Научная статья на тему 'Родиноведение в учебниках для начальной школы'

Родиноведение в учебниках для начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
958
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ / РОДИНА / «МАЛАЯ» РОДИНА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есмурзаева Ж. Б.

В статье речь идет об исследовании содержания понятия «Родина» в дидактических текстах федеральных учебников для начальной школы на рубеже XX – XXI вв. Интерес также представляют современные региональные учебники, в которых образы «малой» родины формируются на материале родного края обучающихся. Подобный подход продолжает отечественные традиции построения учебников для начальной школы, например, учебного пособия А.Н. Седельникова «Учебникъ Родиновъдън i я», изданного в 1916 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Родиноведение в учебниках для начальной школы»

РОДИНОВЕДЕНИЕ В УЧЕБНИКАХ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

HOMELAND STUDY IN ELEMENTARY SCHOOL TEXTBOOKS

Есмурзаева Ж.Б.

Заведующая кафедрой иностранных языков и прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО ОмГАу им. П. А. Столыпина, кандидат филологических наук

E-mail: yesmurzaeva@mail.ru

Yesmurzaeva J.B.

Head ofthe Departmentof Foreign Languages and Applied Linguistics of FSBEI HPE Omsk State Agrarian University of P. A. Stolypin, Candidate ofSciences (Philology).

E-mail: yesmurzaeva@mail.ru

Аннотация. В статье речь идет об исследовании содержания понятия «Родина» в дидактических текстах федеральных учебников для начальной школы на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Интерес также представляют современные региональные учебники, в которых образы «малой» родины формируются на материале родного края обучающихся. Подобный подход продолжает отечественные традиции построения учебников для начальной школы, например, учебного пособия А. Н. Седельникова «Учебникь Родиновъдън1я», изданного в 1916 году.

Annotation. The article talks about the research into the concept of “Motherland” in didactictexts offederal elementaryschool textbooks at the turn of 20-21 c. Modern regional textbooks are of interesttoo, as they form images of “minor” homeland based on the material from the students’ native land. Such approach follows the tradition of Russian textbook organization, a good example of which is “Uchebnik Rodinovedeniya” after A. N. Sedelnikov, published in 1916.

Ключевые слова: начальная школа, дидактические тексты, Родина, «малая» родина, региональный учебник.

Keywords: elementaryschool, didactictexts, Motherland, “minor” homeland, regional textbook.

За последние полтора десятилетия в сознании россиян существенно изменились представления о Родине. Думается, это связано с реализацией государственной политики в области построения в нашей стране гражданского общества.

Отметим, что ключевая, решающая роль в формировании российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности отводится новому стандарту общего образования, который презентируется как идеологический заказ общества. В основу разработки стандарта положено достижение важнейших идеалов и ценностей патриотической направленности, а именно: любви к России, своему народу, своей малой родине; служения Отечеству и долга перед ним, старшими поколениями, семьей. Так как тексты школьных учебников и хрестоматий являются ресурсом идеологического содержания образования и отражают ценностные ориентиры российского общества, считаем актуальным изучение учебной книги и как средства передачи знаний, и как способа организации деятельности.

В проведенном нами исследовании [5] проанализировано 28 учебников и хрестоматий для средней общеобразовательной школы по литературе и русскому языку (из них 2 рабочие тетради, 8 учебников, 13 учебников и хрестоматий, 4 учебных пособия, 1 методическое пособие). Мы привлекли также в качестве материала учебные пособия для начальной школы: «Окружающий мир» (заменивший «Природоведение» в начальной школе и отличающийся от него существенным расширением социальной компоненты содержания - основ обществоведения, истории, психологии и т.д.), «Мир вокруг нас» и «Введение в народоведение». Все учебники изданы в период с 1998 по 2007 гг. и рекомендованы Министерством образования РФ для детей с нормальным уровнем умственного и физического развития в массовых школах.

Целью исследования являлось выявление специфики и структуры содержания понятия родина, которое имеет аксиологическую значимость для русской лингвокультуры. Выявленные составляющие понятия находят отражение в языковом материале дидактических текстов. Особенно примечательны учебники для начальной школы [1, 2,3, 6,10,13, 14], потому что «они, как и система образования в целом, способны камуфлировать определенные послания, участвующие в формировании личности» [8, с. 81].

Значительное место в содержании современных учебников для начальной школы занимают тексты про «большую Родину» - Отечество, Россию, державу: «Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испо-кон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов, а когда мы уснем навеки, она прикроет и кости наши» [10, с. 7].

Согласно учебникам, «большая Родина» российских школьников - это обширная многонациональная территория:

А Родина наша велика. В Москве ещё вечер, а на Дальнем Востоке, на берегу Тихого океана уже начинается новый день, восходит солнце... На географической карте наша страна похожа на могучую птицу в полёте, которая широко раскрыла крылья... Горы и равнины, леса и степи, реки и моря, города и деревни - это всё наша страна, наша Родина [11, с. 90].

Границы нашего Отечества менялись не раз. Выросла наша держава от колыбели в Русской равнине далеко на восток, до Тихого океана. С древности и до сих пор земли нашего Отечества - дом для самых разных народов. Сейчас их больше ста семидесяти. В основном это народы финно-угорские, славянские, тюркские, кавказские. Их судьба-это судьба нашего Отечества [13, с. 18].

У Родины есть историческое прошлое и праздники, связанные с ним:

9 Мая наш народ празднует День Победы. В каждой семье были защитники нашей Родины. О войне, её героях и великой Победе написано много рассказов, стихов и песен [6, с. 82].

Святая Русь - это память о прошлом нашего Отечества и тот образ Добра, Красоты и Правды, который нужен людям для жизни в настоящем и будущем [13, с. 40].

Учащимся следует обратить внимание, запомнить синонимичные слова, передающие идею родной страны, а также записать их в свой словарик:

Родина, Отечество, родная сторона, родная страна, Отчизна - все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает и учится, где живут его родные, близкие, друзья. Мы живём в России (в Российской Федерации). Это наша Родина. Мы - россияне [1, с. 51].

Что касается территории за пределами Родины, то пребывание на чужбине, с точки зрения конструкторов учебника, становится в тягость, возникает чувство тоски по родным местам. Так, в книге для 2 класса [1, с. 50] школьникам предлагается текст, в котором дается разъяснение, что такое родина:

Родина - что это значит?

О чём рассказал папа

Дети ещё спали, когда вернулся из командировки папа. Он работал много месяцев в далёкой стране Америке. Папа обнял сына и дочь и сказал с волнением в голосе:

- Ой,как жея соскучился!

- Ипо маме? - спросил Егор.

- Ипо маме!

- Ипо бабушке? -спросилаДаша.

-Ипо бабушке! Я скучал по нашему дому, нашей улице, даже по нашей полянке в лесу, где мы с вами летом гуляли.

- Тебе не понравилась Америка? - удивились дети.

- Нет, Америка - красивая страна. И работа у меня была очень интересная. Но где бы человек ни находился, и как бы ни было ему хорошо в другой стране, он скучает по родным местам, и он хочет скорее вернуться домой. Другая страна остаётся для него чужой, чужбиной, как говорили в старину.

- Почему? - снова спросил Егор.

- Потому что человек очень любит свою родину, дом, где родился, город, где прошло его детство, где до сих пор живут его близкие и друзья. Вот когда вы летом отдыхаете на даче, скучаете по городскому дому, по друзьям и школе?

- Да, и хотим быстрее вернуться домой!

- А зимой? Все мы скучаем по нашему деревенскому житью-бытью, по друзьям, которые там остались.

В предложенном автором учебника материале четко репрезентирован образ родины, который немыслим без семьи (мама, папа, сын, дочь), дома, школы как ведущего вида деятельности для учащихся, друзей, близких. Противопоставление своей страны чужой, далекой Америке позволяет объяснить чувство тоски по родине.

Особое место в дидактических текстах уделяется описанию природы как неотъемлемой части родного края - «малой родины». При этом характерными чертами родной природы становятся даже абстрактные леса, поля, равнины, то есть ландшафтные особенности России: Горы и равнины, леса и степи, реки и моря, города и деревни - это всё наша страна, наша Родина [11, с. 90].

В качестве иллюстративного материала школьникам также предлагаются русские народные пословицы и поговорки (Всякому мила своя сторона. Где кто родится, там и пригодится. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое. Родина краше солнца, дороже золота) и образчики «советского» паремиологического фонда (Жить - Родине служить. Родина -мать, умей за неё постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей). Последние выступают как «инструкция к применению» и призывают к выполнению долга и гражданина своей страны.

Таким образом, авторы современных учебников для начальной школы активно формируют у ребенка представление о родной стране - Российской Федерации, как о многонациональной обширной территории, богатой природными ресурсами, имеющей славное прошлое и светлое будущее, окруженной чужбиной и чужаками. Такова картина, рисуемая федеральными учебниками, рекомендованными для обучения в Российской Федерации.

Тема локуса, родного края/ города, семьи, являясь неотъемлемой частью представления о родине, в содержании федеральных дидактических материалов представлена незначительно. Знакомство с «малой» родиной у школьников происходит, в том числе, и через региональные учебники и учебные пособия [4,1,12, 9,15 и т.д.]. Образы «малой» родины формируются на материале родного края обучающихся - его истории и географии, литературных произведений известных земляков, сопоставлении культурных и национальных особенностей проживающих на описываемой территории этносов. Думается, подобный подход к изложению материала продолжает отечественные традиции построения учебников для начальной школы.

В связи с вышесказанным особый интерес представляет опыт А. Н. Седельникова, подготовившего «Учебникъ Родиновъдъшя», изданный в 1916 году и программировавший учеников на изучение собственного региона1.

Автор учебника Александр Никитич Седельников (1876-1919) родился на Южном Алтае. Затем семья переехала на Урал, сначала - в Пензенскую губернию, потом в Омск, где он окончил начальную школу, уездное училище и поступил в учительскую семинарию2. А. Н. Седельников являлся одним из активнейших членов Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. За время работы подготовил к печати, опубликовал

1 Данный учебник находится в фонде редких книг научной сельскохозяйственной библиотеки Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина.

2 http://imena.pushkinlibrary.kz/exsedelnikov.htm.

и ввел в научный оборот десятки научных трудов по истории, географии, ботанике, зоологии, геологии, археологии, этнографии Сибири и Казахстана; привел в порядок собрания Омского музея; много выступал с лекциями в Омске, Семипалатинске, Усть-Каменогорске, рассказывая о растительном и животном мире юго-западного Алтая.

Большое место в жизни А. Н. Седельникова занимала школа. Сначала он преподавал физику и естествознание в уездном городском училище, а затем - в учительской семинарии в Омске. В 1916 издал первый в России учебник родиноведения (по Акмолинской области) для школ Западно-Сибирского учебного округа. Затем подготовил учебник о Семипалатинской области, включающей Семипалатинский, Зайсанский, Кокпек-тинский, Усть-Каменогорский и Павлодарский уезды. Готовились к изданию учебники родиноведения по Томской и Тобольской губерниям, но в 1919 году А. Н. Седельников умер от тифа3.

«Учебникь Родиновъдъшя» являлся «первым опытом использования в программе географии родиноведения для школ Западно-Сибирского учебного округа» [16] и был предназначен «для всех средних и специальных школ, а в качестве пособия и для начальных школ» [16]. В Предисловии автор указал, что «изучение России должно начинаться в младших классах и с родины учащихся. Изучая свою родину, учащиеся получают и первые географические понятия» [16]. После каждой главы даются вопросы для определения, насколько сознательно усвоено учащимися содержание главы и ряд задач и тем для самостоятельной работы. К учебнику А. Н. Седельников приложил «1) Статистические таблицы за 1913 г., так как они могут быть полезны при самостоятельных работах учащихся; 2) Программу общего землеведения и родиноведения (для младших классов всех учебных заведений); 3) Небольшой сборник стихотворений, рисующих природу и жизнь нашей области; 4) Список примерных экскурсий в окрестностях школы, которые считаются обязательными для всякой школы; 5) Краткую программу школьного музея родиноведения» [16].

Значимость темы «малой родины» с неотъемлемым описанием родной природы для воспитания человека отлично понимали в дореволюционной школе [8, с. 97]: Обширен и богат наш край. Но мы мало знаем его и мало знакомы с его природой, естественными богатствами и условиями жизни в нем. Чтобы быть полезным членом своей родины и государства, необходимо с ранних лет изучать свою родину; изучая ее, мы научимся более любить и ценить свое отечество [16].

В противовес равнинному и лесному ландшафту России противопоставлялся степной край со своей флорой и фауной: Без кочевого киргизского населения многие места нашей области были бы безлюдны. Только при кочевом образе жизни можно сделать обитаемыми наши обширные пространства, где нет дорог, зелени, отсутствует лес и вода [16]. В качестве дополнительного материала, характеризующего природные особенности края, в приложение были включены произведения русских поэтов: И. Суриков «Дорога в степи», И. Ому-левский «В степи весной» и т. д.

1 Данный учебник находится в фонде редких книг научной сельскохозяйственной библиотеки Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина.

Основное население - переселенцы и кочевое население (киргизы), которые перенесли свои порядки и обычаи и устраиваются, как на родине [16]. Автором также указывается род занятий населения: Обширные, привольные степи нашей области способствовали развитию скотоводства не только у кочевников, но и у оседлого населения [16]. Завоевание сибирских территорий, где простор и воля, как в раю, что всякий зверь и птица там живут привольно по лесам (Розенгейм) [16], находит отражение в содержании учебника. Несмотря на то, что край освоен недавно, А. Н. Седельников указывает выдающихся земляков: Омск - родина общественного деятеля и ученого Ядринцева, художника Врубеля, писателя Наумова [16].

В программу родиноведения были включены экскурсии, которым уделялось большое внимание. По мнению А. Н. Седельникова, «прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога. День, проведенный ребенком посреди рощ и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого разрывается его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы - такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье» [16].

Музей родиноведения состоял из 4 разделов. В отделе географии в соответствии с программой находились карты области, губерний, климатические и рельефные карты. Раздел «Природа» включал в себя коллекции природных минералов, почв, растений, насекомых и т.д. В «Истории края» учащимся предлагали выставки старинных предметов и фотографий. В разделе «Современная жизнь» возможно было изучить диаграммы и графики, литературу о крае.

Таким образом, «Учебникъ Родиновъдъшя» А. Н. Седельникова носил прагматический характер. В нем отсутствовал идеологический компонент, внесенный в содержание учебных пособий в последующие годы и длительное время сохранявшийся в качестве доминантной составляющей образовательной книги. Подход к расширению программы в сторону изучения отечества, предложенный А. Н. Седельниковым, ознаменовал бы новую эру - эру серьезного изучения на школьной скамье своей родины [16].

Список литературы:

1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир : учеб. для учащихся 2 кл. общеобразоват. учреждений / Н. Ф. Виноградова. - 2-е изд., с уточн. - М.: Вентана-Граф, 2004. -160 с.: ил.

2. Ворожейкина, Н. И. Рабочая тетрадь к беседам о России и современном мире для 4-го класса начальной школы / Н. И. Ворожейкина. - М.: Ассоциация 21 век,

2004. - 32 с.

3. Горецкий, В. Г. Русский язык : учеб.-тетр. для 1 кл. нач. шк. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 127 с.: ил.

4. Демидова, Е. Н. Азбука вежливости : учеб. пособие для 1 кл. по изучению государственных языков Республики Татарстан / Е. Н. Демидова. - Казань : Йошкар-Ола : Титул, 2004. - 16 с.

5. Есмурзаева, Ж. Б. Концепт РОДИНА в педагогическом дискурсе на рубеже XX-XXI вв. / Жанбота Бауржановна Есмурзаева : дис. ... канд. филол. наук. - Омск, 2010. - 209 с.

6. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение. 2 кл.: учеб. для учащихся 2 кл. обще-образоват. Учреждений : в 2 ч. Ч. 2 / Л. А. Ефросинина. - 4-е изд., перераб. -М.: Вентана-Граф, 2006. - 160 с.: ил.

7. Живые родники. История, литература и культура Башкоторстана : учеб. пособие для 1-2 классов небашкирских школ Башкоторстана. - 4-е изд. - Уфа: Китап,

2005. -192 с.

8. Илюха, О. П. Ребенок, семья, родина в финноязычных учебниках для начальной школы Карелии : 1920-1940-е годы / О. П. Илюха, Ю. Г. Шикалов // «Букварь -это молот» : учеб. для начальной школы на заре советской власти, 1917-1932 гг. : сб. науч. трудов и материалов. - М.: НПБ им. К. Д. Ушинского, 2011.

9. Кодола, О. История Архангельской области. Книга для детей и их родителей / Олег Кодола, Александр Дедов. - Архангельск: Правда Севера, 2006. - 32 с.

10. Кубасова, О. В. Любимые страницы : учеб. для 2 кл. по литературному чтению : в 2ч.Ч. I/ О. В. Кубасова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002. - 160 с.: ил.

11. Мир вокруг нас : учеб. для 2 кл.: в 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2002.

12. Мое Заполярье : учеб. пособие для обучающихся 2-4 кл. общеобразоват. учреждений Мурманской обл / О. Н. Засухина, Т. А. Киселева, Е. Л. Крикун, П. Ю. Утков. - Мурманск: МОИПКРО, 2004. - 80 с.

13. Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля : учеб. для 4 кл. четырёхлет. нач. шк. :в2ч.Ч.1 / М. Ю. Новицкая. - М.: Дрофа, 2003. - 88 с.: ил.

14. Плешаков, А. А. Мир вокруг нас : учеб. для 2 кл.: в 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 143 с.: ил.

15. Ситимова, С. С. Родные просторы. Книга для чтения в 1 классе / С. С. Ситимова, А. Б. Чуяко. - Майкоп: Адыгейское респ. кн. изд-во, 2003. - 96 с.

16. Седельников, А. Н. Учебникъ Родиновъдъшя / А. Н. Седельников. - Омск, 1916.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012, № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.