Ключевые слова: образовательные результаты, технология, интерактивные средства обучения.
Batakova E.L.
Postgraduate student, Vyatka state University of Humanities THE USE OF INTERACTIVE TEACHING METHODS IN MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Abstract
The article considers should be used at lessons of computer science and modern technology in conjunction with the interactive learning tools to achieve new educational results; an example of implementation of this concept through the lesson didactic games, developed by the author's method and its results.
Keywords: educational outcomes, technology, interactive teaching resources.
Одной из главных задач совершенствования системы школьного образования является создание условий для самореализации и развития учащихся. Таким образом, новые образовательные результаты будут достигнуты в случае интеграции современной педагогической технологии, средств обучения и ИКТ.
Описание процесса достижения планируемых образовательных результатов заключено в педагогической технологии. Инструментом деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития являются, в том числе, средства обучения.
В настоящее время идет осмысление, отражающее и задающее сегодняшнюю специфику образовательного процесса. Для достижения новых образовательных результатов, которые отвечают современным запросам общества, требуются новые средства и организованные на их основе новые технологии обучения. В исследованиях (А. А. Кузнецова, Е. С. Полат, И. В. Роберт, И. М. Осмоловской, Е. О. Ивановой и др.) подчеркивается, что необходимым потенциалом для достижения новых образовательных результатов обладают технологии и средства обучения, построенные на основе ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), например, интерактивные средства обучения.
В процессе исследования автором была разработана новая информационно-образовательная среда, которая включает в себя информационно-образовательное пространство и основанный на нем процесс обучения. Предполагаемые образовательные результаты достигаются путем реализации авторской методики на уроках информатики при изучении раздела «Алгоритмы» учащимися седьмого класса. Концептуальная единица описанного пространства - интерактивные средства обучения, позволяющие сделать процесс обучения познавательным и творческим, разнообразным и результативным.
Кроме того, данная среда включает обширный спектр образовательных возможностей для субъектов: работа в группе, в команде, самостоятельная, с педагогом. Все эти формы деятельности интегрированы в различные педагогические технологии (игра, урок решения задач, активные методы обучения и т.д.), оснащенные интерактивными средствами обучения, что оказывает влияние на характер взаимодействия педагога и учащихся и стимулирует их активность в диалоге, расширяя возможности свободного выбора.
В.М.Шепель определил технологию как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
По Б.Т.Лихачеву педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационнометодический инструментарий педагогического процесса.
Одна из современных педагогических технологий - дидактическая игра. Игровые формы обучения на уроке - эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Мы считаем, что применение на уроках информатики педагогической технологии дидактическая игра в совокупности с интерактивными средствами делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у учащихся бодрое рабочее настроение, а также предотвращают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
В процессе реализации урока «Что такое алгоритм», разработанного на основе авторской методики, выявлены следующие образовательные результаты:
- Личностные: сформирован интерес к изучаемой теме «Что такое алгоритмы», мотивация к дальнейшему изучению данного раздела программы благодаря использованию на уроке вышеперечисленных интерактивных средств обучения.
- Метапредметные: умение работать сообща, в команде, освоены навыки анализа информации (условия и начальные данные задач), сформирована мотивация к познавательной активности в процессе изучения темы «Что такое алгоритмы» для успешного усвоения общеобразовательных предметов и реализации себя в иных сферах деятельности.
- Предметные: знание «Что такое алгоритмы» и принципы их использования при решении задач, навыки выстраивания определенного порядка действий для достижения требуемого результата, стремление к более широким знаниям в данной предметной области.
Тем не менее, достижение новых образовательных результатов произойдет только в том случае, когда вся совокупность интерактивных средств обучения будет грамотно адаптирована и применена педагогом в выбранной им современной педагогической технологии и предлагаемых условиях.
Литература
1. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006.
2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2012.
3. Кузнецов А.А. Требования к результатам освоения общеобразовательных программ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/17/874.doc.
Вербовская В.С.
Аспирант, РГПУ им. А.И.Герцена, институт Детства
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье представлены результаты диагностики развития эмоциональной отзывчивости дошкольников, отношения родителей к данной проблеме, определены педагогические направления решения данной проблемы.
Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, дошкольный возраст, диагностика.
Verbovskaya V.S.
Postgraduate student, Herzen Russian state pedagogical University. The Institute of Childhood.
RESULTS RESEARCH OF DEVELOPMENT OF EMOTIONAL RESPONSIVENESS PRESCHOOLERS.
11
Abstract
The paper presents the results of the diagnostic development of emotional responsiveness preschoolers, the attitude of parents to this problem and determined the direction of pedagogical solutions to the problem.
Keywords: emotional responsiveness, preschool age, diagnostics.
Приобщение детей к музыкальному искусству должно способствовать формированию способности откликаться на эмоции близких людей и друзей, сопереживать персонажам сказок и рассказов, эмоционально реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. В.А. Сухомлинский утверждал, что отзывчивость на состояние других людей составляет едва ли не самое драгоценное достояние человека. Особенно актуальна данная проблема в детском саду, поскольку дошкольный возраст является сензитивным для развития эмоциональной сферы вообще и эмоциональной отзывчивости в частности. Целью нашего исследования является развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника средствами музыки, для достижения которой мы осуществили констатирующую диагностику уровня эмоциональной отзывчивости дошкольников. Логика педагогического эксперимента обусловила четыре серии, в которых приняли участие 80 дошкольников в возрасте 5-6 лет, 18 педагогов ДОУ, 68 родителей. В первой серии мы изучали музыкальные предпочтения дошкольников по методике оценки операционального (поведенческого) компонента музыкально-эстетических предпочтений, вкусов, убеждений «Музыкальный магазин» В.П. Анисимова. Согласно результатам, дети выбирают современную популярную музыку, что скорее объясняется не вкусовыми предпочтениями, а узнаваемостью, популярностью и доступностью частого звучания музыки. Нельзя не отметить, что детям больше нравится веселая, «понятная» музыка, что подчеркивает отсутствие связи музыки с настроениями людей, с сопровождением музыкой жизненных событий. Во второй серии изучался уровень эмоциональности дошкольников по методике «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой и проективной методике М.А. Нгуена «Дорисовывание: мир вещей - мир людей - мир эмоций». Мы получили следующие результаты: низкий уровень развития эмоциональной сферы демонстрирует более половины детей (43 из 80 дошкольников), средний уровень имеют 19 детей, что составляет 23,75% и высокий только у 18 детей, что составило 22,5 %. Причем, некоторые дети с трудом распознали не более 4 эмоций и не справились с заданием вербализации эмоций, в то время как другие очень уверенно выполнили все задания, что говорит о различном уровне развития эмоциональной отзывчивости. Только 12 дошкольников дорисовали фигурки лицами людей с фиксацией эмоций (в основном - улыбки). Чаще дети рисовали животных, цветы, домики. По результатам второй сессии диагностики высокий уровень эмоционального интеллекта проявили 12 дошкольников, что составляет 15% и 57,5 %, то есть более половины детей - низкий уровень эмоционального интеллекта.
Третьей серией являлось определение уровня эмоциональной отзывчивости дошкольников по методикам «Сравнительная рефлексия эмоциональной отзывчивости» Л.В. Школяр, «Музыкальный разговор», «Музыкальная палитра» В.П. Анисимова, «Диагностика художественного восприятия музыкальных произведений детьми старшего дошкольного возраста» А.Г. Гогоберидзе. Анализ полученных данных позволяет констатировать, что 28 детей проявили низкий уровень эмоционально-образного осмысления, что составляет 35%. Это значит, что 28 детей фактически не смогли изобразить состояние, вызванное музыкой, даже простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме для них оказалось невозможным. Надо отметить, что 14 дошкольников, глядя на других детей, пытались как-то отреагировать, но их реакции нельзя назвать соответствующими. Остальные 52 дошкольника (65%) показали средний уровень развития эмоциональной отзывчивости, который характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта (без особых детализаций своего отображения). Высокий уровень эмоциональной отзывчивости, характеризующийся конгруэнтным осмыслением эмоционально-образного содержания музыки, демонстрацией креативности самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме, как то: оригинальность, детализация, беглость, гибкость, не проявил ни один дошкольник. Результаты диагностики художественного восприятия музыкальных произведений детьми старшего дошкольного возраста показали, что 44 дошкольника проявили средний уровень эмоциональной отзывчивости, что составило 55 % и только 10 %, то есть 8 детей, имеют высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку. Характеризуя Марш из балета «Щелкунчик», дети среди эпитетов выбирали только «гордая», «сердитая», «суровая». Характеризуя «Песню жаворонка» - «ласковая», «плавная», «протяжная», «спокойная». Делая вывод, нужно, к сожалению, отметить некоторую бедность вербализации эмоций, дети выбирали наиболее знакомые слова, нередко не характеризующие смысловое значение произведения, что подчеркивает необходимость работы в направлении развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в ДОУ. Результаты совокупной оценки развития эмоциональной отзывчивости дошкольников на констатирующем этапе педагогического исследования по всем критериям представлены в таблице.
Распределение выборки дошкольников по уровням развития эмоциональной отзывчивости (в % от выборки 80 человек)
Уровень / критерий Творческий Продуктивный Исполнительский Репродуктивный
Мотивационно- когнитивный 0 10 55 35
Невербально- экспрессивный 0 10 55 35
Вербально- аналитический 0 22,5 23,75 53,75
Опытно- действенный 0 7,5 46,5 46
Обобщенный показатель 0 12,5 45,065 42,4375
Анализ полученных результатов подчеркивают актуальность заявленной проблемы, необходимость ее решения в образовательном процессе ДОУ, формирование мотивации к решению данной проблемы у педагогов и родителей. Результаты анкетирования родителей также подчеркивают актуальность проблемы. Так, отвечая на вопросы анкеты, все родители подтвердили, что любят слушать музыку в семье, однако только 65% поют и слушают музыку вместе с ребенком и только 43% слушают музыку каждый день. Все родители утверждают, что их ребенок охотно слушает музыку, но вместе с тем 25% из них не знают, какая у ребенка любимая музыка. Следовательно, родители в большинстве своем не озадачены проблемой приобщения ребенка к музыкальной культуре, так 10% среди них вообще не уверены, что ребенку необходимо приобщение к музыке. Несмотря на то, что все родители считают, что их ребенок реагирует на музыку вербально (подпевает), мимикой и поведением (отбивает ритм, пританцовывает), никто из родителей не занимается специальным подбором музыкального репертуара детям, так как 55% детей в семьях слушают то, что слушают все и только 45% имеют записи детских песен и музыки из мультфильмов.
Таким, образом, проведенное нами исследование позволяет констатировать, что проблема развития эмоциональной отзывчивости в образовательном процессе дошкольного учреждения очевидна и требует педагогического решения на уровне методов, технологий, средств. В рамках исследования нами разработана и будет реализована в практику ДОУ личностно
12
ориентированная технология развития эмоциональной отзывчивости дошкольников «Музыкальный альбом», а также разработаны рекомендации для педагогов и родителей.
Литература
1. Анисимов В.П. О диагностике эмоциональной отзывчивости детей средствами музыки // Психология в школе: зона ближайшего развития. Материалы VII Всеросс. конф. - Часть 1. - СПб.: ЗАО «Иматон-М», 2002.
2. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 128с.
3. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. - М.: Издательский центр «Академия», 2004, 164 с.
4. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
Карачевцева МВ.1, Чжан Е.Е.2
'Преподаватель английского языка, IT-колледж Восточно-Казахстанский Государственный Технический Университет им. Д.Серикбаева, Усть-Каменогорск, Казахстан; 2кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор, ВосточноКазахстанский Государственный Университет им. С.Аманжолова, Усть-Каменогорск, Казахстан; КОНЦЕПЦИЯ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕХЪЯЗЫЧНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация
В статье раскрываются основные концептуальные принципы курса «Профессиональный английский язык" для IT-специалистов, используемые авторами.
Программа направлена на формирование у студентов IT специальностей колледжа трехъязычной лингвистической компетенции. В соответствии с предлагаемой программой, формирование речевой компетенции реализуется через интеграцию содержания английского, казахского и русского языков. На основе учета лингвистических особенностей этих языков, в основу системы упражнений положен комплекс методик, связанных с составлением сравнений (в английском, казахском и русском языках). Эти методики реализуются через конкретные модели организации речевой работы и наполняются трехъязычным содержанием.
Одним из принципов при составлении Программы выступает принцип интеграции иностранного языка в учебную и профессиональную деятельность. Для успешной реализации трансформации учебно-познавательной деятельности в профессиональную в качестве основного ориентира в Программе выступает модель профессиональной деятельности конкурентоспособного специалиста.
Особую значимость и актуальность приобретает использование средств мультимедиа при обучении профессиональному английскому языку будущих IT-специалистов. Структура и система упражнений, включенных в предлагаемый мультимедийный комплекс, предполагают использование интерактивных методов обучения, что способствует успешному формированию языковой компетентности.
Kлючевые слова: трехъязычие, компетенции, лингвистические компетенции, профессиональные компетенции, IT-
специалисты
Karachevtseva M.V. \ Chzhan Y.Y. 2
'teacher of English, IT-college D. Serikbaev East-Kazakhstan State Technical University, Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan; 2PhD in Pedagogy, associate professor, S. Amanzholov East-Kazakhstan State University, Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan
CONCEPT OF ORIGINAL PROGRAM AIMED AT FORMATION OF IT-SPECIALISTS’ TRILINGUAL COMPETENCE
Annotation
The article reveals the authors' basic conceptual principles of the course "Professional English" for IT-specialists.
The program aims at developing trilingual linguistic competence in college students of IT-specialties. According to the proposed program the formation of speech competence is realized through integration of English, Kazakh and Russian languages. Taking into consideration the linguistic features of the languages belonging to different language systems, a set of techniques associated with drawing comparisons (in English, Kazakh and Russian) is used. These techniques are implemented through a specific model of organization of speech activities and are filled with trilingual content.
One of the principles of the Program is the principle of integration of foreign language teaching and professional activities. For successful implementation of the transformation of educational-cognitive activity in the trade the model ofprofessional competitive specialist is taken as a focus in the program.
Of particular importance in the program is the use of multimedia in teaching professional English to future IT professionals. The structure and set of exercises included in the proposed multimedia complex, involve the use of interactive teaching methods that contribute to the successful formation of the language competence.
Keywords: trilinguism, competence, linguistic competence, professional competence, IT-specialists
Изменения, происходящие в современном обществе, а именно, тенденции глобализации, всемирной интеграции в различных областях экономической, технической, культурной, общественной и индивидуальной жизни требуют подготовки конкурентоспособных специалистов. Конкурентоспособный специалист сегодня - это не только специалист, обладающий профессиональными компетенциями, это - полилингвальная и поликультурная личность, обладающая определенными языковыми (лингвистическими) компетенциями. Следуя концепции Национального культурного проекта «Триединство языков» [11], предложенного по инициативе Главы государства Н.А. Назарбаева, начата его реализация в Казахстане. Президент считает, что в обозримом будущем население Казахстана должно владеть не двумя, а тремя языками. Вопрос трёхъязычия был поднят Главой нашего государства и в Послании народу Казахстана: «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык - государственный, русский язык как язык межнационального общения и английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику» [11].
Таким образом, новый социальный заказ на подготовку специалистов, владеющих тремя языками (казахским, который имеет статус государственного, русским и английским), требует перестройки всего процесса обучения и пересмотра программ обучения в частности. В связи с вышесказанным в IT-колледже Восточно-Казахстанского государственного университета им. Д. Серикбаева в рамках грантового финансирования начата работа над проектом «Формирование трёхъязычной компетенции студентов информационных специальностей колледжа средствами мультимедиа». Суть проекта в разработке авторской программы для обучения профессиональному английскому языку студентов IT-специальностей колледжа посредством мультимедиа.
Целенаправленность процессов активного использования в нашей Республике трёх языков и формирования у будущих специалистов трёхъязычной компетенции послужила основой разрабатываемой Программы.
Формирование трехъязычной компетенции является одним из главных аспектов воспитания полилингвальной и поликультурной личности.
13