Научная статья на тему 'Понятие Родины: современные модификации'

Понятие Родины: современные модификации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9350
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛАЯ РОДИНА КАК ТЕРРИТОРИЯ ДРЕВНЕГО ПЛЕМЕНИ / МАЛАЯ РОДИНА КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ РЕГИОН / МАЛАЯ РОДИНА КАК НОСТАЛЬГИЯ / ВТОРАЯ РОДИНА: РЕЗУЛЬТАТ ЭМИГРАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ В НОВУЮ РОДИНУ / ОБРАЗОВАНИЕ ЗАМКНУТЫХ ДИАСПОР / ИСТОРИЧЕСКАЯ РОДИНА / THE LITTLE HOMELAND AS TERRITORY OF THE ANCIENT TRIBE / THE HOMELAND AS HISTORICAL AND CULTURAL REGION / THE LITTLE HOMELAND AS NOSTALGIA / THE SECOND HOMELAND / HISTORICAL HOMELAND

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Артановский Сергей Николаевич

Родина как традиционное понятие это страна, в которой человек родился. Но современная политическая действительность подсказывает новые значения понятия Родины. Эти понятия разобраны в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The notion of homeland in modern modifications

The traditional notion of Homeland is the land, where person is born. But the new political reality gives new meanings to this word. These meanings are rewired in this article.

Текст научной работы на тему «Понятие Родины: современные модификации»

УДК 314.125

С. Н. Артановский Понятие Родины: современные модификации

Родина как традиционное понятие - это страна, в которой человек родился. Но современная политическая действительность подсказывает новые значения понятия Родины. Эти понятия разобраны в данной статье.

Ключевые слова: малая Родина как территория древнего племени, малая Родина как историко-культурный регион, малая Родина как ностальгия, вторая Родина: результат эмиграции, интеграция в новую Родину, образование замкнутых диаспор, историческая Родина

Sergey N. Artanovsky The notion of homeland in modern modifications

The traditional notion of Homeland is the land, where person is born. But the new political reality gives new meanings to this word. These meanings are rewired in this article.

Keywords: the little Homeland as territory of the ancient tribe, the Homeland as historical and cultural region, the little Homeland as nostalgia, the second Homeland, historical Homeland

Согласно словарным определениям, Родина есть страна, в которой человек родился. Это определение неточно и неглубоко. Конечно, среднестатистически это верно. Но человек может родиться там, где его родители проживают временно между тем как его Родина там, где они живут постоянно. Содержательное определение Родины говорит нам, что Родина есть продукт исторического развития народа, который переделывает естественную среду в соответствии с представлениями своей культуры. Это преобразование - дело рук наших предков и нас самих. Изменив естественную среду согласно нашим представлениям и вкусам, мы полюбили ее как творение нашего разума, нашей воли и наших рук.

В этой статье мы остановимся на модификациях понятия Родины, которым она подверглась в ходе исторического развития, и в особенности в наши дни.

Начнем с понятия «малая Родина» - древнейшего среди понятий, которые мы собираемся рассмотреть. Это понятие имеет три взаимосвязанных смысла. Во-первых, исторически первоначальную небольшую Родину малых человеческих групп, во-вторых, территорию региона, населенного этнически своеобразной группой и в силу некоторых причин относительно обособленную от большой Родины, или просто обособленную от остальной страны. В-третьих, место рождения индивида, проживающего ныне в другой географической точке своей Родины, но сохранившего воспоминания о родном гнезде.

Понятие «малой Родины» в первом смысле структурно полностью совпадает с понятием Родины вообще. В древние времена небольшие человеческие группы, роды, племена, небольшие народы

оседали на ограниченной территории, осваивали ее, превращая ее в свою Родину. Позже эти группы укрупнялись, превращаясь в народы в полном смысле этого слова, образовывая большую Родину. В настоящее время малая Родина в этом смысле является достоянием истории. Однако во многих странах мира сохранились анклавы небольшого размера, которые в той или иной мере изолированы от своей большой Родины. Это территория расселения особых этнических групп (например, баски в Испании) или регионы, в которых в силу каких-то исторических причин со времен феодальной раздробленности проживали этнические группы относительно обособленно. Иногда они имеют собственные государства. Таково, например, государство Андорра на границе Франции и Испании. Такие анклавы могут быть и в пределах одного государства. Население этих анклавов иногда имеет некоторые культурные особенности, впрочем, не слишком большие. Обычно в маленьком городке, принадлежащем этому анклаву, есть любители старины, которые организовывают краеведческий музей, изучают родной край, гордятся его историческим прошлым. Такие явления заслуживают похвалы, ибо они способствуют сохранению этнического и культурного своеобразия обитателей нашей планеты.

К сожалению, это наблюдается не во всех регионах. Но там, где это есть, возникает своего рода «региональное самосознание». Оно помогает лучше познать и полюбить родной край, а с ним, возможно, и всю Родину. Увлечение своей маленькой территорией, ее особенностями в сфере быта, культуры, фольклора, народного говора создает явление, получившее в Западной Европе название регионализма. Регионализм может иметь и

отрицательный смысл. Иногда он становится теоретическим обоснованием сепаратизма.

Регионализм имеет точки соприкосновения с неприятием большого города, все шире распространяющемся в современном урбанизованном мире. Это настроение было уже в древние времена. Еще Вергилий и Гораций воспевали прелести деревни, умилялись здоровым бытом сельской местности. Сегодня суматоха большого города вредно отражается на здоровье его обитателей, а материальное изобилие мегаполиса, контрастирующее с более скромным достатком регионов, вызывает раздражение тех, кто наблюдает жизнь мегаполиса со стороны. Отсюда тяга ко всему обособленному, местному, к маленькому городку, к деревне.

За рубежом, да и в России, давно уже существует литература, сочувственно изображающая местный быт, духовное здоровье жителей регионов в противоположность болезненности и моральной испорченности жителей больших. Назовем только немногие имена. В ХХ в. это итальянский писатель Чезаре Повезе, норвежский - Кнут Гамсун и другие. Такого рода настроения были и в русской литературе, как в XIX, так и в ХХ в. Упомянем только «деревенскую литературу» - течение, возникшее в СССР в последние десятилетия советской власти. Здесь известны имена В. Солоухина, Ф. Абрамова, В. Шукшина и самого значительного из них - Валентина Распутина. Своего рода квинтэссенцией можно считать маленькое стихотворение близкого к «деревенщикам» поэта Николая Рубцова. Вот оно.

Я запомнил, как диво,

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо Меж звериных дорог...

Там в избе деревянной,

Без претензий и льгот,

Так, без газа, без ванной,

Добрый Филя живет.

Филя любит скотину,

Ест любую еду,

Филя ходит в долину,

Филя дует в дуду!

Мир такой справедливый,

Даже нечего крыть...

- Филя, что молчаливый?

- А о чем говорить?

Регионализм и буколические настроения -не одно и то же, но между ними есть общее, они питаются одной идеей: это идея общины в противоположность гражданскому обществу.

Характерно воспоминание М. К. Тенишевой о

ее возвращении в родное поместье после долгого пребывания в Париже. «Весной нас непреодолимо потянуло в деревню. Страдали в тайне, скрывали тоску по родине. Мерещились дорогие картины простора русской деревни, слышались песни, доносились как будто запахи». Дворянская усадьба долгое время была связующим звеном между городской жизнью и деревней. Ныне это звено распалось. Сельская местность почти что исчезла из поля зрения горожанина, живущего только своими урбанистическими интересами. Вместе с ней притупилось и чувство Родины.

Это социально-культурные явления, но есть и психологический коррелят этих тенденций. Речь идет о тяге человека к своему месту рождения. В наше время случается часто, что человек, выросший и проведший детство и юность в маленьком местечке, отправляется в поисках жизненного успеха в большой город, иногда расположенный за тысячу километров от его малой Родины. Многие годы он очень занят, погружен в работу и развлечения, и ему некогда вспоминать о своих ранних годах. Но приходит старость, возможности вести активную жизнь становится все меньше, времени для размышлений - все больше. И теперь он вспоминает свою малую Родину, она представляется ему прекрасной, его тянет вернуться туда, где прошли его лучшие годы. Немногим удается это сделать, но ностальгический образ малой Родины витает в его воображении. Это еще одно значение современного модифицированного понятия «малой Родины». В жизни современного человечества малая Родина не имеет особенного значения. В наши дни на первом плане - большая Родина.

В противоположность малой Родине, большая Родина являет собой многообразие ландшафтов, один большой народ, но с примесью ассимилированных или полуассимилирован-ных пришельцев, один язык, но с различными вариантами. Одно из явлений рассматриваемого круга вопросов - Родина в условиях многонационального государства. Российская Федерация (РФ) является таким государством, и его можно взять в качестве примера, не забывая о том, что каждое многонациональное государство своеобразно. Но поговорим о России.

Каждый из народов РФ, которых насчитывается более полутора сотен, имеет свою историческую территорию, это и есть его Родина. Мы называем такие народы коренными. Но в РФ живет и много представителей других народов, некогда приехавших в нашу страну и осевших в ней. Эти народы такие же полноправные граждане РФ, как и коренное население. Но их Отечество находится где-то в других местах. В советское время были сделаны попытки организовать собствен-

ную Родину для некоторых пришлых народностей - такова была Республика немцев Поволжья и Биробиджан как Отечество для евреев. Но в Биробиджан мало кто поехал, а немцев выселили во время Великой Отечественной войны, потом некоторые вернулись назад, но государственная структура была разрушена и вряд ли будет восстановлена. Мы не видим никакой необходимости в организации таких искусственных Отечеств. Если такие народности желают организовать какие-нибудь землячества или культурные союзы, внести вклад в развитие своего языка и духовной культуры, в устройство национальных праздников, - пожалуйста. Но, по нашему глубокому убеждению, государства в государстве в РФ не нужно.

Таков взгляд на Отечества различных народов РФ с точки зрения истории. Но уже давно со времен присоединения Казани к России, создается единство российского государства в политическом, экономическом и культурном плане. Народы России общаются друг с другом, в какой-то степени территориально перемешиваются, имеют общие устремления, используют русский язык как язык межнационального общения. В итоге создается государственное, геополитическое, культурное и отчасти языковое единство населения РФ. Постепенно возникает чувство общей Родины. Укрепление этого чувства происходит волнообразно, оно то усиливается, то ослабевает в связи с историческими событиями. После распада Советского Союза многонациональную Родину пришлось как бы формировать заново, но все же она существует. Большим вкладом в становление общего чувства Родины была Великая Отечественная война. В настоящее время обилие международных контактов и инокультурных влияний в сегодняшней России ведет к ослаблению внутренней сплоченности и чувства общей российской Родины, хотя в то же время внешние угрозы должны были бы сплотить ее граждан.

Несколько слов об особенностях общей Родины в других многонациональных государствах. Римская империя была примером государства, в котором наблюдалось единство власти, отчасти экономики и языка, но в котором начисто отсутствовало единое чувство Родины. Римская держава основывалась только на силе и в некоторой степени на преимуществах торговли в пределах ойкумены. В этом отношении от нее мало отличались и европейские колониальные империи Нового времени. В таких больших многонациональных странах, как Индия, Индонезия и других процесс образования общей Родины вряд ли можно считать завершенным, хотя он, несомненно, продвигается вперед.

Продолжим тему многонациональной Ро-

дины, но теперь уже совсем в другом аспекте. Речь будет идти о смене Родины индивидами и группами людей.

Бесписьменное общество не знало обширных передвижений в пространстве. Но, если такие передвижения случались, с места сдвигался весь этнос, отправляясь в поисках новой территории. Переход же отдельных людей из племени в племя был весьма редким явлением. Однако американские этнографы установили, что некоторые индейские племена принимали людей из других этнических сообществ, и эти люди навсегда оставались у них. Начиная с античности люди стали много путешествовать в различных целях, торговли, колонизации, завоеваний и т. д. Иногда, как в случае с колонизацией, они навсегда оставались в новых местах, нередко смешиваясь с местным населением. Но лишь в Новое время переезд из страны в страну стал распространенным явлением. Этот переезд не был похож на переселение народов в древние времена. Из страны в страну переезжали отдельные индивиды или группы людей, которые искали себе место на своей новой Родине. В отличие от этого, древнее переселение народов носило лавинообразный характер, чаще всего сопровождаясь завоеванием, уничтожением или ассимиляцией местного населения, построением новых государств. Эти древние переселения стали предметом внимания европейской науки Х1Х в. Ученые того времени, воодушевленные процессом консолидации европейских наций, искали те географические регионы, где возникли народы-пришельцы. Им пыталась помочь в этом индоевропейское языкознание, тоже поглощенное поисками некоего «праязыка» индоевропейской группы наречий. Поиски эти оказались безуспешными, хотя и обогатили науку множеством сведений о древних языках. Более плодотворными были поиски «прародины» европейских народов, но и они во многих случаях остались гадательными. В настоящее время такая модификация понятия Родины, как прародина, интересует лишь узкий круг историков. Но мы сочли нужным упомянуть его для полноты картины. Зато вопрос о современной миграции населения стран мира приобрел в наше время чрезвычайное значение, как в научном, так и в политическом плане.

Но проблема заключается в том, что чувство Родины возникает в лоне национальной жизни и деятельности, окрашивается тонами национальной культуры. Чувство Родины, ощущение принадлежности к ней, привязанность к ней, наконец, любовь к ней - все это является особенным для каждой нации, для каждой создаваемой нацией Родины. Как может чувство Родины, эта

привязанность к своему, быть перенесенной на чужую Родину, страну с другой природной средой, с другой архитектурой, с другими нравами и обычаями, с другим языком? Легко ли отрешиться от своего, усвоенного в течение всей жизни, и полюбить чужое? Можно уважать чужую страну, другой народ, его достижения в культуре, его мужество и талантливость, но как полюбить сердцем то, может быть, очень хорошее, но далекое от родного, что мы нашли на новой Родине?

В то же время Родина - это устоявшееся, будничное, не дающее пищи нашей любознательности и стремления к лучшей жизни. В детстве маленький ребенок ограничен пределами своей колыбели, позже он осваивает дом, потом двор, наконец, Родину-поле богатырское, на котором он должен проявить себя, показать свои таланты, утвердить себя в обществе. Когда это достигнуто, он обращает свои взоры за пределы Родины. Ему хочется повидать чужие края и, если они будут ему по душе, поселиться там.

Но может как раз случиться, что он не устроится у себя на Родине, и это тоже может явиться стимулом поисков новой Родины. Его могут заставить стать эмигрантом политические события на его Родине. И вот он отправляется в чужую страну, которая должна стать его второй Родиной.

Впрочем, второй Родиной она становится не сразу. Более того, она вообще может не стать его Родиной. Ее точнее назвать страной пребывания. Соотечественником этого нового для него национального коллектива человек становится тогда, когда овладевает культурой этого коллектива и у него появляется интуитивно-сознательная привязанность к своей новой Родине. Но это не простой процесс. Человек, поселившийся в чужой стране, волен усвоить по отношению к ней двоякий образ мыслей и поведения. Он может принять ее как свою Родину, приложить усилия, для того чтобы приспособиться к новым условиям своего существования. Однако он может избрать и другой путь. Он может отказаться от духовного вхождения в чужой коллектив, показывая лишь внешнюю принадлежность к нему. Ему по всей вероятности придется в той или иной мере усвоить чужой язык, приспособиться к чужим нравам, научиться не оскорблять обычаи страны его проживания. Но в душе он может остаться чуждым всего или почти всего, что его окружает. Он может сделать это либо из некоторого безразличия, либо из желания остаться по обычаям вместе со своими старыми соотечественниками, которые вместе с ним приехали в эту страну.

Это может быть и осознанной позицией. Так, русские эмигранты, бежавшие из большевистской России и осевшие в зарубежных стра-

нах, сознательно оберегали свою русскость, стремясь сохранить себя для возвращения на Родину, в уже небольшевистскую Россию. Они прилагали усилия, чтобы организовать русское образование, русское книгоиздательство, русскую прессу, они ежегодно праздновали День рождения Пушкина. Однако могло произойти и другое. Человек, проживающий в другой стране, мог сосредоточить свои усилия на том, чтобы по возможности глубже войти в жизнь нового сообщества, стать его членом, почувствовать эту страну своей Родиной.

В современной публицистике и науке вхождение человека или группы людей в новое сообщество обозначается различными терминами: адаптация, ассимиляция, интеграция. Скажем несколько слов об оттенках, которые имеют эти термины. Слово «адаптация» означает «приспособление», биологическое или общественное. Приспосабливаться можно к чему угодно: к высокой температуре, к недостатку свежего воздуха в комнате или к обычаям новой страны и т. д. Это очень широкое по объему понятие, относится оно и к вхождению людей в чужое сообщество. «Ассимиляция» гораздо более конкретный термин, он имеет отношение именно к рассматриваемому явлению, но в последнее время это слово, хотя и продолжает употребляться, впало в немилость. Дело в том, что ассимиляция означает потерю первоначальных этнонациональ-ных признаков человека и приобретение им новых. Но как же можно лишить пришельцев из республики Чад или иного места в том же роде их исконных качеств? Это же будет нарушение прав человека! С другой стороны, снабдить их знанием местного языка и европейских обычаев тоже необходимо. Значит надо снабдить их новым и сохранить их старое. А это очень сложно, если вообще возможно. И вот стали употреблять слово «интеграция», подразумевающее вхождение в новое сообщество с сохранением старых качеств. Правда, вряд ли реальная проблема была решена таким образом.

Конечно, истории известны многие случаи успешной ассимиляции, когда пришельцы приносили много пользы стране, в которой они поселились и которая действительно стала их второй Родиной.

До сих пор у нас шла речь об индивидуальном пребывании в чужой стране и проблеме столь же индивидуального приспособления к ней. Но люди приезжают на чужбину довольно часто группами, иногда, как мы сейчас увидим, они образуют постепенно целые сообщества. Это многое меняет в процессе адаптации. Появление в чужой стране лиц одной этнической принадлежности или национальности попадает

под рубрику диаспоры. Под словом диаспора мы подразумеваем переселение больших групп людей, часто их «излучение» из одного этнона-ционального центра, нередко во многие страны. Диаспора образует более или менее крепко спаянные группы соотечественников по бывшей Родине. Приехав в чужую страну или сформировавшись в ней, диаспора оказывается перед лицом инокультурного и далеко не всегда дружелюбного коренного населения. В этих условиях диаспора пытается защитить свои права сплоченностью, поддержкой друг друга. Для этого требуется сохранение старой культуры и в особенности религии, поддержание единого национального самосознания. Однако это вызывает отчуждение диаспоры от местного населения, в итоге чего культурные различия выступают особенно подчеркнуто, в свою очередь, порождая непонимание и враждебность.

Диаспора вынуждена искать свое место в новом сообществе. Она ищет его уже не как совокупность разрозненных индивидов, а как единая группа, требующая от своих членов более или менее единообразного поведения. Обычно путь в элиты и властные структуры страны-восприемника для пришельцев закрыт. Диаспора обращается к менее престижным сферам деятельности: коммерции, торговле, сфере обслуживания. Так было по крайней мере до ХХ столетия. Однако уже в Х1Х в. мировые диаспоры завоевывали все более прочное положение в финансах, международной торговле, отчасти интеллектуальной деятельности. После Первой мировой войны рухнули властные структуры ряда стран - в первую очередь, побежденных стран. В других странах эти структуры ослабли. Удар по привилегиям аристократических и богатых буржуазных элит был нанесен левыми движениями, в которых некоторые диаспоры, считая себя обездоленными, приняли активное участие. В Германии и России представители диаспор прорвали вековые заслоны, и пришли к власти. Однако это вызвало бурную реакцию со стороны коренного населения. Результатом стало появление новых социальных режимов, в которых диаспорам либо было отведено определенное место, либо из которых они были вытеснены вовсе.

В наши дни к традиционным диаспорам, появление которых в Европе относится к давним временам, прибавились обширные новые диаспоры. В основном они идут с Востока. Это турки, узбеки, таджики и т. д. Западные страны, переживающие кризис рождаемости и депопуляцию, склонны приглашать как можно больше мигрантов, которые приезжают на временную работу или на постоянное жительство. Тем самым они стремятся обеспечить промышлен-

ность и сферу обслуживания рабочей силой. Особенно нужны мигранты в тех областях хозяйственной деятельности, которых чуждается хорошо обеспеченные аборигены западных стран. Но коренное население встречает мигрантов по-разному, нередко без особого дружелюбия. Так возникает проблема мигрантов, которая сегодня будоражит умы жителей Западной, Центральной и Восточной Европы, включая нашу страну.

Мы не будем подводить итоги сказанному о второй Родине. Наша задача была философско-семантического плана, мы стремились дать определение понятия второй Родины и указать на некоторые проблемы, с ним связанные. Вместо заключения я расскажу об одном разговоре, который состоялся у меня во время путешествия по Западной Богемии. Я познакомился с одним туристом, мужчиной в расцвете сил, российским немцем, по программе возвращения на историческую Родину переселившемся в Германию. Он сказал мне на прекрасном русском языке: «Я доволен тем, что переехал в Германию. По отношению к России у меня нет никакой ностальгии». Вот это и есть пример успешного обретения второй Родины - с сохранением русского языка как культурной ценности. Возможно, и других культурных благ.

Мы уже употребляли понятие исторической Родины как территории знающего уже много веков расселения ее обитателей. Но сегодня это понятие приобрело новый оттенок. Исторической Родиной называют страну, которую человек когда-то покинул или покинули его предки. Теперь он собирается вернуться на бывшую Родину, что влечет за собой некоторые проблемы: его проверяют на предмет знания языка исторической Родины, иногда требуют документы, подтверждающие, что он или его предки жили на бывшей Родине. В частности, в России была принята правительственная программа приема и адаптации наших соотечественников, оказавшихся за рубежом в результате распада Советского Союза - их от 25 до 30 миллионов, и многие действительно тоскуют по Родине, но эта программа оказалась практически невыполненной. Приехали отдельные семьи, им предложили работу в глухих уголках Дальнего Востока и других подобных районах нашей Родины.

В качестве дополнения к нашему повествованию отметим, что существует метафорическое употребление слова Родина как образа чего-то очень родного, духовно близкого: «Отечество нам Царское Село» (А. С. Пушкин), «Ранние христиане искали свою новую Родину в пределах монастырской ограды и прилегающих к ней земель» (Георгий Флоровский), или, как любил говорить один мой приятель, «Моя духовная Родина - это гетевский Веймар». На этом мы и закончим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.