ph.: + 7 (928) 663-10-99, e-mail: ashinova_m@mail.ru

R.E. Romanchuk,

Master Sudent, Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: 8 (8772) 59-37-56

PROBLEMS AND PROSPECTS OF INTEGRATION PROCESSES STATE REGULATION DEVELOPMENT IN THE REGIONAL AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Abstract. The paper considers the problems and perspectives of development of state regulation of integration transformations in the regional agro-industrial complex. It discloses strategic priorities of the federal, regional programs for the development of integration in the agro-industrial complex of Russia. The authors analyze measures of state support of integration processes in the agro-industrial complex of the region. They pay their special attention to the stages of the process of state regulation of agro-industrial integration in the system of strategic management of the region.

Keywords: state regulation, integration, agro-industrial complex, region, integration development programs, infrastructure projects, public-private partnership.

Современный этап развития агропромышленного комплекса России характеризуется распространением интеграционных форм межхозяйственного взаимодействия. Вертикально-интегрированные структуры, образующие полный производственно-технологический цикл, способствуют инновационной модернизации сельскохозяйственного, перерабатывающего производств, обеспечению паритета межхозяйственного, межотраслевого обмена и распределения. При этом более успешное функционирование крупных интегрированных объединений указывает на приоритетность их перспективного развития.

Крупные корпоративные структуры в сферах промышленности, АПК, торговли, транспортной инфраструктуры, банковского и страхового комплекса следует рассматривать в качестве инновационных драйверов социально-экономического комплекса Юга России [1]. Более того, корпорации, по утверждению Кетовой Н.П., Овчинникова В.Н., составляют базу региональных инновационных систем, в рамках которых ассоциируются рыночные и ресурсные факторы, факторы взаимодействия инновационно-ориентированных компаний, исследовательских систем, генерирующих научные и

технологические инновации, а также образовательных центров, играющих ведущую роль в капитализации интеллектуальных ресурсов, стимулировании инновационных компетенций [2].

Следует выделить четыре типа экономических отношений в интегрированных формированиях (ИФ) АПК:

- договорные отношения (без консолидации капитала), предполагающие невмешательство партнеров по интеграции в производственную, финансовую деятельность друг друга;

- консолидированные отношения, реализуемые в ИФ, в которых происходит передача контрольных пакетов акций (долей), консолидация акций путем их передачи в доверительное управление; участники ИФ консолидируют активы для участия в органах управления бизнес-группы без права решающего голоса;

- контрольные (блокирующие) отношения, характерные для ИФ, в которых сельскохозяйственные предприятия объединяют свои активы в рамках материнской (управляющей) компании в объеме контрольного или блокирующего пакета;

- корпоративные («жесткие») отношения, реализующиеся в ИФ,

участники которых полностью объединили активы путем процедур М&А; направлены на утрату интегрируемыми структурами юридической, хозяйственной самостоятельности и трансформацию их в структурные подразделения ИФ.

Основными трансформационными эффектами модернизации региональных агропродовольствен-ных систем в результате активности вертикально интегрированных корпораций (ВИК) являются [3]:

- структурная реорганизация агропродовольственных комплексов мезоуровня, проявляющаяся в укрупнении хозяйствующих структур за счет концентрации, спецификации аграрно-промышленных активов;

- трансформация межотраслевого обмена и распределения;

- активизация трансрегионального оборота ресурсов и капитала;

- инновационная модернизация производственно-технологической базы агропродовольственной подсистемы региона;

- реструктуризация системы управления межотраслевым оборотом ресурсов и капитала в АПК региона.

Значительную роль в стимулировании межхозяйственных интеграционных, межотраслевых отношений в территориальном АПК играет государственная политика. Государственное регулирование сельского хозяйства проводится по многим направлениям:

- содействие в укреплении многоукладного аграрного сектора экономики, продолжение реорганизации сельскохозяйственных предприятий;

- содействие достижению ценового паритета между сельским хозяйством и другими отраслями АПК;

- финансовая поддержка сельского хозяйства путем финансирования ряда государственных целевых программ развития агропромышленного производства,

централизованного дотирования, компенсирования и инвестирования;

- проведение политики разумного протекционизма и обеспечение отечественным сельским товаропроизводителям условий для нормальной конкуренции с внешним рынком;

- формирование в сельском хозяйстве и АПК конкурентной среды; введение для сельских товаропроизводителей приемлемого для них кредитования и налогообложения.

При этом основным направлением государственного регулирования АПК в настоящий период является финансовая поддержка сельских товаропроизводителей, выделения им средств федеральных и региональных бюджетов на развитие отдельных отраслей, осуществление целевых программ и мероприятий [4]. Вместе с тем примечательно отсутствие программно-целевых инструментов стимулирования интеграционных процессов в АПК большинства аграрных регионов РФ. В данном контексте востребованы программы развития агропромышленной интеграции в регионах современной России.

Стратегическими приоритетами федеральной программы развития интеграции в АПК следует рассматривать:

- развитие нормативно-правовой базы, организационно-экономических условий для эффективного создания и функционирования вертикально-интегрированных структур в АПК;

- совершенствование механизма финансово-кредитной поддержки субъектов агропромышленной интеграции, кадрового обеспечения их хозяйственной деятельности;

- развитие системы информационно-консультационного, кадрового обеспечения интеграционных процессов.

На региональном уровне задачами государственного регулирования интеграционных процессов выступают:

- разработка и принятие законодательных, нормативно-правовых актов по созданию, развитию интегрированных формирований регионального, межрегионального уровней с учетом территориально-хозяйственных факторов;

- реализация мер государственной поддержки интеграционных процессов за счет бюджетных средств региона;

- разработка региональных программ развития сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции;

- разработка и спецификация организационно-экономического механизма функционирования вертикально-интегрированных объединений применительно к институционально-хозяйственным условиям АПК региона;

- оказание содействия интегрированным формированиям в развитии их материально-технической базы, привлечение их к выполнению заказов на производство продукции для государственных нужд.

Многие регионы РФ характеризуются отсутствием необходимой законодательной, нормативно-правовой базы для создания и развития вертикально-интегрированных агропромышленных формирований, дефицитом соответствующих специалистов в области проектного менеджмента, создания интегрированных структур.

Основными направлениями совершенствования развития интеграционных связей в АПК региона являются:

- создание благоприятной институционально-хозяйственной среды интеграционного взаимодействия субъектов территориального АПК;

- формирование организационно-экономического механизма регулиро-ваниявертикально-интегрированных структур в территориальном АПК;

- оценка тенденций, уровня развития интеграционного потенциала АПК региона (в т.ч. уровня специализации предприятия АПК,

эффективности интеграционных трансакций);

- совершенствование механизма развития интеграционного потенциала АПК региона (в т.ч. разработка программы развития интеграционного потенциала региона, программы развития межрегионального интеграционного сотрудничества хозяйствующих субъектов АПК сопредельных регионов; достижение эквивалентности межотраслевого обмена и распределения в АПК территории).

Приоритетными мерами государственной поддержки интеграционных процессов в АПК региона являются:

- участие региональной администрации в создании управляющей компании вертикально-интегрированного формирования (в т.ч. посредством участия в финансовом оздоровлении сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий);

- участие администрации региона в привлечении потенциальных инвесторов - ведущих интеграторов в АПК; содействие в ускорении организационных процедур на стадии создания интегрированного формирования (ИФ) (в т.ч. решение земельных вопросов, решение вопросов имущественных отношений, решение вопросов налоговой задолженности предприятий-банкротов, входящих в ИФ);

- совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих финансовое оздоровление неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций региона;

- управленческий консалтинг, организация информационно-консультационной поддержки, кадрового обеспечения субъектов агропромышленной интеграции в регионе;

- реализация взвешенной налоговой, финансово-кредитной, антимонопольной политики; участие администрации в залоговых операциях с сельхозпродукцией;

- снижение энерготарифа, рассрочка платежей по коммунальным услугам; бюджетная компенсации части затрат.

Следует отметить, что администрация региона может выступить инициатором создания вертикально-интегрированной структуры в АПК, образующей полный производственно-стоимостной цикл, способствуя развитию межотраслевого обмена, развитию инфраструктуры территориального АПК.

Особое место в системе государственной поддержки сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий выступает налоговое стимулирование инвесторов в АПК, потенциальных участников интеграции, включая:

- предоставление инвестиционных льгот по налогу на прибыль (при наличии инвестиционного договора; при сроке осуществления инвестиционного проекта не более 3 лет; при наличии пакета документов, подтверждающих осуществление капитальных вложений);

- предоставление льготы по налогу на имущество предприятий - участников интеграционных процессов.

Способами налогового стимулирования сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий АПК региона являются: предоставление права выбора статуса плательщика НДС; дифференциация ставок по ЕСХН; предоставление льгот по транспортному налогу; снижение тарифов страховых выплат [5]. Предоставление налоговых преференций хозяйствующим субъектам АПК во взаимной увязке с использованием интеграционных форм межфирменного взаимодействия целесообразно рассматривать в качестве одного из способов развития агропромышленной интеграции в регионе. Также целесообразно предоставление налоговых льгот для сельскохозяйственных предприятий вновь создаваемого интегрированного формирования.

Развитие нормативно-правовой, законодательной базы регулирования вертикальной интеграции в территориальном АПК предполагает:

- разработку региональных законодательных актов, регламентирующих регулирование кооперации и агропромышленной интеграции;

- отражение в Стратегии социально-экономического развития региона, программах и стратегических планах развития территориального АПК приоритетов интеграционных трансформаций. Вместе с тем одним из инструментов стимулирования интеграционных трансформаций в АПК региона может выступать соответствующая региональная целевая программа [6, 7].

Прямое участие администрации региона в создании ИФ предполагает: а) конвертацию задолженности сельхозпредприятий перед региональным бюджетом в долю в капитале создаваемой управляющей компании ИФ; б) разработку порядка предоставления в аренду земель сельскохозяйственного назначения из регионального фонда в ведение ИФ (концессия земель сельскохозяйственного назначения); в) участие администрации в создании аграрного кластера.

Одним из способов государственного стимулирования развития интеграционных процессов в АПК региона является организационно-методическое сопровождение формирования ИФ с государственным участием, включающее:

- проведение семинаров, консультаций по проблемам организационного проектирования вертикально-интегрированных формирований;

- организацию процесса повышения квалификации специалистов в области экономики АПК по вопросам государственного и муниципального менеджмента;

- создание межведомственной рабочей группы по обоснованию модели ИФ в региональном АПК.

Оощ енац иошльн ые

и региональные стратегически е цели развития АПК

Стратегические цели участников интеграционных процессов, гражданского общества

Рис. 1. Процесс государственного регулирования интеграции в региональном АПК в системе стратегического менеджмента

Государственное регулирование интеграционных процессов в территориальном АПК должно базироваться на принципах стратегического планирования (рис. 1).

При этом особое место в системе стратегического управления интеграционными процессами в АПК мезоу-ровня занимает их мониторинг. Задачами мониторинга интеграционных процессов в региональном АПК являются: сбор данных о состоянии хозяйствующих субъектов интеграции, формы взаимодействия; определение необходимости государственного участия в регулировании интеграционных трансформаций в секторах территориального АПК; оценка эффективности государственного

регулирования интеграционных процессов в АПК региона.

В качестве приоритетного направления государственного стимулирования интеграционных процессов в территориальном АПК следует также рассматривать государственное участие в реализации инфраструктурных проектов на основе ГЧП. При этом ГЧП в аграрном секторе экономики регионов направлено на создание инфраструктуры, которая позволит сельхозпроизводителям взаимодействовать с крупными игроками рынка (в рамках производственно-стоимостной цепи).

Таким образом, перспективы развития интеграционных

процессов в территориальном АПК во многом обусловлены не только корпоративными интересами, стратегическими приоритетами инвесторов, но и соответствующей государственной политикой, уровнем государственной поддержки.

При этом интегрированные формирования выступают полюсами пересечения хозяйственных интересов субъектов предпринимательства в АПК региона и соответствующих органов государственной власти.

Примечания:

1. Кетова Н.П., Колесников Ю.С., Овчинников В.Н. Этноэкономика Юга России: особенности функционирования, реальные угрозы, инновационные драйверы, перспективы развития // Проблемы прогнозирования. 2015. № 4. С. 102.

2. Кетова Н.П., Овчинников В.Н. Роль крупных корпораций в формировании инновационной системы региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2015. № 4(170). С. 97.

3. Мокрушин А.А., Суслов А.И. Корпоративный потенциал структурной модернизации региональных агропродовольственных систем современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2012. № 1. С. 110-119.

4. Джаримов А.А. Регион в едином рыночном пространстве России (на материалах Республики Адыгея). Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1995. 250 с.

5. О государственной программе Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»: постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 27 ноября 2012 г. № 254 // СПС КонсультантПлюс. М., 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ашинова М.К., Хамирзова С.К. Инвестиционная стратегия повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 25. С. 46-49.

7. Тамов А.А. Роль агропромышленного комплекса в реализации региональных интересов // Экономист. 2002. № 4. С. 84.

References:

1. Ketova N.P., Kolesnikov Yu.S., Ovchinnikov V.N. Ethnoneconomics of the South of Russia: features of functioning, real threats, innovative drivers, development prospects // Problems of forecasting. 2015. No. 4. P. 102.

2. Ketova N.P., Ovchinnikov V.N. The role of large corporations in the formation of an innovative system of the region // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2015. No. 4 (170). P. 97.

3. Mokrushin A.A., Suslov A.I. Corporate potential of structural modernization of regional agro-food systems of modern Russia // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2012. No. 1. Pp. 110-119.

4. Dzharimov A.A. Region in uniform market space of Russia (on the materials of the Republic of Adyghea). Rostov-on-Don, 1995. 251 pp.

5. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Adyghea of November 27, 2012 No. 254 On the state program of the Republic of Adyghea "Development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020" // SPS ConsultantPlus. M., 2017.

6. Ashinova M.K., Khamirzova S.K. Investment strategy of increasing the competitiveness of the agro-industrial complex of the region // Regional economy: theory and practice. 2008. No. 25. Pp. 46-49.

7. Tamov A.A. The Role of the Agro-Industrial Complex in the Realization of Regional Interests // The Economist. 2002. No. 4. P. 84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.