Научная статья на тему 'Рискованное поведение подростков как критерий их неадаптированности'

Рискованное поведение подростков как критерий их неадаптированности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
825
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кулакова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рискованное поведение подростков как критерий их неадаптированности»

С.А. Кулакова

Кулакова Светлана Александровна - заместитель начальника отдела правового управления

Федеральная служба исполнения наказания России

Рискованное поведение подростков как критерий их неадаптированности

В современной науке существует ряд проблем, актуальных для целого ряда научных специальностей и направлений. Вне всякого сомнения, одной из таких проблем является поведение подростков. Данный вопрос изучается как представителями юридических наук, особенно криминологии, так и педагогикой, психологией, социологией, медициной и др. Чаще всего ученых интересует девиантное поведение подростков, его генезис, протекание, последствия и способы его предупреждения и пресечения. Одним из вариантов подростковых девиаций определенно является рискованное поведение1.

Систематическое обращение исследователей к проблеме рискованного поведения говорит о различных пониманиях проблемы и путей выхода из нее, а также о недостаточности ее изучения и осмысления. Такое положение сложилось из-за значительного темпа социальных процессов, проходящих в современной нам ситуации, несформированности приоритетов и непрерывности изменений, происходящих на уровне индивидуальных ценностей личности подростка.

Понятие «риск» также не имеет в науке единого определения и рассматривается в применении к поведению человека как принятие решения, выбор варианта поведения в неопределенной ситуации; действие наудачу или даже повышенная вероятность возникновения отрицательных последствий2. Риск может быть немотивированным, проблемным, когда субъект приближается к опасности без особой необходимости. С другой стороны, риск является неотъемлемой частью жизни любого человека, атрибутом лидерства, он помогает достичь желаемой цели, реализоваться в профессии, способствует прогрессу и совершенно необходим в новой, неизвестной, даже опасной ситуации. Это мотивированный риск, связанный с волей и разумом человека, предполагающий прагматический подход и вычисление шансов на успех с учетом угрозы возможных негативных последствий. Такой риск увеличивает область собственных возможностей человека и позволяет в лучшей степени реализовать себя3. Однако, в подростковом возрасте именно рискованное поведение приводит к возникновению непредсказуемой и неожида-емой субъектом угрозы для здоровья и жизни человека, такое поведение является недостаточно адаптированным к реальности, а потому плохо прогнозируемым и неоправданным4.

Таким образом, в рискованном поведении раскрываются и отрицательные, и положительные тенденции, то есть речь может идти как о негативном, так и о позитивном рискованном поведении. Негативное рискованное поведение опасно для здоровья и жизни подростка и включает потребление алкогольных напитков, наркотических веществ, занятия экстремальными видами спорта, зацепингом, селфи и др. Позитивное поведение направлено на социальное моделирование, решение определенных проблем, внутренних конфликтов и преодолению социальных препятствий. Рискованное поведение является этапом взросления, оно может иметь целью экспериментирование с жизненными обстоятельствами и реакциями окружающих.

Ряд авторов выделяют другие содержательные формы рискованного поведения: проблемное поведение, к которому относят употребление наркотиков, криминальное поведение, поведение, отрицательно влияющее на здоровье, где говорят о неправильном питании, употреблении алкоголя, курении и т. д., и негативное поведение по месту учебы, выражающееся в прогулах, дерзости учителям и т. д.

Мы понимаем рискованное поведение как субъективно воспринимаемую подростком значимую деятельность или отказ от деятельности в ситуации неопределенности, представляющую опасность или угрозу для самого индивида или для общества, содержащую определенную цель и непредсказуемую в плане положительных и отрицательных результатов.

Как правило, рискованное поведение предполагает такое личностное качество субъекта, как склонность к риску. Исследования показали, что среди людей взрослых склонность к риску присутствует, но она невелика, а основная часть взрослого населения представляет людей со средним или низким уров-

1 Фортова Л.К., Овчинников О.М. К вопросу о превенции авитальной активности учащейся молодежи // Молодой ученый. 2015. № 12. С. 819-822.

2 Лунина И.В. Отклоняющееся поведение подростков в условиях социальных рисков // Концепт. 2015. № 01.

3 Врублевский А.В. Склонность и готовность к риску. восприятие риска офицером-спасателем в условиях чрезвычайной ситуации // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, № 3. 2017. Т. 1. С. 332-341.

4 Ульянова И.В., Попова Т.А. Рискованное поведение подростков как педагогический феномен // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 9-2. С. 343-349.

нем склонности к риску. М. Цукерман, исследовавший поведение в ситуации риска, констатирует, что, у человека, начиная с 10 лет, склонность к риску начинает возрастать, достигая своего максимума к совершеннолетию, а после 20 лет постепенно снижается1. Таким образом, риск в поведении подростка представляется закономерностью, условной возрастной нормой поведения.

В любом случае, рискованное поведение подростка становится для него попыткой самораскрытия, которое кажется для несформировавшегося человека невозможным для достижения иными путями, без острых телесных и эмоциональных ощущений2.

Немаловажно изучение тех факторов, которые детерминируют данный вид поведения подростков. Ученые подчеркивают наличие тесной связи рискованного поведения с социальными условиями и культурой общества, объясняя этим появление новых форм и разновидностей данного поведения3. В свою очередь, склонность к рискованному поведению приводит к формированию определенных отношений и социальных связей подростков, формируя вокруг них одобряющую их поведение среду и определяя их моральные представления и ценности. Такие группы дают подростку чувство уверенности в поддержке окружающих, имитируют безопасность и защищенность. Демонстрация рискованных форм поведения является для подростков сигналом о принятии ими групповых ценностей. В социальном плане значительное влияние на распространение рискованного поведения в подростковой среде несут такие негативные характеристики среды, как делинквентность, чуждое окружение, насилие.

Играют в формировании склонности к риску роль и педагогические факторы, к которым относятся такие детали и особенности воспитания подростка, как стиль и стереотипы его воспитания родителями, алкогольная или наркотическая зависимость воспитателей, применение насилия в воспитательном процессе, отсутствие, недостаток или непрофессионализм воздействия на подростка.

К психологическим причинам рискованного поведения относят свойственные для данного возраста импульсивность и эмоциональную нестабильность. Часто рискованное поведение стимулируется отрицательными эмоциональными переживаниями, выраженными в напряженности, тревожности, желании доказать свою состоятельность и самостоятельность. Некоторые ученые выделяют и такие негативные факторы, как низкая самооценка, плохое видение жизненных перспектив4. С другой стороны, рискованное поведение является попыткой попробовать свои возможности, оценить свои силы и умения, ловкость и смелость и показать это окружающим в условиях снижения родительского контроля. Подросток определяет свою взрослость, ориентируясь на свою субъективную независимость, возможность самостоятельных решений, а значит и на возможность получать новые, манящие адреналином впечатления и ощущения.

Как детерминанты проявления риска подростками выделяются биологически обусловленные возрастные особенности, включающие бурные обменные и гормональные процессы5.

Таким образом, прослеживается явная аналогия в причинах и механизме возникновения девиантно-го и рискованного поведения подростков. Кроме того, ряд исследователей считают, что склонность к риску в свою очередь провоцирует девиантное и даже делинквентное поведение индивида6. Данные исследования свидетельствуют о целесообразности учета склонности к риску в превенции противоправных форм поведения.

Широкая распространенность и возникновение новых форм рискованного поведения подростков делает актуальной проблему его предупреждения и пресечения. Для этого необходим комплекс мер социального, психологического, воспитательного характера.

Профилактика рискованного поведения подростков - это комплекс психологических, образовательных, юридических, культурных, медико-социальных и других мероприятий, направленных на предупреждение, ограничение и нейтрализацию факторов риска, коррекцию поведения подростков, связанного с рисками для их здоровья и благополучия, а также реабилитацию тех, кто ощутил на себе последствия таких рисков.

Очевидно, что профилактическая работа должна быть выстроена в систему воздействий, имеющих широкий спектр охвата таких личностных компонентов, как когнитивный, поведенческий, ценностно-мотивационный и эмоциональный.

Так, в когнитивной сфере подросток должен иметь представления о себе, о своём здоровье; уметь делать выбор, обеспечивающий его безопасность, учиться формировать жизненные цели и перспективы. В поведенческом плане значимо умение устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками, показывая одновременно независимость поведения и решений. Ценностно-

1 Zuckerman M. Are you a risk taker? // Psychology Today. 2000. V. 33. pp. 52-57.

2 Авдулова, Т. П. Проблемы школьной социализации // Психология обучения. 2009. № 1.

3 Авдулова Т.П., Мотылева Л.А. Социальные представления подростков, склонных к риску // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 2 С. 105-113.

4 Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста, 2018, С. 226-229.

5 Понтон, Л. Сексуальная жизнь подростков. М., 2001.

6 Лакреева А.В., Варуха Л.В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков // «Концепт». 2016. Т. 24. С. 141-146. URL: http://e-koncept.ru/2016/56427.htm (дата обращения: 24.09.2018).

496

Юридическая техника. 2019. № 13

мотивационный блок подразумевает осознание ценности физического здоровья и эмоционального благополучия, развитие волевых качеств, личной системы ценностей, формирование осознанности в выборе и ответственности за него, определение жизненных целей и личной системы ценностей. В эмоциональной сфере внимание следует уделить поддержанию положительных эмоций в процессе деятельности, воспитанию чувства уверенности в себе, уважение и заботы о членах семьи и друзьях, воспитания глубоких и устойчивых эмоций и мировоззренческих чувств.

Некоторые факторы, детерминирующие рискованное поведение подростков, могут быть в значительной степени нейтрализованы специалистами, и в обязательном порядке должны учитываться в профилактической работе с ними. Тщательно продуманное профессиональное профилактическое воздействие, включающее усиление положительных тенденций нравственного развития личности, формирование устойчивых защитных механизмов личности ребёнка, даст возможность избежать рискового поведения в будущем. В случае отсутствия подобного вмешательства, велика вероятность неблагоприятных последствий для жизни, здоровья и благополучия подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.