Научная статья на тему 'Родина как культурно-исторический феномен'

Родина как культурно-исторический феномен Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2574
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТО РОЖДЕНИЯ / ЕСТЕСТВЕННОЕ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ / ПЕРЕЖИТОЕ / АБСОЛЮТ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / РОДИНА КАК НАША СТРАНА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АСПЕКТ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / PLACE OF BIRTH / NATURAL / CULTURAL / HISTORICAL / EMOTIONALLY EXPERIENCE / ABSOLUTE / CULTURAL AND HISTORICAL PHENOMENON / OUR COUNTRY / STATE ASPECT / GEOPOLITICAL ASPECT / VALUE ASPECT OF THE PROBLEM / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Артановский Сергей Николаевич

В статье рассматривается понятие Родины в различных ее аспектах. Родина это, прежде всего, место рождения человека. Но понятие Родины имеет и более глубокий смысл. Нам кажется, что Родина естественное, но Родина это естественное, преобразованное в культурно-историческое. Родина это пережитое. Мы любим нашу страну, и от этого она становится нашей Родиной. Родина имеет ряд аспектов, таких как государственный, геополитический, социально-психологический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Homeland as cultural and historical phenomenon

The article considers the concept of the Homeland (Patria) in its various aspects. First of all Patria is a place of birth of the person. But the concept of the Patria has a deeper meaning. It seems to us that the Homeland of the natural, but the Patria is a natural, transformed into cultural-historical. The Homeland is the experience. We love our country, so it becomes our Terra Patria. Homeland has a number of aspects, such as the state, geopolitical, socio-psychological. Homeland is the people inhabiting its own territory.

Текст научной работы на тему «Родина как культурно-исторический феномен»

УДК 008

С. Н. Артановский Родина как культурно-исторический феномен

В статье рассматривается понятие Родины в различных ее аспектах. Родина - это, прежде всего, место рождения человека. Но понятие Родины имеет и более глубокий смысл. Нам кажется, что Родина естественное, но Родина - это естественное, преобразованное в культурно-историческое. Родина - это пережитое. Мы любим нашу страну, и от этого она становится нашей Родиной. Родина имеет ряд аспектов, таких как государственный, геополитический, социально-психологический.

Ключевые слова: место рождения, естественное, культурно-историческое, пережитое, абсолют, культурно-исторический феномен, Родина как наша страна, государственный аспект, геополитический аспект, ценностный аспект, социально-психологический аспект

Sergey N. Artanovsky Homeland as cultural and historical phenomenon

The article considers the concept of the Homeland (Patria) in its various aspects. First of all Patria is a place of birth of the person. But the concept of the Patria has a deeper meaning. It seems to us that the Homeland of the natural, but the Patria is a natural, transformed into cultural-historical. The Homeland is the experience. We love our country, so it becomes our Terra Patria. Homeland has a number of aspects, such as the state, geopolitical, socio-psychological. Homeland is the people inhabiting its own territory.

Keywords: place of birth, natural, cultural, historical, emotionally experience, absolute, cultural and historical phenomenon, our country, state aspect, geopolitical aspect, value aspect of the problem, socio-psychological aspect

Широко распространенным является определение Родины как страны где человек родился. Это определение мы находим в «Большой советской энциклопедии»1 и других энциклопедиях и словарях. Такое определение легло в основу государственной практики, когда ребенок, родившийся на территории данной страны, автоматически становится ее гражданином. Однако указанное определение является неточным и с научной точки зрения поверхностным.

Предположим, что мои родители находились на дипломатической службе в другой стране. В период их пребывания там я появился на свет. Тем не менее моей Родиной является страна, в которой постоянно живут мои родители, а не страна их временного пребывания. Но оставим словарные определения и перейдем к научному понятию Родины. Оно должно быть обосновано с точки зрения гуманитарной науки. Я говорю именно о гуманитарной науке, ибо понятие Родины лежит на перекрестке нескольких научных дисциплин: это культурология, история, география, этнология, психология и т. д. Рассмотрение этого понятия необходимо начать с общего содержательного определения того, что такое Родина.

Это определение гласит: Родина есть объективное, которое мы склонны понимать как естественное, но которое познано, пережито

и освоено в жизненном опыте как культурное. Это определение как бы состоит из трех часть. Первые две - объективность Родины и ее мнимая «естественность» - не вызывает возражений. Появляясь на свет, человек застает свою Родину как сложившееся целое, исторический массив традиций, обычаев, языка и т. д., Родина это нечто находящееся перед человеком, вне его и над ним. Поэтому ему представляется, что Родина есть нечто природное, первозданное естество. Конечно, естественный элемент присутствует в Родине, но в сугубо преображенном человеческим трудом и творчестве виде: познанное, пережитое, освоенное в жизненном опыте как культурное. Мы не будем углубляться в методологические предпосылки этого определения, носящего явный отпечаток неокантианской философии. Мы бы сказали проще: Родина есть культурное. Но момент переживания и осмысления целиком отбросить нельзя. Без чувства Родины - Родины не существует. Страна лишь тогда становится Родиной, когда ее население ощущает ее как таковую. Необходимо и введение историзма в это определение. Попробуем дать модифицированную нами формулу: культура возникает в историческом опыте народа, переживается и осмысляется в этом опыте. Трудовая и творческая деятельность, переживания и осмысления жизненного опыта народа созда-

ют культуру. И создают они ее для каждого народа особым, только ему одному свойственным образом. Так называемое «общечеловеческое» не является изначальным, оно появляется в длительном историческом процессе культурных контактов между народами и синтеза культур.

Итак, Родина есть объективное, которое мы склонны считать естественным (что лишь отчасти верно), но которое, прежде всего, есть культурное, созданное народом в его историческом опыте, пережитое и осмысленное им.

На этом можно было бы, и закончить наши соображения, но мы хотим привести один пример который, как мы надеемся, поможет читателю уяснить наше определение Родины. Речь идет вот о чем. В самом начале ХХ в. немецкий путешественник и этнограф Лео Фробениус, совершивший 12 путешествий почти по всей Африке, опубликовал многотомное описание своих странствий. Оно называлось «Erlebte Erdteile». Обращаем внимание на то, что прилагательное пережитое - одного корня с глаголом erleben, которое употреблено в третьей части определения Словаря. В своем труде Фробениус не только описал увиденное им, но и постарался представить его как пережитое им, этнографом и человеком, как превращенное в часть его жизненного опыта. Созерцая чудеса архитектуры Индии, восхищаясь африканскими деревянными скульптурами Бенина, многими другими достопримечательностями различных народов и культур, Фробениус оценивал их, сравнивал с европейскими, искал их глубинный философский смысл. Оставляя в стороне труд Фробе-ниуса, скажем, что Родина - тоже своего рода континент, который наш соотечественник всю жизнь познает, оценивает, пытается вникнуть в ее внутренний смысл, определить ее значение для его личной судьбы. Если труд Фробениуса называется «Пережитые континенты», то Родина - наш собственный континент, нам близкий и родной тем, что он пережит нами как нечто особо ценное и близкое.

Родина есть историческое, историческое включает в себя момент относительности. Но это не означает безудержного релятивизма. Родина складывается в вихре исторических событий, образуется культурный слой, который кристаллизируется, получается историческое бытие: традиции, обычаи и стереотипы, повторяющиеся социальные процессы. Родина включает в себя различные временные моменты: в основе лежит настоящее, но в него включается прошлое как основа и предпосылка и будущее как перспектива. Родина возникает в истории, но как бы перерастает ее. Образуется то, что можно назвать вечным бытием, - вечным не в смысле пря-

мой линии, уходящей в бесконечность, но как складывающееся единство всех времен. В этом смысле можно говорить о вечности Родины как исторической категории. Родина исторически изменчива, но на любом этапе исторического роста она сохраняет свое качество, т. е. всегда остается Родиной, без которой, добавим, невозможны ни человеческая история, ни жизненный опыт индивида. Об этом хорошо сказал в свое время В. Солоухин: «Но чувство родины - это очень сложное чувство, в него входят и чувство родной истории, и чувство будущего, и оценка настоящего, и в числе прочего не на последнем месте - чувство родной природы»2.

Но существует другой аспект вечности, выходящий за пределы собственно истории. Это подводит нас к одному вопросу, который мы сформулируем после того, как попытаемся показать, в чем его суть.

Сегодня в нашей стране часто вспоминают труды православного философа И. А. Ильина. Он определял Родину как историческое образование, уходящее корнями в народную жизнь и связанное с местообитанием этого народа. Но лишь в результате «отождествления родины с божественным предметом» страна по-настоящему становится Родиной.

На протяжении многих тысячелетий духовная жизнь народов мира протекала под знаком религиозного мировоззрения. В русле этого мировоззрения всегда существовал ряд духовных ценностей, почитавшихся священными. В различных вероисповеданиях эти ценности были неодинаковыми, но Родина как святыня неизменно входила в любой список. Несмотря на то, что «золотой миллиард» населения Европы и Америки теперь является золотым не только в смысле материальной обеспеченности, но и в смысле поклонения золотому тельцу, влияние религии и там остается значительным. В странах мусульманского Востока в ходе сопротивления политической и духовной экспансии Запада связь идеи Родины и ислама даже укрепилась. Сегодня в православных странах наблюдается возрождение интереса к религии.

Мы не будем продолжать рассмотрение сакрального смысла Родины в различных культурах и в различных исторических обстоятельствах. Скажем только о некоторых философских коррелятах сакрального определения Родины.

В конце XIX в. философы-неокантианцы и феноменологи употребили немало усилий, чтобы примерить историзм с учением Платона о мире идей и, в конечном итоге, с религиозными воззрениями. Философ-феноменолог Макс Шеллер сформулировал свой известный тезис: «Ценности историчны по форме и вечны по со-

держанию». Аксиологическая теория ценностей, разработанных неокантианцами, утверждала, что ценности, хотя и связаны как-то с действительностью, невозможны без вечных идей, возникающих в человеческом разуме или даже в надзвездном мире. Они особо акцентировали Истину, Добро и Красоту как наиболее значительные ценности, но Родина, или точнее идея Родины, могла бы найти место в этом списке. В рамках понимания Родины как культурноисторического феномена мы тоже можем говорить о Родине как ценности, ибо Родина есть благо для человека, для общества, является его лоном в духовном и материальном смысле. Неокантианцы, наверное, не стали бы возражать против этого, но сочли бы такое утверждение недостаточным. Для них Родина - это духовная сущность, Сверх-Мир, как сказано в Словаре. Для представителей идеалистической философии Родина есть абсолютная сущность. Это открывает новые горизонты философского исследования, это новый аспект понятия Родины, однако эта тема находится полностью вне пределов нашей работы.

Закончив характеристику Родины в философском плане, перейдем к культурологической характеристике ее. Эта характеристика-панорама будет строиться, с одной стороны, согласно логике исторического становления Родины, с другой - как попытка введения в системную характеристику исследуемого понятия.

Всемирная история, писал Н. Н. Страхов, есть история народов. Что такое народ в нашем понимании? Это единство культурных, физико-антропологических ментальных и расовых качеств, слившихся в ходе истории в единое целое. Народ является основной единицей исторического наследования. В этом смысле я буду говорить о народе как основополагающем моменте понятия Родины. Коротко основные аспекты понятия Родины можно себе представить следующим образом. Начнем с краткого введения, затем перечислим основные аспекты Родины.

Человечество расселилось по земному шару маленькими группами, позже эти группы объединились в более крупные единства, получившие название народов. Народ иногда навсегда осваивал определенную территорию и оставался на ней. Но в истории было немало случаев, когда начиналось переселение народов. Но, в конце концов, они либо оседали на определенной территории, либо исчезали вовсе. Народ, пустив корни на определенной территории, осваивал ее, превращая из природной среды обитания в культурное пространство, насыщенное материализованными ценностями его культуры,

своего рода культурным символизмом. Делал он это исходя из своего менталитета своих природных свойств и, главное, в соответствии со своей культурой. Народ, который преобразовал определенную территорию, вместе с ней составил Родину.

Пока человечество жило кровнородственными объединениями, Родина была расплывчатым понятием, ее очертания время от времени менялись. Это происходило под влиянием порой незначительных событий: меняющихся потребностей охоты, собирания продуктов леса и водных бассейнов, войны и т. д. Лишь с появлением государства возникла сплоченность народа, границы Родины стали государственными, у Родины появился организационный центр. Конечно, это был длительный исторический процесс. Границы того, что человек считал своей Родиной, далеко не всегда совпадали с границами государства. С возникновением нации-государства оно оказалось вовлеченным в сложные взаимоотношения с другими государствами. Борьба за имущество, власть и ресурсы стала происходить не только внутри государства, но и на международной арене. Появился геополитический аспект Родины.

Помимо материального освоения природной территории происходило ее духовное осмысление. Важным аспектом этого процесса была сакрализация Родины. Если в начале истории священными были только храмы, церкви, кладбища, прилегающие к ним площади и участки земли, то с течением времени к ним присоединились памятники, кремли, а потом вся территория Родины стала считаться священной. Не менее важен и процесс культурно-познавательного освоения Родины.

Здесь решающую роль играли историческое познание, язык (как в виде литературного языка, так, позже в истории, народных говоров), литература, путешествия по родной стране как форма ознакомления с ней и даже, как ни парадоксально, пребывание на чужбине.

В истории случалось, что взгляд на родную страну издалека помогал осмыслить ее как единое целое. Вспомним Афанасия Никитина, который в далекой Индии стал чувствовать себя не тверским, а русским. В укреплении чувства Родины большую роль сыграло происходившее из века в век образование национальной сокровищницы духовных ценностей - в ее становлении видная роль принадлежит фольклору. Велико также и значение традиций.

Чувство Родины возникло на заре истории, но уже в доисторическое время имелся его психологический субстрат, такой, например, как архетип Родины-матери. Древнейшей частью

этого субстрата явилась территориальность наших животных предков. Известно, что некоторые виды животных маркируют область своей жизнедеятельности и защищают ее от вторжения живых существ другого вида. Возможно, что пережитки этого чувства сохранились в подсознании человека. Очень рано появился этноцентризм, позже смягченный цивилизационными представлениями, но и сегодня иногда проявляющийся во время этнических конфликтов и войн в грубой и жестокой форме.

Зрелое чувство Родины в ходе исторического развития все теснее объединялось с цивилизационными понятиями, с верой, гуманизмом, государственностью и т. д.

С появлением классового расслоения общества осмысление и оценка Родины оказались в зависимости от социально-политических предпочтения, что явилось причиной духовных коллизий в отношении к Родине.

Так в ходе истории, полной событиями и творческими успехами человеческого гения, народ, поселившийся на определенной территории, создавал Родину.

В заключение нашего обзора исторического становления Родины перечислим следующие ее аспекты:

1) национально-исторический;

2) территориальный;

3) культурно-преобразовательный;

4) государственный;

5) геополитический;

6) сакральный;

7) культурно-познавательный;

8) психологический;

9) социально-исторический.

Та картина Родины, которую я только что нарисовал, является структурно-типологическим «портретом» Родины «вообще», или иными словами, ее моделью (pattern). Но Родины «вообще» не существует в действительности, это, как и наша модель, - социологическая абстракция. Каждая конкретно-историческая Родина принадлежит отдельному народу, им заселена и создана, поэтому отечеств в мире столько, сколько народов. Неповторимость каждой Родины усугубляется тем, что Родина есть переплетение различных и разнокачественных нитей - физико-антропологических, расовых, генетических, культурных, даже географических. Все это делает Родину чрезвычайно сложным образованием. Каждая Родина неповторима, и ее возможность слияния с другими отечествами или ее разделения на несколько частей крайне проблематичны. Что-то в этом роде возможно в действительности и даже имело место в истории, но это было, как правило, результатом чудо-

вищного насилия и оказалось болезненным для населяющих отечество или отечества народов. Другое дело - объединение нескольких народов и их отечеств в едином многонациональном государстве. Это вполне возможно, начало такого процесса относится к давним временам, это соответствует международным тенденциям современного развития, и, хотя иногда становится источником трудностей и для народов федерации, в конечном итоге является фактором их положительного развития. Разделение же Родины на два или более государств всегда травматично. До сих пор как следствие Второй мировой войны и последовавшей за ней Корейской на политической карте мира видны два государства, разделяющие корейский народ.

Родина складывалась в истории медленно и постепенно. но когда она оформилась, она приобрела устойчивость и прочность границ, редкую среди других явлений социального мира. Родина по своей исторической природе партикулярна и консервативна. В настоящее время на нашей планете проживают народы, говорящие, по мнению лингвистов, приблизительно на пяти тысячах языках. Можно предположить, что к этой цифре близко количество народов, каждый из которых имеет свою Родину. Хотя малые народы постепенно вливаются в большие, особенно там, где нет вполне состоявшихся государств (Африка, некоторые районы Азии и Океании) процесс этот идет медленно. Итак, Родина есть конкретно историческое явление, каждый раз своеобразное, но имеющее некоторые общие структурные черты. Единой планетарной Родины никогда не существовало, и вообще ее появление в высшей степени гипотетично.

Иначе обстоит дело с возможностью возникновения единого мирового государства. В принципе такое может случиться, хотя, с политической точки зрения, к этому существует много препятствий. Однако некоторая тенденция этого рода имеется. Следует обратить внимание, что Лига Наций и Организация Объединенных Наций вовсе не являются объединением наций, как то предполагает их название. На деле это межгосударственные организации. И уж во всяком случае, это не союз отечеств. Не останавливаясь на данном вопросе, заметим, что Родина и государство, несмотря на обычно встречающиеся их единство в современном мире, суть принципиально различные по своим социальным качествам явления. Государство есть продукт позднего развития человеческого общества, в то время как Родина - древнейшего происхождения. Государство есть рациональное построение, своего рода сетка юридических и социальных норм. Родина есть глубинное обра-

зование, сложившееся из нескольких пластов последовательно накладывавшихся один на другой. Результатом явилось взаимопроникновение самых разнородных явлений, культурных и природных, явлений краткосрочного и исторически весьма длительного действия.

То, «девятиэтажное» определение которое было нами дано, относится к стране, хотя в нем заложена возможность превращения этой страны в Родину. Однако эта возможность может превратиться в действительность лишь в том случае, если налицо чувство Родины, т. е. имеется привязанность соотечественников к своей земле, преданность своему государству, внутреннее освоение традиций своей страны, и, главное, имеется культурное сообщество, объединенное единым языком, единой культурой, единым бытом. При наличии этих данных страна превращается в нашу страну, иначе - Родину. Там, где нет чувства Родины, где нет культурного сообщества, осознающего свою государственность, свою территорию как родную, нет и Родины.

Продолжая говорить о чувстве Родины, подчеркнем, что наш подход не психологический, а культурно-исторический. Речь пойдет об исторических предпосылках формирования чувства Родины. Чувство Родины возникло и оформилось в истории, хотя предпосылки его появления предшествуют самой истории... Историческое становление чувства Родины и его изменение от одной эпохи к другой являются большими темами, которые мы осветим в другой работе. Сейчас же мы переходим к заключению.

В нашем исследовании мы занимались исключительно Родиной вообще, не затрагивая особенностей нашей Родины, которая, естественно, должна интересовать нас в первую очередь. Это тоже особая тема, и этому будет посвящена другая работа. Все же нельзя обойтись без нескольких замечаний на эту тему, показывающих ее значение.

К концу 80-х гг. прошлого столетия социали-

стический строй в нашей стране очутился перед неустранимой необходимостью в реформировании. Реформы начались, но в неуклюжих и своекорыстных руках они привели к развалу и разграблению страны. Цель этих реформ - модернизация страны и ее демократизация - не были достигнуты.

Сегодня мы опять находимся в ситуации, напоминающей 1991 г. Чтобы избежать повторения событий, случившихся тогда, нам необходимо избежать раскола общества и направить радикализацию народных масс, наметившуюся в последнее время, в сторону создания подлинного гражданского общества. В противном случае нас ждет раскол общества с непредвиденными и возможно тяжелыми последствиями. Обстановка осложняется тем, что в современном мире есть могущественные государства, настроенные недружелюбно по отношению к России и ждущие только подходящего момента, чтобы добиться расчленения России на ряд мелких государств и завладеть нашими природными богатствами.

В этих условиях российское общество должно сплотиться и не допустить противопоставления одной его части - другой. Мы - разные по национальности, вероисповеданию, обычаям и образованию, и во многих других отношениях. Но это не должно помешать нам объединиться, ибо все мы - россияне, и в этом предпосылка нашего единения и успеха в труде и защите нашей страны. У нас единая Родина, и в этом наша сила. Значение Родины и заключается в нашей готовности постоять друг за друга. Против нас плетутся сети заговора, но мы сумеем отстоять себя и нашу Отчизну!

Примечания

1 В дальнейшем - Словарь.

2 Солоухин В. Аксаковские места // Солоухин В. Время собирать камни: очерки. М.: Правда, 1990. С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.